Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На каждый день

  Все выпуски  

На каждый день Выпуск от 07/07/2012


7 июля - ИВАН КУПАЛО




ИВАН КУПАЛО, ИВАН ТРАВНИК


Дохристианский русский праздник Купала совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. На этом основании предки наши считали даже церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи собственно началом лета.


В северо-западной Руси 24 июня поселяне имели обычай приносить в церковь к обедне для освящения огромные венки и пучки зелени, и все это потом употребляется против наваждения нечистой силы, против переполоху и т. п. В Малороссии праздник Рождества Иоанна Предтечи называется в народе попросту Иваном Гулящим, как видно оттого, что день этот исстари проводится с разного рода народными удовольствиями, забавами и развлечениями.
Народное празднество, справляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева майского и погружение его в воду, сбор трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.


Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малороссии и Белоруссии. Купальский огонь часть добывали при трении из дерева и называли его: живым, лесным, царем огней, лекарственным.
В этот же день купаются в озерах и реках, а после купания людей купают там и лошадей хворых. В день Ивана-купалы от купанья проходили решительно все болезни, только купаться надо между утреней и обедней. В некоторых местах существовало даже убеждение: кто в Иван-купалу не станет купаться, тот колдун.


Символом праздника Купалы стал цветок иван-да-марья. Сочетая в себе желтое и голубое, цветок как бы отражал купальское значение огня и воды, столь широко используемых во время праздника. В купальских обрядах переплетались мифологические пре дставления и о дающем жизнь мужском начале и о вынашивающем жизнь женском начале. Праздник «макушки лета», наивысшего расцвета природных сил стал и апофеозом человеческой любви, потому и иван-да-марья стал воплощением сильной любовной страсти. Даря его, признавались в любви. Но легенды о возникновении цветка говорят о другой любви — преступной. По одной из них, брат и сестра не ведали о своем родстве и вступили в брак. За грех кровосмешения они были превращены богами в цветок, но не расстались и после смерти. Подругой легенде — брат и сестра сами превратились в цветок, только чтобы не терять друг друга. По третьей — брат убил сестру, соблазнившую его, а она перед смертью попросила посадить на ее могиле цветок — это и был иван-да-марья.
В ночь на Ивана-купалу смачивали росой скатерть, воду выжимали в бутылку и мазали этой водой глаза. Так лечили все глазные болезни.
Умоешься купальской росой — будешь здоров и счастлив весь год.
В Ивановы ночь небо звездное — буд ет много грибов.


В муравьиных кочках отыскивали целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивали земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь.
В Малороссии сбирали голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.


Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах. Ведьмы собираются на лысой Киевской горе: этот день их, ведунов, колдунов, домовых, водяных, русалок, леших. Белорусы из предосторожности запирали в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малороссы для защиты от ведьм вешали на окнах и порогах дверей жгучую крапиву.
Великороссы думали, что с этой ночи появляются с ветлячки — ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорили: «Иванушка, Иванушка! Полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько».
Наши огородники по обильной ивановской росе угадывали о большом урожае огурцов.


Иванов день пришел, траву собирать пошел.
На Ивана Купала кого побьют (на игрищах), пиши пропало.
Просите, детки, дождя до Ивана, а после Ивана и сам я упрошу.
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).
Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке.
Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы грешные умолим.
После Ивана не надо жупана.
На Иванову ночь звездно — много грибов будет. На Ивана Купала появляются светляки. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов.
Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала и им открывают клады. Вот как о таком цветке рассказывается в одной быличке:
«Жил в одном городе богатый трактирщик, у которого было много служащих, или как их звали на Руси раньше — половых. Однажды половые разговорились между собой о том, как можно сделаться богатым и знатным. Один и говорит:
— Я знаю средство сделаться богатым.

Что же ты не испытаешь его, коли знаешь? — спрашивают его товарищи.
Бойсь, опасно.
Тогда расскажи нам, как же это можно разбогатеть.
Нужно, достать Иванов цвет, цветок папоротника, который расцветает только в ночь на Иванов день. Кто этот цветок добудет, от того никакой клад не укроется и он может все сделать, что захочет.
Ладно, попробуем! — сказал один из половых по имени Сидорка.
И вот, когда настал канун Иванова дня, поздно вечером Сидорка отправился в лес к зарослям папоротника. В полночь он увидел, что на одном кусте папоротника расцвел цветок. Сидорка сорвал его и побежал домой. И вдруг видит он большой огненный шар, и катится тот шар ему прямо под ноги. Сидорка понял, что это дьявольское наваждение и закричал: «Чур меня!» Шар тотчас же пропал.
Пошел Сидорка дальше! Долго шел, наконец, увидал вдали огонек. Пошел на огонек и подошел к избушке. Заглянул в нее и видит: на печи лежит старый-престарый старик. И говорит ему старик:
— Тебе одному не справиться с Ивановым цветком, я тебе помогу в
этом.
Слез старик с печки, взял ножик и разрезал у Сидорки на ладони кожу, всунул под нее цветок и в ту же минуту зарастил рану. Потом взял со стены суму, подал ему и сказал:
— Твой родной город, как тебе известно, окружили войска врага. Ты
можешь освободить его. Стоит только сказать: «Ранец, ранец, задай врагам танец!», как появятся у тебя помощники. Когда же захочешь, чтобы все прекратилось, то скажи: «Ребята в суму!»


Только, что это вымолвил старик, как Сидорка очутился у города. Город действительно был окружен неприятелем.
Увидав врагов, Сидорка закричал: «Ранец, ранец, задай врагам танец!» И вылезло из ранца войска видимо-невидимо, напало оно на врагов у прогнало их от города. После этого Сидорка был встречен царем с большим почетом, произведен в фельдмаршалы и находился при царе до самой его смерти».
Заговор об отыскании кладов. «На горе стоит на высокой монастырь мал-малешенек, во том монастыре сила Божия, по горам слышен благовест, а ударят в колокол в первый раз — все приставники упадут на нутро земли, а ударят во второй раз — обнажатся сокровищи, а ударят в третий раз — кому Бог благословит, тому достанутся. А монастырь тот — святого Саввы священнаго, ему и молебен служить, подобно, как пойдешь поклажи рыть».


Травы собирались при соблюдении определенных обрядов. По словам знахариц, травы должно рвать на Ивана Купала, между заутренней и обедней, совсем нагому, какой человек родится; и не бояться ничего, что можно при том увидеть: \"Чертям не больно любо, как рвут травы\". А как станешь рвать, то надо прежде попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого снадобья; надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:
Гой, земля ecuсырая,
Земля матерая.
Матерь нам ecuродная,
Всех ecuнас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий ecuнародила И злак всякой напоила, Польгой\' беса отгоняти, И в болезнях отгоняти! Повели с себя урвати Разных снадобьев, угодьев Ради польги на живот!


Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.
Различные травы имеют различные силы, — одна помогает против одной какой-нибудь болезни, другие против нескольких, как, например \"лук — от семи недуг\", есть даже трава \"сорокаприточник\" (борец, аконит), т. е. помогающая от сорока приток (болезней).


Еще замечательна трава \"плакун\", которая не только \"врачует болезни глаза и прогоняет из человека поселившихся в него бесов, но и сообщает целебные силы другим трава м. Один старинный лечебник советует: \"пойдешь травы рыть имей при себе (корень плакун-травы), а когда не имеешь сего корня, то хоть опосле приложи ко оному корню, то будит всякая трава иметь свою силу\".


О том, каким образом люди познакомились с целебными свойствами растений, существует много любопытных поверий.
Народ убежден, что некоторым знахарям и чародеям травы сами повествуют о своих целебных свойствах. Употреблению многих трав научили людей звери, обладающие даром знания их целебных свойств.
Интересная легенда, записанная в Яренске, Вологодской губернии, приводится доктором Демичем, в его статье \"Легенды и поверья в русской народной медицине\":
\"Барин некий ходил в лес, собирал там змей, что с короной на голове, а дома приказывал слуге приготовлять себе из них пищу. Змеи имели такое свойство, что поевши их, человек начал понимать разговор огня с огнем,
травы с травой, и барин подслушивал в лесу таинственный разговор трав и записывал, какая трава от какой болезни полезна. От него и пошли все травники, цветники и стали потом знать пользу трав\".
Способность понимать говор трав может быть получена еще и от употребления змеиного мяса, и от другой недозволенной православным христианам пищи. В одной украинской сказке говорится про крымского пленника, казака Вакулу, что он, поевши у татар \"запрещенной пищи\", начал понимать разговор трав:
Кану пер говорит: я от запоя,
Полынь кричит: а я от лихорадки,
Любисток уверяет, что ему известны тайны
девичьих сердец;
Переступень кричит: я от надрыва,
Бодяг — от ран, исоп от зуда в горле,
Сорочье мыло — от морщин, веснушек.


Но для знания целебных растений нет необходимости быть чародеем и ведаться с нечистой силой, или есть такие непотребные вещи, как змеиное мясо. Выше говорилось, что большинство трав собирается с молитвами и даже освящается в церкви — потому, что целебные травы \"указаны нам самим Богом\". Указания на целебные свойства растений, по мнению сведующих в «зелейном деле» лиц, заключаются уже в самих названиях трав, затем во внешнем их виде, — в цвете, форме листьев, корней, в их запахе. На основании этих признаков применяется масса различных растений в народной медицине.
Таким образом, трава горлянка употребляется в Казанской губернии против воспаления горла.


Чистотел (Chelidonium majus) применяется повсеместно в России для лечения бородавок; в Харьковской и Курской губернии в отваре этой травы купают детей, страдающих различными кожными болезнями и пятнами на теле.


Живокость в Поволжье считается средством способствующим срастанию костей.


Травой \"Сон Пресвятой Богородицы\" (Dianthus deltoides) поят детей, когда они плохо спят.


На Украине от бессонницы у детей — плаксивцы или соняшницы, — дают соняшник (подсолнечник). В Черниговской губернии применяли в аналогичных случаях окуривание из сон-травы (Anemona Pulsatil la L.).
Кровохлебка, в изобилии растущая на русских лугах, применяется в народе как кровоостанавливающее средство, при кровохаркании и кровавой рвоте.


Трава царские очи излечивает глазные болезни, так же действует и трава плакун. Про царские кудри в одном из старинных травников сказано: \"Пригодно у кого нет на голове волос парить травой — будут волосы тонки, гладки\".


Трава-Горе пригодна от тоски и похмелья.
Против грыж употребляется ряд растений, известных под названиями грыжной травы и грыжника.


Корень подлесника (Asarum europacum L.) называется также золотушной травкой и употребляется во многих местностях против золотухи. В Сибири то же растение называется тайнишной травкой, по употреблению от \"тайника\" (родимца).
В Воронежской губернии растение Phlomis tuberosa L., называется младенческой травой, по употреблено ее на ванны для детей от \"младенческой\" (сухотки).


Настой корней глистовника (Solanum du lcamara L.) дают от глистов.
В одном из старинных лечебников рекомендуется: \"Еще кто кровию мочится — подвязать под всю поясницу и под вздухи подушку или мешок с красными и розовыми цветами\". Очевидно, применение здесь красных цветов имеет такое же \"симпатическое\" отношение к кровавому цвету мочи, как, например, назначение красного сукна при роже — к красному цвету воспаленной кожи.


Русские люди верили, что растения, имеющие красные цветы или дающие красный настой, помогают от кровотечений, кровавого поноса, геморроя; желтые цветы помогают от желчи; белые — от белей и т. п.
Чернобыль (Artemisia vulgaris), которой лечатся от всех женских недугов, применяется с уверенностью, что зеленостебельный экземпляр останавливает регулы, а красностебельный — открывает задержанные.
Тысячелистник (Achillea millefolium L.), имеющей, как известно, белые и розовые цветы, употребляется для лечения \"красной грыжи\" (маточных кровотечений) красноцветный, а при \"бе лой грыже\" (белях) — белоцветный.


\"Ячмень\" на веках простой народ лечит таким образом: обводят его трижды ячменным зерном, каждый раз слегка укалывая ячмень и произнося заговор.


Ятрышник (Orchis L.), похожий своими корневыми шишками на семянные железы, издавна считается возбуждающим половые органы средством.


Другие темы раздела "На каждый день" вы можете найти здесь:

В избранное