В
начале 2009 года смутное ощущение, что кризис закончится не так быстро,
как нас пытаются в этом убедить, перешло в твердую уверенность.
Наверно, последней каплей стала информация из Китая. Сначала все
утверждали, что внутреннее потребление КНР вытянет мировую экономику,
но снижение темпов роста подвело черту – не вытянет.
Если кризис не «временное явление», а всерьез и надолго, значит,
нужна стратегия, которая позволила бы адаптироваться к новым условиям.
Я посвятил большое количество времени, чтобы понять причины кризиса.
Каких только гипотез мне не приходилось слышать: сверхбогатые отнимают
деньги у просто богатых, российские спецслужбы провели блестящую
операцию по выдвижению России в лидеры. Самая банальная версия – кризис
перепроизводства.
Ни одна гипотеза не выдержала проверку жизнеспособностью, пришлось
вырабатывать свою точку зрения. В результате я пришел к выводам,
которые позволяют каждому предпринимателю ответить на вопрос: «Что
делать в новых условиях мне?». В апреле я провел на эту тему семинар.
Из трехсот миллионов русскоговорящих, его посетило сравнительно
небольшое число. Чтобы сделать идеи более доступными, я изложил их в
художественной форме.