Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка Социология и Политические науки - девятый выпуск


Информационный Канал Subscribe.Ru

-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------

Содержание рассылки:

1. Новости:

Конференция государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия.

КНДР проведет испытания атомной бомбы в июне этого года.

КНДР запустила ракету в сторону Японии.

Сайт чеченских сепаратистов работает без перебоев.

ООН обеспокоена расширением торговли наркотиками через Интернет.

2. Готовые ответы на экзаменационные вопросы:

Основной вопрос: Угрозы национальной безопасности России в различных сферах и причины их возникновения.

Дополнительный вопрос: Какие задачи являются важнейшими во внешнеэкономической деятельности России?

Дополнительный вопрос: Какие задачи являются важнейшими во внутриэкономической деятельности России?

3. Последние материалы, опубликованные на socialsciences.narod.ru:

Общий кризис социализма и война в Афганистане.

4. Высказывания президента США в разделе... юмор!

Анекдот дня:
Интервью с ректором коммерческого ВУЗа.
- Скажите, говорят, у вас учатся одни бездари и разгильдяи с тугим кошельком?
- Ну, в основном, да!
- А толковые попадаются?
- Ну, как же! Как говорится, в семье не без урода!

Добрый день, Уважаемые Подписчики!

Добрый день, Уважаемые Подписчики! Я рад приветствовать вас в девятом выпуске рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. Меня является приятным сюрпризом, что число подписчиков стремительно растет от выпуска к выпуску, и для все большего числа наших подписчиков становится хорошей традицией начинать утро среды с чтения свежего выпуска, - и все это несмотря на довольно специфичную научную тематику рассылки. Если Вы подписались недавно, то можете ознакомиться с предыдущими выпусками в АРХИВЕ РАССЫЛКИ по адресу http://subscribe.ru/catalog/economics.education.socialsciences.

Начиная с сегодняшнего выпуска начинается публикация готовых ответов на экзаменационные вопросы по курсу "Россия в меняющейся системе международной безопасности". С учебным планом курса, который я читаю на четвертом курсе Социологического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова вы можете ознакомиться по адресу http://socialsciences.narod.ru/plan.

Обращаю Ваше особое внимание на то, что готовые ответы окажутся полезны не только учащимся Социологического факультета МГУ, а всем студентам, бакалаврам, специалистам, магистрам и аспирантам, которым предстоит сдача экзаменов по политологии, социологии и смежным дисциплинам. Экзаменационные материалы будут публиковаться только в рассылке, и не будут размещаться на сайте http://socialsciences.narod.ru.

Если Вы считаете, что кому-то из ваших друзей могут быть полезны материалы этой рассылки, просто перешлите им этот выпуск для того, чтобы они могли оценить качество рассылки и подписаться на нее.

1. Новости

Конференция государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия

2 мая в Нью-Йорке в понедельник началась конференция государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В конференции участвуют представители более чем 180-ти стран, передает РБК. Подобные конференции проходят раз в пять лет.

По мнению специалистов, со времени последней конференции произошли серьезные изменения, связанные с режимом нераспространения ядерного оружия. Сейчас многие страны говорят об опасности распространения ядерных технологий по всему миру. Речь идет, в частности, о двух странах — КНДР и Иране. Напомним, Северная Корея 10 февраля текущего года официально объявила, что обладает ядерным оружием. В шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной программе участвуют КНДР, Южная Корея, США, Россия, Китай и Япония. Участники переговорного процесса пытаются убедить официальный Пхеньян отказаться от ядерных исследований.

Иран, по мнению американских экспертов, готов создать собственную ядерную бомбу. Напомним, 29 апреля безрезультатно завершились ирано-европейские переговоры по ядерной программе Тегерана. Иран отказался свернуть свою программу по обогащению урана. Переговоры между иранской делегацией и представителями Великобритании, Франции и Германии проходили за закрытыми дверями. Стороны так и не смогли прийти к какому-либо соглашению. Все участвующие в переговорах стороны сегодня в Нью-Йорке продолжат обсуждение иранского вопроса на переговорах по договору о нераспространении ядерного вооружения. Цель переговорного процесса — получение гарантий от Тегерана, что его атомная программа не имеет никакого отношения к созданию оружия массового уничтожения. Ранее власти Ирана заявляли, что не откажутся от проведения работ по обогащению урана, однако выражали готовность заклюить соглашение по ядерной проблематике с ЕС. Тегеран согласился заморозить свои ядерные разработки в ноябре 2004 года.

Обращаю Ваше внимание на то, что всю необходимую информацию по распространению ядерного оружия и последних тенденциях в сфере делящихся материалов вы можете получить из публикации "Ядерное сдерживание и нераспространение. Тезисы доклада к заседанию Ученого Совета ИМЭМО РАН 16 февраля 2005 года.". В своем выступлении, ведущий российский специалист по данному вопросу, академик Арбатов емко осветил последние тенденции в сфере распространения ядерного оружия и перспективы Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

КНДР проведет испытания атомной бомбы уже в июне этого года

США уведомили МАГАТЭ и страны, вовлеченные в решение "корейской проблемы", что Пхеньян уже с марта ведет подготовку к подземным испытаниям атомной бомбы и к началу июня взрыв будет произведен. Об этом в интервью Kyodo сообщил в субботу дипломатический источник в Вене.

По словам этого источника, США пытались надавить на Китай, чтобы тот заставил Северную Корею отказаться от плана, однако Пекин не проявил политической активности.

Между тем, как сказал Kyodo представитель МАГАТЭ, "очень похоже", что испытания атомной бомбы пройдут успешно.

По данным американской разведки, приготовление к подземным испытанием началось сразу после того, как в феврале Северная Корея объявила о том, что стала ядерной державой. Информация основана на "снимках со спутника и на других источниках", сказал источник агентства в Вене.

Официальное заявление северокорейского МИДа о том, что Пхеньян обладает ядерным оружием, было опубликовано 10 февраля этого года. Тогда же корейские власти сообщили, что республика выходит из шестисторонних переговоров по своей ядерной программе.

Ранее о наличии ядерного оружия северокорейские дипломаты говорили только в неофициальных беседах. "Ядерное оружие Северной Кореи, - говорилось в заявлении МИДа, - останется как средство устрашения и самообороны... Действительность показывает, что только мощная сила может защитить правосудие и правду".

Основной внешней опасностью корейские власти назвали политику администрации американского президента Буша, направленную на "удушение и изоляцию КНДР".

КНДР запустила ракету в сторону Японии

Северная Корея, возможно, выпустила в воскресенье ракету малой дальности в направлении Японии. Такая информация содержится в предназанченном Токио сообщении командования армии США, передает АР со ссылкой на Kyodo и телеканал NHK.

В рапорте цитируется анонимный правительственный источник, который утверждает, что запуск ракеты действительно состоялся. По этим данным, ракету запустили с пустыного восточного берега страны. Она пролетела 65 км и упала в Японское море.

Японский государственный телеканал NHK вечером в воскресенье со ссылкой на источник в Управлении Национальной обороны страны подтвердил факт запуска ракеты ближнего радиуса действия (до 100 километров) с территории Северной Кореи в акваторию Японского моря.

Как сообщил на условиях анонимности представитель министерства иностранных дел Японии, по данным военных средств слежения, ракета класса "земля-корабль" была запущена с территории КНДР в воскресенье около 08.00 по токийскому времени (03.00 мск). Токио считает этот запуск учебным или испытательным и не видит в нем непосредственной угрозы.

По информации источника, случившееся могло бы остаться неизвестным для широкой публики, если бы с предупреждением о потенциальной возможности ракетной атаки к японскому руководству не обратились спецслужбы США.

Северная Корея в 1998 году произвела запуск баллистической ракеты радиусом действия в тысячу километров, которая перелетела территорию Японии и упала в Тихом океане. Тогда Пхеньян заявил, что это был неудачный запуск космического аппарата.

Накануне США предупредили союзные страны, что КНДР может провести подземные ядерные испытания в июне 2005 года. Как передает AP со ссылкой на источники в американских спецслужбах, данная информация частично была получена благодаря изображениям, переданным спутниками. При этом представители американской администрации отказались комментировать информацию о возможных ядерных испытаниях в КНДР.

Сайт чеченских сепаратистов работает без перебоев

Гражданин Финляндии Микаэл Стурше, который известен тем, что обеспечивает за рубежом техническую поддержку сайту чеченских сепаратистов "Кавказ-центр", заявил, что намеревается возобновить функционирование сайта на финском хостинге. Ранее сайт уже размещался в Финляндии на мощностях телекоммуникационного оператора TeliaSonera Finland, однако в октябре прошлого года он был закрыт после обращения к финским властям российского МИДа.

Как сообщалось, этот сайт также размещался ранее в Литве на мощностях фирмы Elneta, был закрыт после обращения российского МИДа, однако впоследствии ему было снова разрешено функционировать. Еще раньше сайт работал в США, но его деятельность там также была пресечена. После проблем с финским хостингом сайт переехал в Швецию, где и базируется до сих пор - шведские власти отказались применять какие-либо санкции в отношении провайдера Port80, услугами которого пользуется "Кавказ-центр".

Остается неясным, зачем при успешно работающем шведском хостинге владельцы сайта "Кавказ-центр" возобновляют его работу в Финляндии и Литве. Как передает РИА "Новости", Микаэл Стурше накануне заявил на пресс-конференции в Хельсинки, что поддержка сайта www.kavkazcenter.com для него - "дело принципа, и он намеревается вновь открыть сайт в Финляндии в течение текущей недели".

Финские власти пока никак не комментируют заявления Стурше. Ранее, в октябре прошлого года, глава финского МИДа Эркки Туомиоя, заявлял, что нельзя позволить существование таких призывающих к насилию сайтов, как сайт "Кавказ-центр", передает Российское информационное агентство.

ООН обеспокоена расширением торговли наркотиками через Интернет

Международный комитет по контролю над наркотиками ООН обеспокоен расширением торговли наркотиками через Интернет. Наркоторговцы используют личные чаты, а виртуальные аптеки свободно продают лекарства наркотического свойства, говорится в ежегодном докладе Международного комитета, представленном сегодня на пресс-конференции в Москве.

МККН опасается, что молодежь "может быть втянута в преступления, связанные с наркотиками, посредством пропаганды и дезинформации". По словам специалистов, в Великобритании выявлено огромное число сайтов, на которых можно купить все - от марихуаны до героина и кокаина.

Кроме того, в США растет число подпольных лабораторий по производству наркотиков, так как в Интернете имеется информация о способах их получения. США и Колумбия выявили связь наркоторговцев обеих стран через чат-комнаты в Интернете, локализованные межсетевыми устройствами защиты.

В связи с этим, как передает ИТАР-ТАСС, члены МККН призывают объединить усилия стран в борьбе с киберпреступностью, в том числе связанной с наркотиками.

2. Готовые ответы на экзаменационные вопросы

Основной вопрос
Угрозы национальной безопасности России в различных сферах и причины их возникновения

Основными причинами возникновения угроз национальной безопасности России на современном этапе являются следующие:

∙ состояние отечественной экономики;
∙ несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества;
∙ социально-политическая поляризация российского общества;
∙ криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма;
∙ обострение межнациональных и осложнение международных отношений.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер. Причины возникновения угроз в сфере экономики:

∙ существенное сокращение внутреннего валового продукта;
∙ снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала;
∙ стагнация аграрного сектора;
∙ разбалансирование банковской системы;
∙ рост внешнего и внутреннего государственного долга;
∙ преобладание в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости;
∙ ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, угроза утраты передовых позиций в мире, деградация наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрыв обороноспособности России;
∙ ослабление единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Причины возникновения угроз в общественно-политической сфере состоят в следующем:

∙ усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляющей собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации;
∙ этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствующие усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создающие условия для возникновения конфликтов;
∙ размывание единого правового пространства страны вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях;
∙ угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности;
∙ cерьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности;
∙ ослабление системы государственного регулирования и контроля;
∙ несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере; снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции;
∙ ослабение правового контроля за ситуацией в стране;
∙ сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Причины возникновения угроз в социальной сфере состоят в следующем:

∙ экономическая дезинтеграция;
∙ резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи;
∙ социальная дифференциация общества вследствие глубокого расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы;
∙ девальвация духовных ценностей и снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения;
∙ отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство;
∙ кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

∙ стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
∙ опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
∙ укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
∙ возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
∙ распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
∙ ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
∙ возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
∙ притязания на территорию Российской Федерации;
∙ попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе;
∙ кампания, развязанная международным терроризмом, в целях дестабилизации ситуации в России.

Основные угрозы в информационной сфере обусловлены следующими факторами:

∙ стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;
∙ разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;
∙ нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем;
∙ нарушение сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Основные угрозы в военной сфере обусловлены следующими факторами:

∙ возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН, что чревато угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире;
∙ увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения (оружие на новых физических принципах) создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий, к которым Россия не готова;
∙ активизирующаяся деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций;
∙ затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации;
∙ недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы – так, например в минувшем 2004 году не было выполнено в полном объеме финансирование ни одного из силовых ведомств, за исключением ГНК;
∙ критически низкий уровень оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
∙ недопустимое снижение укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой;
∙ крайняя острота социальных проблем – проблемы с комплектованием рядового и младшего командного состава на призывной и контрактной основе, массовый отток из армии офицеров как сразу после окончания военных ВУЗов, так и в процессе службы.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены следующими причинами:

∙ экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
∙ активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Возможный дополнительный вопрос
Какие задачи являются важнейшими во внешнеэкономической деятельности России?

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

∙ создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
∙ расширение рынков сбыта российской продукции;
∙ формирование единого экономического пространства с государствами – участниками Содружества Независимых Государств;
∙ усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, что особенно важно в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг;
∙ проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях;
∙ усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний;
∙ введение определенных и обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей;
∙ принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Возможный дополнительный вопрос
Какие задачи являются важнейшими во внутриэкономической деятельности России?

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:

∙ правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
∙ усиление государственного регулирования в экономике;
∙ принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа;
∙ переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике, осуществляемый путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина;
∙ решение задач, связанных с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения;
∙ усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности;
∙ принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений;
∙ оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности;
∙ опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции – в этих целях должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.

В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов.

3. Последние публикации на ресурсе

Общий кризис социализма и война в Афганистане

В исcледовании Фролова А.В. "Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР и России", размещенной по адресу (http://socialsciences.narod.ru/library/00013/) анализируется эволюция взглядов советского, а затем и российского руководства, на проблемы региональной безопасности страны. Детально показана эволюция основных внешнеполитических подходов по проблемам национальной и международной безопасности в региональных рамках. В нашем сегодняшнем выпуске рассылки публикуется сокращенный вариант четвертой части исследования, посвященной периоду общего кризиса социализма и войны в Афганистане. Для того, чтобы прочитать статью полностью, перейдите по ссылке ниже.
>>> ПЕРЕЙТИ К СТАТЬЕ >>>

В 70-е годы начали нарастать кризисные явления в мировой соцсистеме и в Советском Союзе в частности. Будучи взаимосвязанными они стали проявляться и в экономике, и во внешней политике, хотя поначалу в последней они выглядели заметнее. В экономике затратный механизм не давал людям стимулов к нормальному производству и труду, тогда как внешняя политика становилась все более костной и догматичной.

Лежавшие в ее основе марксистско-ленинские теории семидесятилетней давности заставляли ее плестись в хвосте событий. И это на фоне того, что в административной системе и в высшем ее эшелоне наблюдалась несменяемость руководства (А. Громыко руководил МИДом 28 лет, Гарбузов финансами - 25 лет, А. Епишев возглавлял Главпур - 23 года). Это не давало возможности расти молодым кадрам со свежими идеями. В социальной сфере у людей утрачивался жизненный интерес, и расцветало пьянство. Политический догматизм глубоко распространялся и на оборонные вопросы.

Поначалу кризис ортодоксальной советской внешней политики проявился, прежде всего, в третьем мире. Европейские соцстраны еще крепко удерживались в орбите в основном под угрозой штыков. Впервые с начала краха колониальной системы в мире начали происходить революции и политические сдвиги с антисоветской окраской, и Москве становилось все труднее объяснить их причины с позиций универсальной классовой теории.

В 1972 г. президент Египта Садат выдворил советских военных советников и специалистов. Позднее он отказался от навязываемой из Москвы централизованной экономики и провозгласил политику открытых дверей. Садатовская перестройка была в штыки встречена советской пропагандой, усмотревшей в ней происки империализма. В 1976 г. Садат денонсировал Договор о дружбе с СССР и, стремясь вывести свою страну из экономического кризиса, пошел на мир с Израилем, достигнутый благодаря посредничеству США.

СССР потерял как свой актив крупнейшую и важнейшую страну арабского мира. И если ранее СССР умело использовал ближневосточный конфликт в своих интересах, то теперь ситуация заметно изменилась. С 1967 г. порвав отношения с Израилем, Москва управляла ситуацией через арабов (египтян). И вот она шаг за шагом лишилась этого рычага, превратившись из полноправного сопредседателя мирного процесса фактически в его стороннего наблюдателя.

Не сложились отношения у Москвы и с Суданом - крупнейшей по территории страной Африки. После войны 1967 г. Судан разорвал отношения с США, а еще ранее с Англией из-за Родезии. В августе 1967 г. было подписано советско-суданское соглашение о военном сотрудничестве, СССР начал строить академию ВВС в Хартуме. Но с Суданом Москва не форсировала события, отдавая приоритет в арабском мире Египту и Сирии, и строя отношения с Хартумом в зависимости от обхождения последнего с местными коммунистами. Только с сентября 1968 г. соглашение о сотрудничестве стало выполняться, поставлялось оружие на сумму около 100 млн. долл.

Когда в мае 1969 г. в стране произошел военный переворот и к власти пришел Дж. Нимейри, Судан провозгласил левый курс, осудил империализм, поддержал СССР, для которого на карте Африки появилось "еще одно прогрессивное государство". Нимейри поначалу даже ввел коммунистов в правительство. К концу 1969 г. СССР начал оказывать военную помощь Судану примерно на сумму от 65 до 130 млн. долл. (16 истребителей МИГ-21, танки, БТР, транспорт). Советская печать ("Правда" от 5.11.69) начала обосновывать важность геостратегического положения Судана. Однако уже к концу 1970 г. отношения Нимейри с коммунистами резко ухудшились, и он удалил их из правительства. Летом 1971 г. в стране произошла серия переворотов-контрпереворотов с участием коммунистов, что заставило Нимейри жестоко расправиться с ними и казнить их генерального секретаря А. Махджуба. Отношения с Москвой натянулись, и суданский лидер стал больше блокироваться со своим старшим товарищем - А. Садатом.

Еще одна потеря СССР связана с Сомали - страной, имевшей для СССР важное стратегическое значение, где ВМФ СССР пользовался военными объектами. После революции 1975 г. в Эфиопии обострился сомалийско-эфиопский спор из-за провинции Огаден. Сомали вообще стало претендовать на эту территорию, вступило в Лигу арабских стран, разыгрывая общеарабскую карту и, подогревая стремления арабов превратить Красное море в свое внутреннее озеро. Перед СССР стоял выбор: или поддержать Сомали, где он имел военные объекты или, наоборот, Эфиопию - одну из крупнейших африканских стран. И Москва сделала этот выбор в пользу Эфиопии, после чего прекратилось военное сотрудничество с Сомали.

В 1977 г. президент этой страны М. Сиад-Барре превратился для СССР из прогрессивного деятеля в буржуазную креатуру. Сомали решило в противовес Москве поддерживать А.Садата, налаживать отношения с прозападными арабскими странами и США, которым выделило объекты в военное пользование.

После решений Садата по разрыву отношений с СССР советское руководство предприняло попытки активизировать отношения с другими арабскими странами - Ливией, НДРЙ, тем же самым Ираком. Но во всех случаях оно сталкивалось или с крайними экстремистами, или откровенно бедными арабскими странами, принадлежавшими уже не к третьему, а к четвертому миру. Развивая отношения с Ливией, которая в свою очередь испортила отношения с Западом и в первую очередь с США, Москва постепенно и невольно становилась заложником ливийской непредсказуемости и экстремизма. В значительной степени СССР стал заложником экстремистской политики Ирака. СССР сразу же признал НДРЙ в ноябре 1970 г., и советские военные эксперты вытеснили английских. Но страна оказалась настолько бедной, что оружие ей приходилось давать бесплатно. Хотя, впрочем, СССР мог пользоваться объектами на южнойеменской территории.

Поскольку дипломатическими и иными легальными методами СССР не мог укрепиться в районе Персидского залива, он сделал ставку на поддержку Народного фронта освобождения Дофара (Оман), который с 1968 г. сделал себе добавку к названию - и Арабского (Персидского) залива. Помощь оказывалась через Южный Йемен. В споре с Китаем за доминирование во фронте СССР взял верх. Однако фронт не сумел добиться поставленных задач и в 1974 г. стал опять называться НФОД - то есть сузил задачи.

В 70-е годы СССР окончательно сделал ставку на военную помощь как средство привязки к себе ближневосточных стран и стран Южной Азии. Причин тому было несколько. Нехватка твердой валюты лишь частично объясняла эту тенденцию. "Упор Москвы на поставки оружия в своей политике в третьем мире понятен, если исходить из относительной слабости его экономического и культурного сектора его внешней политики,- писал американский специалист Менон Раджан, - политические элиты стран третьего мира и интеллектуалы среднего класса лучше воспринимали западные ценности, язык, культуру и политические теории, нежели язык, ценности и идеологию советского блока".

В виду слабости советской потребительской промышленности торговля оружием представлялась единственной областью, где СССР мог быть конкурентоспособен. К тому же СССР, не отягощенный внутренними перипетиями борьбы по вопросу военных поставок, мог поставлять его в кратчайшие сроки по решению Политбюро. М. Раджан в своей монографии говорит о причинах постепенного скатывания СССР к союзу с беднейшими странами Ближнего Востока: опасаясь роста независимости собственных производителей, СССР тормозил конкуренцию, не мог поддерживать нормальные торговые отношения с высоко и среднеразвитыми странами, в результате чего происходило "обеднение" советской политики на Ближнем Востоке (Египет - Сирия - НДРЙ). Кроме того, сама советская идеология представляла собой повышенную опасность для местных политических элит и невольно ими отторгалась. К тому же в вопросах военных поставок большое знамение имели разблюдовки ЦК КПСС местных стран (прогрессивные, соцориентации).

Поставки Советским Союзом оружия зарубеж составили в 1970 г. 4,1 млрд. долл., в 1973 г. - 7.0 млрд. долл., в 1976 г. - 4,8 млрд. долл., в 1979 г. - 9,8 млрд. долл., 1983 г. - 6,9 млдр. долл., 1986 г. - 8,1 млрд. долл., 1988 г. - 14,6 млрд. долл., 1990 г. - 9,7 млрд. долл. по данным SIPR1 Yearbooks, 1978-93.

Не особенно доверяя странам третьего мира как политическим союзникам СССР, первоначально предоставлял им в основном устаревшее оружие, которое в основном подлежало списанию с вооружения Советской Армии. Переход на поставки более современных систем к концу 70-х гг. вероятнее всего не означал рост степени доверия в отношениях СССР с этими странами, а скорее за ним крылась боязнь потерять уже имеющихся клиентов.

СССР сразу же осудил египетско-израильский мир и начал предпринимать попытки сорвать его, поскольку однозначно видел в нем угрозу своим интересам в регионе с последующим усилением позиций США. В 1977-78 гг. СССР всячески поддерживал Национальный фронт стойкости и противодействия (НФСП) в составе "прогрессивных арабских государств и ООП" - Сирии, Ливии, Алжира и НДРЙ, который ставил цель сорвать кэмпдэвидский процесс. Однако в последующие годы вследствие неконструктивности позиций НФСП и разногласий среди его членов фронт зачах.

Примерно в это же время СССР пытался поддержать и союз других "прогрессивных" государств в лице Ливии, НДРЙ и Эфиопии, который тоже оказался скорее конъюнктурным, нежели логичным и вскорости распался. Упрямые попытки СССР прекратить мирный процесс на Ближнем Востоке, сопровождавшиеся весьма активной пропагандистской кампанией, в конечном итоге вели лишь к затягиванию проблем региона и в особенности проблем его безопасности.

Американское руководство начало предпринимать большие усилия по преодолению пост-вьетнамского пораженческого синдрома. В конце 70-х гг. США начали активную милитаристскую политику на Ближнем и Среднем Востоке, резко увеличивая размеры военной помощи местным государствам и, начиная создавать сеть военных баз по периферии Ближнего Востока, с Египта, который стал занимать вследствие советской враждебности откровенно антисоветскую позицию.

То, что сценарии даже революционных событий развиваются не по планам Москвы, наглядно продемонстрировала иранская революция 1978 г. Уже то, что ведущей силой революции стал не пролетариат, не крестьянские массы и даже не национальные мелкобуржуазные элементы, а духовенство, не подпадало ни под одну марксистско-ленинскую теорию. Обычно Москве удавалось довольно быстро сходиться с победившими революционерами и налаживать с ними отношения на платформе антиколониализма и антиимпериализма. Здесь этого не произошло. Конечно, иранская революция носила явный антиамериканский характер и явилась, пожалуй, самым большим политическим пассивом США на Ближнем Востоке.

Но принцип "враг моего врага - мой друг" на этот раз не сработал, и религиозное руководство Ирана во главе с аятоллой Хомейни заняло откровенно прохладную позицию в отношении СССР. Хотя установление в стране антиамериканского режима на деле исключало какое-либо его военное сотрудничество с США, вывело Тегеран из СЕНТО и тем самым было на руку Москве: оно отдаляло американскую угрозу от южных рубежей СССР.

Однако наряду с положительными моментами стали четко обозначаться и отрицательные, а именно антисоветизм иранского руководства, его непримиримость к проповедываемому Москвой атеизму, которые со временем недвусмысленно трансформировались в реальную региональную угрозу, учитывая тот факт, что Иран граничил с мусульманскими республиками СССР Закавказья и Средней Азии и начал пропагандистски воздействовать на местное население, призывая его к активной поддержке исламской революции и распространению ее вширь.

А это уже был вызов Москве. Как у всякого революционного руководства у иранских духовных руководителей присутствовали элементы радикализма, мессианства и принципиальность, заставлявшие их занимать весьма жесткую бескомпромиссную позицию по отношению к Москве. Кроме того, чисто психологически у иранцев было ощущение победы над США, придававшее им смелость в противостоянии другой "дьявольской силе" - СССР.

Москва, в свою очередь, стремилась разыгрывать иранскую карту и использовать антиамериканизм аятолл, пытаясь сблизиться с ними на этой почве. В тоже время она опасалась, что Тегеран может пойдет навстречу США, если не удастся поддерживать отношения с ним на должном уровне. Военное вмешательство СССР в Афганистане сделало отношения Москвы с Тегераном еще более натянутыми. Вместе с тем, советское руководство не верило, что Иран может оказывать сильное воздействие на умы советских мусульман, тем более попытается разговаривать с СССР языком военной силы, когда он находятся едва ли не в состоянии войны с США. В Москве не считали, что вызовы со стороны Ирана могут сущест венно ущемить безопасность СССР.

Целый ряд факторов международной обстановки, срыв процесса разрядки в отношениях Восток-Запад, изменения в третьем мире привели к известному решению руководства СССР ввести "ограниченный контингент советских войск" на территорию Афганистана, что явилось одной из самых печальных страниц в истории СССР. Решение было принято кремлевским руководством в условиях нарождающегося социально-политического кризиса мирового социализма.

В процессе принятия этого решения факторы как региональной так и глобальной угроз играли огромную роль как вещи реальные и как причудливое пропагандистское обрамление, призванное скрыть реальное положение дел. Случай с Афганистаном стал характерным примером того, когда поначалу возникла региональная угроза (падение режима НДПА). А когда СССР ввел свои войска, ссылаясь на возможную глобальную угрозу (создание военных баз США в Афганистане), он в результате получил ряд как глобальных (резкое ухудшение отношений с США, провал договора ОСВ-2), так и региональных угроз (от враждебных соседей на юге - Ирана, Пакистана).

До сих пор неясно, кто конкретно стоял за решением ввести войска. Задним числом советская пропаганда списала его на уже ушедших из жизни Брежнева, Андропова и Устинова.

Но, учитывая стиль брежневского руководства и его методы управления страной, вероятнее всего предположить, что решение принималось коллективно, всем Политбюро, ибо было особо важным. Но тогда возникает вопрос относительно инициаторов его принятия и молчаливо послушных противников, а здесь дело обстоит гораздо сложнее. Сейчас определить их практически невозможно, а для данной темы гораздо важнее разобраться в мотивировке действий советских руководителей в конце 1979 г.

Апрельский переворот в Кабуле в 1978 г. с отстранением премьера Дауда от власти и приходом к ней коммунистической фракции НДПА стали событиями скорее неожиданными, нежели желаемыми для Москвы. Она имела хорошие добрососедские отношения с Афганистаном, который не допускал иностранного присутствия на своей территории и являлся как бы азиатской Финляндией, политическим и естественным географическим буфером для Москвы. СССР был единственным поставщиком оружия и главным торговым партнером Афганистана. США и Запад молчаливо признавали первенство Москвы в Афганистане и не оспаривали его.

Давший наиболеедетальный анализ причинам советского вторжения в Афганистан американский эксперт Томас Хаммонд в конечном итоге пришел к выводу, что СССР, хотя у него и были причины последнее время проявлять недовольство политикой Дауда, вряд ли стоял за этим переворотом. "Действительное советское участие в перевороте было мало, - пишет Т. Хаммонд. И вообще, событие явилось скорее дворцовым переворотом, нежели массовой революцией. Поначалу против нее [в Москве] просто не возражали".

Однако раз переворот или революция произошла, СССР воспринял это как должное. Коммунисты впервые пришли к власти в стране третьего мира. Думается, мысль расширить соцлагерь за счет еще одного азиатского государства была спорной в Москве, где до конца не верили, что Кабул может стать полноправным членом соцсодружества. С другой стороны, ведь стали же социалистическими республики Средней Азии. Словом, Москва не спешила выражать свое окончательное суждение по поводу конечного статуса Афганистана. Только в декабре 1978 г. СССР заключил с ДРА Договор о дружбе и сотрудничестве.

Однако негативные результаты коммунистического правлений уже вскоре сказались. НДПА не удалось консолидировать нацию, стабилизировать политическую обстановку. Более того, она допустила ряд роковых просчетов, главным из которых стала попытка советизации Афганистана и разрушения традиционных ценностей афганского общества. К тому же коммунисты начали внутреннюю борьбу за власть, в результате которой Х. Амин уничтожил первого афганского коммунистического руководителя Н. Тараки. Но и Амин не смог усмирить недовольство народа. Он боялся далеко посылать верные ему войска из-за боязни переворота в столице. А если и посылал какую-то часть из них (например, в Пактию), то инсургенты просто бежали оттуда в Пакистан, а с уходом войск возвращались обратно, и сопротивление продолжалось.

Вполне вероятно, что Москва была недовольна Амином и его неспособностью восстановить порядок. Не исключено, что в Москве полагали, что своими действиями он провоцирует народное выступление и приход к власти одной из прозападных или фундаменталистских группировок. Т. Хаммонд не исключает, что Х. Амин обидел лично Брежнева, поскольку сверг Тараки практически сразу же после того, как в советской печати появились фотографии Брежнева и Тараки с выражением сердечной дружбы. Однако брежневская антипатия, хотя и могла сыграть какую-то роль, но не главную.

Боязнь обратного процесса ("регрессивного") в государстве, граничащем не только с СССР, но и с советской мусульманской Средней Азией, очевидно, явилась главным фактором, обусловившим роковое решение. И Хаммонд прав, когда высказал предположение, что именно брежневская доктрина способствовала советскому вторжению. "Назад пути быть не могло, писал он относительно мотиваций руководства КПСС, - если уж страна однажды стала коммунистической, вне зависимости будь то Венгрия, Чехословакия или Афганистан, она должна таковой оставаться и впредь". "Политбюро опасалось, что если один коммунистический режим падет, - продолжал Хаммонд, - то и над другими нависнет опасность падения. Если в одном месте от советской империи отколется кусочек, то и в другом кое-кто из сателлитов попытается отколоться, а ведь советский блок должен демонстрировать единство, солидарность и постоянство".

Не исключено также, что Москва боялась, что в случае падения НДПА новый режим может занять пропакистанскую или иную прозападную позицию и даже разрешить военные льготы США, благо те уже приступили к созданию сети военных баз на Ближнем Востоке. Несомненно, что в Москве учитывали и позицию США. Слабая реакция Вашингтона на апрельский переворот 1978 г. и приход коммунистов к власти, позволяла надеяться, что и в этом случае реакция США не будет столь гневной.

К тому же США сильно увязли в выяснении своих отношений с Ираном. В ноябре 1979 г. возник кризис с американскими заложниками в Тегеране, который, то мнению Москвы, значительно сковал руки Вашингтону. К тому же отношения с США были и без того плохими, договор ОСВ-2 практически блокировался в Конгрессе, что вряд ли стоило бояться их ухудшить. Военные расходы НАТО начали заметно возрастать, и было принята решение о развертывании ракет средней дальности в Европе, США приступили в наращиванию военно-морского присутствия в Индийском океане и начали создавать силы быстрого развертывания. Картеровская администрация развернула мощную кампанию по защите прав человека в СССР. Не исключено, что при принятии решения учитывался и тот факт, что сама эта администрация рассматривалась как в целом слабая и нерешительная.

По мнению американского эксперта Х. Смита, уделившего немало внимания анализу причин советского вторжения, СССР просто решил, что он мало потеряет, если введет войска, и действовал по принципу: лучше быстро навести порядок, нежели иметь под боком мятежное государство.

Однако ввод советских войск на территорию Афганистана привел к последствиям несколько иного рода. Реакция США оказалась резкой и однозначной: СССР должен немедленно вывести свои войска. Если до ввода войск Афганистан действительно мало интересовал США, то после ввода он превратился в один из важнейших участков по противодействию Советам. Не исключено, что после потери Ирана США стали вдвойне болезненно реагировать на события на Среднем Востоке и в определенной степени действительно усмотрели в советском шаге "попытку прорваться к теплым южным морям".

Вторжение послужило катализатором в деле наращивания оборонных расходов США. Президент Картер отреагировал резко, выступив уже 23 января 1980 г. в своем послании "О положении страны" с новой внешнеполитической доктриной и объявив Ближний Восток зоной жизненно важных интересов США. Он обещал использовать там, если надо военную силу для защиты этих интересов. "Попытка любой внешней силы захватить контроль над районом Персидского залива, - заявил он, - будут рассматриваться как посягательство на жизненно важные интересы США, и подобного рода посягательство будет отражено всеми необходимыми средствами, включая военную силу".

Как вскоре выяснилось, СССР намного больше потерял, нежели приобрел, введя свои войска в Афганистан. Ухудшилось международное положение СССР. Оно породило недоверие среди его союзников по ОВД, опасавшихся, что с ними могут поступить также. Даже Ф. Кастро начал искать контакты с США и выразил мысль о выводе своих войск из Эфиопии и Анголы. Но особенно всполошились ближневосточные страны. До сих пор СССР вмешивался внутри соцлагеря, а теперь был создан новый прецедент. Это беспокойство породило рост подозрения в отношении местных коммунистов (в Кабуле с них все и началось). Иракский лидер С.Хусейн казнил около двух десятков иракских коммунистов и несколько сотен бросил в тюрьмы. Был нанесен удар по империалистической теории в третьем мире. По свидетельству Т. Хаммонда, один посол развивающейся страны сказал: "Мы должны переосмыслить нашу основную концепцию, что империализм - обязательно ассоциирует с Западом".

Практически все ближневосточные страны, даже включая режимы просоветской ориентации, осудили СССР, а некоторые из них - Египет, Иран, Саудовская Аравия начали оказывать активную военную помощь противникам кабульского режима. Консервативные страны Персидского залива в феврале 1981 г. создали свою военную группировку в рамках Совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива - ССАГПЗ.

Укрепил ли СССР свою безопасность в регионе, введя войска в Афганистан? Ответ тут напрашивается только отрицательный. Да, в какой-то мере, СССР показал, что может быть решительным, осуществлять вторжение, чем он напугал соседей, но и научил их быть предельно осторожными и подозрительными. Если, согласно версии Москвы, в случае свержения НДПА, для 1000-километрового участка советско-афганской границы могла возникнуть угроза, то теперь, введя войска, СССР пришлось держать под контролем уже не 1 тыс. км., а по крайней мере, 3 тыс. км. границы Афганистана с его соседями. Иран и Пакистан, которые до того были практически нейтральными в отношении СССР, заняли откровенно враждебную позицию.

Пришедшая к власти в США администрация Рейгана увеличила численность сил быстрого развертывания со 100 до 300 тыс. чел. и добилась доступа к ряду новых военных объектов на Ближнем Востоке и на подступах к нему. США неоднократно увеличили военную помощь всем своим клиентам в регионе. Афганские события сковали Москве руки на другом важном направлении - на западном. Когда в 1980 г. в Польше начались массовые выступления против правящего режима под руководством профсоюза "Солидарность", увязшая в Афганистане Москва не решилась послать войска в Польшу, чтобы пресечь выступления. Китай также активно включился в оказание помощи афганским моджахедам. США удалось осуществить решение о развертывании в Европе ракет средней дальности. И это только некоторые итоги.

Положение советских войск в Афганистане оказалось незавидным. Ограниченный контингент не имел четких наступательных задач, осуществлял в основном операции прикрытия, что сковывало его действия. Привыкшие мыслить стратегически советские военачальники не смогли использовать свои знания, ибо война эта велась не по советским академическим канонам. Советские войска столкнулись с непривычной для себя партизанской войной, где правила игры определяют партизаны, и долго не могли к ней приспособиться.

Скоро выяснилось, что соображения политического престижа не позволяют СССР вывести войска, не потеряв при этом лица, в то время как многочисленные его противники - США, Запад, Иран, Пакистан, Китай, - делали все от них зависящее, чтобы СССР или понес неприемлемые потери, или по горло увяз в этой бесперспективной войне на изнурение. Уход из Афганистана без победы означал "капитуляцию и слабость" СССР, чего в Москве боялись. Первоначальная ставка Москвы на использование в Афганистане преимущественно солдат из советских мусульманских республик себя не оправдала: эти солдаты вскоре начали где молчаливо, а где и более-менее явно симпатизировать моджахедам. Их пришлось менять на солдат славянской национальности. СССР увязал в войне.

Это позволило Соединенным Штатам активизировать свою политику на Ближнем Востоке, развивать отношения с Китаем, Президент Рейган провозгласил новую политику противодействия мировому коммунизму, состоящую, говоря спортивным языком, в прессинге по всему полю, то есть повсюду в мире, где это только возможно, оказывать на "СССР и его вассалов" непрерывный нажим. Значительное место в этом нажиме отводилось вооруженным силам самих США. США стали все более успешно применять военную силу (Ливан-Гренада-Ливия-Персидский залив), начали осуществлять идею стратегического консенсуса - блока всех консервативных и прозападных сил Ближнего Востока и Южной Азии на антисоветской платформе и на этом поприще добились некоторых успехов. В начале 1983 г. США официально объявили о создании специально предназначенного для региона т.н. Центрального командования, в зону ответственности которого включили более 20 местных государств.

Разразившаяся осенью 1980, г. ирано-иракская война вызвала у СССР глубокие опасения, что США, воспользовавшись ситуацией, влезут в район Персидского залива и, возможно, даже найдут общий язык с иранскими аятоллами, хотя этого и не произошло. Поскольку СССР, учитывая активную помощь Ирана афганским моджахедам и их воинствующую непримиримость к НДПА, опасался активизации иранского пропагандистского и религиозного воздействия на мусульманские народы СССР, он больше склонялся к поддержке Багдада.

Поначалу (в сентябре 1980 г.) в Москве весьма прохладно встретили иракского эмиссара Т. Азиза, но затем возобновили военную помощь Ираку. Когда же Иран потребовал от Москвы публично осудить агрессора и прекратить оказание ему военной помощи, та не сделала этого, ссылаясь на существующий договор о военной помощи от 1972 г., касающийся ближневосточного конфликта, и найдя подходящий предлог.

Надо сказать, что не все так гладко шло у США и наоборот совсем плохо у СССР. В октябре 1981 г. был убит один из основоположников кэмпдэвидского процесса египетский президент Египта Садат, что для многих показалось концом американского мира на Ближнем Востоке. Новый египетский руководитель Х.Мубарак стал проводить более осторожную политическую линию, не разрывая мири с Израилем, но и потихоньку отмежевываясь от тесного военного сотрудничества и вообще ассоциирования с США. Он даже сделал примирительные жесты в сторону СССР.

Советский Союз наконец-таки приспособился к ирано-иракской войне и даже начал извлекать из нее определенные преимущества. Он продолжал поставки оружия Ираку, выражая ему большие симпатии, и поддерживал относительно сбалансированные отношения с Ираном, налаживая с ним экономическое сотрудничество и даже в определенных рамках военное.
>>> ДАЛEE >>>

4. Юмор - Бушизмы

Продолжаем публикацию Бушизмов :-)

It isn't pollution that's harming the environment. It's the impurities in our air and water that are doing it.
Это не загрязнение вредит окружающей среде. Это вредные примеси в нашем воздухе и воде делают это.

I'm a proud man to be the nation based upon such wonderful values.
Я горжусь быть нацией, основанной на таких замечательных ценностях.

It would be helpful if we opened up ANWR (Arctic National Wildlife Refuge). ... I would urge you all to travel up there and take a look at it, and you can make the determination as to how beautiful that country is.
Будет полезно, если мы откроем ANWR (Арктический заповедник). ... Я настоятельно рекомендую всем вам съездить туда и взглянуть на это, чтобы иметь представление, насколько красивая это страна.
Прим. Эмир Кустурица рулит :-)

For NASA, space is still a high priority.
Космос для НАСА - все еще высокий приоритет.

Mars is essentially in the same orbit... Mars is somewhat the same distance from the Sun, which is very important. We have seen pictures where there are canals, we believe, and water. If there is water, that means there is oxygen. If oxygen, that means we can breathe.
Марс по существу на такой же орбите... Марс где-то на таком же удалении от Солнца, что очень важно. Мы видели фотографии, на которых есть каналы, как мы думаем, и вода. Если там есть вода, значит, там есть кислород. Если есть кислород, это значит, мы можем дышать.

It's time for the human race to enter the solar system.
Настало время для человеческой расы войти в Солнечную систему.

Quite frankly, teachers are the only profession that teach our children.
Если откровенно, учителя - единственная профессия, которая учит наших детей.

It's important for us to explain to our nation that life is important. It's not only life of babies, but it's life of children living in, you know, the dark dungeons of the Internet.
Для нас важно объяснить нашей нации, что жизнь - это важно. Это не только жизнь младенцев, а жизнь детей, обитающих, как вы знаете, в мрачных темницах интернета.

Laura and I will thank them from the bottom of my heart.
Мы с Лорой будем благодарить их от всего моего сердца.

Natural gas is hemispheric. I like to call it hemispheric in nature because it is a product that we can find in our neighbourhoods.
Природный газ полусферический. Мне нравится называть его полусферическим, потому что это продукт, который мы можем найти поблизости.
Прим. Здесь "полусферический" - не совсем точный перевод. Скорее "полушарный" (от земного полушария - Буш любит это слово).

There's nothing more inspiring than instilling in people the will to do away with leaders who were done away with decades ago. We can build an open Europe - a Europe without Hitler and Stalin, without Brezhnev and Honecker and Ceaucescu and, yes, without Milosevic.
Нет ничего более вдохновляющего, чем прививание в людях желания покончить с лидерами, с которыми было покончено десятки лет назад. Мы можем построить открытую Европу - Европу без Гитлера и Сталина, без Брежнева и Хонекера, и Чаушеску, и, да, без Милошевича.

The great thing about America is everybody should vote.
Самое замечательное в Америке - то, что каждый должен голосовать.

It's your money. You paid for it.
Это ваши деньги. Вы за них заплатили.

I have said that the sanction regime is like Swiss cheese — that meant that they weren't very effective.
Я говорил, что режим санкций подобен швейцарскому сыру - это означало, что они не были очень эффективными.
Прим. Не ешьте, люди, швейцарский сыр - он неэффективный.

Ответ на вопрос английского школьника: на что похож Белый Дом?
It is white.
Он белый.

We would not accept a treaty that would not have been ratified, nor a treaty that I thought made sense for the country.
Мы не будем принимать соглашение, которое не будет ратифицировано, а также соглашение, которое, по моему мнению, будет полезно для страны.

When I have been asked who caused the riots and the killing in LA, my answer has been direct & simple: Who is to blame for the riots? The rioters are to blame. Who is to blame for the killings? The killers are to blame.
Когда меня спрашивали, кто устроил мятежи и убийства в Лос-Анджелесе, мой ответ был прям и прост: Кто виновен в мятежах? Виновны мятежники. Кто виновен в убийствах? Виновны убийцы.

There's no such thing as legacies. At least, there is a legacy, but I'll never see it.
Не существует таких вещей, как завещания. По крайней мере, завещание есть, но мне никогда его не увидеть.

I want to reduce our own nuclear capacities to the level commiserate with keeping the peace.
Я хочу уменьшить наши ядерные мощности до уровня соболезнований сохранению мира.

The future will be better tomorrow.
Будущее будет лучше завтра.

The Iraqi regime is a threat to any American and to threats who are friends of America.
Иракский режим - угроза каждому американцу и угрозам, кто друзья Америке.

Reading is not an art. It's a science.
Чтение - это не искусство. Это наука.

Sometimes when I sleep at night I think of "Hop on Pop".
Иногда, когда я сплю по ночам, я думаю о "Попрыгай на папочке".
Прим. Есть детская книжка такая :-) А папа - так актуально! Один американец сказал: "А теперь, когда я сплю по ночам, мне снится, как спящий Буш думает о "Попрыгай на папочке", и мне становится страшно."

Буш о террористах:
They hate the thought of the fact that in this great country, we can worship the Almighty God the way we see fit. And what probably makes him even angrier is we're not going to change.
Им ненавистна мысль о том, что в этой великой стране мы можем поклоняться Всемогущему Богу - так мы считаем нужным. И что, возможно, делает его еще более сердитым, - мы не собираемся изменяться.
Прим. Ну, опять him = them. Вот уже и Бог стал террористом...

I particularly want to thank the four folks who have recovered from homelessness and addiction to alcohol and drugs.
Я хочу выразить особую благодарность четырем людям, вылечившимся от бездомности и пристрастия к алкоголю и наркотикам.

We're in for a long struggle, and I think Texans understand that. And so do Americans.
Нам предстоит длительная борьба, и я думаю, техасцы это понимают. И американцы тоже.

Буш - медикам:
And there are too many of our children who cannot read and write and add and subtract, and we better figure out how to not only figure out who can't read and write, but how to cure it now, before it's too late.
Есть так много наших детей, которые не умеют читать и писать, складывать и вычитать, и нам лучше вычислить, как не только вычислить, кто не умеет читать и писать, но как вылечить это сейчас, прежде, чем будет слишком поздно.
Прим. Звучит весьма автобиографично.

There's an old saying in Tennessee - I know it's in Texas...
В Теннеси существует старая поговорка - я знаю, это в Техасе...
Прим. Вот так штат Теннеси оказался в Техасе. Мало того, в этом изречении звучит та самая поговорка в версии Буша.
Оригинальный текст поговорки: Fool me once, shame on you. Fool me twice, shame on me.
Смысл примерно таков: Одурачь меня раз — позор тебе ; одурачь меня дважды — позор мне (за то, что второй раз попался на ту же удочку).
В изложении Буша:
Fool me once, — shame on — shame on you. Fool me — you can't get fooled again.
Одурачь меня раз — позор — позор тебе. Одурачь меня — ты не можешь быть обураченным снова.

-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.socialsciences
Отписаться

В избранное