Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все что Вы хотели знать о консалтинге но боялись спросить...


Стратегическое планирование или «мифы и легенды современного бизнеса»



Цитата недели:

Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет.

-- Голсуорси



Как говорит нам Википедия, а ей то уж можно верить...:) стратегическое планирование это:

Алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Проще говоря это план в целом и в частности: кто что делает и за какой промежуток времени.

Если рассматривать стратегическое планирование относительно предприятия (компании), то стратегическое планирование это:

одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Возникает вопрос кто же должен заниматься стратегическим планированием в компании?

Ответ очевиден- стратегическое планирование это основная функция ТОП менеджмента. Именно ТОП менеджмент (проще говоря руководство компании) обязано заниматься стратегическим планированием (если не само так с помощью независимых консультантов).

Ниже представлены основные этапы стратегического планирования:

  1. Определение миссии и целей организации.

  2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.



1-й этап Определение миссии и целей организации.

На постсоветском пространстве у многих ТОП менеджеров сразу же возникает ответ, или «современный миф»..., миссия, цель, что может быть проще: «Заработать больше денег!- вот наша миссия». И это, конечно же, абсолютно неверный ответ, т.к. если компания сосредоточит свои усилия на зарабатывании денег, а не на удовлетворении потребностей потребителей, то в погоне за оптимизацией и как следствие удешевлением (ухудшением качества) товаров, услуг произойдет абсолютно логичный отток потребителей (клиентов).



Миссия — выраженное на бумаге, общеизвестное (общедоступное) намерение руководства развивать компанию в определенных направлениях для более качественного удовлетворения потребителей компании.

Что же дает правильно прописанная миссия?

  • Возможности для компании стать боле понятной для своих: сотрудников, клиентов, партнеров по бизнесу.

  • Понимание собственниками (ТОП менеджерами) вектора компании (куда мы идем), и соответственно концентрация усилий в едином направлении.

  • Появления эффекта синергии за счет работы всех в одном направлении.

  • Возможность подбора персонала под конкретно прописанные стратегические задачи бизнеса.

Есть мнение, что система стратегического планирования нужна исключительно крупным компаниям, но, как показывает практика, четкое понимание направления развития бизнеса, в данных рыночных условиях необходимо практически любому бизнесу, возможно, в несколько упрощенном варианте.



После написания миссии компании необходимо указать цель (цели) компании

Цель- конкретизация миссии в форме доступной для ее реализации.

Поставленные перед компанией (отделами) цели должны быть (SMART):

  • конкретны

  • измеримы

  • ограничены по времени

  • согласованы между собой

  • контролированы

  • адресные (наличие ответственного)

Исходя из миссии и целей компании выстраивается политика компании (но это уже совсем другая история...)



2-й этап Анализ среды.

Для того что бы среду анализировать необходимо понять какая же она бывает:

  • внешняя

  • непосредственная

  • внутренняя

Проще говоря, это анализ: ситуации в стране, на рыке в котором работает компания, и в самой компании (поиск сильных и слабых мест, узких мест, диагностика компании).

Для того что бы качественно проанализировать среду пользуются следующими инструментами: портфельный анализ (матрица БКГ, матрица Маккинзи, СВОТ анализ и др.).

3-й этап Выбор стратегии.

Выбор стратегии компании основывается на проведенном анализе и зависит от:

конкурентной позиции

  • финансовых возможностей компании

  • технологических особенностей бизнеса

  • перспективы развития самого рынка

4-й этап Реализация стратегии.

Этот этап является самым сложным, так как именно на нем подключается человеческий фактор и именно от того насколько само руководство заинтересованно во внедрении стратеги и имеет необходимый для внедрения управленческий и кадровый ресурс зависит успешность внедрения стратегии. Из практики могу сказать, что именно на этом этапе рушатся более 80% всех подобных начинаний.

Предпосылками для успешной реализации стратегии служат: четко и правильно прописанные процедуры и бюджеты, достаточное количество энтузиастов которые одобряют данную идею (правильное внедрение и адаптация стратегии), наличие сотрудников координирующих весь процесс, регулярный контроль внедрения со стороны руководства и поощрение за своевременное и качественное внедрение элементов общей стратегии.

5-й этап Оценка и контроль выполнения.

Результаты выполнения стратегии оцениваются с помощью правильно выстроенной системы обратной связи в компании. Именно благодаря данной системе возможна своевременная оценка и корректировка неверной стратегии. Для того чтобы система работала, обязательным условием является наличие либеральной системы управления в компании, то есть времена когда: «за плохую новость рубили голову» в компании должны пройти. Основой этого является правильно выстроенная система конструктивного диалога между руководством и менеджерами среднего звена (примером такой системы может служить Японская система Кайдзен).

Функции руководства на данном этапе сводятся к:

  • изучение среды (внутренней внешней)

  • принятие решений по эффективному использованию внешней и внутренней среды

  • корректировка оргструктуры согласно стратегическим целям компании

  • пересмотр стратегии в связи с непредвиденными ситуациями

  • контроль финансовых ресурсов

Резюме:

Постановка системы стратегического планирования это сложный и системный процесс, который необходим компаниям уже выросшим из своих «коротких штанишек» основной стратегией они видят предсказуемость (понятность) компании: клиентам, партнерам, сотрудникам, т.к. «неизвестность - пугает».


В избранное