Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый день с FinancialFamily!

  Все выпуски  

Новый день с FinancialFamily! 12 августа


Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием ""Советский Запад": как живет Венгрия в ЕС". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru

"Советский Запад": как живет Венгрия в ЕС

Автор статьи: segodnya.ua

К 22-летию распада СССР «Сегодня» начинает новый проект «Советский Запад». Мы решили выяснить, как живут нынешние страны ЕС, некогда считавшиеся братьями и сестрами Страны Советов. Венгерская республика всегда стояла особняком среди союзников бывшего СССР. Так сложилось исторически — это была не Польша, не Болгария и даже не Чехословакия (куда советские танки вошли через 12 лет после Венгрии, и где их тоже встречали без праздничных маршей и хлеба-соли). Она еще в те времена избрала свой, заметно отличный от других соцстран путь, направленный на децентрализацию власти, развитие, параллельно с государственной, частной собственности, кооперации. Провозглашенный в 1970-х годах курс на интенсификацию производства, разгосударствление его основных составляющих, расширение сети частных хозяйств предопределили существенный подъем экономики, переход к рынку, становление мелких и средних предприятий, способствовал росту уровня жизни населения.

В то время как Союз и его собратья по Совету экономической взаимопомощи едва сводили концы с концами, венгры жили припеваючи, и их не без зависти называли самым веселым бараком всего социалистического лагеря, где практически каждая семья могла себе позволить роскошь хоть ежедневно есть традиционное мясное блюдо — гуляш.

Но с тех пор много воды утекло. Союза давно нет, Венгрия стала другой, капиталистической, державой, и венгры уже не те, что раньше. «Сегодня» поближе узнала, какой стала страна победившего гуляш-коммунизма, куда летом устремляются тысячи наших «бюджетных» туристов.

Одна большая стройка

Сегодня столица страны Будапешт напоминает огромную строительную площадку. Бурными темпами реконструируются жилые и административные здания, многим из которых по сотне и более лет. Весь в строительных лесах и парламент — туда ни проехать, ни пройти. Многие участки города и его транспортных магистралей аккуратно огорожены от проезжей части — там тоже ведутся ремонтные, перепланировочные и отделочные работы. Местные жители не без гордости подчеркивают, что такие впечатляющие масштабы стали реальными только благодаря финансовой поддержке Евросоюза — своими силами явно не обошлись бы.
С балкона нашего отеля открывался вид на грандиозный панорамный объект, где с раннего утра и до вечера кипела работа — у самого крупного железнодорожного вокзала Келети строится транспортная развязка и новая, четвертая по счету, линия метрополитена. Ее планируют ввести в строй весной будущего года. Стоимость объекта — 450 млрд венгерских форинтов, или более 1,5 млрд евро.

Что характерно — треть суммы выделил Евросоюз. Он же контролирует ход работ. Здесь пустят суперскоростные составы производства ведущей французской машиностроительной компании. 12 из 15 поездов уже проходят испытания, которые продлятся целых 8 месяцев, вплоть до запуска линии в эксплуатацию.

Поезда на этой ветке будут курсировать без машинистов — только благодаря электронике. Чтобы каждый будапештец убедился в том, что работы идут по графику (ранее звучала критика по поводу срыва сроков и использования средств на строительство не по назначению — все как у нас), мэрия организовала экскурсию: после предварительной регистрации провела желающих по самым важным участкам строительства. Неплохо, наверное, и нам такое перенять.

Венгерское метро — старейшее в Европе. Оно было открыто еще в 1896 году. Наряду с привычными нам и довольно-таки обшарпанными поездами производства подмосковного Мытищинского вагонзавода (отзвуки социалистической интеграции!) курсируют и более современные составы. Станции неглубокого залегания, очень удобные, интервалы в движении небольшие, добраться от одной конечной станции до противоположной можно за 35—40 минут. В составах чисто, везде световые указатели, нет сутолоки даже в часы пик. И как венгры умудряются работать без толчеи и нервотрепки? Это при том, что в городе полно туристов. А наш приезд еще и совпал с очень популярным международным рок-фестивалем Сигет, но никаких авралов, перегрузок в работе общественного транспорта паломничество любителей музыки не вызвало.

Если вы приехали в Будапешт всего на несколько дней, можно купить проездной (на неделю обойдется в 4950 форинтов, или около $20) и кататься, сколько угодно на всех видах городского транспорта. У нас такого нет — продаются проездные только на месяц ($28) или половину. А ведь люди приезжают и на несколько дней, и на недельку-полторы — почему бы не напечатать таких билетиков, дабы не переплачивать лишнее?

Кубик Рубика в центре Европы

Площадь Венгрии — 92 тыс. кв. км (это в 6 с лишним раз меньше Украины). Население — свыше 11 млн чел. (меньше нашего вчетверо). Более половины верующих — католики. Страна граничит с Украиной, Румынией, Словакией, Сербией, Хорватией, Словенией, Австрией. Законодательный орган — Государственное собрание. Правительство возглавляет Виктор Орбан. Президент — известный спортсмен, олимпийский чемпион по фехтованию Пал Шмитт. Венгрия — член Совета Европы с 1991 года, а с 1999-го — полноправный член НАТО (решение поддержано всенародным референдумом). В 2004 году была принята в Евросоюз. С 2008-го вошла в Шенгенскую зону. Богата бокситами, бурым углем, нефтью, газом, рудами, другими полезными ископаемыми, а также минеральными и термальными источниками. Венгрия родина кубика Рубика — популярную когда-то игру назвали в честь ее изобретателя — скульптора Эрнё Рубика.

А транспорт - как часы

Никаких минибасов, маршруток в Будапеште нет — только муниципальный общественный транспорт. И он, представьте себе, прекрасно справляется с немалыми пассажиропотоками. Автобусы комфортабельные, скоростные (и венгерские, и импортные) бегают часто и по расписанию, которое вывешено на каждой остановке — можно запросто сверять часы вплоть до минуты. Удивительно, но пробок тоже практически нет. У автобусов своя полоса, на которую никто из прочих участников дорожного движения не зарится.
На водителя любо-дорого взглянуть — в белой рубашке, при галстуке. Подождет бабушку и дверь перед ее носом не захлопнет. Ответит пассажиру, где удобнее выйти. И билеты не продает — купить талон нужно до посадки в автобус. Его проверяют строгие контролеры, появляющиеся в салоне с отличительной коричневой повязкой на левой руке. Забыл купить или прокомпостировать — 10-кратный штраф (это примерно 4500 форинтов, или $20). Никаких торгов или отговорок. Платят безоговорочно.

Троллейбусы, в основном, изготовлены на некогда процветавшем, а ныне уже не существующем заводе «Икарус». Они сделаны на базе одноименных автобусов, только с рогами-токоприемниками. Как и трамваи — экологически чистый вид транспорта.

Что думают о ЕС

«Евросоюз играет положительную роль, потому что подправляет и наш парламент, и правительство, которые иногда заносит, — говорит Мари, живущая в Будапеште с 1986 года. — Отношение венгров к вступлению в ЕС вообще двойственное. Многие говорят: как раньше при социализме было хорошо, как здорово мы жили! Венгры действительно жили очень хорошо и это был-таки самый веселый барак социалистического лагеря. Здесь процветало частное предпринимательство, полки магазинов ломились от продуктового и прочего изобилия, была стабильность. То есть тунеядцам, конечно, приходилось как-то думать о житье-бытье, но у тех, кто работал, была неплохая зарплата, и они не беспокоились за завтрашний день. Теперь такого нет. И многие по этой причине считают, что раньше было лучше. В основном старшее поколение так думает. Среднее поколение считает иначе. Да и СМИ часто напоминают, что раньше не все было хорошо, имея в виду и ограничения свободы, и печальной памяти события 1956 года (тогда в Венгрию, чтобы подавить мятежников, были введены советские войска, в результате чего погибли сотни мирных жителей, и это явно не прибавило симпатии к СССР), прочие прелести социалистического строя».

«Но и вступление в ЕС вызывает двоякие впечатления, — включается в дискуссию домохозяйка из Пешта, просившая не называть ее имя в прессе. — Многие от этого членства пострадали. В частности, резко сдало позиции сельское хозяйство. ЕС выделяет большие дотации тем странам, которые давно в Евросоюзе, и очень незначительные — новым членам. Сейчас многие овощи и фрукты импортного производства, например, стоят дешевле венгерских — клубника, те же яблоки, картошка. Хотя всюду рекламируют именно товары отечественного производства: в какой магазин ни зайдешь, всюду наткнешься на призыв приобретать венгерские товары и продукты. Я никогда не куплю китайский чеснок, импортную клубнику, ежевику — они пластмассовые, невкусные. Наряду с этим Венгрия все-таки получает большие средства по линии ЕС. Потому что все страны скидываются в этот европейский общак, а потом оттуда что-то имеют. Есть те, кто вносит много, а получает меньше. Венгрия относится к той категории участников, кто получает больше, чем дает».

На то оно и НАТО!

Когда-то Венгрия входила в Варшавский договор. Сегодня она является членом НАТО. Те, с кем мы общались, считают, что на жизни среднестатистического венгра вступление страны в Североатлантический блок никак не отразилось. После значительного сокращения остались только сухопутные войска и военно-воздушные силы. Служба в венгерской армии — по контракту (всеобщая воинская обязанность отменена с 2004 года), и членство в Альянсе просто дало возможность военным отправиться в миротворческие миссии за рубеж. Так, например, небольшой венгерский контингент был в Ираке. Сейчас уже его там нет. В Афганистане тоже служили венгры. Но это были не боевые подразделения, а инженерные, вспомогательные.
Да, технически армия переоснастилась — вместо устаревших МиГов, которые стояли на вооружении ВВС и которые стало дорого обслуживать, поступили современные шведские Грипены. Еще что-то из военной техники и вооружений морально устарело — его заменяют новым. То есть это естественный процесс, а не связанный с вступлением в НАТО. Но после присоединения к блоку армейские подразделения перешли на новые стандарты. Престиж военных вырос.

Несколько лет назад в обществе поднялся большой шум вокруг строительства на территории Венгрии радиолокационной станции дальней радиосвязи. Жители окрестных деревень долго этому сопротивлялись, а теперь говорят, будто бы вот та штука, которая стоит на горе, каким-то образом регулирует выпадение осадков. Мол, как включат — дождя не будет.

Отдельная тема — оставшиеся после вывода из Венгрии советской Южной группы войск военные городки. Их великое множество. Некоторые перестроили под более-менее нормальное жилье. Некоторые использовали как офисы, на территории других играют в пейнтбол и прочие игры. Но в большинстве городков пришлось проводить работы по обеззараживанию почвы: когда там дислоцировались советские части, много бензина, керосина, солярки, масла сливалось просто в землю — часто в окрестных деревнях нельзя было пить воду из колодцев.

Переименовать или забыть?

В Венгрии любят переименовывать улицы, площади, скверы. Причем часто это делается в угоду чьим-то прихотям, без учета мнения жителей, опросов.

Не стало площади Москвы, ушла в небытие площадь Рузвельта. Мы спрашивали прохожих, как они к этому относятся. Молодежь отмахивалась, считая, что ничего страшного не происходит — мол, всему свое время, и когда-то некоторые названия были навязаны советской идеологией, коммунистической пропагандой. Люди постарше были взвешеннее, рассуждая вслух на тему, кому мешали названия.

«Такое могло прийти в голову только черствым, бездушным людям, — возмущается пенсионер Ференц Загони. — Мы всегда говорили: встречаемся на площади Москва. Или увидимся у Москвы. И теперь так продолжаем говорить. Никто нам в этом не помешает».

«Депутаты городского собрания приняли это решение, и я считаю, что оно исторически справедливо, так как площади Москвы вернули прежнее наименование — имени Кальмана Селя, бывшего премьер-министра Венгрии, которое она носила еще в 1950-е годы», — горячится сотрудник одного из турбюро. — А «Москва» — это клуб игровых автоматов, он за углом в подвале находится. Вот туда идите и спросите, будут ли они менять вывеску». К сожалению, клуб оказался закрыт, и мнение его администрации осталось неизвестным.

«У нас сейчас такой экстравагантный мэр Иштван Тарлош — он пришел от партии Фидес и решил начать с повального переименования всего, что только можно, — останавливается рядом Катарина Дегеши, сотрудница одной из коммерческих компаний. — В «Фейсбуке» даже есть страница, которая называется «Давайте переименуем Иштвана Тарлоша». Эта кампания коснулась объектов, которые вообще никакого отношения не имели ни к Советскому Союзу, ни к социализму. Например, один из мостов, построенных в 1990-е годы, был назван в честь района, где находится, и его тоже переназвали — просто потому, что кому-то захотелось. Уж, казалось бы, чем Рузвельт не угодил, но и площадь его имени переименовали в площадь Сечени. Да, Сечени венгры очень почитают, считают великим меценатом XIX века. Но его имя можно было дать и другой площади. В общем, это такая дурилка — изменить только ради того, чтобы не было, как раньше».

Еще одна наша собеседница, старожилка Будапешта, провела параллели с другим событием. «К переименованию площади Москвы народ относится так же, как к переименованию места, которое раньше по старинке называлось Астипенко, — говорит она. — Это был герой Великой Отечественной, кажется, капитан Илья Остапенко, который, когда был штурм Будапешта, шел на переговоры с немцами, а те его убили, хотя парламентарий нес белый флаг. Так вот на выезде из Будапешта в сторону Вены ему стоял памятник. И все венгры знали это место как Астипенко — фамилию Остапенко у них не получалось правильно произнести. И до сих пор так говорят: «Встречаемся у Астипенко». Хотя памятника уже давно там никакого нет, и молодежи вообще непонятно, почему это место так называется. Но — Астипенко и Астипенко. Так же будет с площадью Москва».

Про еду и питье

Мы начали с самого национального венгерского блюда, и хотим заверить — гуляш в Венгрии есть и пользуется такой же, как прежде, популярностью. В ресторанах и кафе у вас спросят, какой именно желаете отведать — гуляш-суп (здесь его готовят как первое блюдо) или просто мелко нарезанные, остро приправленные и вкусно приготовленные кусочки мяса в подливе, подаваемые с картошкой, лапшой или иным гарниром на выбор. Порции большие, можно смело брать одну на двоих.

Судя по тому, как много по вечерам народа в заведениях общепита, согласимся с венграми, что гуляш стал еще ближе к народу, и среднестатистическая семья, как и при социализме, видит в нем обычную, а не изысканную еду. Цена — от 1950 форинтов. В пересчете — что-то около $8.

Помереть с голоду в Будапеште вам не дадут. На каждом шагу кафешки, не говоря уже о фаст-фудах. Шаурма, сендвичи, круассаны, мороженое, кофе, чай. Дешево и сердито.

Всю минувшую неделю в Венгрии стояла невыносимая жара — столбик термометра днем передвигался в пределах от +37 до 41. Поэтому большим спросом пользовались прохладительные напитки — от обычной минералки без газа до спрайта-колы-фанты в разных емкостях. Цены примерно как у нас, даже ниже — маленькая пластиковая бутылочка от $0,30 до $1,25. За полуторалитровую заплатите от 99 до 199 форинтов. Но в номере отеля точно такая стоит уже... 700 форинтов. 

Ценники: деньги любят счет

Не отвергли после вступления в ЕС и собственную валюту — венгерский форинт. Последнее время его удается удерживать в более-менее стабильном состоянии. И в прошлом, и в нынешнем году усредненный курс: примерно $1 доллар — 220 форинтов. Но основная привязка все-таки к евро. Любопытное наблюдение: разница между обменом, скажем, в аэропорту и центре города может составлять 10 и более евро в пересчете на форинты.

Вот цены, которые были на минувшей неделе: хлеб, багет — до 1 евро (то есть дороже, чем у нас, но есть и сдоба, в пересчете на наши деньги, по 4—5 гривен, хотя и качество муки хуже), мясо (свинина) — примерно 5 евро за килограмм (чуть дешевле у нас — 55—65), рыба (форель) — около 7 евро за килограмм (дешевле, чем у нас), макароны также дешевле (0,5 евро), а вот бензин дороже — примерно 1,5 евро за литр (у нас в среднем по 11 гривен).

Это при том, что средняя заработная плата по стране составляет около 700—750 евро в месяц (в Украине — где-то 330), а пенсия — порядка 260—270 (у нас — около 200). По меркам Евросоюза — относительно не много. Но надо иметь в виду, что официально трудоустроенными гражданами являются лишь чуть более половины взрослого населения страны — 58% при средней цифре по ЕС в 65% (а у нас — по статданным — более 70%).

Интересный момент, о котором тоже поведали хозяева: самыми высокооплачиваемыми категориями являются прокурорские работники (у нас они тоже с протянутой рукой, как известно, не стоят и пенсиями не обижены), летчики гражданской авиации, диспетчеры воздушного движения, топ-менеджеры коммерческих структур и банковские служащие. Их зарплата начинается от трех тысяч евро в месяц.

На улицах венгерской столицы бросаются в глаза бездомные — лежат прямо на газонах, скамейках, на ступеньках зданий. И местная полиция их, в общем-то, не трогает (ее, откровенно говоря, почти не видно — зато по вызову приезжает быстро). Недавно была предпринята попытка внести поправку в конституцию страны, по которой люди без определенного места жительства приравнивались к преступникам. Эта поправка, рассказали нам, не прошла — ее завернул конституционный суд, рассудив, что если человеку запретить ночевать на улице, то нужно его куда-то поселить, а поселить негде. Поэтому от бомжей временно отстали.

Мы предположили, что среди бездомных преобладают цыгане. Оказалось, их-то как раз и нет — ромы научились приспосабливаться к меняющимся условиям и худо-бедно находят неквалифицированную, низкооплачиваемую, но все-таки работу. Ряды бомжей пополняют люди, имевшие в прошлом и работу, и крышу над головой. В силу разных житейских обстоятельств сейчас они стали изгоями: кто-то пропил квартиру, кого-то выгнала жена, кто-то потерял жилплощадь, доверившись мошенникам — здесь, как и у нас, промышляла квартирная мафия.

Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы:

Малый бизнес

Планирование

Долги и кредиты

Тайм-менеджмент

Сбережения

Инвестирование

Интересно знать


В избранное