← Октябрь 2015 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
27
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
22-09-2015
Статистика
0 за неделю
Полезные новости законодательства для вашего бизнеса
Уважаемые коллеги!
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОЯСНЕНИЙ ПО ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ: РАБОТАЕМ ПО-НОВОМУ
Начиная с 1 января 2015 года, бухгалтерам пришлось столкнуться с существенными новшествами, которые были введены в порядок декларирования налога на добавленную стоимость.
При взаимодействии с налоговыми органами при декларировании НДС по новым правилам, у бухгалтеров зачастую возникают вопросы, касающиеся алгоритма действий при необходимости предоставить пояснения налоговым органам в рамках камеральной проверки по НДС.
ФНС России выпустила Письмо от 07.04.2015 г. № ЕД-4-15/5752, которое вносит уточнения в рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по НДС (далее – Рекомендации), изложенные в Письме ФНС России от 16.07.2013 г. № АС-4-2/12705. Согласно указанным уточнениям, изменена форма сообщения с требованием представления пояснений, направляемая налоговым органом налогоплательщику. Кроме того, в пункт 2.7 Рекомендаций были внесены нормы, регулирующие процедуру уточнения налоговыми органами сведений, содержащихся в декларации НДС, предоставленной по электронным каналам связи.
Итак, что может ожидать бухгалтера при проведении камеральной проверки НДС?
В ходе проведения процедуры камерального налогового контроля налоговый орган может выявить:
А) ошибки и (или) противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;
Б) несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС налогоплательщика, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС другого налогоплательщика, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.
Если такие противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате либо о завышении суммы НДС к вычету, налоговый орган в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ направляет налогоплательщику по электронным каналам связи сообщение с требованиями предоставления пояснений.
Табличные формы, установленные приложениями 2.1-2.7 к Рекомендациям, по своему формату и содержанию практически полностью повторяют соответствующие разделы 8 - 12 налоговой декларации по НДС. Однако для того, чтобы упростить задачу для бухгалтера налогоплательщика, в отношении которого направляется требование на представление пояснений, налоговики ввели в эти формы специальную графу «Справочно: Код возможной ошибки».
Каким образом информация, которую планируется размещать в данной графе, может помочь налогоплательщику понять, в чем, возможно, заключается его ошибка при формировании налоговой декларации по НДС?
На сайте 1С: ИТС размещено видео, содержащее пояснения советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, заместителя начальника МИФНС России по камеральному контролю А.С. Катяева в части заполнения налоговыми органами графы «Справочно: Код возможной ошибки». Видеозапись доступна зарегистрированным на сайте пользователям, имеющим действующий договор с 1С: ИТС. Видео доступно по следующей ссылке: http://its.1c.ru/video/?movie=lector20150416-1.
В частности, Катяев А.С. указал, что в графе «Справочно: Код возможной ошибки» планируется размещать коды, которые соответствуют конкретному виду ошибки или неточности, выявленной при камеральной проверке.
Для указания вида ошибки предполагается использовать следующие коды:
Код «1» - отсутствие аналогичной записи об операции у контрагента;
Код «2» - несоответствие данных об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «Сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика;
Код «3» -
несоответствие данных об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета
выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных
счетов-фактур» декларации налогоплательщика; Код «4 [a; b]» - возможно, допущена ошибка при регистрации счета-фактуры в тех показателях, которые указаны в графах с номерами «а», «b».
Таким образом, коды возможных ошибок в тех разделах декларации по НДС, где фиксируются данные книг покупок и продаж налогоплательщика за налоговый период, помогут бухгалтеру быстро проверить правильность сведений, на которые указывает налоговый орган, и оперативно предоставить соответствующие пояснения или уточненную декларацию.
Приложение 2.8 представляет собой форму, в которую налоговый орган должен вписать конкретные операции, не попавшие, по мнению налогового органа, в налоговую декларацию.
В приложении 2.9 указываются, в частности, случаи выявления налоговыми органами несоответствии контрольных соотношений при проверке декларации по НДС с указанием конкретного нарушения законодательства при формировании налоговой базы со ссылкой на соответствующие статьи НК РФ.
Что делать бухгалтеру, если от налоговой инспекции поступило требование об уточнении сведений в налоговой декларации по НДС?
При получении требования о представлении пояснений к декларации по НДС налогоплательщику необходимо:
Действующее законодательство не определяет порядок предоставления пояснений налоговым органам в ответ на их требования. В этой связи налогоплательщик вправе составить пояснения в произвольной форме и предоставить их в налоговую инспекцию любым способом: принести в налоговый орган лично либо отправить по почте. Однако Рекомендации содержат формы, разработанные специально для ответа налогоплательщиков на требования о пояснениях и отправляемые через систему электронного взаимодействия с налоговыми органами. Эти формы ответа содержатся в приложении 2.11 к Рекомендациям и представляют собой следующие таблицы для каждого из приложений 8-12 налоговой декларации: Табличная форма 1 «Сведения соответствуют первичным учетным документам»; Табличная форма 2 «Сведения, поясняющие расхождения (ошибки, противоречия, несоответствия)». Первый вид табличной формы предназначен для ситуации, когда налогоплательщик проверил указанные в требовании налоговых органов претензии и пришел к выводу, что изначально им были включены в декларацию правильные данные, соответствующие первичным учетным документам и не содержащие неточностей. Отправляя такой вид пояснений, бухгалтер должен повторно включить в табличную форму 1 все те данные, которые отразил в соответствующем разделе налоговой декларации и в отношении которых налоговый орган направил требование об уточнении. Тем самым бухгалтер подтвердит достоверность этих показателей. В случае, если бухгалтер проверил данные, по которым у налоговиков возникли вопросы, и обнаружил неточности или ошибки (к примеру, в номере или дате счета-фактуры, зарегистрированного в книге покупок), он должен отправить пояснение с использованием табличной формы 2. В данной табличной форме по каждой требующей уточнения позиции предусмотрены две строки: «Расхождение» и «Пояснение». Чтобы правильно заполнить такую форму ответа, необходимо занести в строку «Расхождение» сведения, присланные налоговым органом для уточнения, а в строке «Пояснение» указать правильные данные.
СЛУЧАИ, КОГДА ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА УСН, ДОЛЖНЫ ОТЧИТАТЬСЯ ПО НДС.
С 1 января 2015 года налогоплательщики представляют в ИФНС по месту своего учета декларации по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п.5 ст.174 НК РФ).
Таким образом, не позднее 25 октября 2015 года налогоплательщикам по НДС необходимо отчитаться за 3 квартал 2015 года.
В настоящей статье мы поговорим о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения, но должны отчитаться по НДС (далее по тексту – плательщики, находящиеся на УСН).
В каких случаях плательщики, находящиеся на УСН, должны отчитаться по НДС?
Плательщики, находящиеся на УСН, и выставившие счет-фактуру с выделенной суммой НДС, должны представить в налоговые органы декларацию по НДС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в соответствии со ст.174 НК РФ.
Плательщики, находящиеся на УСН и выступающие в качестве налоговых агентов по НДС, например, по таким сделкам как приобретение товаров (работ, услуг) у иностранной организации, которая не имеет представительства на территории Российской Федерации, либо аренда госимущества, либо приобретение госимущества, либо продажа конфискованного имущества, представляют налоговую декларацию на бумаге или в электронном виде.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ. 21 сентября 2015 года ФНС выпустила письмо №ЕД-4-2/16584, в котором указала, что ст.89 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления проведения выездной налоговой проверки. Особо выделено следующее основание для приостановления проведения выездной налоговой проверки: истребование документов (информации).
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
В своем письме ФНС также указала, что согласно п. 6 ст. 89 НК РФ «выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ (в редакции приказа ФНС России от 23.07.2012 г. № ММВ7-2/511) и Приказом ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@ утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее – Приказы).
В соответствии с вышеназванными Приказами, одним из оснований продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может являться получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки.
Таким образом, право на приостановление и продление выездной налоговой проверки предоставлено налоговому органу законом». С полным текстом письма ФНС от 21.09.2015 №ЕД-4-2/16584 Вы можете ознакомиться на страничке нашей группы Аудиторская компания «Точка опоры» в социальной сети «Вконтакте» в разделе «Документы».
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ 31 НК РФ И 94 НК РФ ПО ВЫЕМКЕ ДОКУМЕНТОВ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ. Пунктом 12 ст.89 НК РФ установлено, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст.94 НК РФ.
В соответствии с п.8 ст.94 НК РФ, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Кроме того, пп. 3 п.1 ст.31 НК РФ за налоговыми органами также закреплено право «производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены».
Рассмотрим конкретный случай применения указанных выше статьей 31 и 94 НК РФ.
В 2015 году компания обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления ИФНС по г. Костроме.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика Инспекция приняла постановление о производстве выемки документов и предметов, в частности, товарных накладных, выписанных Обществом в адрес контрагентов, товарных накладных и актов об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, выставленных Обществу, за проверяемый период.
Дело рассматривалось в Арбитражном суде Волго-Вятского округа, во Втором Арбитражном апелляционном суде и в Верховном суде Российской Федерации. По результатам рассмотрения, заявителю в удовлетворении заявления было отказано.
В обосновании своих выводов суды ссылались, помимо пп.3 п.1 ст.31 НК РФ, на следующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 14 ст.89 НК РФ установлено, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.
В
соответствии с п.8 ст.94 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе изъять
подлинники документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ, если для
проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов
проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать,
что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или
заменены. Налоговому органу предоставлено право на производство выемки подлинников документов у налогоплательщика в случае недостаточности копий документов и наличия у налогового органа оснований полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. При этом в постановлении о производстве выемки документов должны быть приведены соответствующие мотивы о наличии достаточных оснований полагать, что подлинники документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Направление налогоплательщику требования о представлении документов (ст.93 НК РФ), отказ налогоплательщика от представления документов или непредставление их по требованию налогового органа не являются обязательным и необходимым основанием, позволяющим произвести выемку этих документов.
В рассматриваемом случае Инспекция не направляла Обществу требования о представлении документов, изъятых при проведении спорной выемки.
Материалами дела подтверждается, что выездная налоговая проверка проводилась на территории налогоплательщика, с подлинниками документов налоговый орган был ознакомлен.
В период проведения выездной налоговой проверки Инспекция выставляла Обществу требования о представлении документов. По требованиям налогового органа Общество не представило все запрашиваемые документы, в том числе не представило первичные документы по реализации товаров за 2010 год, которые имелись у налогоплательщика. В обоснование непредставления документов Общество, в частности, указало на утрату их подлинников в связи с многочисленными перемещениями их из кабинета в кабинет по причине приостановления и возобновления выездной налоговой проверки, что подтверждается письменными ответами налогоплательщика на часть требований, пояснениями должностных лиц налогоплательщика.
В результате инспекторы сочли, что имеющиеся у налогоплательщика документы, необходимые для проведения выездной налоговой проверки, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены Обществом.
Руководствуясь положениями ст.31, 89 и 94 НК РФ, суды пришли к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение инспекцией при вынесении оспариваемого постановления прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.05.2015 по делу №А31-7203/2014, Постановление Второго Арбитражного Апелляционного суда от 16.02.2015 по делу №А31-7203/2014, Определение ВС РФ от 18.09.2015 №301-КГ15-10784).
О НЕКОТОРЫХ ПОПРАВКАХ, ВНЕСЕННЫХ В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВСТУПИВШИХ В СИЛУ.
Федеральный закон от 08.03.2015 №42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» внес ряд поправок в ГК РФ, которые вступили в силу с 01.06.2015г.
Рассмотрим некоторых из этих поправок.
1. В частности, было внесено изменение в ст.409 ГК РФ. С 01.06.2015 года в качестве отступного теперь могут быть переданы деньги или иное имущество (например, недвижимость, ценные бумаги, имущественные права).
2. Сократился срок, в течение которого сторона предварительного договора, которой отказали в заключении основного договора, может обратиться в суд с требованием о принуждении заключить основной договор.
Согласно п.1 ст.429 ГК РФ, предварительный договор обязывает стороны заключить основной на заранее оговоренных условиях. Если одна из сторон уклоняется от заключения договора, то другая может обратиться в суд с требованием о принуждении заключить такой договор (п.5 ст.429 ГК РФ, п.4 ст.445 ГК РФ). Комментируемый закон устанавливает предельный срок для обращения в суд: 6 месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора. После его истечения сторона не сможет предъявить в суде соответствующее требование по общим правилам (то есть в течение 3 лет).
3. С 1 июня 2015 года в соглашении стороны могут договориться о выплате денежной суммы за односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с занятием его сторонами предпринимательской деятельности (п.3 ст.310 ГК РФ). Эта возможность есть и в случае одностороннего изменения условий такого обязательства. Право на данный отказ или изменение может быть предусмотрено как правовым актом (например, ГК РФ), так и договором.
4. Установлен конкретный срок исполнения обязательств, для которых он отсутствует. По общему правилу исполнение осуществляется в течение семи дней со дня предъявления кредитором соответствующего требования (п.2 ст.314 ГК РФ).
Исключение составят случаи, когда обязанность исполнения в другой срок установлена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также когда она вытекает из обычаев (существа) обязательства.
В ГК РФ также введено положение о том, что по общему правилу, если кредитор не предъявляет требование об исполнении названного обязательства в разумный срок, должник может потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства (п.2 ст.314 ГК РФ).
5. Внесены изменения в ст.395 ГК РФ.
С 1 июня 2015 года, в случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные ст.395 ГК РФ проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором (п.4 ст.395 ГК РФ).
Пунктом 5 ст.395 ГК РФ установлено, что «начисление процентов на проценты (сложные проценты) не допускается, если иное не установлено законом. По обязательствам, исполняемым при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, применение сложных процентов не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором».
При этом п.6 ст.395 ГК РФ предусмотрено, что если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 ст.395 ГК РФ. Согласно п.1 ст.395 ГК РФ, «за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором».
6. С 1 июня 2015 г. банковская гарантия заменена независимой. Такую гарантию теперь могут выдавать коммерческие организации (ст.329 ГК РФ). Банки и иные кредитные организации по-прежнему могут выдавать банковские гарантии, однако теперь они являются разновидностями независимой гарантии.
7. С 1 июня 2015 г. кредиторы одного лица по однородным обязательствам могут заключать соглашения о порядке удовлетворения требований к должнику: в частности, об очередности их удовлетворения и непропорциональном распределении исполнения (ст.309.1 ГК РФ).
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.12.2005 №819.
Данное Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 №819 устанавливает правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
25 июля 2015 года вышло Постановление Правительства РФ №761, в котором был уточнен круг резидентов, на которых распространяется порядок представления налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации Согласно внесенным изменениям с 07.08.2015 года, в качестве таких лиц определены юридические лица – резиденты и индивидуальные предприниматели – резиденты.
Начиная с 07.08.2015 все юридические лица – резиденты и индивидуальные предприниматели – резиденты, у которых открыты счета в банках за пределами территории Российской Федерации, обязаны предоставлять по месту своего учета в налоговый орган отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по установленной форме и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами. Уважаемые коллеги, мы надеемся, что наши новости были для вас полезны и просим Вас поучаствовать в нашем опросе:
Если Вы не нашли интересующей вас темы или у вас есть вопрос, который требует ответа – пишите нам на электронную почту tochka2011@bk.ru. Мы всегда рады Вам помочь. Мы не ограничиваемся налогами и бухгалтерским учетом. В наших рассылках вы найдете новости, которые будут полезны не только бухгалтеру, но и юристу, и кадровику, и руководителю. Удачной Вам недели и хороших новостей. Аудиторы ЗАО «Точка опоры».
|
В избранное | ||