Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа для родителей

  Все выпуски  

Школа для родителей


Информационный Канал Subscribe.Ru

Школа для родителей

№6 от 26.02.2005 г.

Архив

Тема: Альтернативные школы. Письма.
Предложение.

Здравствуйте.

После последнего выпуска пришло много писем. Большое спасибо тем, кто откликнулся. Ваши письма помогают мне поддерживать обратную связь, писать не только о том, что интересно мне сейчас, но и то, что интересно вам. А мне это помогает не совершать ошибок в будущем, задумываться о многих проблемных моментах уже сейчас.

Для тех, кто только сейчас присоединился, напоминаю список вопросов, ответы на которые мне было бы полезно знать для лучшего понимания проблем, которые стоят перед вами.

1. Какой возраст для обучения вас интересует?
2. Готовы ли вы обучать своего ребенка самостоятельно?
3. Готовы ли вы обучаться вместе с ребенком?
4. Что (какие цели) вы хотели бы получить в результате обучения?
5. Что (какой навык) бы вы хотели развить у своего ребенка сейчас?
6. А у себя? ;)

Насчет целей желательно поконкретнее. Ответ в стиле "сделать развитой личностью" не дает ответа на вопрос: развитие в какой сфере? Зачем? Где это пригодится ему в будущем? А вы уверены?
Сделать "эрудированным"? Для чего? Что это даст ему в будущем, в РЕАЛЬНОЙ жизни. Или сделать эрудированным в конкретной области? И так далее. Ответ на последний вопрос нужен скорее не мне, а вам и вашим детям.

Результат присылайте мне, Ольге Ежовой.

А сейчас хотелось бы продолжить тему альтернативных школ. В прошлом выпуске я написала о школе Щетинина и дала ссылку, которая оказалась нерабочей, как справедливо заметили мне авторы некоторых писем. Дело в том, что я заходила к ним на сайт весной прошлого года, а с тех пор, как оказалось, они переехали на новый адрес: http://rodova.narod.ru . Но найти их сайт через поисковик оказалось не трудно. Так что, кому еще интересно, милости прошу.

А теперь перейдем к письмам, в которых вы написали о некоторых других альтернативных школах.

Первое письмо от Светланы:

"Здравствуйте, Ольга! В Екатеринбурге уже 16 лет существует школа Германа Витальевича Зверева. Основа концепции -воспитание у ребенка нравственной потребности в самообразовании. Достигается путем организации мощной системы стимулирования - заинтересовывания детей - сначала в обучении, а затем, как следствие, в самообучении и саморазвитии. Идеи близкие Щетинину, с упором именно на нравственное осознание - зачем учишься. Мне кажется, цель - научить другого - хороша, но недостаточна как стимул. Впрочем, у каждого автора свое представление. Зверев разработал для своей школы психологичекую концепцию, она экзистенциальна, как, видимо, экзистенциальны любые альтернативные школы. Иначе их нельзя назвать альтернативными. Ведь экзистенциализм подразумевает прежде всего приоритет личного опыта, обращенность к личности. Сайт школы Зверева
http://zverevschool.net

По поводу Ваших вопросов. Я готова учить и учиться со своим ребенком. Хочу, чтобы процесс познания мира был ему необходим, чтобы ему все было интересно, чтобы он умел и хотел учиться. Чему? Есть вещи базовые (читать, считать, писать и пр.), но в каком-то смысле тому, чему он сам захочет. Моя задача подсовывать ему как можно больше разного материала для формирования у него представлений о мире. Ваша рассылка - хорошее дополнение к нашим занятиям. Спасибо!
С уважением, Светлана Рудакова, Ваш читатель"

 

Ответы на письма мы писали совместно с Татьяной Владимировной. Она говорила, а я стенографировала. А часть дописывала от себя. Поэтому там, где говорит Татьяна, я буду ставить пометку (Т.В.), а где мое - (О.Е.).

(Т.В.):
К сожалению, в письме не указан возраст ребенка. Но, если говорить в общих чертах, то чтобы процесс познания мира был необходим, интересен и ребенок хотел учиться, ему нужно создать обучающее пространство, которое подразумевает под собой наличие игр по возрасту, соответствующей литературы и предметов, содержащих в себе "изюминку", которая бы повлекла за собой вопрос, ответив на который ребенок выйдет на новую ступеньку развития. Например, механическая машинка. Ребенок пытается ее изучить и, как результат, появляется вопрос: как, за счет чего она движется? Отвечая на этот вопрос ребенку можно рассказать о тех законах физики, которые заставляют двигаться этот механизм. Следующим этапом можно объяснить ребенку принцип движения машинки с помощью радиоуправления. Или навести ребенка на вопрос: как я сам хожу, почему я не летаю?

Для ответа на эти вопросы нужно сначала самому научиться на них отвечать так, чтобы ребенок смог понять. То есть нужно сначала учиться самому. То же самое можно делать на прогулках. Почему растут цветы, почему они разного цвета, почему на луне пятна и т.п.

(О.Е.): Действительно, зачем, чтобы обучать ребенка, нужно обязательно сидеть за столом и что-то зубрить? Ведь самым лучшим обучением считается игра. Обучение в процессе игры или жизни, на жизненных примерах. И потому непонятно, почему до 7 лет ребенка обучают в процессе игры, а как только он пошел в школу, то все - про игры забудь, ты уже большой, пора учиться? Почему нельзя и дальше обучать в процессе игры? А сколько проблем создают себе взрослые своей "серьезностью", граничащей с "угрюмостью"? Зачем? Почему нельзя ПРОСТО ЖИТЬ и объяснять, показывать все на примерах? Ведь вокруг столько интересного! Вот тогда и не будет пропадать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Пойдем дальше. Следующее письмо от Натальи:

"Есть школы,созданные по методике Эльконина-Давыдова. Они успешно действуют во многих городах.
В Москве такая школа есть в Крыластком."

 

(О.Е.): К сожалению, Наталья не дала ни краткого описания, ни ссылок, по которым можно получить более подробную информацию. Порывшись в интернете, я нашла следующие ссылки:

http://www.schoolexpo.ru/2003/participants/direct/production_1001.stm - Школа № 62 г. Иваново, Муниципальное учреждение, средняя общеобразовательная школа. Разработки по системе Эльконина-Давыдова

http://emigration.russie.ru/news/4/ - Судьба системы Эльконина - Давыдова и преподавание литературы в современной школе. Подготовлено по материалам сайта " Известия науки ".

http://edu.rin.ru/index.html - "Наука и образование". Система Эльконина-Давыдова.

По этой ссылке кратко изложена суть школы:

"Другой системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы N 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы."

 

http://www.psyedu.ru - "Психологическая наука и образование" В.А. Гуружапов. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения (Система Эльконина - Давыдова).
(1996 1)

http://umka.noonet.ru/index.php - ЦРО "Умка". Принципы развивающего обучения Эльконина- Давыдова.
Нечипоренко А.В.

Cодержание:
1. Введение.
2. Развивающее обучение Эльконина-Давыдова.
3. Основные идеи развивающего обучения.
4. Схема педагогических целей деятельностного обучения.
5. Особенности практической реализации подхода РО.
6. Мыследеятельностная педагогика.
7. Литература.

Думаю, этих ссылок будет достаточно.

Следующее письмо от Владимира:

"1. Какой возраст для обучения вас интересует?
6 лет.
2. Готовы ли вы обучать своего ребенка самостоятельно?
Да.
3. Готовы ли вы обучаться вместе с ребенком?
Да.
4. Что (какие цели) вы хотели бы получить в результате обучения?
Не боятся быть другим. Не как все. Научиться думать. Адекватно реагировать на реальность. Самостоятельность.

5. Что (какой навык) вы бы хотели развить у своего ребенка сейчас?
Уметь задавать вопросы или отвечать на них.

6. А у себя? ;)
Успехов в переговорах.

С уважением,
Владимир."

 

Ответ:
(Т.В.): Нужно создать у ребенка целостность восприятия мира. Для этого хорошо использовать развивающую систему, например, как у Занкова. Люди, обучающиеся по этой системе, отличаются от других. Они очень самостоятельны. При этом уровень развития очень высокий. Они думают и воспринимают мир по-другому.

По поводу успехов в переговорах, скорее всего, кроется та же проблема самостоятельности (независимости? - О.Е.). Учитесь вместе с ребенком. А еще лучше, использовать принципы развивающего обучения для своего развития, снятия комплексов.

(О.Е.): Здесь я привожу ссылку, которую нашла по системе Занкова:

http://www.zankov.ru - Развивающая система обучения Л.В. Занкова.
Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова для директоров, методистов, учителей. Нормативные документы, программы учебных курсов, уроки, методические советы.

На этом пока информация об альтернативных школах заканчивается. Далее будут просто ответы на ваши письма. Но, если у вас появится еще интересная информация об альтернативных школах или методиках, пишите, поделитесь с другими.

Чтобы не перегружать вас слишком большим объемом информации, ответы на другие письма я помещу в следующий выпуск. Там же начну отвечать на тему обучения до зачатия.

А теперь хотелось бы знать ваше мнение на такое предложение. Хотелось бы вам получать конкретные занятия для вашего ребенка?

То есть, вы описываете вашего ребенка: его возраст, знания, умения. Сообщаете, чему бы вы хотели его обучить. Т.е. ставите конкретную цель, которую вы хотели бы видеть в результате проведения занятий. А мы с Татьяной Владимировной подготавливаем для вас индивидуальные занятия. После каждого занятия вы сообщаете о том, как прошло занятие, что получилось, что нет. Получаете советы и рекомендации как можно решить проблемы, если они возникают. В соответствии с полученным результатом будут составляться следующие занятия. Возможно, кому-то захочется получить такие занятия в озвученном виде и заниматься вместе с ребенком, прослушивая запись. Можно рассмотреть различные варианты сотрудничества.

Так как такое тесное сотрудничество предполагает большие затраты времени с нашей стороны, то, естественно, это нужно будет оплатить. Мне очень интересно, во сколько бы вы оценили одно такое индивидуальное занятие? Способы оплаты также можно будет обсудить.

Пишите, что думаете по этому предложению.

PS: Подумала над оплатой за занятия. Мне кажется, что лучше всего делать оценку исходя из количества занятий (т.е. смотря как часто вы хотите заниматься: каждый день или раз в неделю). От этого будет зависеть объем работы по разработке занятий. А также нужно учитывать чему вы хотите обучать. Так что, скорее всего, об оплате лучше договариваться с каждым индивидуально, исходя из запроса на обучение. Так что если мое предложение вас заинтересовало, пишите, обсудим.

Думаю, пока закончим на этом. Пишите, какие еще темы и вопросы вас интересуют.

Успехов вам в обучении и творческом развитии. Жду писем.

Ольга Ежова.


Написать письмо

PS: Если вы не хотите, чтобы ваше письмо или его часть были опубликованы, то сделайте соответствующую пометку в письме. Если вы не хотите публикации вашего эл.адреса, не указывайте его в теле письма.


Я также открыла рассылки, на которые вы можете подписаться.

"Шаг из круга" - о страхах перед чужим мнением, мнением общества и некоторых других страхах. Выйти за рамки, которые мы себе поставили - интересная задача.

Домашняя страничка рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/psychology.shagiskruga

 

Рассылки Subscribe.Ru
Шаг из круга

Подписаться письмом

«О природе, снах и природе снов» - творчество о природе и рассказы из снов

Домашняя страничка рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.prirodasnov

 

Рассылки Subscribe.Ru
О природе, снах и природе снов

Подписаться письмом


Здесь сайты интересных людей, которые мне очень понравились. Загляните и вы.


Домашняя страничка этой рассылки живет по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/economics.education.shkoladlyarod

Подписаться на эту рассылку
Рассылки Subscribe.Ru
Школа для родителей

Подписаться письмом


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.shkoladlyarod
Отписаться

В избранное