Проект представляет студент СОИНФОРМ - Оськин А.Ф.
«Об упрощении процедуры налогообложения экономической деятельности граждан – сдача жилья в наем».
Цель:
Данный закон направлен на выведение из теневой экономики уже существующей, но не приносящей дохода в бюджет государства отрасли налогообложения.
В связи со сложностью процедуры осуществления регистрации и учета такого вида экономической деятельности, как сдача собственного жилья в найм физическим или юридическим лицам.
Суть проблемы:
Во всем мире массовые налоги, имеющие небольшие налоговые ставки приносят наибольшую сумму доходов. Именно поэтому во всех цивилизованных странах основой валового дохода, фундаментом его стабильности является малый бизнес и нерегулярная экономическая деятельность граждан. Если государство в противоречие законодательству не учитывает декларативно заявленный принцип налогообложения – «о фактической способности уплаты налогов», не умеет
выработать доступные и выполнимые процедуры взаимоотношений с гражданами, занимающимися экономической деятельностью, всегда находится неформальная альтернатива таким взаимоотношениям с государством, выставляющая гражданам свои условия со своим карманом вместо государственного бюджета.
Очевидно, что в этом случае теряют и государство и гражданин:
- государство теряет доходы от ушедших в тень налогов и сборов,
- гражданин, не желая того, вступает в криминальный сектор взаимоотношений.
В качестве примера: В нескольких субъектах Российской Федерации представители государственных органов исполнительной власти уже поняли экономическую целесообразность этого способа дохода и поставили решение задачи сбора доходов от экономической деятельности – сдача жилых помещений в найм, для себя, чуть ли не основной задачей, которая существенно может пополнить бюджет отдельных государственных чиновников.
Так организованные группы участковых инспекторов в разных субъектах России (поскольку такой опыт распространяется с фантастической скоростью) на своих участках установили ежемесячную таксу в 500 рублей за то, что они «не реагируют» (закрывают глаза) на сдачу квартир гражданами в аренду.
Давайте подсчитаем потери, которые несет государство по Санкт-Петербургу.
Жилых домов в Санкт-Петербурге –
В них: однокомнатных квартир –
двухкомнатных квартир –
трехкомнатных квартир –
четырехкомнатных и более квартир –
По официальной статистике сдается в наем -, что соответствует примерно сдаче одной комнаты в одном из 34 домов города.
Очевидно, даже исходя из бытового опыта, что это сверхзаниженная цифра, поскольку в каждом многоквартирном доме, хотя бы одна квартира сдается сегодня в наем.
Несопоставимые цифры, даже в самом условном приближении.
Что делать? 1. Законодательно упростить процедуру регистрации и налогообложения экономической деятельности граждан – сдача жилья в наем, сделать процедуру заявительной.
Под заявлением будет пониматься фактическая уплата соответствующего фиксированного сбора в бюджет государства. После уплаты, сбора гражданин имеетправо сдачи собственных жилых помещений в аренду на оплаченный срок.
Узаконив упрощенную процедуру налогообложения и регистрации данного независимого от государства, но существующего и развивающегося рынка жилой аренды, сделав процедуру регистрации и уплаты налогов заявительными, государство тем самым предоставляет гражданам возможность дополнительного законного заработка.
2. Ввести фиксированный сбор за каждый сданный метр жилой площади, который сдатчик жилой площади определяет и уплачивает самостоятельно.
Экономический эффект:
Только в Санкт-Петербурге насчитывается как указано выше -тысяч домов. Если предположить, что в каждом из них сдается, хотя бы по одной однокомнатной квартире, и оплата будет составлять за сдачу однокомнатной квартиры всего 100 рублей (вполне реальная сумма, чтобы ее можно было добровольно оплатить), то сумма минимальной полученной в бюджет государственной пошлины составит 10 миллионов рублей ежемесячно.
Скупой платит дважды.
Это, в данном случае относится и к государству и к гражданину.
Государству не стоит утверждать сложные процедуры и барьеры на пути гражданина к оплате налога в бюджет на этот вид экономической деятельности и реализации своего конституционного права на свободную экономическую деятельность.
Гражданину не стоит пренебрегать столь незначительной суммой налога, предоставляющей законное право на получение существенного дохода, чтобы затем не быть уличенным в незаконной предпринимательской деятельности.
Государственная пошлина может регулироваться, к примеру:
1) в зависимости от метража и наличия жилых комнат
2) наличием определенного коэффициента.
Данным регулированием каждый субъект РФ получит инструмент по получению прогнозируемого наполнения своего бюджета при минимальных затратах.
Должны быть только определены верхние значения налогов и расчет должен бытьпростым в употреблении для граждан.
Преимущества и обоснованность данного подхода.
1)вывод данной отрасли услуг из теневой экономики
2)доступность законной экономической деятельности
3)закрепление данного вида экономической деятельности граждан в правовом поле
4)увеличение собираемости налогов при минимальных затратах
5)прогнозируемый доход в различные бюджеты государства
6)увеличение конкуренции с риэлтерскими фирмами, осуществляющих аналогичные услуги
7)получение дохода от данного вида услуг государством, а не риэлтерами, минуя посредников
Гарантии государства:
1) законодательно закрепить право на регистрацию договора в ИФНС (системе КЭШ) - декларированием гражданина перед государством данного вида его предпринимательской деятельности, в том числе при необходимости участия государства в качестве третейского лица (что повлечет за собой увеличение доверия граждан к государству)
2) осуществление расчетов за услуги в ИФНС (КЭШ)
3) предоставить возможность работы через депозитарии с гражданами выезжающими за пределы субъекта РФ
4) упрощение процедуры регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, что в свою очередь позволит увеличить реальный контроль за миграцией граждан, пребывающих из-за пределов субъекта РФ.
Экономические минусы: Отсутствуют.
Механизм выявления данного вида правонарушений: мы рассмотрели на примере участковых уполномоченных, а также он предусмотрен КоАП РФ и законодательством РФ.
Ответственность за нарушение декларирования уже предусмотрена ст.14.1 КоАП РФ и ст.171 УК РФ.