Управление персоналом
авторский курс Светланы Сивец
Урок 2
3. ПОКАЗАТЕЛЬ – ОБРАЗОВАНИЕ.
Давайте условно разделим образование на ступени.
1. Среднее
2. Средне-специальное
3. Неполное высшее
4. Высшее
5. Более одного высшего или научная степень
6. Более одной степени, докторская степень, ученые звания, научные премии.
ПРАВИЛО 3:
Образование в организационной структуре не должно различаться между партнерами или подчиненным и руководителем более чем на одну ступень.
То есть между сотрудниками одного отдела, супругами (по горизонтали) или между руководителем и подчиненным (по вертикали) не должно быть разницы – у одного высшее образование, а у другого среднее или ступень 2 и ступень 4.
Если у одного ступень 6, то другому, чтобы отношения были регламентны и не пришли к разрыву необходимо иметь ступень 5.
При этом при анализе и определении ступени образования необходимо учитывать следующие параметры такого показателя, как образование.
ПАРАМЕТРЫ ПОКАЗАТЕЛЯ ОБРАЗОВАНИЕ:
1. Давность получения образования.
2. Длительность получения образования.
3. Прерывность получения образования.
4. Реализацию (применение) образования.
В настоящее время даже в нашей стране образование, полученное более трех лет назад считается устаревшим, если Вы не повышали квалификацию в данном направлении в ближайшие 3 года.
В Германии, Англии, США по многим профессиям образование считается устаревшим и неприменимым, если оно не обновлялось в текущем году.
Мы стремительно продвигаемся к этим нормам, например в компьютерных технологиях.
Длительность. Если Вы за 1 месяц получили квалификацию Менеджера по персоналу, Финансового директора и Пользователя ПК в одном курсе, то можно усомниться в качестве, которую дает такая скорость образования.
Хотя, если Вы 20 лет получаете одно высшее, то это тоже не та длительность, которую можно одобрить.
Прерывность. Если вы прерывали процесс обучения и перерывы были длительнее, чем учеба, то рекомендую поставить под сомнение само образование.
Реализация. Если Некто 3 года назад окончил ВУЗ по специальности электрик, но так и не приступил к этой профессии.
То формально высшее образование есть, но для нашего анализа его нет.
Для себя!
К какому стоматологу вы пойдете?
К тому, у которого свежее 3 года назад, но нереализованное образование или к тому, у которого оно более старое плюс курсы повышения квалификации и реализация образования, то есть опыт работы в этой сфере.
Какого специалиста для уборки квартиры (офиса) вы выберите?
Специалиста в философских науках (защита 30 лет назад) или специалиста, имеющего опыт работы в этой сфере деятельности.
Какого пилота для Вашего самолета?
4. ПОКАЗАТЕЛЬ – СТАЖ РАБОТЫ (ОПЫТ РАБОТЫ)
ПРАВИЛО 4:
ОПЫТ или СТАЖ РАБОТЫ в организационной структуре не должны различаться между партнерами или подчиненным и руководителем более чем на одну ступень.
Под одной ступенью опыта или стажа понимается стаж или опыт в этом виде деятельности равный одному сроку адаптации – 3 года.
Следовательно, если у одного специалиста опыт работы в какой-либо деятельности равен 6 годам, а у другого нет, то у первого 2 срока адаптации, а у второго специалиста отсутствует, что будет затруднять построение взаимоотношений.
Параметры у показателя ОПЫТ ИЛИ СТАЖ РАБОТЫ аналогичные ПОКАЗАТЕЛЮ
ОБРАЗОВАНИЕ.
ПАРАМЕТРЫ ПОКАЗАТЕЛЯ ОПЫТ ИЛИ СТАЖ РАБОТЫ:
1. Давность получения опыта или стажа.
2. Длительность получения опыта или стажа.
3. Прерывность получения опыта или стажа.
4. Реализацию (применение) опыта или стажа.
Пример!
Супружеская пара
– Мужчина 35 лет, высшее реализованное образование, повышение квалификации в этом году, опыт работы 13 лет.
- Женщина 22 года, неполное высшее, опыт работы отсутствует.
В браке 1 год.
По возрасту – относительный регламент.
По образованию – нерегламент.
По опыту – нерегламент.
Мы рассмотрели ПОЗИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
Теперь рассмотрим ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
1. АДАПТАЦИЯ.
1. Первая адаптация происходит в период 6 месяцев.
2. Второй период адаптации происходит в период от 6 месяцев до 1 года, при условии, что выдержан первый срок адаптации.
3. Окончательная адаптация происходит к 3 году.
2. КОНКУРЕНЦИЯ.
Период возникновения и развития КОНКУРЕНЦИИ происходит с 6 месяцев до 1 года.
3. КОНФЛИКТ.
Период возникновения и развития КОНФЛИКТА происходит с 1 года до 3 лет.
Под конфликтом и конкуренцией мы имеем ввиду не какие-либо агрессивные бытовые действия, формирования определенной структуры взаимоотношений в явной или неявной форме.
В примере с семьей к первому году нерегламентные отношения вызовут непонимание во взаимоотношениях и неявная конкуренция перейдет в конфликт, так как супруга не в состоянии будет оценить профессиональную деятельность супруга, иначе как в денежном выражении.
Конфликт будет развиваться от одного года до трех лет, на протяжении этого периода брак рухнет.
Другой пример.
Два друга учредили предприятие.
Мужчина, 36 лет, высшее не имеющее отношение к данной сфере деятельности (следовательно, нереализованное), опыта в этой деятельности нет.
Мужчина 39 лет, высшее не имеющее отношение к данной сфере деятельности (следовательно, нереализованное), опыт работы в данном виде деятельности 7 лет, курсы повышения квалификации по этому виду деятельности в этом году.
Возраст – регламент.
Образование – нерегламент.
Опыт – нерегламент.
Через один год – скрытая конкуренция.
Через 1,5 года – конфликтные отношения.
Через 2 года, если первый партнер не обладает высокой степенью самообразования, то произойдет разрыв партнеров.
При этом РОЛЬ ПЛОХОГО будет играть второй партнер.
ПЕРВЫЙ партнер – будет жертвой, которая «вламывала» на ПЕРВОГО, но ничего за это не получила.
Попробуйте просчитать какие-то свои ситуации на основе пройденного материала, а я для начала дам несколько советов, основанных на данной теории, имеющей огромный опыт применения.
-Кадры могут испортить все.
Чтобы эти слова не стали ключевым принципом всей Вашей деятельности, при подборе персонала соблюдайте следующие правила:
Правило 1:
Если Вы подбираете персонал, находящийся в вашем непосредственном подчинении, то делайте это самостоятельно (лично).
Тем более что в прямом подчинении в управляемой структуре должно находиться не более 7-10 человек, поэтому это не настолько обременительно для Вас.
Несоблюдение Правила 1 неизбежно приведет к тому, что Вы в достаточно скором времени (в период от 1 до 3 лет), незаметно для себя, но достаточно очевидно для окружающих, станете одним из неформальных подчиненных собственного менеджера по персоналу, осуществляющего подбор персонала в возглавляемой Вами организации.
Ваши подчиненные достаточно быстро адаптируются к этой ситуации и станут для Вас абсолютно неуправляемыми.
Интересным внешним признаком такой абсурдной ситуации является то, что в ответ на любые Ваши распоряжения, Ваш персонал Вам быстро и четко отвечает: «Хорошо, Иван Иванович...». Или: «Хорошо, Анна Сергеевна…».
Как бы подразумевается, что порученная работа будет выполнена.
Рекомендую проверить выполнение и тщательно, чтобы внешние признаки выполнения Ваших поручений, уважаемый руководитель, Вас не обманули.
Схема проверки:
ВЫ: Вы подготовили материал для рекламы, Наталья Николаевна?
ОТВЕТ: Да.
ВЫ: Покажите.
ОТВЕТ: Я еще не успела оформить для Вас, а черновики показывать не хочу, чтобы не затруднять Вас.
ВЫ: Покажите черновики.
ОТВЕТ: Там только наброски моих мыслей.
ВЫ: Покажите наброски.
ОТВЕТ: Я только устно еще придумала.
ВЫ: Расскажите то, что придумали.
ОТВЕТ: Я придумала не до конца.
ВЫ: Вы мне только что сказали, что выполнили работу.
ОТВЕТ: Я этого не говорила.
Не пугайтесь, у Вас с памятью и головой все в порядке, это стандартная схема ухода неквалифицированного работника из подчинения руководителя. Такое проходят практически все руководители.
Просто кто-то разобрался в ситуации, а кто-то наивно верит, доверяя коллективу, что его коллектив все делает в соответствии с его руководством.
ВЫВОД:
Мягкий руководитель, «стесняющийся» подобрать персонал и проверить работу у своих подчиненных довольно скоро перестает им быть. К сожалению, достаточно часто, если организация не находится на чьем-то финансировании вместе с ним заканчивает деятельность и организация.
Правило 2:
Никогда не принимайте на работу в собственное подчинение неквалифицированный персонал.
Под неквалифицированным персоналом в данном случае, понимается работник, чья квалификация, пусть даже очень высокая в другой сфере деятельности, не соответствует предлагаемой Вами вакансии.
Например, Доктор филологических наук принят на должность заместителя директора по строительству.
При этом, чем выше квалификация этого работника в другой сфере, тем хуже Ваше положение, как руководителя этого работника.
Вы стали одновременно – няней (Ариной Родионовной), учителем и психиатром.
Несоблюдение Правила 2 приводит к тому, что Вы сами обременяете себя не только дополнительными функциями, которые Вам, как руководителю придется выполнять за непрофессионального работника, Вам также придется сначала объяснять работнику, почему Вы сделали так, а не иначе, а затем в Вашу привычку войдет объяснение работнику основ профессии и должности, которое будет восприниматься работником, как Ваш отчет перед ним о проделанной Вами работе.
То, что это работа выполняется за подчиненного – он не поймет.
Это просто Вы ничего не знаете и поэтому КОНСУЛЬТИРУЕТЕСЬ у опытного специалиста.
Чем ниже квалификация, тем больше работник устает.
Вспомните, когда Вы учились кататься на велосипеде или коньках, то первые дни катания были невыносимы, и Вы очень уставали.
Когда Вы научились кататься, то получали удовольствие.
В работе также – умеете – удовольствие, не умеете – каторга.
Да еще руководитель все время лезет к вам и о чем-то советуется.
Объяснять нам нечего, мы все и так знаем (Доктора наук все-таки).
При этом, чтобы не обидеть, не травмировать высококвалифицированного, правда в другой сфере деятельности, работника Вы должны будете выполнять его работу и обучать его незаметно для окружающих.
Известный успешный менеджер Ли Яккока сказал:
«Работайте для успеха всего полдня, только выберите первые двенадцать часов или вторые».
Если есть силы и время на такие эксперименты с работниками и нет времени для успеха – пробуйте.
Только не забудьте о своей основной работе в качестве руководителя и о том, что работник через некоторое время ощутит Ваше недовольство, вызванное усталостью (даже Ваш энтузиазм не безграничен), но не сможет понять, чем оно вызвано и будет крайне Вами недоволен, так как устанет от неумения делать работу и от Вашего пристального к нему внимания.
Поэтому, не удивляйтесь, если вместо благодарности за обучение и предоставление возможности роста в Вашей организации, Вы получите от него нечто совсем противоположное.
Нет более мимолетного чувства, чем благодарность.
Кстати, будьте благодарны этому работнику, если в ответ на все Ваши действия по обучению и предоставлению работы, он не устроит вам массовые увольнения Вашего персонала в его поддержку.
Если же это произошло, то скажите спасибо уволенным, что они вовремя вас покинули. Потому что последующее их присутствие нанесло бы организации значительно больше вреда, чем их отсутствие.
ВЫВОД:
Не надо тратить время на оказание непрофессиональным работникам услуг в педагогической и психиатрической сфере. Это не Ваша профессия. это противозаконно.
Ваша обязанность предоставлять услуги в области менеджмента профессиональным работникам, учредителям, собственникам организации и Вашим клиентам.
Правило 3:
Не затягивайте увольнение непрофессиональных кадров. Делайте это как можно быстрее, пока они не раздумали.
Вы с удивлением для себя откроете то, что легко в одиночку справитесь со всей работой, которую выполняли до Вас Ваши бывшие работники.
При этом Вы удивитесь тому, как можно было такое небольшое количество работы, выполнять так медленно и непрофессионально.
Пример!
В должностные обязанности помощника директора одного из крупных предприятий входила работа по запуску программы Winfax (рассылка факсов).
Работа занимает от 2-5 минут.
Помощник, пользуясь тем, что этим примитивным навыком владеет только он ЗАПУСКАЛ Winfax от 2-х до 5-ти часов в день.
Заведение новой информации в Интернет (на уровне переписывания готового материала с дискеты на диск) занимало у помощника до 6-ти часов рабочего времени.
Отправка заказного письма на почте, сдача денежных средств в банк – все это занимает у работника огромное количество времени, особенно, если работник не в курсе, что руководитель уже все это неоднократно делал.
ВЫВОД:
Кстати, это хороший тест на продолжение совместной работы.
Не задерживайте у себя в организации таких замечательных специалистов, отдайте их Вашим конкурентам.
Правило 4:
Жестко контролируйте молодых специалистов, находящихся в профессиональном переходном возрасте – 18-25 лет, не имеющим реального завершенного адаптационного периода ни на одном рабочем месте.
Напоминайте им заповеди профессиональных карьеристов и из них будут вырастать вполне приличные кадры, способные преодолеть все препятствия, созданные на пути любой карьеры.
ЗАПОВЕДИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАРЬЕРИСТА.
№1
Карьера - это здание со 100 этажами.
Если я бросаю подъем на первых этажах здания, то начинаю восхождение сначала.
В любой работе самый сложный период - это первые 3 года.
Если вы не выдержали в одной организации полный адаптационный срок работы
равный 3 годам, то в следующей организации Вы - начинаете все снова.
И так каждый раз, пока не преодолеете этот барьер.
Чтобы Вам было легче :)))))))
Вспомните как вы учились кататься на велосипеде и коньках.
Сначала - трудно и больно, потом - удовольствие.
В работе также.
Кстати, удовольствие от Вашей работы у Работодателя - ТОЖЕ ПОТОМ.
А вначале, поблагодарите его за сверхтерпение и веру в Вас.
№2
В любой организации, в которую Вы приходите, есть работники, которым все не нравится в организации.
Непонятно, почему они еще там работают?
Вы узнаете их по фразам:
"Я единственная(ый) здесь ВЛАМЫВАЮ (работаю и т.п. - зависит от уровня культуры и образования) в таком режиме".
"Я поднял(а) этот бизнес из руин. (Ничего, что организации 10 лет. а рассказчик работает в ней всего 2-3 года?).
"Здесь абсолютно не платят и вообще все разваливается"
"Как Вы с Вашими данными и возможностями сюда пошли работать? (и прочий фимиам о Вашей внешности, таланте, гениальности и т.п. )
Не удивляйтесь, если этот человек в Ваши 18 лет оценит Вас как зрелого управленца и порекомендует Вам возглавить организацию, а человеку у которого лысина - сделает комплимент прическе.
Это - МОНОКОНФЛИКТЕР!!!
Дистанцируйтесь от такого как можно дальше.
Почему?
Потому что меньше всего он заинтересован в том, чтобы Вы остались здесь работать, потому что следующим шагом - ет развенчивание МИФА о его незаменимости в этой организации и его просто уволят.
Если Вы присоединитесь к нему, то уйдете вместе с ним или раньше него.
А потом будете проходить все сначала, пока не поймете и не примете единственное правильное решение:
ЛЕТЯ В ОДНОМ САМОЛЕТЕ - УВАЖАЙТЕ ПИЛОТА И НЕ ДАВАЙТЕ НИКОМУ ЕМУ МЕШАТЬ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ... БОЛЬНО ПАДАТЬ.
С Уважением, Сивец С.Д.