Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Бюджет: Американская история". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Бюджет: Американская история
Автор статьи: podrobnosti.ua
США продолжают лихорадить бюджетные проблемы. Принять федеральную смету к началу нового финансового года парламенту не удалось. А, значит, с 1 октября Вашингтону грозит остановка ряда госорганов и уход "в запас" чиновников. А кризис набирает обороты – снова под вопросом "потолок" государственного долга.
Финал – shutdown
Финансовые проблемы США в последнее время приковывают к себе внимания. Проблем у Вашингтона более чем достаточно: запланированное два года назад сокращение государственных расходов только успело вступить в действие, как желание Барака Обамы выполнить свои предвыборные обещания столкнулись с нежеланием Республиканской партии участвовать в наращивании трат на медицину. И, несмотря на затяжные споры, решить проблему в срок так и не удалось. Новый финансовый год в США начался с бюджетного коллапса.
В отличие от Украины, где бюджетный год начинается одновременно с календарным, в США новые бюджеты традиционно запускаются с 1 октября. Но в 2013-м проверенная схема не сработала: парламент не успел принять главную смету государства. Камень преткновения за последние годы принципиально не изменился. Контролирующие Палату представителей республиканцы по-прежнему отказываются давать "зеленый свет" дежурной для уже двух предвыборных программ Барака Обамы реформе здравоохранения, 10-летний "растянутый"
запуск которой может стоить бюджету более 900 миллиардов долларов. Но, хотя республиканцы уже более 40 раз в той или иной форме голосовали против президентской модели пересмотра страховых реалий, к осени 2013 года Белый дом настроился решительно. "Независимо от сегодняшних действий конгресса, реформа будет реализована. Ее нельзя отменить, она вступила в силу. Я подписал закон, Верховный суд признал его конституционным. С завтрашнего дня (1 октября, - "Подробности") американцы смогут получать доступ
к программам медицинской страховки", - обещал Барак Обама. В итоге палаты парламента не смогли согласовать не только бюджет, но и резолюцию о временных ассигнованиях. И 1 октября грянул бюджетный кризис.
Снова-таки, в отличие от украинской действительности, в которой затяжное принятие бюджета – это пусть не норма, но привычная издержка политического "производства", американская модель предполагает практически немедленную "заморозку" заметной части федерального финансирования. Согласно распоряжению Барака Обамы, нынешний кризис не должен коснуться непосредственных выплат военнослужащим. Не будут серьезно затронуты интересы и служб, функционирование которых жизненно необходимо, – от авиадиспетчерских
и службы контроля продуктов питания до разнообразных служб спасения – пожарных, полиции, экстренной медицинской помощи. Зато, если ситуация быстро не разрешится, сведется к минимуму финансирование ряда министерств (кроме их "экстренных" ведомств) – например, в Министерстве энергетики кризис, скорее всего, не коснется только сотрудников АЭС; национальных парков, государственных музеев; NASA (за исключением Центра контроля полетов); налоговиков; "справочных" и "паспортных" служб;
некоторых федеральных социальных программ и программ государственной поддержки кредитов… Предполагается, что в неоплачиваемый отпуск в ближайшие дни могут быть отправлены около 800 тысяч государственных служащих (более трети "федералов"), а жизнь в стране хотя и не остановится, но заметно осложнится.
Government shutdown – остановка государственного финансирования – в США срабатывает не впервые. Подобное уже случалось в Вашингтоне почти два десятка раз, и склонностью к такой модели прославилось правление Рональда Рейгана, при котором "закрытие" случало 8 раз. В последний раз shutdown запускался в конце 1995 года в бытность президентом Билла Клинтона, и тогда кризис продлился более 20 дней, хотя ранее нередко составлял несколько дней-неделю. Собственно, в 2013-м основной интерес вызывает как
раз временные масштабы коллапса. С одной стороны, остановка многих госслужб чревата финансовыми потерями. Представители аналитической фирмы IHS Inc считают, что бюджетный кризис обернется 300 миллионов долларов в сутки. С другой стороны, договороспособность сторон конфликта оставляет желать лучшего, что автоматически делает государственное финансирование заложником политических споров с давним экономическим "душком". Наконец, с третьей стороны – ограниченная дееспособность государственной машины вряд
ли порадует американцев, что еще может сказаться и на уровне доверия к государству вообще, и на популярности спорщиков, которых в 2014-м ждут промежуточные выборы в Конгресс.
Экономика должна быть экономной?
Хотя shutdown едва ли можно было назвать наиболее предсказуемым вариантом развития событий, абсолютным сюрпризом он не является. Государственные финансы США лихорадит давно, а конкурирующие партии с большим трудом приходят к согласию по поводу спасения бюджета. Но 2013 год выдался особенным – именно сейчас проявляет себя результат давнего "компромисса".
В 2011 году ценой вопроса поднятия "потолка" государственного долга (а масштабы того кризиса заставили громко обсуждать возможность дефолта США и привели к падению кредитного рейтинга Вашингтона), кроме прочего, стало обязательство задействовать секвестр бюджета (замораживание части федеральных трат), если не удастся добиться заметного сокращения дефицита последнего. И весной 2013-го бюджетная "мясорубка" (по определению американского президента) была включена.
Изначально предполагалось, что за 10 лет США должны уменьшить бюджетные расходы на 1,2 триллиона долларов. Первый шаг, согласно планам, определили в 85 миллиардов, из которых 43 призван был сэкономить Пентагон. Поскольку именно на армию ложится солидное бремя сокращения (в общей сложности его финансирование хотят урезать на 500 миллиардов долларов), в Министерстве обороны считают "разнарядку" маловыполнимой. Первыми мерами стали сокращение закупок (включая и боевой техники), трат на учения и отправка
летом 2013-го в пока кратковременные неоплачиваемые отпуска порядка 600 тысяч сотрудников министерства. Но повышение ставок экономии может привести к тому, что США сократит численность армии (сухопутных войск) – с 570 до 490 тысяч человек, что Пентагон совсем не радует. В таких условиях неудивительно, что идея об американском участии в сирийском конфликте столкнулась не только с этическими и политическими контраргументами, но и с сугубо материальными. По скромным подсчетам Минобороны, гипотетические пока расходы
могут балансировать "в пределах десятков миллионов долларов", но зачастую специалисты называют на порядок большие суммы.
Потери других ведомств пока менее масштабны, чем армейские, но и они должны составить до 10 процентов автоматического урезания бюджетов (ущерб Пентагона – 7,3% его солидного финансирования). Менее прочих в процентном отношении пока страдает Medicare (минус 2 процента). Тем не менее, пока программа секвестра действует, сокращения расходов трудно избежать всем ведомствам. И далеко не всегда речь идет о таких резонансных предложениях, как закрытие Гуантанамо. "Во времена сокращения бюджета мы ежегодно
тратим 150 миллионов долларов на содержание в заключении 166 человек – почти миллион долларов на заключенного. По оценкам Министерства обороны, мы должны потратить еще 200 миллионов долларов, чтобы Гуантанамо оставалось открытым. И это в то время, как мы сокращаем государственные инвестиции в образование и научные исследования", - возмущался еще в конце мая Барак Обама.
"Секвестр-перспективы" США экономисты оценивают нерадужно. Вынужденные меры в конечном итоге могут сказаться на сокращении темпов роста ВВП и числа рабочих мест. Но добиться бездефицитного бюджета Вашингтону, очевидно, еще сложнее. Тем более, когда споры многолетней "выдержки" непосредственно задевают базовые интересы ключевых политических сил. Медицинская реформа, реализацию которой республиканское большинство в нижней палате предлагало отложить еще на год, для Барака Обамы – практически
дело чести. Тогда как республиканцы не согласны даже с самой концепцией, не говоря уже о ее финансовом эффекте. В то же время, другая ключевая тема споров, всплывающая и при обсуждении секвестра, и в другие "горячие" моменты американской политики – это проблемы согласования со "слонами" повышения налогов на крупные доходы. В начале 2013-го США с трудом избежали "фискального обрыва" (автоматической отмены ряда налоговых льгот), сойдясь на время на 400-тысячном компромиссе (планка
семейного годового дохода, ниже которой американцы могут рассчитывать на послабления). Но для того, чтобы избежать секвестра, переговорных сил уже не хватило, и споры по поводу бюджетно-фискального будущего не затихают до сих пор.
В сложившейся ситуации республиканцы продолжают требовать затягивания поясов. При этом речь идет не только о финансировании спорных с точки зрения экономии программ, но и о "долговых" планах. К 17 октября снова зайдет речь о поднятии "потолка" государственного долга, к чему Республиканская партия относится без энтузиазма. Как и двумя годами ранее на первый план снова выходят прогнозы дефолта. Тем не менее, вероятность того, что политические силы договорятся (а shutdown окажется временной
демонстрацией непоколебимости позиций) остается. Но очередной этап увеличения пределов государственного долга принципиально проблему не решает. И бюджетное будущее США останется в зависимости от тяжело согласуемого видения расходов и доходов и споров по поводу того, так уж ли необходим секвестр. Тем временем, бюджетные "кризисные явления" сказываются на экономике США в целом, что может "аукаться" и многим другим государствам, рассчитывающих на американскую поддержку или инвестиции. И Украина
тут вряд ли будет исключением.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: