← Ноябрь 2015 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
22-09-2015
Статистика
0 за неделю
Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя
Уважаемые коллеги!
Спасибо, что Вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены:
1) ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 25 НК РФ «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Рассмотрены изменения, вносимые в ст.324.1 НК РФ, пп.7 п.4 ст.271 НК РФ, пп.6 п.7 ст.272 НК РФ, пп.19 п.2 ст.290 НК РФ и пп.18 п.2 ст. 291 НК РФ.
2) ПЕРЕХОД НА УСН.
Приведено сравнение двух объектов налогообложения УСН, а также сроки по порядок подачи документов при переходе на УСН.
3). ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО У БАНКА МОГУТ ОТОЗВАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ. ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ПРЕТЕНЗИИ К БАНКУ В СЛУЧАЕ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ.
Рассмотрены основные признаки, свидетельствующие о скором отзыве лицензии у кредитной организации.
4) УЧИТЫВАЕМ СТОИМОСТЬ ПОЖАРНОЙ ЛИЦЕНЗИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ (ответ на вопрос нашего подписчика).
ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 25 НК РФ «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ»
17 ноября 2015 года во втором чтении рассматривается Проект № 674024-6 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - НК РФ и Законопроект).
Авторы указанного документа поясняют, что он подготовлен «в целях устранения возникающего в правоприменительной практике неоднозначного толкования отдельных норм законодательства о налогах и сборах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций».
Основное изменение, вносимое данным Законопроектом, касается методики формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.
Действующая редакция п.1 ст.324.1 НК РФ предписывает налогоплательщикам, принявшим решение формировать указанный резерв в налоговом учете, определять ежемесячную сумму отчислений в резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков. Эти расходы организация должна определять с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов.
Новая редакция п.1 ст.324.1 НК РФ, изложенная в Законопроекте, позволит организациям самостоятельно выбирать метод определения годовой суммы расходов на оплату отпусков для целей расчета размера ежемесячных отчислений в резерв: с учетом страховых взносов или без их учета. При этом свой выбор налогоплательщик должен в обязательном порядке закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Согласно планируемым изменениям, вносимым в п.4 ст.324.1 НК РФ, порядок уточнения резерва на оплату отпусков также зависит от того, какой метод расчета суммы годовых расходов на отпуска предусмотрела организация в своей учетной политике: с учетом страховых взносов или без их учета.
Кроме того, Законопроектом внесены уточнения в порядок признания доходов и расходов в виде переоценки стоимости драгметаллов. В предлагаемых Законопроектом редакциях пп.7 п.4 ст.271 НК РФ, пп.6 п.7 ст.272 НК РФ, пп.19 п.2 ст.290 НК РФ и пп.18 п.2 ст. 291 НК РФ четко урегулировано, что к такой переоценке относится в том числе и переоценка стоимости драгоценных металлов, учитываемых банками на обезличенных металлических счетах (далее – ОМС).
Поскольку в ряде случаев налоговые органы имеют претензии к кредитным организациям по поводу правомерности учета финансового результата от переоценки драгметаллов на ОМС в целях налогообложения прибыли, новая редакция вышеуказанных пунктов позволит обеспечить единообразное понимание соответствующих норм главы 25 НК РФ как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.
Напомним, что в первом чтении Законопроект был принят 27 февраля 2015 года.
ПЕРЕХОД НА УСН.
ВЫБОР ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ УСН («ДОХОДЫ» ИЛИ «ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ») В настоящее время организации вправе выбрать в качестве объекта налогообложения либо «доходы», либо «доходы минус расходы». Ниже в таблице приведены налоговые ставки и налоговая база по каждому объекту налогообложения.
Применять объект налогообложения «доходы» выгодно в том случае, если расходы невелики (менее 60% от полученных доходов). Если же в процессе деятельности ожидаются расходы, составляющие более 60% от величины доходов, то лучше выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы» со ставкой 15%. Чтобы спланировать налоговую нагрузку при уплате «упрощенного» налога, необходимо спрогнозировать виды и примерную сумму расходов на ближайшее время, а также учесть иные преимущества.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ И В КАКИЕ СРОКИ НАДО ПОДАТЬ
В ИФНС ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА УСН? 1. Кто переходит на УСН? Вновь созданная организация (в т.ч. в результате реорганизации). Когда организация может перейти на УСН? Со дня государственной регистрации организации. Когда и какие документы надо подать в ИФНС?
В течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном в соответствии с п.2 ст.84 НК РФ, надо подать уведомление о переходе на УСН, в котором указан выбранный объект налогообложения (п.2 ст.346.13 НК РФ).
2. Кто переходит на УСН? Организация, применявшая ОСН Когда организация может перейти на УСН? С начала нового календарного года. Когда и какие документы надо подать в ИФНС? Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого организация собирается применять УСН, надо подать уведомление о переходе на УСН. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, а также остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (п.1 ст.346.13 НК РФ). 3. Кто переходит на УСН? Организация, прекратившая деятельность, облагаемую ЕНВД, до конца текущего года и начавшая осуществлять иной вид деятельности. Когда организация может перейти на УСН? С 1 числа месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате ЕНВД. Когда и какие документы надо подать в ИФНС? 1. В течение пяти рабочих дней со дня прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, надо подать заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (п.3 ст.346.28 НК РФ). 2. Направить уведомление о переходе на УСН по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 №ММВ-7-3/829@ (абз.2 п.2 ст.346.13 НК РФ).
ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО У БАНКА МОГУТ ОТОЗВАТЬ ЛИЦЕНЗИЮ. ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ПРЕТЕНЗИИ К БАНКУ В СЛУЧАЕ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ.
Начиная с января 2014 года, лицензий лишились более 160 банков. При этом вероятность отзыва лицензии у банка тем выше, чем меньше активы банка. Если сформировать список банков исходя из размера активов, то все банки, вошедшие в топ-20, продолжают успешно функционировать. А вот среди банков, занимающих места с 51-го по 200-ое по размеру активов, без лицензии остался каждый восьмой банк.
Что означает отзыв лицензии у банка для юридических лиц?
Фактически для организаций это означает потерю всех денежных средств, которые находились на счетах в банке. Это связано с тем, что для юридических лиц не действует система страхования вклада на случай банкротства банка. С момента отзыва у банка лицензии все операции по счетам прекращаются. Начинается процедура банкротства. Средства организаций (юридических лиц) подлежат возврату в пятую очередь в силу положений п.2 ст.855 ГК РФ.
Иными словами, выплаты юридическим лицам будут производиться в самую последнюю очередь.
На практике после расчетов с государством и вкладчиками денег остается очень мало либо не остается вовсе. Получения денежных средств организациям, находящимся в пятой очереди, приходится ждать года два, а то и больше. Для многих предприятий это означает банкротство.
При этом стоит понимать, что в случае банкротства банка требования и обязательства перед банком не сальдируются.
Например, если у клиента есть задолженность по кредиту, а у банка после отзыва лицензии возникает задолженность перед этим же клиентом по его счетам, то провести взаимозачет этих требований не получится – кредит придется вернуть в процессе конкурсного производства, а вот счета в банке будут заморожены, и получить по ним удастся очень немного и только через несколько лет, либо ничего не удастся получить, если у банка не хватит денежных средств для расчета со всеми кредиторами.
Что может свидетельствовать о том, что у банка скоро отзовут лицензию?
Банк России отключает банк от системы электронных счетов (система БЭСП). Это происходит за несколько дней до отзыва лицензии. Об этом можно узнать из СМИ.
При отключении банка от системы электронных счетов организация может, например, успеть направить деньги работникам для выплаты заработной платы – эти деньги будут считаться средствами физических лиц, застрахованными в установленном порядке. А сотрудники организации успеют снять зарплату в банкоматах или по истечении двух недель после отзыва лицензии смогут получить деньги со счета в этом банке от АСВ в пределах 1,4 млн руб. на основании ч.2 ст.11, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Обращаем внимание, что в ряде случаев АСВ такие сделки опротестовывает, обосновывая это тем, что их единственной целью было увеличение объема ответственности АСВ перед вкладчиками.
Очевидными признаками проблем у банка являются:
Необходимо также обратить внимание на возбуждение уголовных дел в отношении руководителей банка, их аресты и иные следственные действия. Помимо публикаций СМИ, об этом можно узнать на сайтах органов прокуратуры – как Генеральной прокуратуры РФ, так и областного уровня.
Вовлеченность банка в операции по обналичиванию денежных средств также является фактором риска, так как Банк России на протяжении ряда лет отзывает лицензии у таких банков. Клиенты могут узнать о подобных проступках со стороны банка самостоятельно – информация о привлечении кредитных организаций или их руководителей к ответственности по ст.15.27 КоАП РФ появляется на официальном сайте регулятора в разделе «Инсайдерская информация Банка России».
Например, согласно данным сайта Банка России от 3.11.2015, к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ был привлечен ООО «Коммерческий банк «КАНСКИЙ» (вынесено предупреждение).
Особое внимание стоит обращать на процентную политику банка. Слишком высокие проценты по вкладам предлагают и активно рекламируют банки, остро нуждающиеся в ликвидности, но как раз незадолго до отзыва лицензии банк может резко снизить ставки из-за предписания Банка России.
Более отдаленным признаком проблем у банка является запрет банку на прием вкладов. Банк России вводит эту меру, чтобы ограничить возможности банков наращивать обязательства перед вкладчиками, если вероятность отзыва лицензии не исключена – но не в ближайшее время. Так что если в офисе банка вкладчики вдруг не могут открыть депозит, значит, банк уже находится под пристальным вниманием регулятора. Между таким запретом и отзывом лицензии может пройти достаточное время – часто несколько месяцев, чтобы успеть вывести средства.
Главный аналитик Сбербанка Михаил Мотовников, рекомендует также обратить внимание на рейтинг банка и проанализировать информацию, размещенную на сайте Банка России в разделе «Информация о кредитных организациях».
В частности, если банку присвоена категория «С» в рейтинге международных агентств (Fitch Ratings, Moody’s и Standard & Poor’s), это говорит о том, что высока вероятность дефолта особенно в сочетании с негативным прогнозом. Многие банки, оказавшиеся в трудном положении, отказываются от рейтингов, поэтому стоит проверить, что агентство говорило о банке, когда рейтинг поддерживался.
Как отметил Михаил Мотовников, на сайте Банка России в разделе «Информация о кредитных организациях» размещено много данных о банках, включая их отчетность, сведения о нормативах и т. п. «Если банк не раскрывает на этой странице свою отчетность, как это делают прочие банки, – это первейший признак неблагополучия. Перед отзывом лицензии банки часто не сдают отчетность в Банк России, так что ее отсутствие на сайте регулятора является признаком проблем».
«На странице банка на сайте Банка России в первую очередь стоит посмотреть на Форму 135 (она размещена ближе к концу страницы банка). Это большой документ с множеством закодированных данных, но нас в первую очередь интересует его предпоследний раздел – Раздел 4 «Информация о нарушении обязательных нормативов». Если этот раздел не пустой, значит, банк нарушает нормативы Банка России. Если такое нарушение зафиксировано однократно – такое редко, но бывает – то еще можно колебаться (однако это все равно не очень хороший признак). Но если банк нарушал разные нормативы, и причем часто, скорее всего, он не доживет до конца месяца». «Стоит также заглянуть в раздел «Форма 101» – это таблица с данными по отдельным счетам баланса. Прочитать ее без специальной подготовки сложно, но обычным пользователям достаточно обратить внимание всего на несколько счетов, которых в этой форме быть не должно. Это просроченные межбанковские кредиты – в балансе банка они показаны на 5-тизначных счетах, начинающихся с цифр «317» и «318». И еще два счета свидетельствуют о невыполнении обязательств перед клиентами банка: 47418 («Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств») и 90904 («Не оплаченные в срок распоряжения из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации»). Не должно быть не просто остатка на отчетную дату по этим счетам – но и даже оборота по ним внутри месяца. Иными словами, указанные счета в форме 101 вообще не должны фигурировать, в противном случае у банка определенно имеются проблемы». В заключение отметим, что на день отзыва лицензии у банка сумма на расчетном счете отражается как расчеты по претензиям записью: Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» - Кредит 51 «Расчетные счета» - предъявлена претензия к банку. Данная задолженность, погашение которой маловероятно, в регистрах бухгалтерского учета должна быть признана сомнительной на основании п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н. При признании дебиторской задолженности сомнительной организация обязана создать резерв по сомнительным долгам. Сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. Она определяется организацией самостоятельно по каждому отдельному сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абз.4 п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п.п.2 и 3 Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н). Отчисления в
резерв по сомнительным долгам отражаются записью: Дебет 91, субсчет «Прочие
расходы» - Кредит 63 «Резерв по сомнительным долгам» - создан резерв по
сомнительному долгу. Согласно п.1
ст.266 НК РФ, «сомнительным долгом признается любая задолженность перед
налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ,
оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки,
установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской
гарантией». Средства,
находящиеся в банке, у которого отозвали лицензию в п.1 ст.266 НК РФ не
поименованы. Следовательно, их нельзя признать сомнительной задолженностью в
целях налогового учета. На день начисления
резерва в регистрах бухгалтерского учета возникает вычитаемая временная
разница. Возникновение вычитаемой временной разницы повлечет начисление
отложенного налогового актива на основании п. п.11 и 14
Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль
организаций» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н: Дебет
09 «Отложенный налоговый актив» - Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на
прибыль» - начислен отложенный налоговый актив. Данный
информационный материал подготовлен с использованием информации, размещенной на
информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ, а также:
ВОПРОСЫ НАШИХ ПОДПИСЧИКОВ. Вопрос: Как отражается в бухгалтерском учете
организации покупка пожарной лицензии? Ответ: Стоимость пожарной лицензии единовременно
списывается в состав расходов по обычным видам деятельности в том периоде, к
которому они относятся (п.5, п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Обоснование: В соответствии с пп.14-15 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №
99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), к
лицензируемым видам деятельности в области пожарной безопасности относятся:
Согласно п.4 ст.9 Закона № 99-ФЗ лицензия действует бессрочно.
До 2011 г. в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее — Положение 34н) затраты на приобретение лицензии, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и включались в расходы по обычным видам деятельности в порядке, устанавливаемом организацией, в течение срока действия полученной лицензии.
На основании п. 65 Положения 34н в новой редакции затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Внесенные поправки не отменяют категорию «расходы будущих периодов». Согласно п. 32 Положения 34н при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется данным Положением, если иное не установлено другими положениями по бухгалтерскому учету.
Расходы будущих периодов прямо предусмотрены следующими ПБУ:
В остальных случаях затраты, ранее признававшиеся в бухгалтерском учете расходами будущих периодов, должны быть переквалифицированы по одному из следующих вариантов:
Необходимо проанализировать, к чему из вышеперечисленного относится стоимость пожарной лицензии.
Следует ли признать пожарную лицензию активом организации?
Определение актива дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее — Концепция).
Так, согласно п. 7.2 Концепции активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
В соответствии с п. 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды — это
потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку
денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем
экономические выгоды организации, когда он может быть:
Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения их к активам (п. 7.2.2 Концепции).
Что касается соответствия пожарной лицензии понятию актива, то, с одной стороны, можно говорить о том, что она приносит экономические выгоды в будущем тем, что позволяют осуществлять соответствующую деятельность.
С другой стороны, лицензия не приносит экономические выгоды в будущем в том смысле, который заложен в Концепции. Лицензия непосредственно не используется в процессе производства продукции, работ, услуг, т.е. с ее помощью не осуществляется производство. Также лицензию нельзя продать, обменять, использовать для погашения обязательств и распределить между собственниками.
Кроме того, если исходить из такого критерия актива, как контроль организации над ним, то необходимо отметить, что в отношении лицензий на право ведения определенной деятельности (в том числе и в области пожаротушения) отсутствует возможность получения иными лицами доступа к такому контролю.
Такая лицензия выдается лицензирующим органом при соблюдении получателем необходимых лицензионных требований и условий. Лицензия, выданная организации, не представляет интереса для других лиц. В случае необходимости иные лица могут получить такую же лицензию, обратившись в лицензирующий орган, при этом какого-либо отчуждения лицензии фирмы не происходит.
Таким образом, пожарная лицензия не соответствуют критериям признания актива, следовательно, в бухгалтерском учете затраты на получение такой лицензии учитываются единовременно в периоде их осуществления в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Также отсутствуют основания признать стоимость лицензии дебиторской задолженностью, поскольку денежные средства, уплаченные за лицензию, не являются авансом.
Следовательно, стоимость пожарной лицензии, которая будет действовать бессрочно, можно учесть в бухгалтерском учете в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Отражается данная операция следующей записью:
Д 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы») — К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — списаны единовременно затраты на приобретение лицензии.
Мы надеемся, что наши новости были для Вас полезны.
Удачной Вам недели и хороших новостей. Аудиторы ЗАО «Точка опоры». |
В избранное | ||