Как приятно знать, что через неделю состоится официальное открытие нашего сайта, и на нем станет еще больше интересных статей и полезных новостей... Но и пока Oborot.ru не забывает о своих подписчиках, и в этом выпуске мы предлагаем вашему вниманию публикации, посвященные проблемам безопасности при совершении электронных сделок.
Интернетовская жизнь бурлит как никогда. И все чаще обращается к кошельку. 40% всех пользователей Интернета уже покупает что-либо через Сеть. По прогнозам IDC Research доходы от электронной коммерции возрастут от 2,6 миллиарда долларов в 1996 году до 201 миллиарда в уже недалеком 2001. Причем, что более существенно для нашего читателя, по прогнозу той же фирмы, в 2001 году только половина всех товаров будет продаваться американскими онлайновыми магазинами. Будут ли в оставшейся половине российские бизнесы? Это зависит от их поворотливости. Все условия для этого в России уже есть.
Немного теории
Основой процветания электронной коммерции являются платежи по кредитным карточкам. Просто потому, что это удобно. Кредитные (или дебитные) карточки же есть у всех. А у кого нет, у тех обычно нет и денег на покупку.
Как же устроена система электронных платежей по кредитным карточкам?
Механика этого дела довольно простая. И не надо очень долго сидеть под яблоней, чтобы сформулировать закон, по которому совершаются электронные платежи. Все они идут по следующей схеме: ПЛАТЕЖКА КЛИЕНТА -- EE ВЕРИФИКАЦИЯ -- КРЕДИТОВАНИЕ ПРОДАВЦА ЕГО БАНКОМ -- ВОЗВРАТ ПЛАТЕЖА БАНКОМ КЛИЕНТА. Причем, так совершаются не только платежи через Интернет, но и платежи по кредитным карточкам в обычном магазине, где вашу карточку прокатывают в особом устройстве, считывающем ее номер и имя владельца.
Но вернемся к Интернету и поясним проведение платежей на примере. Я решил купить книжку в подарок (у меня самого уже достаточно). Пошел на сайт Amazon'a (http://www.amazon.com) и выбрал. Пора платить. Заполнил платежку - форму, в которой указал свое имя (владелец карточки), адрес, тип карточки (Visa), срок ее действия и номер. Форма отослала эти данные на сервер Amazon.com. Сервер переслал их в специальную централизованную базу данных для проверки, действительна ли карточка и соответствует ли имя и адрес, которые я указал в форме, имени и адресу владельца. Убедившись, что с моей карточкой все в порядке, сервер отослал данные платежа в свой банк на специальный процессор, который разрешил платеж и (несколько позже) прокредитовал Amazon на стоимость книжки и доставки. Получив подтверждение платежа от своего банка, сервер послал распоряжение в отдел доставки и подтверждение платежа мне. Позже банк Amazon'a пошлет электронный запрос в мой банк и получит с него платеж. Ну, а мой банк пришлет мне счет, который я исправно заплачу, чтобы не портить пример. Длинная цепочка, не правда ли? Но вы читали мое приблизительное изложение этих процедур примерно в два-три раза дольше того времени, которое они занимают в реальности. И таких платежей Amazon обрабатывает по несколько штук каждую секунду, круглые сутки, без выходных, 365 дней в году (иногда даже 366).
Программа действий
Ничего из того, что вы только что прочли вам не нужно. Существуют добрые люди (но не бескорыстные), которые готовы взять на себя все сложности. Эти люди (а точнее фирмы) называются провайдерами электронной коммерции. Все они работают по более-менее одной схеме. Вы передаете со своего сайта информацию о заказе на сайт провайдера, а уж он проводит верификацию карты, получает платеж и переводит его на ваш счет. Удобно, не правда ли? За свои услуги провайдеры берут обычно 5-10% от суммы платежа.
Что на горизонте
За короткое время с начала перестройки мы пережили немало. Немало крупных состояний было сколочено за это время. Был бум компьютеров, когда были заложены основы капитала многих крупных сегодняшних бизнесов. Был бум Интернета, когда провайдеры росли как грибы. В нынешнем году наблюдается бум сайтов, их количество возросло в 100 и более раз. Какой бум следующий?
Судя по лавинообразному росту запросов на услуги по обеспечению электронной коммерции, в российском Интернете назревает бум электронной торговли. Я полагаю, он достигнет пика уже через год, на границе тысячелетий. Того, кто вовремя уловит эту новую волну, ждут не только интересная работа, но и значительные прибыли.
Я могу ошибаться в конкретных сроках, но бурное развитие электронной коммерции в России просто неизбежно. Тому способствуют ее неоспоримые преимущества и специфические для России условия. Вот только некоторые из них:
широкая доступность;
низкие начальные затраты;
почти полная автоматизация торгового процесса;
низкие текущие затраты; высокая окупаемость;
весь мир в качестве покупателей; простота и удобство для покупателя;
легальные возможности не платить налогов и не иметь дела с фининспекцией (Прим. ред.: Здесь автор явно заблуждается. Однако это простительно, ведь статья была написана около полутора лет назад.);
равные возможности для столичных и периферийных бизнесов.
России есть чем торговать. Наши клиенты уже торгуют чем угодно: от эротики и услуг по ухаживанию за могилами до финансовой информации и приборов ночного видения. Торговать можно всем. Но самое удобное и выгодное - торговать информацией. Недавний (и еще далеко не закончившийся) кризис, в частности, показал, какой огромный спрос на информацию из России существует на Западе. И я имею в виду даже не столько новости, сколько текущую финансовую информацию в реальном времени и аналитику. А программное обеспечение? Недаром ведь российские программисты считаются одними из лучших в мире (и одними из самых дешевых). Да стоит ли перечислять все возможности для торговли? Я уверен, что самая буйная моя фантазия отступает перед реальностью.
При таких прекрасных перспективах, что же мешает развитию электронной коммерции в России? Даже не ограниченность российских законов. Если бы законодательство разрешало и способствовало, средства электронной коммерции все равно выгоднее развивать и базировать в США. Так уж сложилось. Так поступают многие японские и западноевропейские фирмы. Дело не в этом. Основная беда в практически полном отсутствии посредников и специалистов. Электронная коммерция все-таки посложнее создания простой странички в Интернете. Нужны посредники, которые могут, с одной стороны, обеспечить связь с финансовыми и юридическими структурами в США, а с другой - помочь предпринимателю в создании сайта и обеспечении этого сайта платежной системой.
Если такие посредники найдутся, прежде всего среди интернет-провайдеров, то уже на границе века доходы от электронной коммерции в России могут достигнуть нескольких миллиардов. Не сравнимо с доходами от экспорта нефти и газа, но все-таки немало. Дело за вами, господа предприниматели!
В материальном пространстве не редкость использование автоматов при заключении публичного договора, например, автомат продажи сигарет и т.п. В Интернете также применяются электронные аналоги автоматов - программы-роботы...>>>
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Оборот за день". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.