раждане
РФ теперь больше интересуются едой, нежели товарами длительного
пользования — такой вывод можно сделать из последних данных об обороте
розничной торговли. Некоторая стабилизация потребительской уверенности,
отмеченная в мае, компенсируется изменением стратегии покупателей,
вошедших в "режим экономии". Кризисные же изменения спроса опираются на
возобновление роста безработицы и снижение доходов населения, которые
граждане, согласно статистике ФНС, предпочитают теперь оставлять в
налоговой "тени".
Вчера ФНС опубликовала статистику, согласно
которой поступление администрируемых службой доходов бюджета в
январе—мае 2009 года снизилось до 3,3 трлн руб. по сравнению с
аналогичным периодом 2008 года, когда поступления составили 4,1 трлн
руб. Отставание от прошлогодних показателей уменьшилось: к концу апреля
оно составляло 20,9%, к концу мая — 20,1%. В то же время сборы НДФЛ
демонстрируют обратную динамику — если еще в марте рост поступлений от
НДФЛ составлял 8,6% к марту 2008 года, в апреле сборы сократились на
1,4%, в мае же 2009 года к маю 2008 года падение усугубилось и
составило 5,6%. С учетом того, что, по данным Росстата, в мае 2009 года
сокращение реальных доходов населения в годовом выражении составило
1,3%, можно констатировать заметный уход физических лиц в "тень".
По данным еженедельного мониторинга Минздрава,
число регистрируемых безработных после снижения в начале мая 2009 года
снова выросло. С 11 по 17 июня численность безработных увеличилась на
0,1%, или на 2 тыс. человек, и составила 2,194 млн. По данным Росстата
за май, общая безработица по методологии Международной организации
труда снизилась с 10,2 до 9,9%. В обзоре "Тройки Диалог" отмечается:
рост безработицы, по всей видимости, продолжится. Также в компании
отмечают признаки восстановления внутреннего спроса в РФ в мае—июне. Но
компании, почувствовав восстановление спроса, не торопятся расширять
штаты, а предприятия, на которых улучшения нет, едва ли смогут обойтись
без новых сокращений.
Данные маркетологов подтверждают некоторое
восстановление потребительской уверенности. Компания Nielsen в новом
исследовании "Российский потребитель в кризис" констатирует, что
уровень потребительского доверия в России впервые за восемь последних
месяцев стабилизировался. После значительного падения (со 104 пунктов в
сентябре 2008 года до 75 пунктов в марте 2009 года) в мае индекс
потребительского доверия продемонстрировал рост на семь пунктов,
вернувшись на уровень февраля 2009 года. При этом Nielsen отмечает:
потребители выбирают в качестве основной стратегии "режим экономии" — в
мае 2009 года 78% респондентов считали ближайшие 12 месяцев не самым
лучшим временем для покупки товаров, которые нужны или хочется
приобрести; в феврале 2009 года таких было 67%.
"Мы наблюдаем продолжение падения
потребительского спроса, в годовом выражении цифра будет ухудшаться",—
заявил вчера заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач. Сокращение
оборота розницы увеличилось с 4,5% в апреле до 5,6% в мае. При этом
данные розницы демонстрируют "кризисные" изменения спектра
потребительского спроса. Оборот розничной торговли непродовольственными
товарами по сравнению с маем 2008 года снизился на 8,4%, пищевыми
продуктами, напитками и табачными изделиями сократился лишь на 2,7% —
пока экономия на еде дается гражданам РФ труднее отказа от вещей.