Новое открытие ученых сделает электромобили
эффективнее бензиновых машин
Группа исследователей из университета Массачусетса в Бостоне во главе с
доктором Стюартом Личтом (Stuart Licht) разработала новый тип
возобновляемого электрохимического источника тока. По расчётам, он впервые
сможет превзойти по удельной ёмкости бак с бензином, а также - все другие
электрохимические генераторы и все типы перезаряжаемых аккумуляторных
батарей.
Пока это только первое исследование, подкреплённое
вычислениями и химическими опытами, однако если оно дойдёт до
практического устройства, пригодного для массового применения, это может
означать новый этап в истории электромобилей. Ведь их распространение
сдерживает отсутствие источников питания электромоторов, способных
потягаться с бензином по удельной (на литр объёма) ёмкости.
Авторы работы, опубликованной в ChemComm, подчёркивают - когда они
говорят о превосходстве новой системы хранения энергии над бензином,
подразумеваются практически достижимые значения удельной ёмкости, с учётом
всех потерь. То есть включая реальный КПД мотора для бензинового авто, а
для электрохимического бортового генератора - потери напряжения в
элементе, необходимость в электродах, электролите, корпусе и прочих узлах
и деталях самой системы, занимающих немалый объём и имеющих существенный
вес, и так далее...
Итак, новый тип электрохимической ячейки
может превзойти по "калорийности" и бензин (причём - почти вдвое), и
жидкий водород (в два с лишком раза), и воздушно-цинковые элементы (почти
втрое), и литиево-ионные батареи (в десять раз), и уж тем более -
свинцово-кислотные аккумуляторы (примерно в 60-70 раз).
Называется новинка vanadium boride air cell, что можно перевести как
воздушно-ванадиево-боридный элемент. По принципу действия и устройству, а
также по составу электролита и катода он сходен с давно известным
воздушно-цинковым элементом (zinc-air fuel cells), в котором электричество
производится при окислении цинка. Последний находится в самом элементе, и
по израсходовании этого топлива его нужно менять - путём смены каких-либо
картриджей или цинковой пасты.
Точно так же дело обстоит и в
ванадиево-боридном генераторе. Только топливом служит не цинк, а борид
ванадия. Причём окисляются оба элемента, так что при работе новой ячейки
образуются оксид ванадия и оксид бора.
Каковы же его
возможности? Теоретическая плотность энергии самого VB2 составляет 27
киловатт-часов на литр. А вот практическую плотность энергии, с учётом
присутствия всех реальных элементов такой ячейки, авторы исследования
оценили как 5 киловатт-часов на литр. Сравните это с бензином: 9,6
киловатт-часа на литр для самого топлива в теории и 2,7 киловатт-часов на
литр - на практике, с учётом реального КПД ДВС.
Те же серийные
воздушно-цинковые батареи со сменными картриджами, родственные VB2-ячейке,
обладают фактической удельной ёмкостью 1,75 киловатт-часа на литр, а
типичные литиевые аккумуляторы могут похвастать лишь показателем в 0,5
киловатт-часа на литр.
Интересно, что в своей работе авторы
предусмотрели решение многих проблем ванадиево-боридного элемента. Скажем,
коррозию VB2, приводящую к быстрой потере ёмкости, но главное - к выпуску
водорода, который может разрушить элемент и к тому же - огнеопасен. Учёные
говорят, что стабилизировать анод из борида ванадия довольно легко путём
нанесения на него тонкого покрытия из диоксида циркона.
Ещё
интереснее, что исследователи разработали и схему регенерации
прореагировавшего с воздухом борида ванадия. Она представляет собой целую
цепочку реакций с участием магния в присутствии соляной кислоты, воды и
при энергетической подпитке всего этого круговорота веществ от солнечных
лучей.
Фактически, предполагают авторы работы, специальные
предприятия могут довольно просто "паковать" солнечную энергию в виде
борида ванадия, который пойдёт на зарядку электрохимических ячеек авто и
после израсходования - уже в виде оксидов бора и ванадия - вернётся на тот
же завод для повторного восстановления.
Недавно отмечавшееся десятилетие федерального закона "Об ипотеке"
могло оставить после себя ощущение, что в стране до июля 1998 года никогда
не существовало кредитования под залог недвижимости. На самом же деле на
протяжении столетий ипотека оставалась главным, а временами и единственным
способом получения кредитов и ссуд. Все другие способы либо не работали,
либо обставлялись таким количеством условий, что заемщик попросту
отказывался от крайне необходимых ему денег.
http://www.rokf.ru/mortgage/2008/07/31/034927.html
Конкурс авторской пенсии
Задумываться о том, как обеспечить собственную старость, некоторые
граждане начинают незадолго до выхода на пенсию, большинство же не
задумываются о размере будущей пенсии вовсе. Тем не менее есть несколько
способов заметно повлиять на ее размер и не рассчитывать исключительно на
государство.
http://www.rokf.ru/investment/2008/07/30/085436.html
Самые громкие футбольные трансферы
Нынешний период дозаявок в европейском футболе - самый веселый из
всех прочих аналогичных периодов, случающихся по два раза в год.
Наибольший интерес у публики вызывают не уже состоявшиеся переходы или те,
что вот-вот произойдут, а трансферы, возможные лишь в будущем или вообще
невероятные.
http://www.rokf.ru/different/2008/07/30/085157.html