Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мощные инструменты развития бизнеса


Рассылка для владельцев и первых лиц компаний

МОЩНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Международная Компания H-aRt

Письмо автору

Сайт Компании H-aRt  

Подписаться

Архив рассылки

Выпуск N 12  от 18  августа  2009 г.

__________________________________________________________

Комсомолка, спортсменка, красивая девушка .... Или все-таки маркетолог?

 (письмо третье)

Добрый день, дорогой читатель!  Сегодня мы  продолжаем  рассказывать вам  о том, как можно быстро отобрать и обучить сотрудников  для своей компании.

«Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений» А.С. Пушкин.

Давайте определим обучение, как процесс передачи знаний от Источника (учитель, наставник, руководитель, учебник) к Приемнику (стажеру, новому сотруднику). Если информация попадает к  Приемнику без потерь и искажений, мы получаем ученика, который ПОНИМАЕТ предмет. А если к пониманию добавить немного тренировки, мы получаем человека, который может использовать свои знания на практике, в своей работе, в жизни.

Но вот что интересно: не всегда процесс передачи информации приводит к пониманию. Как часто вам приходилось сталкиваться с тем, что вы очень подробно, и, как вам кажется, доступно, объяснили что-то вашему сотруднику, он внимательно вас выслушал, покивал головой, но когда вы его попросили выполнить работу, он все сделал неправильно? Из-за чего это происходит? Нежелание человека учиться? Невнимательность? Что это?

Дело не в нежелании, и даже не в сложности материала. Просто на пути движения информации есть нечто, что препятствует ее получению и пониманию человеком, которого вы учите. Назовем это «нечто» препятствиями в обучении, потому что именно слово «препятствие» очень точно характеризует это явление. Американский ученый Л. Рон Хаббард открыл, что препятствия в обучении бывают трех видов, но в рамках этой статьи мы поговорим о первом, и, пожалуй, самом главном препятствии в обучении. Итак, первое препятствие в обучении - это непонятое слово. Это обычное слово или специальный термин, значения которого человек не понял, или понял неправильно. И это настолько просто, что специалисты по обучению даже не смотрят на это, пытаясь объяснить причины непонимания теориями левых и правых полушарий головного мозга, синдромом дефицита внимания, и другими притянутыми за уши концепциями. Однако правильность той либо иной теории определяется только одним критерием: работает ли это, дает ли это результат. Поэтому мы с вами будем говорить только о том, что дает результат, работоспособность чего можно с легкостью проверить, и что очень просто применить на практике.

После того, как в ходе обучения человек столкнется со словом, значение которого он не понимает, внимание человека застрянет на этом слове, хотя глаза продолжают автоматически двигаться дальше по тексту, или же он продолжает слушать лектора дальше, автоматически кивая головой, но уже ничего не понимая. Непонятое слово влечет за собой состояние, в котором человек как бы отсутствует, отвлекается, начинает думать о чем-то другом, чувствовать одурманенность, усталость, пустоту (не помнит, о чем только что читал или слушал). Это физиологические и умственные проявления непонятого слова. И это необычайно мощный механизм, который просто «выбрасывает» человека из процесса обучения. Если вы вспомните школьные предметы, которые вы не любили, - это будут именно те дисциплины, в которых у вас было больше всего непонятых слов. Если вы вспомните курсы, которые вы бросили, вы назовете те области деятельности, где у вас больше всего непонятых слов. Потому что непонятые слова вызывают у человека протест против обучения. Люди бросают обучение исключительно из-за непонятых слов, а не из-за того, что «материал слишком сложен», или «я понял, что это не мое».

Давайте приведем пример того, как работает непонятое слово. Вот предложение: «Доставка грузов оказалась невозможной из-за обилия ропаков». Скажите, что бы вы предложили прямо сейчас, для того чтобы справиться с этой проблемой и доставить грузы в пункт назначения? Вы чувствуете неуверенность? Вам не совсем понятен смысл того, что вы прочитали? Вы не поняли, почему невозможна доставка?

Вы чувствуете, как застряло ваше внимание. А представьте, что после этого предложения идет еще три страницы печатного текста. Насколько внимательно вы бы его прочитали?

И еще одна вещь: непонятое слово приводит к неспособности действовать. Если бы вас сейчас попросили наладить доставку грузов, что именно вы бы предприняли?

На самом деле вам всего-навсего непонятно слово «ропаки». И если вы возьмете толковый словарь русского языка (обязательно это сделайте), и найдете в нем слово «ропаки», то вы также обнаружите, что ропаки – это льдины, стоящие ребром. Теперь еще раз прочитайте предложение: «Доставка грузов оказалась невозможной из-за обилия ропаков». Как теперь? Вам стало понятней? Вы стали более способными, и сможете теперь предложить решение для того, чтобы наладить доставку грузов?

Как специалист по обучению, вы можете сколько угодно просить человека сосредоточиться и быть внимательным, вы можете снова и снова повторять один и тот же материал, но эффект будет тот же, - он снова отвлечется, «задумается», «улетит», и т.д. И это тот факт, который просто сводит с ума специалистов по обучению, заставляя их строить все новые и новые теории в отношении того, что тренер должен обладать «харизмой», притягивающей внимание учащихся, как удав приковывает к себе внимание кролика, которого собирается съесть.

Но поскольку причина непонимания настолько проста, настолько же прост и способ ее устранения. Все что нужно сделать для устранения первого препятствия в обучении – это просто найти слово, значение которого человек не понимает, и прояснить его с помощью толкового словаря. Но здесь есть один нюанс. Заключается он в том, что, как правило, специалисты по обучению, видя, что студент испытывает трудности, задают ему потрясающе глупый вопрос: «Что вам непонятно?». Почему этот глупый вопрос? Да потому, что если бы студент абсолютно точно знал, что именно ему непонятно, то это бы не представляло для него никаких трудностей. Все дело в том, что он не знает. Он просто сидел и слушал вас (или читал инструкцию), а потом в какой-то момент «улетел», и только ваш вопрос снова вернул его в эту комнату. Но «улетел» он сразу после того, как столкнулся с непонятым словом, и пропустил его, продолжив изучение материала. Поэтому, все, что вы должны теперь сделать, чтобы помочь вашему студенту, - это задать ему вопрос: «Когда изучаемый материал тебе был полностью понятен?». Он укажет место в тексте, или назовет вам какой-либо момент вашей лекции. После этого спросите: «А когда у тебя начались сложности с непонимание?». И он назовет вам другое место в тексте. Таким образом, вы обнаруживаете область, в которой находится непонятое слово, которое пропустил ваш студент. Все что вам остается сделать, это, двигаясь от конца к началу по определенной области, называть слова из изучаемого текста, и просить студента дать им определение. Так вы найдете то слово, которое вызвало у него все эти трудности, после чего вам лишь останется прояснить его по словарю, и продолжить обучение.

Кстати, очень часто непонятые слова являются специальными терминами, используемыми в вашей компании, или в функциональной области, в которой работает данный сотрудник. Приведу пример. У меня произошел курьезный случай в одном из супермаркетов в компании, которую я консукльтировал. Я находился в подсобном помещении, когда заведующий отделом попросил своего подчиненного (который работал второй день) сходить на склад и принести «петруцалек». Я обратил внимание на лицо сотрудника, получившего приказ, и понял, что он вряд ли сумеет выполнить поручение. Через 30 минут после того, как этот сотрудник ушел на склад, искать его отправился заведующий отделом. И он таки нашел его в замешательстве бродящего среди стеллажей в поисках товара с надписью «пертуцалек».

На самом же деле «петруцалек» – это корпоративный сленг, обозначающий вид упаковочного материала.  Есть такой человек по имени Петру Цалек, который создал компанию по производству упаковочного материала и назвал ее своим именем. Продукцию этой компании используют в данной сети супермаркетов, - это небольшие пенопластовые тарелочки, в которые нарезают колбасу или накладывают салаты, а сверху продукция герметически запечатывается полиэтиленовой пленкой. Вот эту упаковочную тару и называли «перуцалек». А случай с тем пареньком – яркий пример из серии «все это прекрасно знают». Паренек столкнулся с непонятым словом, и побоялся показаться глупым, переспросив, что же такое «петруцалек», поскольку это же все знают. Видите, непонятое слово приводит к неспособности действовать, если бы не вмешательство руководителя, этот парень мог бы еще долго бродить по складу.

В начале было Слово

Первым шагом к построению эффективной системы обучения персонала в компании является создание глоссария компании, куда вы будете вносить все термины, используемые в вашей работе, и где будут содержаться простые и понятные определения этих терминов. Этот глоссарий вы будете постоянно пополнять новыми терминами. Его также можно сделать виртуальным, как в компании «Фоззи», где глоссарий размещен на сайте, на который можно зайти с любого компьютера компании (в том числе с компьютеров учебного класса).

Но бывает так, что не только новые и необычные слова приходиться искать в словаре. Слова, смысл которых, как кажется, всем хорошо известен, могут иметь иное значение. Например, один сотрудник долго смеялся, когда прочитал на схеме структуры компании словосочетание «Исполнительный директор». Когда его спросили, почему он смеется, он ответил: «Ну, как же, исполнительного и очень старательного парня вы поставили руководить компанией! Разве это не смешно?». Как выяснилось, этот сотрудник знал только одно значение слова «исполнительный» - старательный, хорошо выполняющий поручения. Но в данном значении слово «исполнительный» означало: имеющий своей задачей исполнение, осуществление.

Поэтому следующий ваш шаг в построении системы обучения компании заключается в том, что вы покупаете для вашего класса толковые словари русского (или украинского) языка и обучаете ваших сотрудников пользоваться этими словарями в процессе обучения. Если вы добьетесь того, что сотрудники не будут пропускать в обучении непонятые слова, пытаясь понять их значение по контексту, вам будет гораздо проще построить систему обучения, поскольку вы научитесь справляться с основным препятствием в обучении, вызывающем непонимание.

Роста Вам и процветания!

Автор статьи: Сотников Евгений, бизнес-консультант, соучредитель Международной компании «H-aRt»   

Дополнительная информация:

+3 8 (044) 206 72 75, 206 72 77

www.h-art.kiev.ua

Ближайшие мероприятия компании H-aRt

Пятидневный  продвинутый практический курс  «ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ СВОЕГО БИЗНЕСА»,  с 7 по 11 октября, г.Киев

Продвинутый практический курс  «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ» , с 14 по 18 октября, г.Киев

 

Международная Компания H-aRt

Тел. +3 8 (044) 206 72 75, 206 72 77

Письмо автору

Сайт Компании H-aRt

Подписаться

Архив рассылки

©2009 H-aRt. Все права защищены. Выражаем глубокую признательность L. Ron Hubbard Library (Библиотеке Л. Рона Хаббарда) за любезное разрешение воспроизвести отрывок из защищенной авторскими правами работы Л. Рона Хаббарда. ХАББАРД является товарным знаком и знаком обслуживания, принадлежащим RTC, и используется с его разрешения. WISE, символ WISE и логотип WISE являются товарными знаками и знаками обслуживания, принадлежащими WISE International, и используются с его разрешения.

 


В избранное