У
20% новых предпринимателей получается не разориться в первые десять
лет. Главной проблемой является отсутствие специального образования.
Такое образование могло бы существенно повысить уровень благосостояния.
Бессмысленно надеяться на российскую систему образования, она сама
отчаянно нуждается в предпринимателях. Практически единственно
доступный вариант повышения квалификации – самообразование. К счастью
уже почти триста лет существует теория предпринимательства,
разработанная выдающимися учеными-экономистами.
Грустная статистика
Согласно исследованиям, проведенным в США, только половине новых
предпринимателей удается не разориться в первые 18 месяцев работы. И
лишь 20% выживают в первые десять лет.
Слабая профессиональная подготовка
Говоря о развитии предпринимательства, важно правильно наметить
«точку роста» - направление, где приложенные усилия дадут наибольшую
отдачу.
Выясним, какие сложности испытывают предприниматели? Обратимся к зарубежным и российским исследованиям.
Исследования зарубежных специалистов
показывают, что основными причинами неудач являются: 1) неспособность
вести дела в силу физических, моральных или интеллектуальны причин, 2)
отсутствие управленческого опыта, 3) недостаточность опыта и знаний –
слабая осведомленность о маркетинге, финансах, снабжении, 4) отсутствие
профессиональных навыков – берется за дело, специфику, которого он не
знает.
Российский Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
выделяет следующие типичные сложности, присущие малому бизнесу в
России: 1) затрудненное кредитование, 2) административные барьеры, 3)
недостаточная подготовка руководителей, 4) отсутствие необходимой
инфраструктуры, 5) нехватка информации о программах помощи малому
бизнесу.
Если присмотреться внимательно к результатам исследования, то
окажется, что у предпринимателей есть две фундаментальные проблемы:
«слабая личная подготовка» и «враждебность внешней среды».
И здесь возникает сложный вопрос: что совершенствовать в первую
очередь? Повышать уровень личной подготовки предпринимателей или
улучшать и модернизировать внешнюю среду.
Ответ очевиден, - нужно сконцентрироваться на профессиональной
подготовке предпринимателей, потому что неподготовленные люди все равно
не смогут создать лучшую внешнюю среду.
Нам нужна система профессиональной подготовки предпринимателей.
Образование и доход
Связь между уровнем образованием и доходом известна давно. Это
отмечали еще исследователи, так называемой «чикагской школы» - Тэодор
Шульц, Гэрри Бекер и другие.
В качестве примера можно обратиться к данным 1990 года по США. Ниже
представлены цифры, которые характеризуют средний пожизненный доход для
людей с разным уровнем образования:
Начальное - $ 756.000
Неполное среднее (9-11 лет) - $ 836.000
Среднее (12 лет) - $ 1.084.000
Незаконченное высшее (13-15 лет) - $ 1.260.000
Высшее (16 и более лет) - $ 1.720.000
Существует связь и между уровнем дохода и профилем образования.
Представим человека с условным «средним образованием».
Соответственно, человек с «условным средним образованием» будет
получать «условную среднюю зарплату». В феврале 2009 года составила
17580 рублей.
Среднемесячная заработная плата менеджера с американским MBA
составляет около 10.000 долларов. Чувствуете какая разница? Даже, если
мы будем считать, что доллар стоит 30 рублей, то доход различается в 15
раз.
А теперь давайте просто представим, каким мощным рычагом могло бы
стать профильное предпринимательское образование, если бы оно
существовало. Сколько бы мог зарабатывать предприниматель, обладающий
специальной профессиональной подготовкой. Остается только гадать,
поскольку пока профильной системы подготовки предпринимателей не
существует.
Профессиональное образование в России
Мне бы очень хотелось сказать, что наша система образования легко
удовлетворит потребность предпринимателей в качественном профильном
образовании. Но это не так, наша система образования (по большей части)
характеризуется крайне низкой эффективностью.
Высшая школа экономики (ВШЭ) и Росстат провели исследование
соответствия профессии выпускника вуза и полученной специальности.
Аналитики сопоставили дипломы 28 500 работающих россиян из всех
регионов страны с их нынешними профессиями.
Выяснилось, что по указанным в дипломе специальностям и близким
профессиям (например, когда инженер работает технологом, а учитель
иностранных языков — переводчиком) работают 49,6%. Если подходить к
соответствию полученного образования и нынешней работы более строго, то
получится, что по специальности работают 37% выпускников вузов.
Для сравнения в Швеции не по полученной в институте профессии работают
18% дипломированных специалистов, во Франции и США — около четверти.
Самой системе образования нужны предприниматели. Вдумайтесь, в 2008
году отечественные государственные и муниципальные вузы выпустили свыше
1,1 млн студентов. В среднем бюджетное место обходится в 20.000 рублей
в год. Это - 100.000 рублей за 5 лет. В масштабах страны 110 млрд.
рублей. И половина (55 млрд. рублей!) потрачено впустую.
Практически единственное решение
Негосударственные формы поддержки предпринимателей развиты слабо. В
Испании существует Institute de Empresa – институт для
предпринимателей. Существуют частные консультанты (например, автор),
которые оказывают помощь индивидуальном порядке. Однако, в масштабах
страны, есть только одно решение – самообразование.
Существует пагубное (и вредное) заблуждение о том, что наши
предприниматели готовы «образовываться», да вот учиться негде. Дескать,
не существует общепризнанной теории предпринимательства. Здесь я должен отметить два очень важных момента:
В этом мире вообще не существует чего бы то ни было
«общепризнанного» - по любому вопросу вы столкнетесь с десятком точек
зрения и бесконечным множеством вариаций.
Теория предпринимательства, созданная авторитетными, признанными и вызывающими доверия учеными существует.
Я назову восемь ученых, внесших наибольший вклад в развитие теории предпринимательства.
Ричард Кантильон ввел термин «предприниматель» в экономическую
теорию. А произошло это в XVIII веке. Так, что теории
предпринимательства уже почти триста лет.
Жан-Батист Сэй указал на место предпринимателя в системе экономических отношений.
Максимильян Вебер связал материального благополучие и религиозную
этику. Причем, не «религиозную этику вообще», а совершенно конкретную –
протестантскую.
Людвиг фон Мизес сконцентрировался на апологетике
предпринимательства, он защищал свободное предпринимательство от
нападок социалистов-коммунистов.
Йозеф Шумпетерт концентрировался на творческом и новом характере деятельности предпринимателя.
Дэвид Макклеланд разрабатывал психологический портрет предпринимателя.
Израэл Кирцнер связывал в единое целое предпринимательство и
конкуренцию и доказывал, что именно предприниматель является
локомотивом положительных изменений.
Питер Друкер представил предпринимательство как технологию – совокупность определенных и совершено четких и конкретных процедур.
______________________________________________
Авторство всех материалов данной
рассылки принадлежит Игорю Базылеву и охраняется Законом о защите авторских
прав. Перепечатка в Интернете и в офлайновых изданиях разрешается только после
согласования с автором.