Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новый выпуск рассылки Социология и Политические Науки


Информационный Канал Subscribe.Ru

-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------

! ВНИМАНИЕ ! - Сайт http://socialsciences.narod.ru переехал на коммерческий хостинг и теперь находится по адресу http://www.nationalsecurity.ru.
Новое название сайта Национальная и Государственная Безопасность России

Уважаемые посетители сайта Национальная и Государственная Безопасность России. Для того, чтобы вам были интереснее и приятнее знакомиться с материалами сайта мы слегка изменили его дизайн и нам очень важно знать ваше мнение. Вы можете ознакомиться с измененным вариантом оформления на страницах, ссылки на которые даны ниже - нам очень важно ваше мнение!

http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/
http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016list.htm
http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016future.htm
http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016alqaida.htm
http://www.nationalsecurity.ru/library/00005/
http://www.nationalsecurity.ru/library/00010/
http://www.nationalsecurity.ru/library/00010/00010part1c.htm
http://www.nationalsecurity.ru/library/00010/00010part1d.htm
http://www.nationalsecurity.ru/library/00010/00010part2i.htm

Содержание рассылки:

1. Новости:

Террористическим группам все труднее собирать средства, считают Соединенные Штаты.

Экспорт цветных революций.

МИД Украины иронизирует по поводу заявления директора ФСБ РФ о подготовке "оранжевой революции" в Белоруссии.

2. Экзаменационные вопросы по курсу "Россия в меняющейся системе международной безопасности" для четвертого курса факультета Социологии Московского государственного университета им. Ломоносова.

3. Последние материалы, опубликованные на www.nationalsecurity.ru:

Ельцин и Россия в рамках Содружества СНГ.

4. Высказывания президента США в разделе... юмор!

Анекдот дня:
По поводу событий в Узбекистане, в ходе которых по некоторым данным погибло до нескольких сот человек:
- Цветочные революции становятся все кровавей...
американский цензор:
- Цветочные революции приобретают более яркие цвета.

Добрый день, Уважаемые Подписчики!

Добрый день, Уважаемые Подписчики! Я рад приветствовать вас в одиннадцатом выпуске рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. Для меня является приятным сюрпризом, что число подписчиков стремительно растет от выпуска к выпуску, и для все большего числа наших подписчиков становится хорошей традицией начинать утро среды с чтения свежего выпуска, - и все это несмотря на довольно специфичную научную тематику рассылки. Если Вы подписались недавно, то можете ознакомиться с предыдущими выпусками в АРХИВЕ РАССЫЛКИ по адресу http://subscribe.ru/catalog/economics.education.socialsciences.

Начиная со следующего выпуска, начинается выпуск тематических номеров рассылки, - целиком, или большей своей частью, - посвященных какой-то одной проблеме. Тема следующего выпуска - "международные и региональные террористические организации". Ваши предложения по тематике выпусков принимаются по адресу ximea@mail.ru.

Кроме того в следующем выпуске продолжится публикация готовых ответов на экзаменационные вопросы по курсу "Россия в меняющейся системе международной безопасности". Готовые ответы окажутся полезны не только учащимся Социологического факультета МГУ, а всем студентам, бакалаврам, специалистам, магистрам и аспирантам, которым предстоит сдача экзаменов по политологии, социологии и смежным дисциплинам. Экзаменационные материалы будут публиковаться только в рассылке, и не будут размещаться на сайте http://www.nationalsecurity.ru.

Если Вы считаете, что кому-то из ваших друзей могут быть полезны материалы этой рассылки, просто перешлите этот выпуск на адрес электронной почты вашего друга для того, чтобы он или она могли оценить качество рассылки и подписаться на нее.

Прежде, чем вы перейдете к чтению материалов рассылки, хотелось бы порекомендовать вас интересный ресурс, посвященный кризису современной цивилизации свехпотребления. Почти сто лет назад было подмечено, что современная цивилизация сверхпотребления движется к своему концу. Сегодняшняя Россия – яркий пример этого: старые ценности (поведенческие стереотипы) рухнули, новые еще не появились. Поэтому идет брожение, поиск нового базиса и новых идей – на наших глазах рождается новый этнос. В этой рассылке проводится обзор всех новых и не очень идей, наблюдается и анализируется рождение (возрождение? взросление?) этноса. Вы можете подписаться на эту рассылку при помощи формы ниже:

Рассылки Subscribe.Ru
Наука и эзотерика

1. Новости

Террористическим группам все труднее собирать средства, считают Соединенные Штаты

Таким террористическим организациям, как "Аль-Кайда" и ХАМАС, становится все труднее собирать и перемещать деньги по всему мире, заявляет один из руководителей Министерства финансов США.

Выступая 4 мая в Конгрессе, заместитель министра по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Стюарт Леви сообщил, что усилия администрации Буша по выявлению и уничтожению финансовых сетей террористов выталкивают террористические группы из официальных финансовых сетей в "более рискованные" каналы, такие, как контрабанда наличных средств.

"У нас есть указания на то, что террористические группы, подобные "Аль-Кайде" и ХАМАС, ощущают давление и испытывают нехватку денег, - отметил Леви в подготовленном выступлении перед двумя комиссиями Палаты представителей. - Этот прогресс является прямым результатом неустанных усилий администрации Буша".

По словам Леви, на ряде фронтов остаются проблемы, особенно продолжающийся поток через Сирию денег и иных форм поддержки террористических групп в Ираке.

Хотя сирийское правительство приняло меры, чтобы снять давнюю озабоченность США в связи с отмыванием денег, особенно Коммерческим банком Сирии, оно не прекратило поддержку мятежников в Ираке, заявил он.

По словам Леви, он встретился с сирийским послом в Вашингтоне перед запланированным визитом в Сирию в рамках ближневосточного турне. На этой встрече американский представитель ясно дал понять: даже если Сирия выполнит ряд требований США по отмыванию денег, "дальнейший поток денег и людей из Сирии в руки террористов и мятежников в Ираке абсолютно не приемлем".

Недовольство официальным сирийским ответом, по словам Леви, побудило его отменить поездку в Сирию. Он сообщил, что его ведомство продолжает взаимодействовать с Сирией, но "мы не будем удовлетворены до тех пор, пока не будут выполнены все наши требования".

Леви сообщил о прогрессе в сотрудничестве с правительствами других стран Ближнего Востока. Встречи в Иордании с официальными лицами, отвечающими за борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма, были плодотворными, сказал он. По его словам, иорданцы "четко понимают важность этих вопросов". Иордания согласилась, например, работать с директором американской правоохранительной сети по финансовым преступлениям Биллом Фоксом над созданием собственного подразделения финансовой разведки, отметил Леви.

На палестинских территориях, сообщил он, высокопоставленные должностные лица также проявили "серьезный настрой" пресекать поток средств к террористам. В Израиле официальные лица дали ему "обнадеживающий отчет" о значительном сокращении потока средств ХАМАСу, особенно из района Залива, сказал Леви.

"В целом обе стороны (израильско-палестинского конфликта) настроены в духе осторожного оптимизма, поскольку политические перемены в Палестинской автономии расчищают путь к продуктивному диалогу и началу доверия", - заявил Леви.

В своем выступлении заместитель министра охватил ряд вопросов, касающихся финансирования терроризма на Ближнем Востоке, и изложил стратегию Министерства финансов США по выявлению и замораживанию активов благотворительных организаций, переправляющих деньги террористическим сетям.

"Наша цель - не сдерживать пожертвования, а защищать благотворительный сектор, чтобы щедростью дарителей не злоупотребляли и они могли спокойно вносить свои вклады", - заявил он.

Обращаю Ваше внимание на то, что всю необходимую информацию по международным террористическим сетям, а также региональным организациям и различным аспектам их деятельности вы можете получить в разделах:

Международные террористические организации

Доклад Государственного департамента США "Международные террористические организации" - в едином досье собраны международные и региональные террористические организации собрана современная информация о международных, региональных и национальных организациях, движениях, фронтах и т.д., использующих в своей деятельности методы террора. Обновленная информация об истории создания, лидерах, численности, спонсорах, покровителях из числа стран-изгоев и проведенных терактах.

Статистика по лидерам Аль-Каиды

Подборка статистических материалов по руководителям "Аль-Каиды", "Джемайя Исламия", "Абу Сайяф" и других террористических сетей и организаций.

К 2020 году на смену "Аль-Каиде" придут профессионалы террора

В Отчете Национального совета по разведке, опубликованном в мае 2005 года изложено видение ветеранами ЦРУ, ФБР и АНБ США перспектив международного терроризма. Деятельность террористов станет значительно более профессиональной и эффективной, они получат доступ к химическому, биологическому, а также, возможно, ядерному оружию.

Аль-Каида - Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиан

В досье Аль-Каида - Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиан содержится подробная информация по истории создания, идеологии, составу, боевой и политической деятельности этой самой крупной террористической сети. Подробно изложены цели и задачи, которые ставит перед собой движение, а также методы их достижения.

Экспорт цветных революций

КГБ Белоруссии располагает данными о том, что через зарубежные неправительственные организации финансируется экспорт в Белоруссию "цветных революций". "Белорусские спецслужбы подтверждают информацию, изложенную главой ФСБ России Патрушевым, о том, что для этих целей выделено около $5 миллионов", - заявил 12 мая по государственному белорусскому телевидению заместитель председателя КГБ Белоруссии Виктор Вегера. Вместе с тем в КГБ Белоруссии считают, что денежных средств выделено значительно больше.

Вечером в четверг заместитель председателя КГБ Белоруссии Виктор Вегера подтвердил информацию о том, что некие зарубежные неправительственные организации выделили пять миллионов долларов для подготовки "бархатной революции" в этой стране, сообщает РИА "Новости".

С таким заявлением Виктор Вегера выступил в эфире государственного телевидения Белоруссии.

Напомним, что ранее в этот же день, выступая перед депутатами Госдумы РФ, об этом заявил глава ФСБ России Николай Патрушев.

Вегера, ссылаясь на данные белорусских спецслужб, подтвердил слова Патрушева и заявил, что, по его информации денежных средств выделено значительно больше.

"КГБ Белоруссии контролирует этот процесс и пресекает попытки ввоза денег на территорию страны", - сказал Вегера.

В начале апреля появилась официальная информация о том, что Комитет по ассигнованиям американского Сената выделил на поддержку белорусской оппозиции 5 миллионов долларов. За распределением финансовой помощи должно отвечать управление Госдепартамента США по вопросам демократии, прав человека и труда.

Кроме того, в марте этого года белорусской оппозиции была обещана дальнейшая помощь Евросоюза, который планирует ввести в действие новые механизмы финансирования в дополнение к программе Tacis, проекты которой согласовывались с правительством Белоруссии.

Напомним, ранее конгресс США открыто заявил о выделении $5 миллионов на программы поддержки демократии в Белоруссии, а также $60 миллионов на программы содействия Украине. Тем же решением $5 миллионов выделалось "для гуманитарного содействия, урегулирования конфликта, а также иного восстановительного содействия нуждающимся семьям и общинам в Чечне, Ингушетии и в других частях Северного Кавказа".

Этой же теме было посвящено и выступление директора Федеральной Службы Безопасности РФ Патрушева в Государственной Думе. Николай Патрушев заявил, что ФСБ располагает данными о подготовке очередных "бархатных революций" на постсоветском пространстве. В частности, Патрушев сообщил, что у российских спецслужб имеется информация о том, что некая неправительственная западная организация планирует организовать революцию в Белоруссии.

Также имеется информация о возможном привлечении "оранжевых" оппозиционеров, совершивших революцию в Украине, к обучению белорусских оппозиционеров", - сказал Патрушев и добавил, что руководители спецслужб стран СНГ осознают всю опасность сложившейся ситуации. В этой связи, в апреле, по его словам, прошло совещание директоров спецслужб стран СНГ, где обсуждалась угроза продолжения волны революций в странах постсоветского пространства. Запад пытается ослабить Россию, и с этой целью готовит свержение президента Белоруссии Александра Лукашенко.

По его словам, "ряд западных стран применяют к России двойные стандарты, которые касаются не только политической ситуации, а, зачастую, всех аспектов жизнедеятельности". Патрушев уверен, что этим они хотят ослабить влияние России как в СНГ, так и в целом в мире, что показали последние события в Грузии, на Украине и в Киргизии. Именно с этой целью в США и Канаде против России действует свыше 60 антидемпинговых законов.

Директор ФСБ заявил, что Запад готовит свержение президента Белоруссии Александра Лукашенко. По его словам, одна из западных компаний уже выделила на эти цели около 5 млн. долларов. Кроме того, он обвинил ряд западных компаний в подготовке и финансировании «цветных революций» в СНГ. Среди таких организаций Патрушев упомянул «Красный полумесяц», «Корпус мира» и другие.

Директор ФСБ сказал, что в ближайшее время в Госдуму будет внесён законопроект, регулирующий деятельность неправительственных организаций в России.

По словам Патрушева, иностранные спецслужбы действуют, в том числе и в России, под прикрытием неправительственных организаций. В частности, директор ФСБ упомянул американский Корпус Мира, саудовский Красный Полумесяц и ряд других. Патрушев уверяет, что западные спецслужбы все активнее применяют нетрадиционные методы работы – с помощью образовательных программ они пропагандируют свои интересы и собирают информацию. В этой связи директор ФСБ предложил принять закон, регламентирующий деятельность зарубежных неправительственных организаций в России.

КГБ Белоруссии располагает данными о том, что в стране готовится очередная "цветная" революция. В частности, у КГБ есть сведения, что экспорт в Белоруссию революции финансируется через зарубежные неправительственные организации.

"Белорусские спецслужбы подтверждают информацию, изложенную главой ФСБ России Патрушевым, о том, что для этих целей выделено около 5 миллионов долларов", - заявил в четверг по государственному белорусскому телевидению заместитель председателя КГБ Белоруссии Виктор Вегера.

Вместе с тем в КГБ Белоруссии считают, что денежных средств выделено значительно больше. "КГБ Белоруссии контролирует этот процесс и пресекает попытки ввоза денег на территорию страны", - сказал Вегера.

Любопытную информацию по поводу американской политики можно узнать в следующих разделах книги Зб. Бжезинского Господство Америки и его геостратегические императивы:

Период холодной войны
Превосходство американской культуры, политической и социальной систем
Роль Америки как лидера Евразийского континента и Объединенной Европы

МИД Украины иронизирует по поводу заявления директора ФСБ РФ о подготовке "оранжевой революции" в Белоруссии

Первый заместитель министра иностранных дел Украины Антон Бутейко с иронией отреагировал на заявление директора ФСБ РФ Николая Патрушева о том, что российские спецслужбы располагают данными о разработке за рубежом планов подготовки смены власти в Белоруссии, к чему планируется привлечь и участников недавней смены власти на Украине.

"Я бы посоветовал людям, которые ищут оранжевые источники поискать источники национально-освободительного движения под предводительством Богдана Хмельницкого или восстания Спартака", - сказал в четверг в Киеве журналистам первый замглавы внешнеполитического украинского ведомства, комментируя слова Н.Патрушева.

Вместе с тем А.Бутейко напомнил, что во время встреч президентов Украины и России Виктора Ющенко и Владимира Путина был хороший диалог и настрой на сотрудничество.

Директор ФСБ России Н.Патрушев, выступая в рамках "правительственного часа" в Госдуме в четверг, отметил, что в Братиславе недавно состоялась встреча ряда иностранных представителей, на которой обсуждались вопросы продолжения "бархатных революций" на пространстве СНГ.

"Разрабатываются проекты привлечения украинских "оранжевых" функционеров для подготовки аналогичной революции в Белоруссии", сказал директор ФСБ.

По его словам, для этой цели за рубежом осуществляется соответствующее финансирование. "На 2005 год на Белоруссию было выделено пять миллионов долларов", - заявил Н.Патрушев.

2. Экзаменационные вопросы по курсу
"Россия в меняющейся системе международной безопасности"
для четвертого курса факультета Социологии
Московского государственного университета им. Ломоносова.

1. Национально-государственные интересы РФ и условия, определяющие ее безопасность. Характер основных угроз безопасности РФ в различных сферах и причины их возникновения - ответы на вопрос публиковались в рассылке.

2. Проблемы безопасности в досоветский и советский периоды истории РФ.

3. Проблемы безопасности во внешней и внутренней политике РФ на современном этапе.

4. Социальная безопасность в условиях трансформации политической и экономической систем.

5. Экономическая безопасность РФ в системе мирохозяйственных связей.

6. Военные аспекты безопасности Росси на современном этапе - ответы на вопрос публиковались в рассылке.

7. Место стран СНГ в системе обеспечения безопасности России.

8. Распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки как угроза безопасности РФ.

9. Международные террористические и преступные организации как фактор нестабильности. Идеологический фактор в деятельности международных террористических организаций.

10. Россия в формирующейся системе европейской безопасности.

11. Россия и проблемы формирования системы безопасности в Азии.

12. Россия в многополюсном мире: национальные интересы и глобальные структуры.

13. Концепция национальной безопасности России: методы и приоритеты.

14. Национальная безопасность и пути утверждения национально-культурной идентичности.

3. Последние публикации на ресурсе

Ельцин и Россия в рамках Содружества СНГ

В исcледовании Фролова А.В. "Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР и России", размещенной по адресу (http://www.nationalsecurity.ru/library/00013/) анализируется эволюция взглядов советского, а затем и российского руководства, на проблемы региональной безопасности страны. Детально показана эволюция основных внешнеполитических подходов по проблемам национальной и международной безопасности в региональных рамках. В нашем сегодняшнем выпуске рассылки публикуется сокращенный вариант завершающей шестой части исследования, посвященной периоду президентства Ельцин и месту России в рамках Содружества СНГ. Для того, чтобы прочитать статью полностью, перейдите по ссылке ниже.
>>> ПЕРЕЙТИ К СТАТЬЕ >>>

В августе 1991 г. Советский Союз перестал существовать и на его месте возникло 15 независимых государств, которым в последующее время их лидеры пытались придать характер Содружества СНГ и даже активно обсуждали проблему создания объединенных вооруженных сил по типу ОВС ОВД.

В скором времени, однако, выяснилось, что разнятся не только политические ценности этих республик, но и их взгляды на проблемы безопасности. Для Азербайджана главная угроза виделась в попытках Армении отобрать Карабах. Для Армении таковая состояла не только в попытках Баку возвратить себе территорию, но и в возможном блокировании последнего с Анкарой или Тегераном. Для Грузии основная опасность начала исходить от сепаратистских настроений в Южной Осетии и Абхазии.

Слишком различными оказывались взгляды двух главных славянских республик - России и Украины на проблему Черноморского флота и военно-морской базы в Севастополе. Молдова видела главную угрозу в сепаратизме Приднестровья. Средняя Азия с ее сохранившейся административно-командной системой еще несла на себе отпечаток стабильности, но внутренние проблемы между республиками уже давали о себе знать. Для Таджикистана главной проблемой стала гражданская война, грозящая вмешательством извне к сепаратизмом отдельных областей.

Цели республик в оборонной сфере оказывались настолько равнодействующими, что о едином механизме к единых вооруженных силах можно было говорить лишь условно. Произошел раздел имущества Вооруженных Сил СССР, которые распались на 15 отдельных армий с различными ценностями и установками.

Не добившись согласованных действий по налаживанию сотрудничества с республиками, Россия начала все больше сосредотачивать внимание на решении сугубо своих оборонных проблем. В 1993г. ОВС СНГ практически перестали существовать, а их главком маршал Е. Шапошников оставил свой пост.

Дезинтеграционные процессы в бывшем Союзе оказывались сильнее интеграционных. Для России начался период глубокого переосмысления всей военной политики, военно-политический стратегии. Глубокому переосмыслению должна была быть подвергнута и вся теория угроз и военных опасностей. В то время как на фоне разностороннего развития ее отношений с Западом в ближайшей среднесрочной перспективе практически снимался вопрос об угрозе большой ядерной войны между крупными коалициями государств, региональным угрозам придавалось все большее значение.

С другой стороны, Россия» как член СБ ООН и наследница огромного военно-промышленного комплекса СССР (до 80%) старалась сохранить сильную армию, передовое производство и научный потенциал во многом сосредоточенный в ВПК. В одночасье не представлялось возможным и не было необходимым резко сокращать ни то, ни другое. Но наличие весьма многочисленных Вооруженных Сил (до полутора миллионов человек - в соответствии с планами Б. Ельцина) следовало обосновать, особенно в условиях снятия многих из глобальных угроз прошлого.

В этот период времени в России начали получать широкое распространение пришедшие с Запада идеи о смене вектора напряженности из плоскости Запад-Восток в плоскость Север-Юг, в которой Россия, как многие полагают, принадлежала к Северу. Север в значительной степени стабилен, Юг в основном сырьевой, турбулентный - об этом заговорили в США, начиная примерно с 1988 г. На Юге огромный естественный прирост населения не сопровождался соответствующим решением социальных проблем и рождал чувство ущемленности и агрессивности. В подтверждение приводили войну в Персидском заливе 1991 г., хотя за исключением ее других проявлений противоборства Юга и Севера не наблюдалось.

Для России важность подобной теория подкреплялась не только необходимостью найти суррогат замены «западной военной угрозы», но и хронической нестабильностью в бывших южных советских республиках, многочисленными вооруженными конфликтами у южных границ России. Хотя ситуация с каждым новым годом убеждала, что все тут обстоит сложнее, и Запад не однозначно согласен с причислением России к Северу, подобный взгляд на вещи оставался вплоть до настоящего времени весьма популярным в политической печати, средствах массовой информации России.

При этом характер появляющихся материалов от осторожно взвешенного до едва ли не алармистского. Бытовавшая другая позиция, что, дескать, проблема конфликтов пока стоит в плоскости Юг-Юг, все равно подразумевала, что рано или поздно эти конфликты могут коснуться интересов России.

Данный вопрос имел и чисто психологический аспект. За годы советской власти людям постоянно говорили о наличии главного противника, и они привыкли жить, думать и принимать решения, учитывая наличие этого врага.

Более того, почти вся их жизнь, экономика, производство подчинялись идее противодействия некому единому врагу, угрожающему не только государственному строю, но и выживанию этноса в целом.

И вот врага не стало. Как быть? Выяснялось, что многим не только людям, но и ведомствам с врагом гораздо, легче жить, функционировать, объяснять свою нужность стране и обществу. Не случайно, что у многих в подобной обстановке появилось желание обозначить нового противника. В этой связи американские теории обострения напряженности по линии Север-Юг нашли питательную почву для дискуссий в России.

Было бы наивно верить, что со странами третьего мира, включая и наши бывшие южные республики, отношения у России будут только радужными. Из-за разного рода национальных и иных проблем может возникнуть много непредсказуемых и даже острых ситуаций в то время, когда в межгосударственных отношениях в рамках бывшего Союза преобладают силовые факторы.

Бывший российский вице-президент А. Руцкой, приложивший собственные усилия к выработке военной доктрины страны, так определял источники опасности для России:

∙ страны, имеющие стратегическое ядерное оружие (глобальная);
∙ от сопредельных государств, обладающих массовыми армиями (региональная);
∙ от субъектов содружества в случае обострения между ними экономических, территориальных, религиозных и некоторых других отношений (локальная).

При этом он отмечал, что «наибольшую угрозу представляют локальные конфликты внутри России и по периметру границ». Если учесть, что глобальная угроза все же считалась маргинальной, то ясно, что он в своей работе придавал большое значением региональным угрозам и вызовам.

Насколько серьезное значение в России официальные структуры начали придавать фактору региональных угроз можно судить о беспрецедентном обращении министра обороны РФ П. Грачева в июне 1993 г. к США и НАТО с просьбой ревизовать соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе с тем, чтобы Россия могла сохранить больше сил на юге для отражения региональных угроз.

Несомненно, что для России наибольшую опасность представляли последствия неконтролируемого развала коммунистической системы - от Югославии на Западе до Таджикистана на Востоке. По периметру этого развала один за другим возникали кровопролитные конфликты. Один из таких - между Осетией и ингушами напрямую затронул территорию России, на что печать отреагировала заголовками типа «Война пришла в российский дом».

Конфликт между Грузией и Абхазией тоже больно коснулся интересов России. Россия попыталась помирить враждующие стороны, летом 1993 г. достигла соглашения о мире, которое вскоре было сорвано абхазской стороной, и грузинский руководитель Э. Шеварднадзе назвал российское посредничество обманом.

К концу 1993 г. российским властям удалось несколько стабилизировать положение на Северном Кавказе, но все равно ситуация там для Москвы осталась тревожной. Многие усматривали в ней угрозу.

Однако при здравом рассуждении вооруженный конфликт с бывшими союзными республиками выглядел нереальным. Уже одно то, что Россия владеет ядерным оружием, а те - нет уменьшает риск такого рода. Но есть еще и иные известные факторы, говорящие в пользу нереальности такого сценария.

С другой стороны, уже сейчас эти республики представляют собой для России хороший естественный барьер от турбулентности в лежащем за ними дальнем зарубежье, на Ближнем и Среднем Востоке, в районе Персидского залива.

Формирование некоего пантюркистского альянса, о котором довольно много пишут последнее время, все же надо рассматривать как гипотетическое явление, поскольку такой альянс пока остается на уровне пожеланий.

Многие склонны считать, что реальной основой дляя такого альянса может стать военно-политическая организация республик Средней или Центральной Азии, как сейчас больше говорят, о формировании которой вели речь на своем саммите руководители бывших советских азиатских республик.

В качестве подтверждения возможности такого сценария приводят факт практического отсутствия границ между этносами до октября 1917 г. и вхождения их всех в две республики - Туркестанскую и Бухарскую в 1924 г.

Формирование некоего пантюркистского альянса, о котором довольно много пишут последнее время, все же надо рассматривать как гипотетическое явление, поскольку такой альянс пока остается на уровне пожеланий.

Многие склонны считать, что реальной основой дляя такого альянса может стать военно-политическая организация республик Средней или Центральной Азии, как сейчас больше говорят, о формировании которой вели речь на своем саммите руководители бывших советских азиатских республик.

В качестве подтверждения возможности такого сценария приводят факт практического отсутствия границ между этносами до октября 1917 г. и вхождения их всех в две республики - Туркестанскую и Бухарскую в 1924 г.

На лидерство Централъноазиатского блока, как считают, претендует Ташкент. В случае его формирования, как считают, могли бы быть решены и территориальные проблемы между республиками (Узбекистаном и Киргизией, например). Но здесь возникает много вопросов. Если блок мыслится как чисто экономическая конфедерация по типу АСЕАН, то у нее гораздо больше шансов уцелеть. Хотя для всех этих республик Даже предпочтительнее будет таковая в рамках СНГ и в союзе с богатой природными ресурсами и производственным потенциалом Россией.

Если он мыслится как военно-политическая организация в противовес неким пока в природе несуществующим панславистским объединениям, то ее шансы заметно меньше в силу ее большой зависимости от соседних стран и в плане ресурсов и отсутствия выхода к морю.

В такой обстановке остро может стать проблема представительства республик и их влияния в принятии общих политических решений, что породит дополнительные трения между ними и может вновь вытащить на поверхность вопрос границ (они-то были проведены и существуют).

Дальше, если они намерены блокироваться с Турцией, то надо учитывать, что Туркестан отделен от нее такой крупной ближневосточной страной как Иран, которую вряд ли вдохновит такая перспектива. Не говоря уже об Ираке, Саудовской Аравии или Пакистане. Если же говорить об интеграционных процессах в третьем мире и на Ближнем и Среднем Востоке в частности, то даже более реальная идея арабского единства наталкивается в своем воплощении на непреодолимые межгосударственные, межличностные, социально-политические и иные противоречия, которые в еще большем разнообразии имеются между тюркоязычными народами.

Стремление среднеазиатских государств наладить отношения с Турцией, с которой они были противоестественно разлучены на добрых семь десятков лет, вполне логично, но непонятно почему Центральноазиатский блок должен непременно подчиниться Анкаре, или Анкара выполнять его волю? А ведь помимо пантюркизма есть еще и паниранистские идеи, имеющие, например, хождение в Таджикистане.

И в отношениях пантюркистов с панисламистами не все обстоит так просто. Растущий исламский фактор - это тоже своего рода спонтанная реакция на антирелигиозность, атеизм и стремление пришлых конфессий усилить свое влияние в регионе, как, например, США в Иране и СССР в Афганистане и той же самой Центральной Азии. Он, несомненно, должен тщательно учитываться, но ни в коем случае не переоцениваться.

Маловероятным представляется в нынешних условиях формирование некоего исламского интернационала, тем более; что даже исламской революции под руководством самого аятоллы Хомейни не удалось этого сделать.

Шансы других еще меньше. В Таджикистане, например, в результате кровавой бойни исламисты потерпели жестокое поражение от сил, которые принято считать скорее прокоммунистическими в лице Народного фронта Таджикистана и вынуждены были уйти в соседний Афганистан. При этом соседние Узбекистан, Киргизия и Казахстан, вначале занимавшие нейтральную позицию в отношении внутритаджиксхого конфликта оказали кулябцам (в их лице - НФТ) помощь, включая и военную.

Но было бы близоруким и полностью игнорировать побочную опасность этого фактора. Некоторые наиболее радикальные исламистские группировки берут на вооружение терроризм, тактику скрытой войны, способную привести к большим жертвам и разрушениям.

Для России пока нет непосредственной угрозы войны с Юга. Это можно сказать вполне определенно. Существуют лишь неясные опасности, которые при неблагоприятном изменении политической обстановки, неуклюжести политики могут трансформироваться в более реальные военные угрозы.

И задачей российского руководства в этом плане может быть внимательное отслеживание обстановки по периметру южных границ и адекватное реагирование на нее. Ее перспективой является взаимовыгодное и равноправное сотрудничество и взаимодействие с центральноазиатскими государствами будь то в рамках СНГ иди на базе двусторонних договоренностей с целью создания к югу от России сети дружеских государств.

Алармизм в данной обстановке вряд ли оправдан и может сослужить нелучшую службу как России, так и Центральной Азии. Если же говорить о военных угрозах России извне, то, несомненно, страна вряд ли когда либо будет игнорировать печальный опыт 1941 г., когда руководство страны знало о готовящемся нападении Германии, но по ряду соображений не предпринимало решительных контрмер для его отражения. Этот опыт говорит, что в условиях развития современной технологии и разведки никак нельзя скрыто подготовить агрессию и внезапно ее совершить. Это требует нескольких этапов подготовки - от идейно-пропагандистского обеспечения до чисто военных, во время которых есть время принять меры по ее отражению.

Нынешний мир очень динамичен, и обстановка в нем подчас меняется калейдоскопически. Сейчас вряд ли кто сможет спрогнозировать характер угроз и вызовов безопасности России, скажем, через десяток лет. Угрозы могут возникнуть казалось бы на пустом месте. Это надо иметь в виду. В силу этого Россия должна «держать порох сухим» и несмотря на свое миролюбие быть готова сокрушить любого потенциального агрессора, который посягнет на ее территориальную целостность и независимость.

Говоря о региональных угрозах, нельзя не отметить, что наибольшая потенциальная опасность для России кроется не вне, а внутри нее самой и несет скорее даже не военный характер, а скорее политико-экономический и психологический. Пока Россия большая и еще сильная, к тому же обладающей ядерным оружием, найдется мало желающих из числа малых стран и военизированных формирований бросить ей открытый вызов.

Опасность может возникнуть вследствие цепной реакции распада и неспособности государственных структур взять внутреннюю ситуацию под контроль, образования вакуума власти и развала армии, являвшейся до недавнего времени неким гарантом стабильности государства.

Выдыхающаяся экономика только усугубит положение. Как следствие ослабления государства и армии можно предвидеть их неспособность адекватно отвечать на внешние даже мелкие вызовы. Это приведет к тому, что все больше вызовов российской безопасности будет бросаться не только изнутри страны, но и извне ее по периметру южных, и, возможно, не только южных границ.

Можно пойти дальше в предположении того, что если нынешние тенденции ослабления государства будут развиваться прежними темпами, то все большее число даже не государств, а просто военизированных группировок или в просторечии вооруженных банд, чувствуя умиротворенческий настрой центра и собственную безнаказанность, будут бросать вызовы России и дестабилизировать ситуацию. Принимаемая ныне во внимание военная опасность все больше будет трансформироваться в разного рода реальные военные угрозы. С Москвой как с бумажным тигром все меньше будут считаться. В политике слабость, как правило, не вызывают сочувствия, их просто используют в своих интересах. Если не удастся приостановить дезинтеграционные процессы в самой России, то ситуация еще больше усугубится и тогда не исключено, что открытые конфликты начнут возникать в ней самой вследствие парада суверенитетов, что в перспективе негативно скажется на безопасности всех субъектов федерации.

Но при анализе возможных региональных угроз и вызовов безопасности России важно затронуть еще одну проблему - российского мессианства, которая может оказаться стимулятором российской политики как на глобальном уровне, так и на региональных направлениях. СССР был в высшей степени мессианским государством. Он нес марксистскую идеологию в самые отдаленные уголки земного шара и готовился к противостоянию империализму повсюду. Глобализм в политике СССР заставлял его вмешиваться в ход вооруженной борьбы в Анголе, Афганистане, на Ближнем Востоке, других районах мира.

Нынешняя Россия не несет такой миссии. Но ясно и другое: от мессианства чисто психологически сразу трудно отказаться. ЛДПР В. Жириновского на выборах в декабре 1993 г. добилась победы во многом и из-за того, что в противоположность различным объединениям и партиям демоцентристского толка ясно очертила задачу возрождения величия России. На этом же акцентируют свое внимание и другие националистические и неокоммунистические движения и партии в России, и с этим уже нельзя не считаться. В условиях переживаемого страной социально-политического и экономического кризиса люди устают от постоянных унижений.

Здесь может беспокоить одно: если в результате неловких действии нынешних властей России социально-экономическая ситуация не улучшится, то у национализма появится хороший шанс. Шансы коммунистов могут быть слабее, они уже руководили страной 70 лет и, по распространенному мнению, уже достаточно наэкспериментировались. Мессианство же российских патриотических сил связано скорее не с несением идеологии, а с нежеланием «сдавать российские (бывшие советские) позиции повсюду в мире под натиском других великих держав», и прежде всего США, Это уже не коммунистический антиимпериализм, и их поддержка и симпатии к Ираку исходят не из того, что Ирак - близкая им по духу страна, а скорее вследствие нежелания отдавать США роль вершителя мировых судеб.

США, другие державы - конкуренты в современном мире, и, следовательно, содействие ослаблению их позиций - в интересах России. Их аргументация в отношении, например, конфликта в районе Персидского залива сводится в следующему: почему США узурпировали в ООН право наказывать по своему усмотрению? Почему они наказывают одних, но закрывают глаза на агрессивные действия со стороны других? В какой-то степени российский Фронт национального спасения и неокоммунисты смыкаются на мессианской почве, исходя, однако, из различных идеологических позиций.

Антиподом мессианству является изоляционизм. Внешне вроде бы налицо все его преимущества. У нас накопилось такое количество своих внутренних нерешенных экономических и социальных проблем, что необходимо в первую очередь заняться именно их решением. Примеры Германии и Японии, которые отказались после войны от мессианских расовых теорий и достигли впечатляющих достижений в области экономики и социального благополучия населении, казалось бы тоже говорят в пользу этого.

Российское руководство, судя по всему, скорее за изоляционизм в военной области, если под таковым понимать не самоизоляцию (Россия все-таки прочно намерена стать важной частью мирового хозяйства), а значительное снижение или отказ от военного вмешательства в дальнем зарубежье.

Последнее, видимо, как постоянный член Совета Безопасности ООН она себе позволить не может, хотя и свела до минимума свое участие в военной активности Совета. Так, например, в состав многонациональных сил ООН в Персидском заливе Россия ввела боевой противолодочный корабль российского ВМФ «Адмирал Трибуц», пользовавшийся автономией и подчинявшийся Москве. Отмечалось, что он провел учения с одним из американских боевых кораблей, не участвуя в другой военной активности.

Как ни странно, российский национализм может быть подстегнут молчаливым нежеланием НАТО строить с Россией союзнические отношения. И хотя у НАТО, очевидно, имеются веские на то основания, Россия вряд ли согласится на роль ведомой стороны в мировых делах

Утверждение З. Бжезинского, что «американо-российский военный альянс удобен лишь России», отражает нынешнюю ситуацию в отношениях Запада с Москвой. Определенно нельзя сказать, что мессианские наклонности у России даже на официальном уровне не проявляются и не будут проявляться в будущем. Они значительно меньше по масштабности, чем у СССР и вызваны даже не столько излишней активностью МИДа, сколько некоторой корректировкой политического курса под воздействием нажима изнутри.

В этом плане у России просматриваются как бы три круга малого мессианства. Россия - самое крупное славянское государство и тем самым, по мнению многих российских интеллектуалов, она как бы должна нести ответственность за судьбы всех славянских народов. Это проявилось, в частности, в особом российском подходе к внутреннему конфликту в Югославии с большими симпатиями к сербскому населению и в попытках российского руководства отказаться постфактум от санкций против Сербии. Это первый круг.

Второй круг - это некие претензии на лидерство в православном мире. Как ни странно, но идеи православного лидерства России поднимаются в числе прочих и атеистическими коммунистическими изданиями. Здесь особые споры опять же разгорелись вокруг Сербии. «Сербия,- писал в прокоммунистической «Советской России» Эд. Володин,- это стремление уничтожить западный бастион православия для католической экспансии и крупномасштабные акции по столкновению православия и ислама». Хотя подобная идея не является доминирующей, хотя бы в силу того, что не до конца ясна в этом вопросе позиция Русской православной церкви (наверное ей все же будет принадлежать последнее слово), однако исключать дальнейшее распространение подобных идей не приходится.

Третий круг - это СНГ. Россия является лидером и остается стержнем этого весьма еще неопределенного межгосударственного образования и волей-неволей несет заметную ответственность за решение общих проблем бывшего Союза в том числе в деле урегулирования острых национальных конфликтов. Хотя объективно бывшие республики больше чем полностью обеспечивающая себя всем необходимым Россия нуждаются в СНГ, его рынках, активность России внутри СНГ довольно высока. В значительной степени она может объясняться еще и тем, что в бывших республиках проживает много русскоязычного населения, права которого часто ущемляются и нуждаются в отстаивании.

А кроме того, на территории бывших республик находятся российские воинские формирования, вокруг которых подчас разгораются жаркие споры, а то и настоящие баталии. В-третьих, российская граница до сих пор проходит по внешним границам этих республик. Идеи российского мессианства получают свое развитие в разных социальных группах, однако именно на его базе могут идейно и теоретически оформляться различные угрозы и опасности для Российского государства. И от того, какое развитие получат эти идеи, во многом будет зависеть и дипломатическая активность России и ее официальные и неофициальные взгляды на угрозы и вызовы как на глобальном, так и на региональном уровнях.

То, что в России шли и идут активные споры вокруг мессианства и изоляционизма, подтверждают дискуссии, развернувшиеся в 1993 г. по вопросу принятия новой военной доктрины в качестве основы армейской реформы. Суть перестроечной советской военной доктрины 1987 г., состояла главным образом в нацеленности на абстрактное предотвращение войны. Эта мысль практически неизменной перекочевала и в концепцию российской военной доктрины после 1991 г. Начальник Военной академии Генштаба генерал И.Родионов в своей интересной статье, посвященной военной науке, пишет, что российская военная мощь должка «играть роль сдерживающего фактора против любой попытки агрессии».

То что многие не конкретизируют положение: агрессии - против кого? - позволяет трактовать его по-разному и подчас весьма расширительно. Некоторые склонны видеть в этом глобальные претензии России, другие - более узкие - региональные.

Если раньше в СССР Вооруженные силы должны были использоваться в случае угрозы всему социалистическому содружеству, то А. Клименко ограничивает такую зону границами СНГ. Д. Афиногенов пишет о «предотвращении войны и сохранении мира» как главной цели новой российской военной доктрины, то доктрину можно трактовать глобалистски как предотвращение войны всюду в мире - в Анголе, Персидском заливе, на Ближнем Востоке, в Африке.

Тогда возникает вопрос: стоит ли России взваливать на себя такое непомерное бремя и справится ли она с ним? И не является ли это завуалированным допусканием военного вмешательства во всех этих регионах? Генерал армии М. Гареев тоже называет главной целью военной доктрины «предотвращение войны». Он добавляет, что «для современной России главная идея состоит в том, что она может, должна возродиться и развиваться как великая держава».

С другой стороны, есть и другая позиция. Она, в частности, состоит в том, что широко трактуемое и по-разному интерпретируемое выражение «предотвращение войны» следует заменить «жизненным и конкретным сдерживанием любой агрессии против Российской Федерации». И, кроме того, больше сориентировать Вооруженные силы к ведению локальных войн, не забывая и о ядерном сдерживании.
>>> ДАЛEE >>>

4. Юмор - Бушизмы

Продолжаем публикацию Бушизмов :-)

Over 50 percent of our energy comes from overseas. Fortunately, a lot of it comes from Canada.
Свыше 50% нашей энергии поступает из-за океана. К счастью, большая часть поступает из Канады.

I've seen fox in here, I've seen all kinds of birds. It's a wonderful spot to come up in here and just kind of think about the budget.
Я видел здесь лису, я видел множество птиц. Это чудесное место, чтобы придти сюда и немного поразмышлять о бюджете.

America at one time was protected by two oceans. We seemed totally invulnerable to, for example, the wars that took place here in Russia or on the European continent.
В одно время Америка была защищена двумя океанами. Мы казались полностью неуязвимыми, например, в войнах, которые происходили здесь в России или на Европейском континенте.

О Саддаме Хусейне (март 2003):
September the 11th should say to the American people that we're now a battlefield, that weapons of mass destruction in the hands of a terrorist organization could be deployed here at home.
11 сентября должно сказать американскому народу, что мы сейчас - поле битвы, что оружие массового поражения, находящееся в руках террористической организации, может быть развернуто здесь, дома.
Прим. Оказывается, оружие массового поражения Хусейна - американские «боинги».

Redefining the role of the United States from enablers to keep the peace to enablers to keep the peace from peacekeepers...
Переопределение роли Соединенных Штатов из дозволителей сохранять мир в дозволителей сохранять мир от миротворцев...

I mentioned early on that I recognize there are hurdles, and we're gonna achieve those hurdles.
Я упоминал ранее, что осознаю - имеются препятствия, и мы собираемся достигнуть эти препятствия.

Sometimes I catch some of those elected officials, maybe not saying things about me that my mother would like to hear. But the tone is changing. It is. We're working hard to change it.
Иногда я ловлю кое-кого из тех народных избранников, говорящих обо мне вовсе не то, что было бы приятно слышать моей матери. Но тон меняется. Да, мы упорно работаем, чтобы его изменить.

Russia is no longer our enemy and therefore we shouldn't be locked into a Cold War mentality that says we keep the peace by blowing each other up. In my attitude, that's old, that's tired, that's stale.
Россия больше нам не враг, и поэтому мы не должны быть запертыми в менталитете холодной войны, который гласит: мы сохраняем мир, взрывая друг друга. В отношении меня, это старо, это утомительно, это избито.

It is time to set aside the old partisan bickering and finger-pointing and name-calling that comes from freeing parents to make different choices for their children.
Пора прекратить старое фанатичное препирательство, тыканье пальцем и обзывание, которое исходит из произвола родителей, принимающих решения за своих детей.

He [Saddam] has no intention of disarming - otherwise, we would have known. ... It really would have taken a handful of inspectors to determine whether he was disarming - they could have showed up at a parking lot and he could have brought his weapons and destroyed them.
У него [Саддама[ нет стремления к разоружению - иначе мы знали бы... На самом деле, требуется горстка инспекторов, чтобы определить, разоружился ли он, – они бы пришли на автостоянку, а он бы принес свое оружие и уничтожил его.

The woman who knew that I had dyslexia—I never interviewed her.
Женщина, которая знала, что у меня была дислексия, – я никогда не брал у нее интервью.
Прим. Такая ошибка называется subject/object switch. Просто удивительно, как в наших СМИ переврали эту прикольную, но, тем не менее, банальную оговорку.
Orange, California, Sept. 15, 2000.

My pan plays down an unprecedented amount of our national debt.
Моя кастрюля преуменьшает беспрецедентное количество нашего национального долга.
Прим. pan plays = plan pays.

Our nation must come together to unite.
Наша нация должна объединиться чтобы объединиться.

We want anybody who can find work to be able to find work.
Мы хотим, чтобы каждый, кто может найти работу, смог найти работу.

I do think we need for a troop to be able to house his family.
Думаю, мы нуждаемся в войске, способном обеспечить жильем его семью.

I can't hear you because I can't see.
Я не могу слышать вас, потому что не вижу.

Mother, I should have listened to you. Always chew your pretzels before you swallow.
Мама, я должен был прислушаться к тебе. Всегда прожевывай крендельки, прежде чем глотаешь.

-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.socialsciences
Отписаться

В избранное