Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Академия предпринимательского искусства
Столпы модернизации
25 Июн 2009 Рубрика:
Курс "Новая предпринимательская стратегия"
Бывает образование для преподавателя, а бывает для слушателя. Образование для слушателя - это когда сидишь дома в любимых тапках и пьешь кофе из любимой кружки. С экрана монитора на интересующие тебя вопросы отвечает профессионал. И ты уверен на 100%, что тебе дают самые актуальные знания, опирающиеся на упорный труд тысяч ученых на протяжении сотен лет. Не нужно копаться в гумусе, улиткой ползти по стеблю, – сразу срываешь сочный плод знаний… Логи открылись как обычно за пятнадцать минут до начала. Фирменная заставка. Статистика участников. Последние приготовления: ставим кофе, качаем презентацию, закрываем лишние программы, здороваемся с коллегами. «Добрый день! … Добрый! … Всем привет! … Коллеги, здравствуйте!» - пыхтит чат. Ведущий появился как-то неожиданно. Вот его не было – вот он материализовался. Стянул мотоциклетные перчатки «без пальцев». Бросил в сторону. Накинул гарнитуру. Уголки губ приподняты, но глаза жесткие – незавершенный оскал – фирменная улыбка ведущего.
– Добрый день, дамы и господа! Сегодня последнее занятие нашего курса. Рассматриваем инструментарий модернизации. – Начнем с подведения итогов прошлого занятия. Первое. Работа предпринимателя заключается в приумножении богатств. Кто не может зарабатывать в кризис – пусть встанет на биржу труда или начнет проедать мамину пенсию. Второе. Сегодня самая актуальная стратегия – это повышение производительности труда. У нас этой неэффективности столько, что можно лопатой черпать – не закончится. Третье. Для измерение производительности предпринимательского труда используются три индикатора: прирост состояния, прирост реализованных проектов, прирост решенных задач. Все понятно? Если «да», поставьте плюс, если «нет» – минус. «+ … + … + … + … + … +1 … + … +» - прошелестел чат. – Конечно, мало знать о том, что сейчас самая эффективная стратегия – это повышение производительности труда. Нужно знать, как можно повлиять на эту самую стратегию. – Согласно исследованиям, проводившимся последние 20 лет, на производительность труда влияют три фактора. Первый – использование эффективных бизнес-процессов. Второй – оптимизация персонала. Третий – уровень технического обеспечения. – Алекс Черных. Вы говорите страшные вещи! Вы хотите повышать производительность труда ценой увольнения рабочих, ведь именно это подразумевается под лицемерным выражением «оптимизация персонала». – Страшные вещи, Алекс, это, когда ведро с гайками продается под видом и по цене транспортного средства. Я советую подумать вот над чем. Кошелек человека не безразмерен. Когда россиянин покупает произведение российского автопрома, он переплачивает как минимум вдвое. Значит, половина денег расходуется напрасно. Так вот, эти деньги могли бы пойти на образование, медицинское обслуживание и качественный отдых (именно на эти нужды направляются средства после приобретения автомобиля). Но этого не происходит, и в результате наши рабочие менее квалифицированы и живут меньше, чем в других развитых странах. Мы содержим «ВАЗ» ценой низкого образования и низкого уровня жизни населения. Вот это действительно страшно. – Вы должны запомнить, что низкая производительность труда – это болезнь, с которой нужно бороться. И еще. Невозможно повышать производительность труда и при этом убивать конкуренцию. Невозможно повышать производительность труда и одновременно сохранять рабочие места. Невозможно повышать производительность труда и работать на устаревшем оборудовании. Вот это и есть лицемерие. – Кроме того, оптимизация персонала не обязательно означает немедленного увольнения, еще, например, бывает обучение, наставничество, должностная ротация и много другое. Еще один важный момент заключается в том, что первым человеком в списке на оптимизацию стоит предприниматель. Поймите правильно, менеджеры и рабочие не могут прыгнуть выше того стандарта, который задает руководитель и владелец компании. Предприниматель должен быть на голову, на порядок выше своих подчиненных. Только в этом случае мы можем говорить о нормальной модернизации. Чат молчал. – Как вы поняли, повышение производительности труда начинается с измерения своей эффективности. Например, вы стали измерять свою продуктивность с дотошностью маньяка. Но ведь эти измерения сами по себе продуктивность не повысят. Есть направления на которые стоит обращать внимание. Их три. Первое. Использовать передовые технологии. Второе. Работать с лучшими людьми. Третье. Применять современное оборудование. – Начнем с передовых технологий. Типичный предприниматель – зазнайка. Весь объем его знаний величиной с горошину, но он уверен, что может «научить бизнесу кого угодно». Типичный предприниматель в лучшем случае знаком с марксисткой экономической теорией, в худшем – оперирует эзотерическими концепциями. MBA, cash flow, ситуационный менеджмент – все это достояно презрения, по мнению наших горе-интеллектуалов. А вот откровения, какого-нибудь гуру из пустыни или джунглей, это весчь! В России только индивидуальных предпринимателей около 5 млн., а аудитория журнала Forbs недотягивает даже до миллиона. Тираж научного Harvard Business Review смешон. – Типичный предприниматель – коммунист. Он холит, лелеет, воспитывает, заботиться о сотрудниках. Пусть продавец тротуарной плитки забухал и обрушил продажи, а компания подвела партнеров – зато он свой. Пусть секретарь нахамил клиенту и он перешел на обслуживание в другую бухгалтерскую фирму – зато есть с кем работать. Пусть менеджер туристической фирмы не передал жалобы и претензии контрагентов –молодец, позаботился об эмоциональном состоянии шефа. Так или примерно так рассуждает российский предприниматель. Для него сотрудники важнее клиентов. У типичного предпринимателя совковое феодальное мышление. Клиенты – смерды, менеджеры – холопы, а сам он удельный князь. – Типичный предприниматель – лудит. Он готов уничтожить все, что сложнее авторучки. Он боится современного оборудования и всегда предпочтет счеты калькулятору. «Вот, когда компьютер будет сам под меня подстраиваться, тогда я и начну его изучать, а пока надо пальцами тыкать – это слишком сложно» - типичное мышление предпринимателя. Самому отправить факс? Нет, это слишком сложно. Новые дрова поставить? У-у-у. А при слове «гаджет» морщится, будто муху раздавил ногтем. – Я недавно наблюдал предпринимателя, который собирается продавать свой софт в Европе, но он не держит внешнего интернета. И ничего – в его голове прекрасно уживаются две мысли: «Я выхожу на рынок Европы с продажей софта» и «У меня нет внешнего интернета». Более того, он гордится тем, что он экономный! «Артур Карапетян: А Вы могли бы рассказать пример правильного отношения к делу?» – Конечно! Второе лицо в компании McDonald`s Ральф Альварес –президент и директор по операционной деятельности. Кстати, уверен, что он станет генеральным, когда нынешний глава уйдет на покой, а старику уже шестьдесят четыре … – Так вот! Ральф убирает из автопарка машины, которые потребляют
много бензина. Это пример того, как Ральф старается использовать самое
современное и экономичное оборудование. – И последнее, он постоянно в поисках новых идей, новых технологий, новых концептов. Он инноватор! В 1990-х годах он три недели путешествовал по Америке и разговаривал с держателями франшиз с глазу на глаз. Старался понять, что им нужно для и что можно реализовать. «ВуЙ: Ральф – менеджер, а не предприниматель» – Вы затронули важную тему.. Давайте начнем с того, что работа в компании McDonald`s была для Альвареса сознательным выбором, он дважды пытался устроиться туда на работу, но получал отказ. Здесь есть момент сознательного выбора, а это проявление предприимчивости. Второе. Ральф активно включается в работу компании. Во время сдачи ежемесячной отчетности, он готов просыпаться в три часа ночи, чтобы осудить её с менеджерами с другого конца света. Полная вовлеченность – тоже признак предпринимательской деятельности. И последнее. За такую активность он будет весьма поощрен – со временем он возглавит компанию и, конечно, заработает немного уёв. «ВуЙ: Он не владеет компанией» – Интересная точка зрения. Может быть, Вы не в курсе, но топ-менеджеры транснациональных компаний, как правило, владеют пакетами акций или опционами на их приобретение. То есть, частью компании они все-таки владеют, как и все акционеры. «ВуЙ: Он не контролирует компанию» – А что Вы понимаете под «контролем»? Возможность взять и по собственному желанию закрыть компанию, рабочих распустить, а имущество уничтожить? В таком смысле и господин Гейтс не контролирует Microsoft. У вас представление о бизнесе, как у феодального князька, который считает, что компания должна удовлетворять его прихоти-похоти, амбиции. А компания или бизнес, что по сути одно и тоже, создана для того, чтобы удовлетворять … что, как Вы думаете? «Артур Карапетян: потребности клиентов» – Нет. Не потребности клиентов, а спрос. А спрос, как известно, это потребность подкрепленная желаниями и возможностями. – Вернемся, к господину Альваресу. Он является предпринимателем, как
по форме, так и по содержанию. Формально, как владелец части компании.
По содержанию, как человек, который действует определенным образом. Он
не является предпринимателем только по одному признаку – по
позиционированию. Он не называет себя предпринимателем. – Основной инструмент модернизации – это рейтинг. Например, вы берете и ранжируете всех своих клиентов или партнеров. Или проекты. Или механизмы. Выбираете какой-то ключевой показатель и выстраиваете всех в столбик. – А после того, как составлен рейтинг, начинается самое интересное, вы начинаете последовательно заменять слабые звенья более сильными. Причем, предпочтение отдаете тем, кто сильнее ваших самых сильных игроков. – Например, у вас пять ключевых партнеров, первый делает 200 единиц продаж, второй – 150, третий – 100, четвертый – 50, пятый – 10. Ваша задача – это заменить партнера «десятку» на того, кто будет делать хотя бы 210 единиц продаж. «Наталья Оскомина: А почему нельзя взять партнера, который делает 50 или 100?» – Можно, Наталья, можно. Но мы же говорим о модернизации в целом. Если вы приведете самого лучшего игрока, вы всколыхнете всю команду, заставите её активизироваться. Ваш лидер окажется вторым – он захочет вернуть пальму первенства. А тот, кто был четвертым, станет пятым, а, значит, потенциальным кандидатом на выбывание. Поэтому лучше приводить в команду человека, который круче всех игроков. «Алекс Честных: А почему нужно обязательно выгонять пятого?» – Выгонять не обязательно, существуют и более мягкие формы, самая простая – уделять меньше внимания. Я прошу вас обратить внимание на два момента. Первый, работа предпринимателя состоит в том, что приумножать богатства. Второй. Внимание человека ограничено. Например, вы физически способны работать только с пятью партнерами, так что же эффективней – взять мегалидера или развивать аутсайдера? Старая команда давала 510 единиц продаж, новая – даст 710, и это только на старте, пока все остальные не встряхнутся. Рост 40%, согласитесь неплохо? «ВуЙ: Вы против развития партнеров?» – Я считаю, что каждый человек несет личную персональную ответственность за свое развитие. Я, как руководитель сети, не обязан носиться со слюнявчиком и вытирать сопли каждому лоботрясу, который оправдывает свою бесперспективность «объективными обстоятельствами». Если ты хочешь играть в команде самых крутых игроков – работай, развивайся, это твоя забота. Нужна помощь – попроси, есть возможность – получишь, нет – не обессудь. Твое личное развитие – это твоя личная забота. И при этом я всеми руками и ногами за то, чтобы партнеры развивались. Это подстегивает тебя самого быть в тонусе. Игра же идет по общим правилам, начнешь шланговать и твое место в рейтинге станет шышнадцатым, а потом и вовсе покинешь обойму. – Подводим итог. По сути, повышение производительности труда – это улучшение, совершенствование. Существует три направления для повышения производительности труда. Первое. Модернизация технологий. Второе. Модернизация персонала. Третье. Модернизация оборудования. Ключевыми инструментами предпринимателя, проводящего модернизацию, является индикатор, рейтинг и процедура целенаправленной замены аутсайдеров на звезд. – Аналогичным образом мы поступаем с проектами и оборудованием. Вопросы? – Отлично! Кто готов резюмировать курс? – Артур, рекламное агентство. В ходе курса «Новая предпринимательская стратегия» мы разобрали причины кризиса и установили, что новой фазой развития будет установление предпринимательской экономики. Мы кратко рассмотрели возможные стратегии роста и пришли к выводу о том, что сейчас нужно сконцентрироваться на росте производительности труда. Модернизация достигается за счет последовательной замены самых слабых элементов бизнеса на те, которые заведомо сильнее уже находящихся в цепи. При этом под элементами бизнеса понимаются проекты, сотрудники и оборудование… У меня остался вопрос – насколько неминуемо наступление предпринимательской экономики? – У этого вопроса неоднозначный ответ. С точки зрения прогресса – «Абсолютно неотвратимо», просто потому, что всю историю человечества размер экономического агента уменьшается. Первыми предпринимателями были государи, которые распоряжались своей вотчиной, как собственной компанией. Потом пришел век корпораций. А теперь наступает черед человека-фирмы. С точки зрения регресса – «Не допустим предпринимательскую экономику ни в коем случае». Все нужно зажать до уровня корпораций, а потом и вовсе – до уровня государства и, чтобы всем распоряжался один самодержавный правитель… Последний вопрос? «Vika: Скажите, а Вы женаты?» – Женат и счастлив в браке! Чего и вам желаю! Нормальный мужчина должен быть женатым. Причем, один раз. Все разведенные лузеры! Не умеют справляться с трудностями. Разведеныши сильнее всех страдают в кризис. Они не умеют бороться, не умеют держать удар, не умеют гнуть свою линию. Они умеют только бегать, ныть и посыпать голову пеплом. В общем, трусливая порода! И, как я уже говорил – это прекрасно. Пусть выживет сильнейший! – Спасибо за внимание! На этой оптимистичной ноте, мы завершаем. Гарнитура на стол. Перчатки на руки. Экран погас. «Спасибо! … Большое спасибо! … Господи, где нашли такого киборга! … А мне понравился, такой симпатичный … Ретроград-птеродактель! … Модернисты не бывают ретроградами! … Как видишь, бывают … Никому партнер по логистике не нужен? … Эх, счас бы на море … А я и сейчас на пляже … Адрес, сестра, адрес … Средиземное …» - чат затягивало флеймом. Бывает образование для преподавателя, а бывает для слушателя. Образование для слушателя - это когда сидишь дома в любимых тапках и пьешь кофе из любимой кружки. С экрана монитора на интересующие тебя вопросы отвечает профессионал. И ты уверен на 100%, что тебе дают самые актуальные знания, опирающиеся на упорный труд тысяч ученых на протяжении сотен лет. Не нужно копаться в гумусе, улиткой ползти по стеблю, – сразу срываешь сочный плод знаний… Игорь Базылев ___________________________ Вы можете перепечатать данный материал на следующих условиях. Условия републикации в Интернет Републикация в офлайновых изданиях разрешается только после
согласования с автором. |
В избранное | ||