Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Академия предпринимательского искусства


Работай и богатей

Академия предпринимательского искусства. Виртуальное образовательное учреждение. Триста слушателей со всех концов земного шара. Сотни мощных серверов, соединенные километрами проводов. Кому нужны в XXI веке двухэтажные аудитории, умиротворяющие библиотеки и замшелые преподаватели…

Лучшая музыка – это шелест шин. Лучший флирт – это подмигивание светофоров. Лучший фанк – это ветер в лицо.

– Добрый день, дамы и господа! С вами снова я – Олег Байков. Мы продолжаем курс «Новая антикризисная стратегия».

Триста пар глаз внимательно рассматривают ведущего. Золотая цепь, короткая стрижка. Манеры выпускника западной бизнес-школы, но есть едва уловимое ощущение звероватости, будто оксфордский галстук повязали беру. В основном окне открылся титульник занятия.

– Начнем с того, что вспомним, выводы прошлого занятия. Кто готов озвучить? Не забывайте представляться.

Открылось гостевое окно. Шатенка с тонкими чертами лица.

– Кристина, риэлтор. На прошлом занятии мы разбирали причины кризиса. Сначала мы установили, что кризис носит мировой характер. В этом нам помогли индикаторы мирового уровня – снижение стоимости состояний и падение стоимости мирового фондового рынка. Кроме того, о мировом кризисе свидетельствует национальный индикатор – рост безработицы. Затем, мы рассмотрели в ретроспективе логику кризиса – от сегодняшнего дня и до его начала. Мы пришли к выводу, что кризис произошел благодаря политикам, банкирам и малоимущим. Политики стимулировали рост необеспеченного потребления. Банкиры позволили себе халатность, поскольку сами себя обезопасили от рисков золотыми парашютами. А малоимущие просто брали деньги, не думая о том, что их придется отдавать. Вот. Из кризиса мир выведут предприниматели, поскольку именно они эффективно создают рабочие места и приумножают состояния.

– Отлично, Кристина! Вы прекрасно воспроизвели логику прошлой лекции. Итак, предприниматели спасут мир. Хотя, глядя на большинство сегодняшних предпринимателей, с трудом верится, что они способны это сделать – многие из них трусливо засунули голову  в песок, в нелепой надежде «переждать». Я говорю именно о большинстве, а не о тех, кто активно работает веслами.

«Наталия Оскомина: почему это надежда нелепая?»

– Во-первых, потому что землетрясение нельзя переждать. Что стало бы с теми, кто решил «переждать» Потоп. Ной спасся, потому что активно махал топором, строил ковчег, а не «пережидал». Во-вторых, вне зависимости от того, как складывается экономическая ситуация, работа предпринимателя заключается в том, чтобы приумножать богатства. Кризис, подъем, спад – это всего лишь контекст, условия деятельности. Условия никогда не определяют целей. Условия – это рамки, границы, они определяют поле деятельности, но не её содержание.

– Здесь будет уместно провести параллель с военным делом. Содержание войны – это уничтожение врага, или как принято говорить сегодня, «принуждение противника к миру». А условия – это ландшафт местности, техническое оснащение армии, её моральный дух. Содержание предпринимательской деятельности – это приумножение богатств, рост благосостояния. А кризис – это только условие деятельности. Условия могут корректировать деятельность, но не могут менять вектор.

– Плох тот предприниматель, который оправдывает свое бездействие кризисом. Это пораженческая политика. Поза рокового страуса не позволяет приумножать богатства. Все, кто её выбрал, прогорят. Туда им и дорога!

Аудитория замерла. Переписка в чате прекратилась. Пришел вызов от слушателя «Алекс Черных». Ведущий подтвердил визуализацию. На мониторах открылось гостевое окно. Худой парень с рваными движениями и блестящими глазами появился в гостевом окне.

– Как вы можете так спокойно об этом говорить? – выпалил юноша и воткнул горящий взор в ведущего.

– Выживает сильнейший! Имущество продать, бизнес-планы сжечь, а пепел развеять над морем. По всем этим горе-проектам, созданным для жен и любовниц, для распила рекламных бюджетов, для обслуживания госконтрактов давно плачет кладбище.

– От них одни проблемы – они увеличивают нагрузку на рынки ресурсов. Кроме того, никто не «умирает» в одночасье, у всех дилетантов, которые думали, что «бизнес – это просто», есть возможность перейти к профессиональному ведению дел.

«ByЙ: А как это сделать?»

– Согласно классической экономической теории, существует три фактора роста благосостояния. Первый – наращивание капитальных затрат. Второй – наращивание трудовых ресурсов. Третий – наращивание производительности труда. Кто готов оценить перспективность каждого направления?

Место пылкого юноши в гостевом окне занял манерный мужчина. Он хорошо отрепетированным жестом поправил прическу, продемонстрировав дорогую запонку.

– Себастьян, инвестиции, форекс. Сейчас сложно привлекать финансовые ресурсы. На приемлемых условиях это удается делать лишь тем компаниям, которые показывают хорошую динамику и поддерживаются государством. С трудовыми ресурсами проблем нет – безработица растет. Ну, а идея о повышении производительности труда актуальна в России со времен девиза «Догнать и перегнать Америку!».

– Спасибо, Себастьян! Для полноты картины добавим, что ценных работников увольняют в последнюю очередь, а, значит, сегодня рынок труда пополняется в основном за счет низкоквалифицированной рабочей силы.

– Я утверждаю, что единственно верная стратегия для российских предпринимателей заключается в повышении производительности труда. Здесь нужно сделать пояснение. У нас есть три фактора роста благосостояния. Капитал, трудовые ресурсы и производительность. Других просто не существует. Всякий, кто утверждает, что можно приумножить богатство как-то иначе – целенаправленно вводит в заблуждение или просто не разбирается в том, о чем говорит. Привлекать капитал невыгодно – дорого. Привлекать трудовые ресурсы можно, но только в том случае, если ваш бизнес использует неквалифицированную рабочую силу.

– Замечу, что идея о повышении производительности труда стала иметь смысл в качестве предпринимательской стратегии только сейчас. Два года назад рулила стратегия привлечения капитала. Все просто с ума посходили от дешевых денег. Владелец десятка ларьков мог на полном серьезе рассуждать о том, как он «удвоится и выйдет на IPO». Эпоха дешевых и легких денег прошла, теперь в главу угла станет производительность.

«А что такое производительность?» - отозвался чат.

– Формально, производительность — это выработка на одного рабочего в натуральном и денежном выражении. Содержательно, повышение производительности означает совершенствование, стремление быть лучше. Я приведу пару цифр, показывающих насколько бедственно наше положение с производительностью труда.

– В цементной отрасли в 2008 году производительность на одного рабочего в России составила 879 тонн цемента в год. А в Европе – 5.094 тонны. В успешном 2007 году рабочий «АвтоВАЗа» произвел продукции на 57.009 долларов, а рабочий «Skoda» - на 578.571. Разницу чувствуете? Низкой производительности труда у нас столько, что мы могли бы снабжать ею весь земной шар, да вот беда – она никому и даром не нужна, неликвидный товар. Сравните свои компании – рекламные, риэлтерские, бытовые – с компаниями-конкурентами с запада, это будет полезно.

«Это точно! … +1 … В самое яблочко» - отозвался чат.

– Макс Край, информационные системы. Разве корректно сравнивать российские и западные компании? Совершенно иные условия. Другой уровень жизни, другая политическая система, другой менталитет населения.

– Уровень жизни, политическая система, менталитет – это условия предпринимательской деятельности. А про условия мы уже говорили в начале занятия. Они могут корректировать ход деятельности, но не могут менять вектор. Вы, Макс, говорите о том, что в России условия для предпринимательской деятельности особенно неблагоприятны. Это неверно. Согласно рейтингу Forbes в 2007 году Россия занимала второе место по числу миллиардеров, а Москва была их столицей. Нью-Йорк занимал второе место.

– Алекс Черных, общественное движение «За дело!». Как Вы можете говорить о том, что в России прекрасные условия для предпринимательской деятельности. Власть гнобит предпринимателей, уничтожает их. В 1961-м году за экономические преступления было расстреляно 1890 человек, в 1962 году – 2152 человека. А ведь это расстреливали цеховиков и спекулянтов, тех, кого сегодня называют промышленники и трейдеры.

– Ну вы еще Петра Первого вспомните, как он ввел налог на бороды и этим самым унизил бояр, этих предпринимателей-земледельцев Российской Империи. Я говорю не том, какими были условия для предпринимательства когда-то, а о том, каковы они сейчас. Если смотреть на жизнь так, как смотрите вы, то можно сразу пойти и утопиться, потому что в истории человечества огромное количество примеров того, как кому-то когда-то за что-то отрубили головы, посадили на кол или лишили девственности… Хотя, последнее это из другой оперы …

– Я утверждаю, в России прекрасные условия для занятия предпринимательской деятельностью. В стране огромное количество ресурсов, берись, занимайся, разрабатывай – работай в любой сфере. У нас предприимчивое население – изобретательное, находчивое, трудолюбивое. Нанимай, договаривайся, сотрудничай. У нас прекрасные условия для повышения уровня образования – я говорю не о дипломах государственного образца – а о степени проникновения Интернет. Человек, имеющий доступ к Интернет, может получить самые современные, точные и качественные знания.

Изображение Алекса в гостевом окне сменил Себастьян.

– Насколько я понимаю, Вы говорите о производительности предпринимателя, а не компании. Я бы хотел обратиться к практической стороне вопроса. Как измерять производительность труда именно предпринимателя?

– Это интересный вопрос. Вы правильно заметили, что речь идет именно о повышении личной производительности труда предпринимателя, а не компаний или всего человечества.

– Предприниматель может контролировать производительность своего труда на трех уровнях. Первый уровень – самый грубый, самый простой и очевидный – контроль прироста состояния. Второй уровень – это количество реализованных проектов. И третий уровень – контроль совершаемых действий.

«Уточните, пожалуйста, что Вы имеете ввиду? … Помедленней, я записываю … Как посчитать количество действий?» - посыпался чат.

– Сейчас поясню. Контроль прироста состояния – это очевидная вещь. Раз в год вы подсчитываете ликвидную стоимость своих активов и сравниваете полученную цифру с показателем прошлого года. Чем больше разница в положительную сторону, тем вы круче как предприниматель. Как мог бы сказать Виктор Пелевин «уровень предпринимателя определяется его способностью всасывать баблос». Обращаю ваше внимание, что мы фиксируем не доход, а именно стоимость состояния. Если прирост дохода составил миллион, но при этом состояние укоротилось с десяти до двух, то, как предприниматель, вы неудачник.

– Это просто. Но этого показателя недостаточно, поскольку он слишком «долгий». Для тактического контроля нужно использовать показатель «число реализуемых проектов». Такой подсчет ведется раз в месяц, в зачет идут только реализованные проекты. Те, которые завершены в этом месяце. Не имеет значения, когда они стартовали. Не засчитываются стартовавшие, длящиеся проекты или неудавшиеся проекты. Если число реализованных проектов растет, то вы молодец.

– Разберем последний показатель – количество совершаемых действий. Для правильного понимания можно пользоваться термином «решенная задача. Это самоконтроль для киборгов и ведется он в ежедневном режиме. Суть в том, что предприниматель подсчитывает количество решенных задач в течение дня. Если количество совершаемых действий растет, то, значит, растете и вы. Вопросы есть?

«Vika: А есть какие-то цифры, сколько действий совершают продвинутые предприниматели?»

– Такие цифры есть. Киборги работают в режиме решение одной задачи в 5-10 минут.

«Vika: А сколько в месяц «закрывают» успешные предприниматели?»

– Средний дилетант работает на уровне один проект в 2-3 месяца. Хороший профи «закрывает» 2-3 проекта в месяц. Мегачел делает 6-8 проектов.

«Vika: А какой прирост состояния у мегачелов?»

– По-разному. Посмотрите Forbes. Там все мегачелы. В 2008 году общее состояние упало на 45% - так, что бывают не только подъемы, но и падения. Кое-кто, кстати, поднялся несмотря на кризис.

– Подведем итог. По итогам занятия вы должны усвоить три простые идеи. Первое – работа предпринимателя заключается в приумножении богатств. Кризис, подъем, спад – это все фоновые явления. Тот, кто не может зарабатывать в кризис – тот дилетант, пусть ищет себе занятие попроще. Второе – сегодня самая актуальная стратегия – это повышение производительности труда. Два года назад, в эпоху засилья дешевого капитала, это было не так, а сегодня это единственная возможность расти. Тот, кто не желает работать лучше – ищите новое поле для тунеядства. Третье – для измерение производительности предпринимательского труда используются три индикатора: прирост состояния, прирост реализованных проектов, прирост решенных задач. Состояние оценивается раз в год. Проекты раз в месяц (или квартал). Задачи – ежедневно (еженедельно).

Запомните это, запишите, сделайте наколку.

– Наше занятие завершено. Если у вас есть вопросы, пишите в личку. Спасибо за внимание, дамы и господа! Я прощаюсь с вами, до новых встреч.

«Спасибо! … Большое спасибо! … Было очень интересно!» - запестрел чат. Ведущий протянул руку и в поле зрения слушателей оказался мотоциклетный шлем. Взмах рукой и окно ведущего сменилось титульной заставкой.

«Олег Байков: Успехов!» - выплюнул чат напоследок и основное окно свернулось.

Лучшая музыка – это шелест шин. Лучший флирт – это подмигивание светофоров. Лучший фанк – это ветер в лицо.

Академия предпринимательского искусства. Виртуальное образовательное учреждение. Триста слушателей со всех концов земного шара. Сотни мощных серверов, соединенные километрами проводов. Кому нужны в XXI веке двухэтажные аудитории, умиротворяющие библиотеки и замшелые преподаватели…

Игорь Базылев

___________________________
Авторство всех материалов данной рассылки принадлежит Игорю Базылеву и охраняется Законом о защите авторских прав.

Условия републикации в Интернет

1) Разместить "Автор Игорь Базылев www.bazylev.ru"
2) Опубиковать текст "как есть", без изменений, сокращений, правки орфографии, пунктуации и пр.
3) Выслать ссылку на размещеный материал после републикации

Условия могут изменены в любой момент без предварительного уведомления

Републикация в офлайновых изданиях разрешается только после согласования с автором.


В избранное