Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя


Уважаемые коллеги! 

Спасибо, что Вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены: 

1.ФОРМА № СЗВ-М «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ».

До какого числа страхователи в первый раз должны представить данную форму в ПФР? По каким физическим лицам необходимо предоставить данные? Где можно найти информацию по ИНН физического лица? Об этом мы расскажем в данном информационном материале.  

2.ПИСЬМА МИНФИНА, ФНС РОССИИ И РОСТРУДА.

Вы узнаете:

  • О разъяснениях, данных ФНС России по заполнению формы 6-НДФЛ.

  • Облагается ли НДФЛ компенсация работнику платы за детский сад?

  • Включается ли в резерв по сомнительным долгам дебиторская задолженность по имущественным правам?

  • Какие существуют основания для привлечения работников к дисциплинарным взысканиям? 

3.ЗАДЕРЖКА ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ.

В какой срок должно быть назначено пособие? По какой причине может быть задержка выплаты пособия? Что делать, если пособие не выплачивается? Когда за пособием следует обратиться в ФСС? Какие документы необходимо представить? Об этом мы расскажем в данном информационном материале.

 

4.ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СУММЫ НДФЛ ПО ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ, РАБОТАЮЩИМ ПО ПАТЕНТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

На какой срок выдается патент? Как рассчитывается фиксированный авансовый платеж по НДФЛ? По какой ставке исчисляется НДФЛ с дохода иностранного гражданина, работающего по патенту у организации-работодателя? Когда налоговый агент вправе уменьшить сумму удержанного НДФЛ на фиксированный авансовый платеж? Ответы на эти вопросы Вы найдете в данном информационном материале.

ФОРМА № СЗВ-М «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ». 

Постановлением Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. № 83П утверждена форма № СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах».

Данную форму страхователи будут обязаны предоставлять ежемесячно в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Таким образом, впервые отчитаться по форме № СЗВ-М необходимо будет до 10 мая 2016 года включительно. Ранее на сайте ПФР была указана дата представления формы №СЗВ-М – «не позднее 11 мая 2016», но позднее ПФР ее скорректировал. 

В форму № СЗВ-М включаются сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице (в т.ч. о лицах, оформленных по договорам гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы).  

В состав сведений о застрахованном лице, которые необходимо указать в форме, входят фамилия, имя и отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета и ИНН застрахованного.

  Обратите внимание:

  1. Страхователи – организации и ИП, привлекающие работников.

  2. Страхователи должны предоставлять отчет не только по работникам, с которыми заключены трудовые договоры, но и по работникам, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.

  3. В случае, если Вы не знаете ИНН своего работника или лица, работающего по гражданско-правовому договору, Вы можете узнать ИНН на сайте www.nalog.ru. Для получения данных Вам понадобятся паспортные данные физического лица.

Напоминаем, что обязанность ежемесячно представлять сведения о застрахованных лицах в ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ. 

Этим же законом предусмотрен штраф за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. 

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». 

ФНС РОССИИ РАЗЪЯСНИЛА ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ 6-НДФЛ. 

Приближается время, когда налоговые агенты будут обязаны впервые отчитаться по новой форме 6-НДФЛ, представив расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 1 квартал 2016 года. 

В этой связи у многих организаций возникают вопросы по поводу отдельных нюансов заполнения данной формы отчетности, и в Письме от 12.02.2016 г. № БС-3-11/553@ ФНС России дала ответы на некоторые из них. 

ФНС России напомнила, что налоговые агенты, начиная с отчетного периода первого квартала 2016 года, обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ. Форма, форматы и порядок представления 6-НДФЛ утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015 г. № ММВ-7-11/450@. 

Налоговики поясняют, что расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату, соответственно, на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода. 

При этом раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. 

В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода. В случае если налоговый агент производит операцию в одном отчетном периоде, а завершает ее в другом отчетном периоде, то данная операция отражается в том отчетном периоде, в котором завершена. 

Например, зарплата за март 2016 года будет выплачена 5 апреля, а НДФЛ перечислят 6 апреля. В этом случае сумма удержанного и перечисленного НДФЛ включается только в раздел 1 расчета за I квартал, включать ее в раздел 2 необязательно. Отразить данную операцию нужно будет в расчете за полугодие 2016 года. А именно: 

  • по строке 100 «Дата фактического получения дохода» указывается 31.03.2016 г. (ст. 223 НК РФ);

  • по строке 110 «Дата удержания налога» — 05.04.2016 г. (п. 4 ст. 226 и п. 7 ст. 226.1 НК РФ);

  • по строке 120 «Срок перечисления налога» — 06.04.2015 г. (п. 6 ст. 226 и п.9 ст. 226.1 НК РФ);

  • по строкам 130 «Сумма фактически полученного дохода» и 140 «Сумма удержанного налога» — соответствующие суммовые показатели. 

ФНС напомнила также, что в соответствии с п.2 ст.223 НК РФ датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).

 

Согласно п.4 ст.226 НК РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

 

При этом налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

 

Налоговая служба также обратила внимание налоговых агентов на то, что на основании положений ст.21 и 24 НК РФ они вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета для получения разъяснений по заполнению расчета по форме 6-НДФЛ с учетом конкретных ситуаций.

 

ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ НДФЛ КОМПЕНСАЦИЯ РАБОТОТНИКУ ПЛАТЫ ЗА ДЕТСКИЙ САД?

 

Организация-работодатель оплачивает своему работнику пребывание его ребенка в детском саду, где осуществляется как дошкольное обучение, так и уход и присмотр за ребенком. Облагается ли сумма компенсации стоимости услуг детского сада в данном случае?

 

Ответ на данный вопрос содержится в Письме Минфина России от 08.02.2016 г. №03-04-06/6374.

 

Специалисты финансового ведомства пришли к заключению, что от налогообложения НДФЛ освобождаются только суммы оплаты организацией непосредственно стоимости обучения детей ее сотрудников, а суммы оплаты организацией стоимости присмотра и ухода за детьми подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке. Иными словами, НДФЛ не взимается только с той части, которая приходится на оплату обучения.

 

Указанный вывод основывается на следующем.

 

Согласно п.42 ст.217 НК РФ, не подлежат обложению НДФЛ средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

 

Чиновники подчеркивают, что в соответствии с Законом об образовании указанная компенсация части родительской платы производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Таким образом, если источником выплаты компенсации за уход и присмотр за детьми в детском саду является не бюджет, а средства организации-работодателя, то освобождение от НДФЛ по такой выплате не предусмотрено.

 

Вместе с тем, согласно п.21 ст.217 НК РФ, не подлежат обложению НДФЛ суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, за его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

 

Согласно пп.1 п.2 ст.23 Закона об образовании, дошкольная образовательная организация - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

 

Нормами п.4 ст.65 Закона об образовании не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

 

В силу вышеизложенного, суммы платы организацией-работодателем за обучение детей своих сотрудников в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ на основании нормы п.21 ст.217 НК РФ.

 

Отметим, что аналогичные разъяснения Минфин давал и ранее (Письма Минфина России от 02.04.2015 г. № 03-04-06/18412, от 02.04.2015 г. № 03-04-06/18411, от 25.03.2015 г. № 03-04-06/16324, от 11.03.2015 г. № 03-04-06/12510).

ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ В РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРАВАМ? 

Многие организации принимают решение формировать резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном нормами ст.266 НК РФ. При этом может возникнуть вопрос: включаются ли в данный резерв сомнительные долги по договорам, предметом которых являются не товары, работы или услуги, а имущественные права?  

Этой темы коснулся Минфин России в рамках ответа на частный запрос в Письме от 01.02.2016 г. № 03-03-06/1/4148. 

Прежде всего, ведомство напомнило: п.1 ст.266 НК РФ установлено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. 

При этом нормы п.2 ст.38 НК РФ определяют имущество как виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Следовательно, имущественные права не являются имуществом, а соответственно, и товаром. Это следует из п.3 ст.38 НК РФ. 

Исходя из этого, Минфин считает, что имущественные права не могут быть приравнены ни к товарам, ни к работам, ни к услугам.  

Поэтому дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав, не может участвовать в расчете резерва по сомнительным долгам и уменьшать налогооблагаемую прибыль. 

Таким образом, в резерв включаются только сомнительные долги по договорам, объектом которых является реализация товаров, оказание услуг и (или) выполнение работ. 

РОСТРУД НАПОМНИЛ ОБ ОСНОВАНИЯХ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ К ДИСЦИПЛИНАРНЫМ ВЗЫСКАНИЯМ. 

На каком основании организация-работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей? 

Этому вопросу посвящены разъяснения, данные Рострудом в Письме от 20.11.2015 г. № 2628-6-1 в рамках ответа на частный запрос. 

По мнению чиновников, если соответствующая обязанность закреплена локальным нормативным актом, должностной инструкцией или непосредственно трудовым договором и работник ознакомлен с ней под роспись, то его можно привлечь к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном статьей 193 ТК РФ. 

В обоснование данного вывода специалисты Роструда приводят следующие аргументы. 

Согласно абз.2-4 ст.21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину. 

В соответствии с ч.1, 3 ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям. 

В соответствии с действующим трудовым законодательством, дисциплинарное взыскание в виде увольнения возможно по следующим основаниям:

  • неоднократное неисполнение работником, уже имеющим дисциплинарное взыскание, без уважительных причин своих трудовых обязанностей;
  • однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (прогул, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, хищение, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества и т д.);
  • совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • принятие руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главбухом необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации.

Нормами ч.3 ст.68 ТК РФ предусмотрено, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

 

Следовательно, по мнению Роструда, основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности возникают только в том случае, если соответствующая обязанность закреплена локальным актом, должностной инструкцией или трудовым договором, и работник ознакомлен с документом под роспись. 

 

ЗАДЕРЖКА ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ. 

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту — Федеральный закон № 255-ФЗ), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. При этом выплата осуществляется в ближайший после назначения пособия день выплаты заработной платы.

Обратите внимание:

1. Исчисление срока начинается со дня обращения к работодателю со всеми необходимыми документами. Если работодатель не соблюдает требование по выплате пособия, то Вам следует получить от работодателя подтверждение о вручении последнему всех документов. Таким подтверждением может являться сопроводительное письмо к листку нетрудоспособности, составленное в простой письменной форме, с отметкой работодателя о вручении.  

2. На копии сопроводительного письма, которая остается у Вас, при передаче документов для назначения пособия необходимо проставить дату, подпись и расшифровку подписи должностного лица, уполномоченного принимать от Вас документы, необходимые для назначения пособия по временной нетрудоспособности. 

Если уполномоченное лицо работодателя не принимает листок нетрудоспособности для назначения пособия по временной нетрудоспособности, то Вам следует направить документы заказным ценным письмом (с описью вложения) и уведомлением. От даты получения работодателем листка нетрудоспособности и будет исчисляться десятидневный срок для назначения пособия. 

Если работодателю документы все переданы,  но пособие все равно не выплачивается, что делать в этом случае?  

При задержке пособия Вам, прежде всего, следует обратиться к своему работодателю и узнать, направлены ли документы в ФСС РФ и когда. В некоторых случаях задержка возникает из-за допущенных ошибок в реквизитах. В этих случаях направленные деньги возвращаются банками обратно в ФСС РФ.

Для уточнения ситуации по конкретному человеку и его пособию необходимо сообщить в ФСС РФ следующие данные:

  • полное название организации, где работает получатель;

  • ФИО;

  • в какой филиал были поданы документы (район или номер филиала) и дату их представления;

  • какое пособие не выплачивают;

  • контактный телефон. 

Если работодатель не подавал данные, то Вы вправе:

  • Обратиться в территориальный орган ФСС по месту регистрации вашего работодателя в качестве страхователя с жалобой либо запросом о проведении проверки правильности выплаты работодателем пособия по временной нетрудоспособности (п.4 ч.1 ст.4.3 Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ). На основании жалобы или запроса подразделение ФСС РФ вправе провести внеплановую выездную проверку работодателя.  

  • Обратиться в суд общей юрисдикции с иском к работодателю для взыскания неполученного пособия. Государственную пошлину при этом уплачивать не нужно (пп.1 п.1 ст.333.36 НК РФ). 

Чаще всего, обращения в органы ФСС вполне достаточно для устранения задержки выплат пособий работодателем. Если задержки носят не разовый, а систематический характер, то наиболее целесообразным является обращение в суд. 

Также Вы можете обратиться в трудовую инспекцию с  целью привлечения работодателя к ответственности в соответствии с КоАП РФ. 

Кроме случаев, когда работодатель задерживает выплаты пособия в нарушение законодательства, существуют также случаи, когда от воли и желания работодателя уже практически ничего не зависит. В частности:

  • Организация-работодатель прекратила свою деятельность.

  • На счетах организации недостаточно (отсутствуют) денежные средств и применяется очередность списания денежных средств со счета, предусмотренная ГК РФ.

  • Отсутствует возможность установить местонахождение организации и ее имущества, на которое может быть обращено взыскание, если есть вступившее в законную силу решение суда об установлении факта невыплаты такой организацией пособия по временной нетрудоспособности.  

В таких ситуациях согласно части 4 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ пособие выплачивается территориальным органом Фонда социального страхования, за исключением первых трех дней временной нетрудоспособности, подлежащей оплате за счет средств работодателя. 

Как обратиться в территориальный орган ФСС для получения пособия самостоятельно?  

Для обращения в ФСС необходимо подать заявление для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а также предоставить следующие документы:

  • листок нетрудоспособности;

  • документы, подтверждающие размер заработной платы — справку о сумме заработка, исходя из которой должно быть исчислено пособие;

  • документы, подтверждающие страховой стаж, (трудовая книжка, письменные трудовые договоры, справки от работодателей). 

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СУММЫ НДФЛ ПО ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ, РАБОТАЮЩИМ ПО ПАТЕНТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

К нам стали поступать вопросы с просьбой пояснить, как правильно удерживать НДФЛ у работников-иностранцев, работающих по патенту.  

Напоминаем, что с 1 января 2015 г. иностранные граждане, временно прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут работать на территории России по патенту.  

Согласно п.5 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. 

Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. 

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. 

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа». 

Размер оплаты патента установлен в ст.227.1 НК РФ и привязан к НДФЛ. В частности, размер такого платежа за каждый месяц действия патента составляет 1200 руб. (п.2 ст.227.1 НК РФ). В силу п.3 ст.227.1 НК РФ данная сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации. В случае, если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта Российской Федерации не установлен, его значение принимается равным 1. 

Таким образом, формула для расчета фиксированного авансового платежа по НДФЛ выглядит следующим образом: 

Фиксированный авансовый платеж по НДФЛ = 1200*К12,

где:

К1 - коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

К2 - региональный коэффициент.  

Фиксированный авансовый платеж по НДФЛ иностранный гражданин должен уплатить до начала срока, на который выдается, продлевается или переоформляется патент (п.4 ст.227.1 НК РФ). 

Работодатель, исходя из уплаченной иностранным гражданином суммы, может выяснить, на какой срок иностранному гражданину выдан патент. При этом в целях подтверждения действительности патента работодателю имеет смысл истребовать у указанной категории работников копии квитанций об уплате фиксированных авансовых платежей по НДФЛ

Обратите внимание:

Согласно п.1 ст.18.15 КоАП РФ, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства патента, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, если патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выдан патент влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до пяти 5 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Расчет НДФЛ с доходов "патентных" работников. 

Доходы иностранных граждан, работающих по патенту, облагаются налогом по ставке 13% независимо от их статуса (резидент или нерезидент). Это следует из содержания п.1 ст.224 НК РФ, п.2 и п.3 ст.226 НК РФ. 

Общую сумму налога с доходов указанных работников налоговый агент должен исчислить с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду. Это правило установлено п.6 ст.227.1 НК РФ. 

При этом в абз.2 и 3 п.6 ст.227.1 НК РФ содержатся несколько условий, при соблюдении которых суммы НДФЛ уменьшаются на фиксированные авансовые платежи. В частности, уменьшение суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее - уведомление). 

Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления, указанного в абз.2 п.6 ст.227.1 НК РФ. 

Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 17.03.2015 №ММВ-7-11/109@. Уведомление выдается налоговому агенту при соблюдении условий, поименованных в абз.4 п.6 ст.227.1 НК РФ:

  • в налоговом органе есть информация, полученная от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (ФМС), о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента;

  • ранее применительно к соответствующему налоговому периоду уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось. 

Уведомление выдается налоговому агенту в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента. Форма такого заявления законодательно не установлена, но рекомендована в Приложении №1 к Письму ФНС России от 19.02.2015 №БС-4-11/2622. 

Без данного уведомления налоговый агент не вправе зачесть уплаченные иностранным гражданином авансовые платежи. Соответственно, доходы такого работника облагаются НДФЛ по ставке 13% в обычном порядке.  

Может ли налоговая инспекция не выдать уведомление? Может, если:

  • у инспекции отсутствует информация о факте заключения трудового или гражданско-правового договора между конкретным работодателем и иностранным гражданином и о выдаче ему патента (напомним, такие сведения инспекторы получают от территориальных органов ФМС);

  • уведомление выдано иному работодателю или заказчику работ (услуг).

Вывод:

Чтобы уменьшить сумму НДФЛ, удержанного с дохода иностранного гражданина, работающего по патенту, на сумму фиксированных авансовых платежей, налоговому агенту необходимо получить:

  • от физического лица - заявление и документы, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей;

  • от налогового органа - уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей

Обратите внимание, что согласно п.7 ст.227.1 НК РФ, если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения (разница) не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Мы надеемся, что наши новости были для вас полезны.  

Обратите внимание, что в нашей группе Вконтакте  http://vk.com/club103663823  по рабочим дням размещается самая интересная информация, которая может пригодиться Вам в работе, включая примеры из аудиторской практики. 

Удачных Вам выходных и хороших новостей. Аудиторы ЗАО «Точка опоры».


В избранное