Вчера
на бюджетном совещании правительству не удалось сформировать базовые
параметры бюджета на 2010 год. Министерствам предложено продолжить
работу по программе сокращения госрасходов, менеджменту госбанков —
вернуться из отпусков для запуска кредитования под госгарантии, Минфину
и его коллегам — рассмотреть возможности индексации налогов и сборов с
2010 года. К концу июля бюджет должен быть готов в общих чертах: к
этому времени предстоит решить вопрос о росте налогов и сборов, в
первую очередь с "Газпрома" и нефтяников.
Вчерашнее заседание президиума правительства по
решению премьера Владимира Путина было заменено на бюджетное совещание.
Основной состав участников почти не поменялся — к членам президиума
присоединились председатель ЦБ Сергей Игнатьев, советник президента
Аркадий Дворкович и руководители Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка,
Россельхозбанка и ВЭБа. В более широком составе перед совещанием у
премьера руководители ведомств и банкиры собрались у первого
вице-премьера Игоря Шувалова. Череда бюджетных совещаний в Белом доме
не первая попытка правительства определиться с количественными
показателями бюджета-2010. Последний раз Владимир Путин проводил
подобное совещание 15 июня — официально объявленным результатом стало
подтверждение сроков переноса работы над бюджетом на осень 2009 года.
По итогам вчерашнего обсуждения вице-премьер
Алексей Кудрин констатировал: правительство по-прежнему не определилось
с основными параметрами бюджета, их рассмотрение перенесено на 22-24
июля. Отправлена на доработку и рабочая версия прогноза Минэкономики
(см. статью на этой же странице). "Это было, по сути, промежуточное
совещание",— заявил вице-премьер Алексей Кудрин.
Обсуждение, впрочем, и не могло завершиться
объявлением цифр: бюджетный процесс изменил логику. Неофициально в
Белом доме говорят об отказе от работы по схеме, предписанной Бюджетным
кодексом. Кодекс предусматривает формирование бюджета "от общего к
частному": правительство определяется с прогнозом на следующий год, на
его основе рассчитывает общие доходные и расходные показатели, затем
определяются приоритеты финансирования. На этот раз руководителям
министерств и ведомств рекомендовано представить соображения о
сокращении расходов, не ориентируясь на общую бюджетную картину. По
сведениям источников "Ъ" в правительстве, цифры прогнозных доходов
бюджета на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином, известны лишь
премьер-министру и вице-премьерам. Такой подход в правительстве
объясняют нежеланием "будоражить лоббистов в условиях очень большого
сокращения бюджетных расходов".
Сокращения ожидаются более жесткими, чем в 2009
году. Так, Владимир Путин вчера предложил в 2010 году вообще не
начинать новых строительных проектов, основанных на госфинансировании.
Здесь базовая проблема даже не в госинвестициях: большая часть
госинвестпроектов основана на софинансировании и мультипликации эффекта
от госвливаний частными инвестициями. Последние уже с 2009 года
тормозятся сокращением кредитования банками. Вызванным вчера
руководителям госбанков, которые ранее к подготовке бюджета почти не
привлекались, Владимир Путин приказал отменить летние отпуска.
Поставлена задача увеличить кредитный портфель до 1 сентября на 300
млрд руб. и до 1 октября — на 400-500 млрд руб. Вице-премьеру Игорю
Шувалову указано докладывать премьеру о том, как работает механизм
госгарантий. Белый дом по-прежнему ставит именно на них, и в выходные
Владимир Путин обсуждал кредитование во втором полугодии с главой ЦБ
Сергеем Игнатьевым.
Премьер-министр обозначил еще одну важную тему
совещаний 30 июня: правительство рассматривает возможность увеличения
доходов государства, в том числе налоговых. Напомним, в Госдуме уже
находится законопроект, разрешающий бюджетам всех уровней осенью 2009
года, вопреки ограничениям Бюджетного кодекса, изменять с 1 января 2010
года ставки налогов и сборов. Владимир Путин говорил вчера о
необходимости повышения собираемости налогов Федеральной налоговой
службой. Об изменении налогов, впрочем, пока речи не шло, но премьер
призвал Белый дом проанализировать ставки отдельных "платежей и
сборов", которые "не индексировались несколько лет" и "функции по
финобеспечению деятельности государства уже не выполняют".
Алексей Кудрин уже вчера назвал основные сборы,
которые могут быть повышены: НДПИ и экспортные пошлины на газ, акцизы
на топливо, табак, алкоголь и пиво. В этой связи понятно, почему вчера
решение о базовых параметрах бюджета не было принято. Оно невозможно
без обсуждения параметров экономики "Газпрома" на 2010 год: он и
нефтяные компании с их относительно низким налогообложением на
внутреннем рынке топлива остались главным резервом Белого дома по
доходам-2010.