Добрый день, дорогой читатель! Сегодня мы расскажем вам о том, как можно эффективно контролировать финансовые потоки вашей организации.
До кризиса владельцы и руководители компанийчасто руководствовалисьдевизом: «Главное расширение, даешь обороты!». При этом никто не считался с расходами. Главное валовый доход, главное обороты. А если не хваталоденег, то можно было взять овердрафты и кредиты.Но за оборотами и за массой денег, проходящей через компанию, довольно сложно было рассмотреть рентабельность. Часто прибыль существовала только на бумаге. Как-то разговаривал с одним владельцем компании, который, просмотрев отчеты своей финансовой службы, с гордостью сказал: «Наша прибыль за прошлый месяц составила … гривен». Я спросил: «А вы видели эти деньги?». Мой собеседник на минуту задумался, а потом неуверенно ответил: « Ну… деньги сразу идут в оборот, они должны
работать». Я снова задал вопрос: «А вы можете со сто процентной гарантией сказать, что прибыль существует не только на бумаге?» Такой уверенности у него не было.
Кризис заставил нас считать деньги. В условиях, когда компания может рассчитывать только на свой капитал, в «полный рост» встала проблема рентабельности. Как обращаться с имеющимися деньгами так, чтобы они приносили больший доход? Ситуация осложняется тем, что у многих компаний остались долги. Приходится не только зарабатывать на жизнь, но и возвращать кредиты. В результате владельцы думают
не о расширении, а о том, как выжить и не стать банкротом.
Но на самом деле не все так страшно. Развиваться и расширяться можно и нужно даже в этих условиях. Как?
Приведу три закона, которые обнаружил классик американского менеджмента мистер Рон Хаббард.
Закон Первый:
«Организация будет пытаться потратить больше, чем она производит».
Давайте рассмотрим это на примере семьи состоящей из четырех человек: мама папа дочь и сын. Скажем, обычный бюджет семьи составляет 2500 $ в месяц. Члены семьи привыкли выживать на эти деньги, вся сумма заранее распланирована, и особых страстей в связи с тем как потратить эти деньги не возникает. Но вот в один прекрасный день глава семьи получает премию, и приносит на 3000$ больше обычного.И вот в тот самый момент, когда домочадцы узнают об этих деньгах, каждому из них приходит в голову замечательная идея о том, что именно он знает, как лучше распорядиться этими дополнительными деньгами.А теперь вопрос: будет ли сумма всех покупок, которые они тут же запланировали, равняться этим 3000$, или же значительно ее превысит?Я вас уверяю, что общая сумма запланированных членами семьи покупок будет больше как минимум в 3 раза.
Также и в компании. Если вы посчитаете все, что, по мнению сотрудников, просто позарез необходимо купить прямо сейчас, -сумма, необходимая для этих покупок, будет превышать доход компании в несколько раз. Если не верите, - проведите опрос персонала, задавая людям только один вопрос: «Что вам необходимо для работы?».
Закон Второй:
«Расходы организации определяет не то, сколько ей нужно для деятельности, а то, какое количество средств, по её мнению, у неё есть в распоряжении».
Для того чтобы убедиться в правильности этого утверждения спросите себя, что определяет ваши личные расходы?Действительная необходимость, или размер вашего дохода? К примеру, моя жена тратит все, что у нее имеется в наличие, независимо от суммы. Конечно же, она покупает только « все самое необходимое», но при этом количество «необходимого» напрямую зависит от имеющейся
в наличии суммы.
Закон Третий:
«Доход определяется тем, что, по мнению организации, она должна иметь для выполнения своей работы».
Возможно, вы удивитесь, но сотрудники и даже ТОП-менеджеры часто не представляют себе, какие расходы несет компания для того, чтобы осуществлять свою деятельность. Они видят только валовой доход. Однажды я показал одному из руководителей своей компании, какие расходы мы несем. Он был в шоке: «А я думал, куда вы деваете столько денег!». Сотрудники искренне убеждены в том, что «шеф гребет деньги
лопатой», и при этом даже самые лояльные сотрудники не горят желанием сделать вас богатым.Все их усилия ограничиваются лишь стремлением заработать самим, и обеспечить компанию деньгами в количестве, необходимом для того, чтобы они могли сохранить свою работу. Причем вторая часть предложения, как вы понимаете, относится далеко не ко всем.
Основываясь на перечисленных выше законах, владельцам и первым руководителям компаний можно рекомендовать следующее:
1. 1. Подсчитайте все предстоящие расходы и существующие долги компании, и составьте их перечень. Не думайте: «Я знаю все наши расходы», - просто сделайте это. Вреда точно не будет.
2. 2. Внимательно просмотрите перечень расходов и вычеркните все, что не является действительно необходимым для осуществления деятельностикомпании и продвижения ее продукции или услуг.
3. 3. Включите в этот перечень дополнительные (на самом деле не существующие) расходы. Например, можно завысить сумму отдаваемого кредита.
4. 4. Донесите до руководителей подразделений компании сумму расходов и составленный перечень расходов, включая «выдуманные» расходы.
5. 5. Добейтесь, чтобы руководители подразделений еженедельно планировали получение дохода на таком уровне, чтобы покрыть все расходы компании, включая «выдуманные» расходы.
6. 6. Оплачивайте в первую очередь счета на рекламу и на товары, необходимые для выпуска вашей продукции или для осуществления ваших услуг.
7. 7. С каждой поступившей в компанию суммы в первую очередь физически извлекайте сумму, необходимую для покрытия «выдуманных» расходов.
8. 8. Создайте фонд, на который вы будите откладывать эти деньги.
9. 9. Ни в коем случае не допускайте, чтобы сотрудники узнали о том,что эти деньги не были реально потрачены. Как вы будите распоряжаться этими деньгами, решать вам. Пусть компания продолжает зарабатывать
деньги на покрытие этих «выдуманных» расходов, свято веря в то, что без этих денег она разорится, а вы будете продолжать накапливать эти деньги на созданном вами фонде. Конечно,это далеко не все, что можно сказать на данную тему, но, используя только эти три закона, можно не только выжить, но и развить компанию в период кризиса.
Роста Вам и процветания!
Автор статьи: Марат Саид-Галиев, бизнес-консультант Международной компании «H-aRt»