Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Дать сдачи". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Дать сдачи
Автор статьи: 7budget.ru
Сегодня мой семилетний сын первый раз в своей жизни совершил самостоятельную покупку. Получив от меня сто рублей, он гордо и деловито отправился в магазин за пакетом молока. Вернувшись домой, мальчик возбужденно протянул мне две купюры достоинством в десять и пятьдесят рублей, искренне дивясь чуду: как это за одну денежку ему дали целых две, да еще и пакет молока впридачу?!
Доверие — лучший способ контроля?
Но если на первых порах малыш с радостью и ответственностью выполняет подобные мамины поручения, то со временем, увидев, что совершение покупок не забава, а процесс нелегкий и ответственный, он будет делать это все с большей неохотой. И то, насколько грамотно поведут себя в этот момент родители, сыграет огромную роль в дальнейшем умении и стремлении детей брать на себя поручения, связанные с денежной ответственностью и отчетностью. И не последнюю роль в этой воспитательной работе играет один очень важный
фактор — СДАЧА.
Да, в каждой семье, независимо от семейного уклада и месячного дохода, рано или поздно возникает этот камень преткновения. Уже с того самого момента, когда любимый отпрыск, вооружившись сумкой, кошельком и списком продуктов, с благословения взрослых впервые самостоятельно отправляется в магазин за покупками, возникает первое родительское смятение: как распорядиться оставшейся у ребенка суммой: оставить ему «на мороженое» или же потребовать подробного отчета? А если сдачи явно маловато — ставить ли под сомнение
честность продавца? Вдруг сам ребенок утаил от родителей пару монет?
Так спрашивать сдачу или нет? Пересчитывать или доверять? Как вести себя, если сдачи не хватает? Можно ли подстраховать ребенка от недобросовестного продавца? Как научить его быть точным и, главное, честным в расчетах, обойдя неоправданную подозрительность и неприятную мелочность? Давайте вместе поразмышляем по этому поводу.
Цена доверия
В разных семьях вопрос со сдачей решается по-своему. Один родитель, взяв оставшиеся монеты, пересчитает их с суровым видом и, если не досчитается даже пятидесяти копеек, устроит ребенку серьезный допрос с пристрастием, чтобы в будущем в детской голове даже не возникало никаких лукавых мыслей об обмане. Но ведь все мы живые люди. Ошибаемся в расчетах как мы, так и продавцы, и далеко не всегда со злым умыслом. Случается нам и потерять какую-то сумму. А уж дети — они-то и подавно не застрахованы от форс-мажора!
Другой же родитель постыдится на глазах у ребенка проверять деньги: сам факт проверки для него уже показатель недоверия к ребенку: мол, давай-ка посмотрим, Вова, не прикарманил ли ты сегодня копейку-другую?! А кто-то, не выразив недоверия явно, примет продукты и сдачу, но потом при удобном случае, за спиной у сына или дочки все же пересчитает сдачу, так, для спокойствия. Но в таком случае, пожалуй, о доверии говорить не приходится, скорее об имитации этого самого доверия, а все дети, как известно, обладают
«внутренними радарными установками» и точно обнаруживают всякую фальшь. В конце концов, если уж у нас есть какие-то внутренние подозрения относительно честности нашего малыша, мы можем проверить его в других жизненных обстоятельствах, возможностей для этого очень много. А если повода усомниться никогда не было, то почему сейчас он должен возникнуть?
Итак, напрашивается единственно правильный вывод: доверяем ли мы ребенку полностью, или сомневаемся в его добросовестности — у нас все равно нет права топтать его достоинство. Если мы считаем нужным проверять истраченные и оставшиеся деньги до копейки, мы обязаны делать это без «выведения на чистую воду» и не в форме «допроса с пристрастием». Родители стремятся воспитать в ребенке порядочность, ответственность и честность. И ключ к достижению этой цели — доверие. Если ребенок видит, что его уважают, верят
в его честность, в нем, как правило, рождается ответное стремление такое отношение во что бы то ни стало оправдать.
Недоверие же обычно ожесточает человека, вызывает желание упорствовать: «Сделаю то же самое или еще хуже вам назло!» Вспомните Республику Шкид, где в помине не было конвоя, замков и решеток. Педагоги этой школы не боялись доверять бывшим воришкам и беспризорникам серьезные денежные суммы, им давались ответственные поручения, и при таком подходе детям не хотелось подводить своих наставников, наоборот, появлялось стремление показать себя достойными доверия. Чем больше родитель полагается на ребенка, чем более
искренне исходит из того, что перед ним равноправный, достойный уважения человек, тем больше получает в ответ. Доверие родителей к детям открывает детскую душу, делает отношения родителей и детей откровенными и искренними.
Известно, что в семьях с высоким уровнем доверия обычно: - не бывает краж; - дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются потратить деньги; - дети открыто высказывают свои потребности в деньгах; - дети получают честные, исчерпывающие ответы на свои вопросы, связанные с деньгами, эта информация не является закрытой; - дети рано узнают, как добываются деньги и чего они стоят; - дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.
Магазин как школа жизни
С точки зрения обучения финансовым навыкам самостоятельное посещение магазина — это прекрасный, важный, обучающий опыт, который позволяет взрослым держать руку на пульсе процесса, корректировать и контролировать ошибки, вовремя исправлять просчеты. И без родительских подсказок здесь никак не обойтись. Итак, для младших школьников магазин — это эффективная школа правильного обращения с деньгами. Когда вы делаете покупки вместе с ребенком, показывайте малышу, как нужно изучать этикетки, учитывать срок
годности, сравнивать продукты по цене и пищевому составу.
И никогда не забывать просить у продавца товарный чек: это станет очень важным уроком для ребенка. Во время самостоятельного похода в магазин чек поможет малышу отчитаться перед родителями, а родителям будет легче показать ребенку, из чего складывается сумма, которую покупатель платит на кассе. Не сразу, но постепенно ребенок будет усваивать эти уроки и применять их, посещая магазин без взрослых.
Постарайтесь начать привлекать ребенка к этим занятиям как можно раньше. Пусть он помогает вам принимать правильные решения при выборе того или иного товара. Расскажите ему, как информация о цене, составе и весе продуктов помогает вам сравнить их между собой. Объясните ребенку, какие продукты вы покупаете, невзирая на марку, а в каких случаях марка вам важна и почему. Если ребенок выпрашивает у вас зефир или пастилу, поручите ему самостоятельно выбрать сладости из натуральных продуктов не дороже… сами решите,
какая цена вас устраивает. Дайте детям возможность совершать собственные ошибки. Пусть уж лучше они сейчас впустую потратят сравнительно небольшие деньги, чем потом, когда станут старше, пустят на ветер изрядные суммы.
Психологи уверяют, что детей можно посылать за покупками с шести лет. Это тренирует различные полезные навыки, такие как:
- самоконтроль;
- самостоятельность;
- внимательность;
- навыки счета;
- навыки общения.
Сложить цены покупок, не проворонить сдачу, не забыть сам товар в магазине — это хорошие стимулы для развития вышеназванных качеств. Малыш учится покупать не только экономно, но и с толком. Составляя список необходимых продуктов, старайтесь давать ребенку наиболее приближенную к «итого» сумму, плюс 5–10 рублей. Можно поручить купить еще что-нибудь для семьи помимо вашего списка, на его собственное усмотрение. Предоставьте ему возможность позаботиться о родных, дав немного больше денег. Этот прием предупреждает
появление неприятных манипуляций и эгоизма. Практика показывает, что тактика под названием «на сдачу купи себе шоколадку» вырабатывает в ребенке устойчивую привычку торговаться с родителями перед каждым походом в магазин§ ребенку уже неинтересно идти за покупками, не имея в этом личной заинтересованности. Позвольте малышу иногда оставлять у себя сэкономленные им деньги, тем самым поощряя его искать вещи подешевле. Проявляйте гибкость и изобретательность, чтобы ребенок мог с каждым разом проявлять больше самостоятельности.
Покупка как задача
Нет необходимости проверять сдачу после каждого посещения магазина. Однако, когда вы посылаете малыша за покупками, обязательно преподносите ему задание не столько как услугу, сделанную для уставших мамы и папы, не столько как домашнюю обязанность, а скорее как еще один важный урок в обучении навыкам финансовой грамотности. Если вы не намерены сегодня проверять малыша, просто спросите: «У тебя что-нибудь осталось?» — или заранее разрешите ребенку потратить сдачу, взять себе, или положить в копилку. Ну а
если предстоит проверка того, как малыш справился с покупкой, то пусть она проходит в дружеской обстановке и по возможности без предупреждений, выборочно. Ребенок должен быть готов к тому, что его могут проконтролировать в любой момент.
Такая проверка должна проводиться так же, как педагог проверяет домашнее задание, когда, разумеется, нет ни малейшего намека на недоверие, ведь родитель на правах наставника оставляет за собой право изредка убеждаться в том, что навык совершения самостоятельных покупок успешно усваивается. И, конечно же, в этом случае неуместны фразы типа «Здесь не хватает два рубля, на что ты их потратил?» Мудрые мама с папой скажут: «Ну что ж, давай посмотрим, как ты сегодня справился со своей задачей… Да, с каждым разом
ты радуешь нас все больше и больше!»
Сдачу необходимо проверять, как задачки, не подвергая сомнению ни честность ребенка, ни честность продавца. И, если денег на самом деле не хватает, посоветуйте ребенку в следующий раз быть внимательней, но ни в коем случае не показывайте малышу, что вы потеряли к нему доверие, ведь как «не рассыпав муки, не испечь пироги», так без ошибок и промахов не стать умелым покупателем. Лучше подарите ребенку небольшой карманный калькулятор и карандаш и научите его ими пользоваться при совершении покупок.
Осуществляя контроль в такой форме, вы избежите эдакой официальной, казенной отчетности, не превратитесь в мелочного и недоверчивого скрягу и скептика, который видит вокруг один обман и настраивает на то же своего ребенка. Вынуждая малыша смотреть со скептическим прищуром на каждого продавца и на весь мир в целом, заведомо вставать в защитную позу, опасаясь родительской строгой ревизии, мы воспитываем безынициативного, пасующего перед любым ответственным поступком человека. В семьях, где ребенок приобщен
к домашним делам, семейному бюджету и ведению хозяйства, где он выступает не в роли «разового порученца», а чувствует себя хотя бы отчасти хозяином дома, вопросы, связанные с денежными расчетами за семейные покупки, решаются наиболее благоприятно.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: