Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мощные инструменты развития бизнеса


Рассылка для владельцев и первых лиц компаний

МОЩНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Международная Компания H-aRt

Письмо автору

Сайт Компании H-aRt  

Подписаться

Архив рассылки

Выпуск N 16  от 18  сентября  2009 г.

__________________________________________________________

Система бюджетирования или где же прячется EBITDA* (письмо первое)

Добрый день, дорогой читатель!  Сегодня наш рассказ о том, как эффективно контролировать финансовые потоки своей компании.

«В нынешней ситуации кризиса инструмент - система финансового планирования, показал огромную эффективность, так как он позволяет нам эффективно и грамотно распределить финансовые средства, оптимизировать эти распределения, что позволяет на сегодняшний день обеспечить  бесперебойную работу нашей компании и, соответственно, достигать тех задач, как увеличение доли рынка, повышение прибыли компании» Председатель правлення  ОАО «Луцк Фудз» Ю.Н. Хорошевский  

Почему денег всегда не хватает

От владельцев бизнесов часто можно услышать: «Раньше у нас была полная неразбериха с финансами. Ввели бюджетирование, - появился порядок. Замечательная вещь. Есть только одна проблема: расходная часть бюджета всегда выполняется на сто процентов, а вот доходная – как получится. Иногда случается, что работаем в минус».  Почему так происходит?

Классик американского менеджмента Л. Рон Хаббард открыл законы в отношении финансов, которые помогут нам в этом разобраться.

Вот первый из них: «Организация будет пытаться потратить больше, чем она производит».

Давайте рассмотрим это на примере бюджета семьи, состоящей из четырех человек: мама, папа, дочь и сын. Скажем, эта семья живет на 2500 $ в месяц. Члены семьи привыкли выживать на эти деньги, вся сумма заранее распланирована, и особых страстей при дележе этих средств не возникает. Но вот в один прекрасный день глава семьи получает премию в размере 3000$.   В тот самый момент, когда домочадцы узнают о премии, каждому из них приходит в голову замечательная идея о том, что именно он знает, как лучше распорядиться «лишними» деньгами наилучшим образом.  А теперь вопрос: будет ли сумма всех покупок, которые они тут же запланировали, равняться этим 3000$, или же значительно ее превысит? Ответ очевиден: общая сумма всех запланированных членами семьи покупок будет превышать сумму премии минимум в 3 раза.

Также и в компании, если вы посчитаете суммарную стоимость всех приобретений, которые, по мнению сотрудников, просто позарез нужно сделать прямо сейчас, а затем добавите к этому обязательные траты, такие как налоги, аренда, зарплата, связь, затраты на сырье, и проч., получившаяся сумма будет превышать доход компании в несколько раз. Если не верите, то проведите опрос персонала, задавая людям только один вопрос: «Что вам необходимо для работы?». Поэтому при формировании бюджета руководители подразделений стремятся заложить в затратную часть все эти «необходимые» расходы.

Закон второй: «Расходы организации определяет не то, сколько ей нужно для деятельности, а то, какое количество средств, по её мнению, у неё есть в распоряжении».

Для того чтобы убедиться в правильности этого утверждения спросите себя, что определяет ваши личные расходы?  Действительная необходимость, или размер вашего дохода? К примеру, моя жена тратит все, что у нее имеется в наличии, независимо от суммы. Конечно же, она покупает только «все самое необходимое», но при этом количество «необходимого» напрямую зависит от имеющейся в наличии суммы. Сделайте такой эксперимент: пройдите по дому и составьте список того, чем вы никогда не пользовались, не пользуетесь, и никогда не будете пользоваться. Теперь подсчитайте, сколько все это стоит, а затем спросите себя, пригодились бы вам сейчас эти деньги. То же самое можно сделать в компании, результат будет весьма впечатляющим. 

Приведу еще один пример. В бюджете вашей компании заложены траты на канцелярские товары и офисную бумагу. Но если за отчетный период запланированного количества канцелярских принадлежностей и бумаги не понадобилось, сотрудники, заложившие эти траты при формировании бюджета, все равно потратят запланированную сумму, закупив все впрок. Объяснение весьма логичное: «В хозяйстве все пригодится, а то вдруг на следующий квартал бумаги не выделят, да и вообще посмотрят, что истратили меньше, и урежут эту статью, а кто знает, что будет завтра».

Здесь есть еще одна проблема. Давайте вспомним классическую схему подготовки бюджета на год, квартал, месяц (у кого какой период принят). Какие данные собирают сотрудники подразделений компании? Да, именно расходы. Все подразделения компании формируют свои статьи расходов. И только одно подразделение компании формирует доходную часть бюджета, это Департамент продаж (или Операционный офис, у кого как называется).  Таким образом, большая часть сотрудников компании (сейчас речь не идет о Директорах, членах Советов Директоров) планирует только расходы, не видя и не осознавая тот простой факт, что прежде чем что-то потратить, нужно что-то заработать. Зачастую сотрудники даже не понимают, почему их просят «урезать» те или иные статьи «злые» финансовые контролеры.

По сути, при такой схеме формирования бюджета, вы сами указываете сотрудникам, что они могут потратить деньги, не прикладывая особых усилий к тому, чтобы их зарабатывать. Другими словами, вы сами создаете у них мнение, что эти деньги уже есть в их распоряжении, хотя на самом деле эти деньги еще даже не заработаны. Именно в этот момент, долгожданный момент утверждения «бюджета расходов», у наших сотрудников формируется четкое понимание того, что ответственность за «добычу» денег, необходимых для компании, берет на себя Директор (Владелец) компании, а также еще одно подразделение, несущее ответственность за доход. Вот так мы и получаем проблему с доходом компании.

Третий закон, сформулированный мистером Хаббардом: «Доход определяется тем, что, по мнению организации, она должна иметь для выполнения своей работы».

Ваши сотрудники искренне убеждены, что «шеф гребет деньги лопатой», но при этом даже самые лояльные сотрудники не горят желанием сделать вас богатым.  Все их усилия ограничиваются лишь стремлением заработать самим, и обеспечить компанию деньгами в количестве, достаточном для того, чтобы они могли сохранить свою работу. Причем вторая часть предложения, как вы понимаете, относится только к наиболее лояльному персоналу.   Конечно, хорошие сотрудники стараются, чтобы компания развивалась, но опять-таки, вряд ли ими движет желание озолотить владельца.

Поэтому если сотрудники остаются твердо убежденными в том, что деньги на обеспечение деятельности компании в любом случае выделит босс, зачем же напрягаться и повышать доход?

И, наконец, еще один закон: «Контроль = доход». Другими словами, чем длительнее период, на протяжении которого деньги расходуются без контроля, - тем больше потерь.

Возможно, кто-то возразит: «Ну, для того, чтобы справляться с этим, у нас есть контроллинг». Действительно, хорошо, когда он есть.  Контроллинга проверяет, каким образом были потрачены средства, и насколько были оправданы эти затраты. Благодаря такому анализу мы получаем возможность пересматривать (урезать) планируемые расходы по тем или иным статьям на будущий период. Но давайте посмотрим правде в глаза: деньги-то уже потрачены, а доход, под который они были запланированы, так и не был получен. Если контроллинг проводят за истекший месяц, значит скорость нашего реагирования – 1 месяц (и это уже успешный шаг на пути к контролю финансов). Но, как показывает практика, анализ финансовых результатов деятельности компании чаще производится за квартал, а то и год. И в лучшем случае вы теряли деньги целый месяц в худшем…

 Конечно, можно сделать анализ, сколько денег мы потеряли за этот квартал, или год, но деньги-то уже не вернешь.

 Описанные выше законы – не просто красивая теория. Они работают, независимо от размера компании, рода деятельности, конъюнктуры рынка. Возможно, вы возразите: «Но ведь многие компании прибыль получают». Это так, но получаем мы эту прибыль за счет героических усилий высшего руководства компании и ТОП менеджеров. А на что направлены усилия рядовых сотрудников, - читайте выше по тексту. И если быть честными до конца, то часто прибыль существует только на бумаге. Как-то разговаривал с одним владельцем компании, который, просмотрев отчеты своей финансовой службы, с гордостью сказал: «Наша прибыль за прошлый месяц составила … ». Я спросил: «А вы видели эти деньги?». Мой собеседник на минуту задумался, а потом неуверенно ответил: « Ну… деньги сразу идут в оборот, они должны работать». Я снова задал вопрос: «А вы можете со сто процентной гарантией сказать, что прибыль существует не только на бумаге?» Такой уверенности у него не было.

Продолжение в следующей рассылке

* EBITDA (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений.

Автор статьи: Марат Саид-Галиев, бизнес-консультант Международной компании «H-aRt»   

Дополнительная информация:

+3 8 (044) 206 72 75, 206 72 77

www.h-art.kiev.ua

Ближайшие мероприятия компании H-aRt

Мини-практикум «БИЗНЕС-АНАЛИЗ, КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ», 2 октября, г.Киев

Пятидневный  продвинутый практический курс  «ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ СВОЕГО БИЗНЕСА» ,  с 7 по 11 октября, г.Киев.

 

ВНИМАНИЕ! НЕ ПРОПУСТИТЕ!

СОБЫТИЕ ГОДА, приуроченное к празднованию МЕЖДУНАРОДНОГО ДНЯ БОССА!

Приглашаем владельцев и первых лиц компаний принять участие 

БИЗНЕС-ФОРУМЕ «СВОБОДУ - БОССУ!»,

который состоится 15-16 октября  на базе Подмосковного курортного отеля «Волен»

В эти  дни  боссы разных компаний из разных регионов стран СНГ смогут обменяться успешными действиями ведения бизнеса в условиях кризиса, посетить семинары ведущих экспертов по управлению, принять участие в круглых столах с участием известных  бизнесменов  и просто хорошо отдохнуть и пообщаться. Кроме того, на  мероприятии пройдет церемония награждение лучших БОССОВ, принявших участие в конкурсе «Атланты бизнес.

На  мероприятие приглашен в качестве ведущего спикера Марк де Турк - Президент компании IDEAS. Марк де Турк является международным консультантом по управлению бизнесом и известен тем, что работает в рамках программ Евросоюза по консультированию  правительственных структур. В рамках  этих программ IDEAS под руководством Марка де Турка  реализовала проекты на правительственном уровне и оказала помощь в совершенствовании системы управления Алжирским, Бельгийским, Болгарским  государственным учреждениям и республике Суринам. Компания работает также в различных секторах бизнеса по всему миру, таких, как автомобильный, архитектурный бизнес, банковское дело, строительство, дистрибьюция, поставка электроэнергии, международная торговля, инжиниринг и др..  

 Международная Компания H-aRt

 Тел. +3 8 (044) 206 72 75, 206 72 77

Письмо автору

Сайт Компании H-aRt

Подписаться

Архив рассылки

©2009 H-aRt. Все права защищены. Выражаем глубокую признательность L. Ron Hubbard Library (Библиотеке Л. Рона Хаббарда) за любезное разрешение воспроизвести отрывок из защищенной авторскими правами работы Л. Рона Хаббарда. ХАББАРД является товарным знаком и знаком обслуживания, принадлежащим RTC, и используется с его разрешения. WISE, символ WISE и логотип WISE являются товарными знаками и знаками обслуживания, принадлежащими WISE International, и используются с его разрешения.

 


В избранное