Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Театр-Гоголь

  Все выпуски  

Театр-Гоголь


Спектакли: "Предбанник", "Куклы"

 Режиссёры:  Сергей Юрский, Валерий Белякович

 

 В XXI веке Дункан Маклауд покончил бы с собой.

 

НЕ РЕЦЕНЗИЯ...

Мария Белова

 

 Меняется публика – меняется театр. Здесь можно долго спорить, что является первоосновой – театр ли слишком трепетно относится к запросам публики или же зритель «портится», смотря не те спектакли, но факт остается фактом. «Кто сейчас ходит в театр?» - спрашивает в «Куклах» один антрепренер другого. А ответ его не интересует: главное, чтобы касса была полна. Как же иначе, если «театр – это коммерция?». А публика в последнее время все чаще отдает предпочтение яркости и зрелищности, нежели смыслу и качеству.

 Вполне естественно, что приезд «высокотехнологичных» кукол воспримут как театральное откровение и истинный шедевр. В сюжете все перемешается: куклы будут более живыми, чем настоящие люди, а люди, теряют свои души, превращаются в нечто искусственное. Необузданное стремление к выгоде, измена и предательство, эгоизм – чего только не намешано в людских сердцах! А ведь на страдания кукол смотреть интереснее. Почему? Может, потому, что у людей уже давно наступило «мелкое время мелких страстей» и что-то «настоящее» мало кого интересует? Люди не так уж и редко становятся похожи на кукол с примитивными запросами и программами… Когда «общечеловеческие ценности – это доллары», то театр старого образца – с психологией, ясными смыслами, обращенный к человеческим чувствам - отходит на второй план. Ему на смену приходят эффектные, но зачастую пустые шоу. Тогда уже не стоит цель разбудить душу зрителя, необходимо мгновенно – здесь и сейчас - поразить его эмоции.

 Чтобы зритель откликнулся на события, происходящие на сцене, начал размышлять и сопереживать героям, была необходима мастерская, тонкая актерская игра. А что сейчас? «Слова потеряли всякий смысл, а наша профессия и состоит в том, чтобы повторять заученные наизусть слова. Мы обманщики, Миша» - вспоминается разговор двух актеров из «Предбанника».

 


 ПРЕМЬЕРА: "Жизнь и судьба"

Режиссёр: Лев Додин

Театр: МДТ - Театр Европы

 

"Жить стало лучше, жить стало веселее..."

Анна Банасюкевич

 

 Лев Додин взял для постановки роман шестидесятника Гроссмана. Кому-то может показаться устаревшей рефлексия на темы репрессий, войны и антисемитизма. Вроде бы, все уже было сказано, если не в Оттепель, так в Перестройку. И про фантастические цифры погибших в лагерях знаем, и про то, что солдат не жалели, и про репрессированную науку. А уж пафос романа на тему того, что сталинизм и фашизм – братья-близнецы, кажется безнадежным анахронизмом. Да и не модно это сейчас. Вот как раз потому что не модно и важно напомнить об этом. А то ведь и историю в школе сейчас преподают уже по-другому, чем нам, в 1990-е. Да и фигура Сталина вызывает, судя по опросам, если не симпатию, то уважение у огромного количества сограждан, и не только преклонного возраста. Тоска по сильной руке, ущемленные патриотические чувства, желание мифической стабильности оказываются важнее безбрежного потока невинной крови. Цель оправдывает средства.

 Да и спектакль не о репрессиях, не о фашизме  и сталинизме. Он о том, как человек ищет компромисс между свободой, личной моралью и комфортом, спокойствием. И не находит. Комфорт покупается ценой совести. Ради стабильного быта, ради избавления от страха приходится продать душу. Вряд ли ситуация изменилась. И именно сейчас, а не только в 90-е, когда все историки и общественные деятели рванули развенчивать сталинизм, разговор об этом выборе (спокойствие или чистая совесть)  своевременен и накладывается на события сегодняшнего дня. Деятели культуры, спортсмены массово вступают в правящую партию (а им вряд ли грозит арест, как грозил он Виктору Павловичу), снова пишут общественные письма (например, с осуждением арестованного олигарха), ученых сажают за шпионаж, недовольных людей разгоняют дубинками, молодые, выросшие уже во, вроде бы, свободной стране, пополняют новую пионерию за бесплатные мобильники и билеты в кино…И в этой атмосфере, при аккомпанементе ТВ, вещающего, что “жить стало лучше, жить стало веселей” (слова просто другие: ВВП, стабилизация, все такое), спектакль, трактующий компромисс с совестью как смерть, объявляющий ценою “интересов государства” – жизнь, свободу и индивидуальность, становится для кого-то гражданским актом, а для кого-то досадной занозой.


Остальное на www.theatre.gogol.ru


 



В избранное