Неудовлетворенные
желания – источник предпринимательской активности. Повышать уровень
благосостояния нужно через повышение производительности труда. Поиск
предпринимательских идей – способов повышения благосостояния – является
частью повседневной рутинной работы предпринимателя. На просторах
образовательного пространства вы можете встретить десятки, а то и сотни
способов генерации предпринимательских идей. Искать предпринимательские
идеи можно целенаправленно, если знать, куда смотреть.
Неудовлетворенные желания
Предпринимательство начинается со стремления улучшить свое
благосостояние. Осознание неудовлетворенности своих потребностей
толкает предпринимателя вперед. Хочу новую машину, а купить не могу;
хочу пожить в Европе, а денег нет; хочу помочь матери сделать операцию,
но она дорогая; храм хочу построить, но средств нет. Неудовлетворенные
желания – источник предпринимательской активности.
Три фактора роста благосостояния
Экономическая теория выделяет три фактора роста благосостояния.
∙ Наращивание капитальных затрат
∙ Наращивание трудовых ресурсов
∙ Наращивание производительности труда
В распоряжении предпринимателя есть все три метода. Можно закупить
более современное оборудование. Можно увеличить число работников. А
можно повысить производительность труда.
Давайте попробуем оценить, какое направление наиболее перспективно
для повышения уровня благосостояния российских предпринимателей.
Достаточно беглого взгляда, чтобы оценить перспективы. Приобретение
современного оборудования? Вряд ли, кризис закрыл доступ к дешевым
кредитам. Рост числа работников? Неактуально, все сокращают персонал.
Производительность труда? А вот с этого места поподробней.
В России очень низкая производительность труд
Согласно исследованию McKinsey, российский банковский
служащий совершает 9.000 операций в год, его коллега в Польше — 21.000,
в США — 60.000, в Финляндии – 81.000 операций (в 9 раз больше!).
В электроэнергетике российские рабочие трудятся в 4 раза менее
эффективно, чем их американские коллеги, один российский рабочий
производит 3,8 ГВт электроэнергии в час, а американский — 15,3 ГВт.
Примерно такую же ситуацию мы можем наблюдать в строительстве. Один
сотрудник, работающий на полную ставку в строительной компании,
возводит 18 кв. м жилья в год, а американский — 84 кв. (И еще
неизвестно, учитывали ли в исследовании гастарбайтеров, которые часто
трудятся неофициально, если нет, то показатели будут еще хуже).
Повышать уровень благосостояния нужно через повышение производительности труда.
Предпринимательская идея
Возникает следующий вопрос: а с помощью чего повышается
производительность труда? Благодаря использованию новых технологий. В
данном случае речь идет не об информационных системах, а о новых идеях
вообще. Производительность труда повышается благодаря идеям.
Однако, не каждая идея нужна предпринимателю. «Давайте запустим
дирижабль! – И что? – И все!» Нужны идеи, которые способны повысить
уровень благосостояния. Только такие идеи можно называть
«предпринимательскими». Предпринимательская идея – это способ, который
позволяет повысить уровень благосостояния.
Предпринимательская идея
∙ может носить глобальный характер - создание нового бизнеса
∙ или это будет идея среднего уровня - новый товар или услуга.
∙ а может, это будет чрезвычайно простая идея - новой прибыли при тех же условиях.
Поиск предпринимательских идей – способов повышения благосостояния –
является частью повседневной рутинной работы предпринимателя. Успешные
предприниматели не ждут, когда их вдохновит их на интеллектуальный
подвиг прекрасная муза. Они целенаправленно ищут предпринимательские
идеи - ежедневно, рутинно и постоянно “просеивают” возможности.
Технология поиска предпринимательских идей
На просторах образовательного пространства вы можете встретить
десятки, а то и сотни способов генерации предпринимательских идей.
Что вам там только не предложат делать: придумывать фантастических
животных, воображать «какой бизнес создал бы Билл Гейтс находясь в
вашей ситуации», механически перечислить все человеческие потребности и
выбрать наугад – методик много. И большинство из них интересные.
Я хочу предложить вам весьма скучную методику. Она не будоражит
воображение, не пестует вашу гордыню («Фигассе! Гейтс! на моем!
месте!»), не требует гигантской интуиции. Зато она приносит пользу
пользователю (простите за тавтологию).
В первую очередь у предпринимателя должны быть установка
на рост благосостоянии или «установка на прибыль». Если у вас нет такой
установки, то дальше ничего не поможет.
Во-вторых, чтобы найти хорошую предпринимательскую идею понадобится
информация. Не нужно ждать, что вы получите готовый рецепт «как именно
вам прямо сейчас увеличить свое благосостояние». Получив интересную
информацию, нужно её осмыслить, трансформировать в подходящий рецепт и
придумать «бизнес-модель». Выделите для этого время.
В-третьих, важно понимать, что предпринимательские идеи обладают
различным потенциалом. Оси различия две: «возможности / риск» и
«использование / сложности». Нужно оценивать каждую имеющуюся идею на
предмет соотношения возможностей и рисков, а также простоты и
сложностей реализации. Разумеется, приоритет должен отдаваться простым,
выгодным и безрисковым идеям.
В-четвертых, после того, как идея найдена – её нужно запустить в
реализацию. Бессмысленно полностью разработать хорошую идею и хранить
её в столе «на черный день».
Источники предпринимательских идей
Искать предпринимательские идеи можно целенаправленно, если знать, куда смотреть. Есть несколько ключевых источников информации.
Основные источники идей
«Баланс». Каждый нормальный предприниматель ведет баланс своего
благосостояния. Это означает, что с определенной периодичностью (не
реже, чем раз в год) подсчитывает, как изменилось его состояние.
Соответственно, уже после двух подсчетов будет видна динамика (или
статика) изменения состояния. И теперь очень полезно будет найти ответ
на вопрос: «по каким причинам состояние увеличилось / снизилось?». Ваш
ответ – это зародыш идеи. Обратите внимание, что не нужно считать
«доход/убыток» - он может ввести вас в заблуждение. Вы можете нарастить
сиюминутную прибыль «сожрав» основные активы – не поддавайтесь
искушению.
«Технология». Если представить любой вид деятельности, как
технологический процесс, то высока вероятность обнаружения «сбоя».
«Сбой» - это такой шаг в процессе, который вызывает явное напряжение у
пользователя. Возьмем, к примеру, топ-менеджера – его работа
более-менее понятна и структурирована. Однако, есть сложность – до 70%
информации топ-менеджеры получают в неструктурированном виде, а её
количество растет, в 2007 году по данным Financial Times весь мир
создал 281 экзабайт информации. Решение этой проблемы породило целую
отрасль экономики – управленческий консалтинг.
«Психология». Очень часто в сознании человека возникает диссонанс
между тем «как есть» и тем, как «должно быть». Продавец «должен быть»
вежливым, а по факту хамит. Дороги «должны быть» ровными, а на практике
лучший автомобиль – это вертолет. Чем больше количество людей, которые
испытывают такой диссонанс, тем лучше возможности для бизнеса.
«Демография». Социальный, половой, возрастной, профессиональный
состав населения – источник предпринимательских идей. Например, вы
производите «тяжелый» алкоголь – водку. Это один из самых конкурентных
рынков, тем не менее, нет водки «для врачей» или «офисного планктона».
Нет водок «Скальпель», «или «Office Life».
______________________________________________
Авторство всех материалов данной
рассылки принадлежит Игорю Базылеву и охраняется Законом о защите авторских
прав. Перепечатка в Интернете и в офлайновых изданиях разрешается только после
согласования с автором.