Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя


Уважаемые коллеги! 

Спасибо, что Вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены: 

1)    О ПЕРЕДАЧЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ МАТЕРИАНСКОЙ КОМПАНИИ ДОЧЕРНЕЙ (ЧАСТЬ 2)

Данный факт хозяйственной жизни рассмотрен в части обложения налогом на прибыль. Рассмотрены риски, возникающие  при передаче задолженности от материнской компании дочерней. 

2)    ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ И ФНС.

Рассмотрены следующие вопросы:

    • В каких ситуациях вычеты НДС возможны без наличия счетов-фактур.

    • В каких ситуациях продавец может не выписывать счет-фактуру.

    • Может ли быть учтена компенсация за дни командировки, приходящиеся на выходные дни.

    • Как подтвердить статус налогового резидента для целей НДФЛ при обучении за рубежом.

          3)    ЗАКРЫТИЕ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (по просьбе нашего подписчика).

Вы узнаете, кого и в какие сроки необходимо уведомить о закрытии обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса и расчетного счета. Также рассмотрена особенность заполнения и сдачи декларации по налогу на прибыль.


4)    СНЯТИЕ С УЧЕТА ККТ (по просьбе нашего подписчика)


Рассмотрена процедура снятия с учета ККТ.

ПЕРЕДАЧА ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОТ МАТЕРИАНСКОЙ КОМПАНИИ ДОЧЕРНЕЙ (ЧАСТЬ 2) 

Налог на прибыль 

Учет передачи задолженности у материнской компании 

Доходы от уступки требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), признаются на день подписания сторонами акта уступки права требования, то есть на день перехода права требования к новому кредитору. При этом материнская компания имеет право уменьшить доход от уступки права требования на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) (основание: п. 5 ст. 271 НК РФ, подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, ст. 279 НК РФ; письмо Минфина России от 07.12.2011 № 03-03-06/2/194). 

В случае если возникла отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг), то она признается убытком, в отношении которого установлены особенности учета (основание: подп. 7 п. 2 ст. 265 НК РФ, ст. 279 НК РФ):

    • Если право требования долга уступлено третьему лицу до наступления срока платежа, отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.

      При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты п.1.2 ст.269 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Положения п.1 ст.279 НК РФ и абз.1 п.4 ст.279 НК РФ также применяются к налогоплательщику-кредитору по долговому обязательству. Порядок учета убытка в соответствии с настоящим пунктом должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика. (п.1 ст.279 НК РФ).

    • Если право требования долга уступлено третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования на дату уступки права требования (п.2 ст.279 НК РФ).

Что касается вопроса определения срока платежа по договору, являющегося критерием для определения порядка учета убытков, то, по мнению Минфина России, этот срок следует определять на основании условий соответствующего договора, действующего на дату уступки права требования. Если такой срок был изменен до даты уступки права требования, срок платежа определяется в соответствии с условиями договора с учетом внесенных в него изменений (письмо Минфина России от 23.10.2013 № 03-03-06/2/44462). 

Поскольку для рассматриваемой операции по реализации имущественного права установлен особый порядок признания убытков, то материнской компании необходимо вести раздельный учет доходов (расходов) по такой операции. 

Рассмотрим на примере порядок налогового учета убытка от уступки права требования.

Что касается первоначальной операции по реализации товаров (работ, услуг), то доходы от данной операции на момент уступки права требования дочерней компании у материнской компании уже были учтены (пп. 1, 3 ст. 271 НК РФ). В последующем при уступке права требования корректировка налоговой базы по данной сделке не осуществляется. 

Если уступается требование по договору займа, то налоговой базой для материнской компании будет являться сумма, полученная от дочерней компании, уменьшенная на сумму задолженности заемщика. Если возникнет отрицательная разница, то полученный убыток учитывается по аналогии с учетом убытка по договору уступки права требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг) (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, пп. 1-2 ст. 279 НК РФ). 

Учет передачи задолженности у дочерней компании 

Суммы, уплаченные материнской компании за приобретенное право требования, будут отражаться в налоговом учете дочерней компании только при прекращении соответствующего обязательства должником. Это следует из разъяснений финансового ведомства: «налогоплательщик-цессионарий (новый кредитор) на момент исполнения должником приобретенного ранее по договору цессии обязательства отражает в налоговой базе по налогу на прибыль доход от этой операции и одновременно учитывает расходы, связанные с приобретением указанного права требования долга» (письмо Минфина России от 06.08.2010 №03-03-06/1/530). Если в результате такого учета дочерняя компания получает убыток, то она вправе учесть его для целей налогообложения (основание: подп. 7 п. 2 ст. 265 НК РФ, п. 2 ст. 268 НК РФ). 

На практике может возникнуть ситуация, когда должник погашает свой долг не сразу, а частями (траншами). В этом случае, следуя разъяснениям Минфина России, дочерней компании доходы от частичного погашения приобретенного права требования долга следует учитывать в том отчетном (налоговом) периоде, к которому такие доходы относятся. При этом в данном отчетном (налоговом) периоде учитывается также часть расходов на приобретение права требования долга пропорционально сумме вышеуказанных доходов, полученных в этом отчетном (налоговом) периоде (письма Минфина России от 11.11.2013 № 03-03-06/2/48041, от 29.07.2013 № 03-03-06/2/30028, от 08.11.2011 № 03-03-06/1/726). На этом основании считаем, что и налоговая база по НДС будет определена в том же порядке. 

Налогоплательщики могут столкнуться с ситуацией, когда истек срок исковой давности, а долг так и не возвращен, или же обязательство не может быть исполнено должником по причине его ликвидации. Подлежит ли сумма задолженности в качестве безнадежного долга учету в составе расходов по налогу на прибыль у дочерней компании в таком случае?  

Минфин России говорит о том, что, поскольку сумма долга по сделке по приобретению права требования не связана с реализацией товаров (работ, услуг), она не может быть учтена в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ как суммы безнадежных долгов (письма Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45488, от 23.03.2009 № 03-03-06/1/176). Более того, финансовое ведомство уточняет, что данные расходы нельзя также учесть как убытки по сделке уступки права требования (подп. 7 п. 2 ст. 265 НК РФ), поскольку в состав внереализационных расходов включаются убытки, возникшие при переуступке права требования долга налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг).  

Аналогичные разъяснения приводят и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2012 № 16-15/007470@).

По нашему мнению, приведенная позиция является необоснованной, поскольку положениями НК РФ (п. 2 ст. 266 НК РФ) не установлено требований, свидетельствующих о том, что для признания долга безнадежным необходимо, чтобы он был связан с реализацией товаров (работ, услуг). В частности, ВАС РФ указал (Постановление ВАС РФ от 15.04.2008 № 15706/07), что каких-либо ограничений при включении в состав внереализационных расходов сумм безнадежных долгов, в зависимости от вида и характера ранее совершенной хозяйственной операции, НК РФ не содержит.  

Арбитражная практика в рассматриваемой ситуации подтверждает правомерность учета в составе внереализационных расходов дебиторской задолженности, которая приобретена по договору уступки права требования (Постановление ФАС ЦО от 24.05.2013 № Ф10-682/12, ФАС ЗСО от 28.04.2012 № Ф04-1865/12).  

Таким образом, учитывая разъяснения официальных сторон, данную позицию налогоплательщику, скорее всего, придется отстаивать в суде. 

Риски, возникающие  при передаче задолженности от материнской компании дочерней 

Если сделка по передаче кредиторской/дебиторской задолженности от материнской компании дочерней соответствующим образом документально оформлена, а также компаниями учтены особенности признания доходов/расходов по таким сделкам для целей налогообложения, то рисков возникнуть не должно. 

Между тем на практике не исключены ситуации, когда дочерняя компания может приобрести задолженность, полученную по соглашению об уступке прав требования, компании, находящейся на стадии банкротства. В этой ситуации налоговые инспекторы могут признать затраты необоснованными (экономически нецелесообразными). Также они могут апеллировать к выводам, сделанным Пленумом ВАС РФ о налоговой выгоде, в частности, указать на отсутствие у сделки по приобретению дебиторской задолженности разумной деловой цели (пп. 3-6, 9 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). 

Так, в Постановлении ФАС ЦО от 24.05.2013 № Ф10-682/12 налоговый орган обосновывал выводы о неправомерном включении в состав внереализационных расходов суммы убытка, в частности, тем, что сделка по приобретению дебиторской задолженности не была обусловлена разумными экономическими причинами или целями делового характера, так как общество знало или должно было знать, что реальные затраты по оплате приобретенного права требования в ближайшее время и в перспективе оплачены быть не могут ввиду отсутствия соответствующих средств у должника на момент заключения договора цессии и признания его банкротом в дальнейшем. 

Налоговые риски возможны при условии, если налоговыми инспекторами будет доказано, что единственной целью сделки было получение необоснованной налоговой выгоды в виде формирования у дочерней компании налогового убытка от списания дебиторской задолженности по заведомо неплатежеспособному контрагенту. Соответственно, во избежание налоговых рисков у дочерней компании должно присутствовать экономическое обоснование необходимости приобретения задолженности по контрагенту, находящемуся в стадии банкротства. 

Отметим, что случай с приобретением задолженности неплатежеспособного лица является частным случаем, порождающим повышенные риски. 

ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ 

В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ВЫЧЕТЫ НДС ВОЗМОЖНЫ БЕЗ НАЛИЧИЯ СЧЕТОВ-ФАКТУР  

Минфин России в Письме от 14.10.2015 г. № 03-07-14/58804 разъяснил ситуацию в отношении обязательности наличия счета-фактуры для применения налоговых вычетов по НДС.

Представители финансового ведомства напоминают, что в соответствии с нормами пункта 1 статьи 172 НК РФ, одним из условий применения вычетов налога на добавленную стоимость является фактическое наличие у налогоплательщиков счетов-фактур

Однако из данного правила есть и исключение, предусмотренное пунктом 7 статьи 171 НК РФ (с учетом пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Согласно указанным нормам, в отношении услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также на наем жилых помещений в период служебной командировки работников, налоговые вычеты по НДС производятся на основании бланков строгой отчетности, оформленных на командированного работника, с выделением суммы НДС отдельной строкой.

При этом указанные бланки строгой отчетности (или их копии) регистрируются в книге покупок.

В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ПРОДАВЕЦ МОЖЕТ НЕ ВЫПИСЫВАТЬ СЧЕТ-ФАКТУРУ

В Письме от 19.10.2015 г. № 03-07-09/59679 Минфин России рассмотрел вопрос о составлении счетов-фактур и ведении книги продаж при реализации товаров физическим лицам.

Чиновники напомнили, что в соответствии с нормами пункта 3 статьи 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Вместе с тем, по мнению представителей Минфина, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС и этот налог к вычету не принимают, в случае реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) допускается составлять бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение определенного периода (день, месяц, квартал).

Поскольку в соответствии с пунктом 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. № 1137, продавец обязан вести книгу продаж, указанные бухгалтерские справки и сводные документы подлежат регистрации в книге продаж.  

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ДНИ КОМАНДИРОВКИ, ПРИХОДЯЩЕЙСЯ НА ВЫХОДНЫЕ ДНИ, МОЖЕТ БЫТЬ УЧТЕНА ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Можно ли принять в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль суммы компенсаций работникам за дни отъезда в командировку (прибытия из командировки), приходящиеся на выходные дни?

Мнение по данному вопросу Минфин России выразил в Письме от 16.10.2015 г. № 03-03-06/2/59267.

Чиновники полагают, что если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, то затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ).

Данный вывод основывается на анализе норм статьи 255 НК РФ, согласно которым в расходы на оплату труда включаются, в частности, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом пунктом 3 статьи 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, кроме прочего, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представители Минфина напоминают, что если командированный работник привлекается к работе в выходные или нерабочие праздничные дни, то оплата труда производится не менее чем в двойном размере. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749) и нормами статьи 153 ТК РФ.

Важно!

Таким образом, для принятия расходов на выплату компенсаций за пребывание в командировке в выходные дни необходимы два условия:

    • в утвержденном руководителем организации локальном нормативном акте, регулирующем оплату труда, должна быть предусмотрена возможность работы в выходные дни,

    • расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

КАК ПОДТВЕРДИТЬ СТАТУС НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НДФЛ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЗА РУБЕЖОМ

ФНС России в Письме от 15.10.2015 г. № ОА-3-17/3850 рассмотрела некоторые особенности определения статуса резидента физического лица в Российской Федерации для целей обложения НДФЛ.

В частности, налоговики напомнили, что налоговыми резидентами РФ являются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При этом, как отмечают представители ФНС в письме, требований о непрерывности течения указанных 183 дней или шести месяцев положения НК РФ не содержат.

В случае, если физическое лицо выезжает за пределы РФ по причине краткосрочного (до 6 месяцев) лечения или обучения, данный период пребывания за границей включается в дни пребывания такого лица в России для целей определения его статуса резидента. Такой порядок предусмотрен нормами пункта 2 статьи 207 НК РФ.

В письме также приведен перечень документов, которыми можно подтвердить факт краткосрочного обучения за рубежом. По мнению ФНС, в их число могут входить:

      • копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы,

      • копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг.

Напоминаем:

Если физическое лицо имеет статус налогового резидента РФ, то его доходы облагаются НДФЛ по ставке 13 % вместо ставки 30 %, предусмотренной для доходов нерезидентов пунктом 3 статьи 224 НК РФ.

 ПО ПРОСЬБАМ НАШИХ ПОДПИСЧИКОВ.

По просьбе нашего подписчика приводим процедуру, связанную с закрытием обособленного подразделения, не имеющего отдельный баланс и расчетный счет, и снятие с учета ККТ.

 ЗАКРЫТИЕ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. 

Уведомляем ИФНС.

О закрытии обособленного подразделения организация должна сообщить в свою налоговую инспекцию (то есть в инспекцию по месту нахождения организации) в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа о ликвидации ОП (п.6 ст.6.1НК РФ, пп.3.1 п.2 ст.23 НК РФ).

Сообщение представляется по форме №С-09-3-2 (утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 №ММВ-7-6/362@ (ред. от 11.08.2015)). Этим же Приказом установлен Порядок представления сообщения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Отправить сообщение можно следующими способами:

    • руководитель организации, уполномоченный действовать без доверенности, может лично представить в инспекцию этот документ;

    • отправить через представителя;

    • послать по почте заказным письмом;

    • по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). При отправке по ТКС сообщение заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя компании или иного уполномоченного лица (Приказ ФНС России от 09.06.2011 №ММВ-7-6/362@). 

Получив сообщение, ИФНС в течение 10 рабочих дней снимает организацию с учета по месту нахождения ОП (п.6 ст.6.1НК РФ, абз.3 п.5 ст.84 НК РФ) и отправляет организации уведомление о ликвидации ОП по форме №1-5-Учет (утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011  №ЯК-7-6/488@).

В ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения сообщение можно не посылать - это сделает инспекция, в которой зарегистрирована сама организация (п.2.1 Письма ФНС России от 03.09.2011 №МН-37-6/10623@).

Обратите внимание:

1) Если в отношении организации проводится выездная налоговая проверка, организацию не снимут с учета по месту нахождения ОП до окончания проверки (абз.2 и 3 п.5 ст.84 НК РФ).

2) Ликвидированным в целях налогообложения ОП будет считаться с момента снятия его с учета по месту нахождения. Это следует из целей постановки организаций на учет, определенных в п. 1 ст. 83 НК РФ, а также косвенно подтверждается разъяснениями Минфина России, данными в отношении начисления НДФЛ при закрытии филиала (Письмо от 20.06.2006 N 03-05-01-04/168).

Штрафные санкции:

За каждое несвоевременное сообщение о ликвидации обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, должностное лицо организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб.

Уведомляем ПФР и ФСС

Обособленное подразделение, не выделенное на отдельный баланс, не имеющее расчетного счета и не выплачивающее вознаграждения работникам, на учет в ПФР и ФСС по месту нахождения ОП не ставится, а взносы уплачиваются по месту нахождения самой организации.

Минздравсоцразвития подчеркнуло, что организация должна сообщить в территориальные отделения фондов по месту своего учета о закрытии любого ОП независимо от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (Письмо от 09.09.2010 №2891-19).

Таким образом, о закрытии обособленного подразделения организация обязана сообщить в ПФР и ФСС, где она состоит на учете в течение одного месяца со дня закрытия ОП (п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

 Особенности заполнения и сдачи декларации

Правила заполнения и подачи деклараций при ликвидации обособленного подразделения предусмотрены п.2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. Приказом ФНС России от 26.11.2014 №ММВ-7-3/600@).

«В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения (далее - закрытое обособленное подразделение) уточненные Декларации по указанному обособленному подразделению, а также Декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения организации, а по организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, - в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

При этом в Титульном листе (Листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «223», а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения».

Согласно абз.11 п.4.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, «в Разделе 1 Деклараций по закрытому обособленному подразделению указывается код ОКТМО муниципального образования, на территории которого находилось закрытое обособленное подразделение».

В последующих после закрытия отчетных и текущем налоговом периодах прибыль, исчисленную в целом по организации, при распределении по оставшимся подразделениям необходимо уменьшить на прибыль ликвидированного подразделения, определенную по данным декларации за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было закрыто (п. п. 10.2, 10.11 Порядка заполнения декларации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 №ММВ-7-3/600@). То есть показатель доли и, соответственно, налоговая база (прибыль) ликвидированного подразделения во избежание ее повторного распределения должны быть "заморожены".

Следовательно, за последующие после закрытия отчетные периоды определять долю прибыли по другим обособленным подразделениям и головной организации нужно без учета доли прибыли ликвидированного подразделения. То есть средняя арифметическая величина удельного веса СЧР (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества по ним рассчитывается без учета указанных показателей закрытого обособленного подразделения.

Ежемесячные авансовые платежи за последующие после закрытия отчетные периоды по обособленному подразделению не рассчитываются и не уплачиваются, что подтверждается п. 10.11 Порядка заполнения декларации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 №ММВ-7-3/600@.

ПОРЯДОК СНЯТИЯ С УЧЕТА ККТ.

1. Подайте в ИФНС по месту учета ККТ подлинники следующих документов (пп. «а» п. 13, п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 №470 (далее по тексту – Положение о регистрации ККТ), п. 26 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н (далее по тексту - Регламента регистрации ККТ)):

    • заявление о снятии ККТ с регистрации и его копию, на которой сотрудник ИФНС поставит отметку о получении документов;

    • паспорт ККТ;

    • карточку регистрации ККТ;

    • учетный талон ККТ (хранится в ЦТО).

Если вы снимаете ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением, дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий данный факт (п. 86 Регламента регистрации ККТ). Это может быть, например, справка территориального органа МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором эксплуатировалась ККТ, или справка из центра технического облуживания (ЦТО) о поломке ККТ.

Кроме этого при снятии ККТ с учета (независимо от причины) вас могут попросить представить и другие документы (например, фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4), контрольные ленты).

 Рекомендация:

Заранее уточните перечень необходимых документов в своей ИФНС.

ИФНС должна снять ККТ с учета в течение 5 рабочих дней со дня представления вами всех необходимых для этого документов (п. 16 Положения о регистрации ККТ).

2. Получив от вас документы, сотрудник ИФНС, в соответствии с пунктами 50, 51, 82 Регламента регистрации ККТ:

    • выдаст вам расписку в получении документов или поставит отметку о принятии документов на копии заявления;

    • свяжется с вами для согласования места и времени составления акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков ККТ (форма КМ-2).

3. В согласованное с сотрудником ИФНС время руководитель или представитель организации по доверенности должен прибыть в место составления акта по форме КМ-2. Следует заранее сообщить о времени и месте составления акта специалисту ЦТО, так как он также должен участвовать в этой процедуре (п. 82 Регламента регистрации ККТ). Специалист ЦТО должен иметь при себе паспорт и служебное удостоверение. Паспорт должен быть и у представителя организации, в том числе если это ее руководитель.

Обратите внимание:

Специалист ЦТО, который непосредственно обслуживает ККТ организации, не может быть ее представителем при снятии ККТ (Письма ФНС России от 27.03.2014 №ЕД-4-2/5544@, от 26.02.2013 №АС-4-2/3133@).

Обычно при снятии ККТ с учета ее саму предъявлять в инспекцию не требуется. То есть специалист ЦТО до составления акта снимает показания ККТ и распечатывает документы, необходимые для составления акта (фискальные отчеты и контрольные ленты), которые вы затем представляете в ИФНС. Однако сотрудник ИФНС может попросить вас принести в ИФНС саму ККТ, чтобы снять ее показания там.

Рекомендация:

Уточните в ИФНС, нужно ли приносить ККТ для ее снятия с учета.

ККТ должна быть исправна, не иметь повреждений корпуса, на котором должны быть (п.64 Регламента регистрации ККТ):

    • марка-пломба;

    • знак «Сервисное обслуживание» (Письмо ФНС от 07.09.2015 №ЕД-4-2/15725);

    • если ККТ выпущена начиная с 07.11.2007 – идентификационный знак, содержащий наименование модели ККТ и ее заводской номер (п.9 Положения о регистрации ККТ).

Обратите внимание:

Наличие на корпусе ККТ знака «Государственный реестр» не обязательно (Письмо ФНС от 18.02.2013 №АС-4-2/2696@).

4. После осмотра ККТ в установленном порядке осуществляется опломбирование ККТ маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима ККТ (далее - фискализация), а также активация накопителя фискальной памяти.

В ходе фискализации ККТ специалистом территориального налогового органа, ответственным за предоставление государственной услуги, вводится пароль доступа к содержимому фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

По завершении фискализации специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, проводит проверку наличия на распечатанных ККТ кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой модели контрольно-кассовой техники, а также на соответствие требованиям к кассовым чекам, установленным законодательством Российской Федерации. В ходе проверки для подтверждения факта эксплуатации ККТ в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах (пункты 66 и 67 Регламента регистрации ККТ).

О снятии с регистрации ККТ не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов делается отметка в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе (абз.2 п.17 Положения о регистрации ККТ и пункты 70 и 88 Регламента регистрации ККТ).

После составления акта по форме КМ-2 и внесения данных о снятии ККТ с учета в базу данных ИФНС специалист территориального налогового органа, ответственный за предоставление государственной услуги, одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники выдает заявителю подписанную начальником (заместителем начальника) территориального налогового органа и заверенную печатью территориального налогового органа карточку регистрации, возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.

В частности, вам выдадут паспорт ККТ, в котором будет указан пароль доступа к фискальной памяти ККТ, и учетный талон ККТ. В этих документах должны быть проставлены отметки о снятии ККТ с учета, заверенные печатью ИФНС (п. 17 Положения о регистрации ККТ, пункты 83, 84, 87 Регламента регистрации ККТ).

Мы надеемся, что наши новости были для вас полезны.

Приглашаем Вас вступить в нашу группу  http://vk.com/club103663823 На сайте группы по рабочим дням размещается самая интересная информация, которая может пригодиться Вам в работе, включая примеры из аудиторской практики. 

Удачной Вам недели и хороших новостей. Аудиторы ЗАО «Точка опоры». 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное