Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 8

Некоторые из нас потеряли разум,
но большинство давно потеряли тело...
Кен Уилбер

Истоки и формы пренебрежительного
отношения к телу.

Неприятие своего тела может выражается, как в самых грубых, так и в самых утонченных формах:

1. В утонченной ( «духовной») форме эта идея приобрела вид пренебрежительного невнимания к телу и, сведению этого внимания лишь к оказанию ему медицинской помощи, внешнему декорированию, уступке традиционной физкультуре (для поддержки так называемой «формы», хотя в Евангелии тело названо храмом!).

Так, например, к питанию тела мы относимся внешне, как к простой подзарядке – поэтому за едой читаем, болтаем, смотрим телевизор. Как следствие невнимательности – сломанный о косточку зуб, переедание, которое могло вызывать изжогу, и прочие неприятности …

Никогда не забуду увиденную бытовую сцену: раздраженно говорящая женщина (очень образованная!) с зубной щеткой во рту и в буквальном смысле - с пеной на губах. Так мы заботимся о членах нашего тела: в данном случае - о деснах и зубах…

Для тех, кто все внимание направляет на свое «духовное» развитие, напомним слова нашего соотечественника 19в., св. Феофана Затворника:

«Здравые духом, восприняв семя духовной жизни, начинают обычно воспитывать ее и развивать посредством видимого, телесного действования.

Эту речь направляю против тех, которые слишком идеальничают или духовничают в деле веры и спасения. Дошедши до мысли, что христианство духовно, они все уже видимое в Церкви пренебрегают и отвергают…..

Эти умники прямо хватаются за духовное и невидимое, минуя видимое и телесное»

2. Другой вид пренебрежения телом - одержимость его внешней формой. Это так же присуще и верующим и неверующим.

Визуальные средства информации приобрели такое влияние, что они одновременно формируют наше ощущение реальности и подавляют телесное восприятие.

Женщины настолько не чувствуют свое тело, что в одном исследовании 75% участниц считали, что имеют излишний вес, хотя в действительности 45% весили меньше нормы.

В конце 20 века тело стало товаром, продаваемым или используемым для того, чтобы продавать другие товары. Рекламное изображение тела, особенно полуодетого женского тела, помогает что-нибудь продать.

Арендуют матки для выращивания детей. Манипулируют частями тела и тканями – органами, клетками крови, генами, яйцеклетками, семенем… .

Как мужчины, так и женщины все больше не довольны теми или иными частями тела, ростом, весом, внешним видом.

Возникли целые области «телесной» индустрии, которые способствуют отчуждению души от тела, окружая нас недостижимыми «идеальными образами» – пластическая хирургия, косметология, диетология, мода, порнография, бездуховный фитнес

И платим мы за это не только деньгами : мы предаем или отрицаем себя, какие мы есть на самом деле, и то, что мы чувствуем.

Не соответствие коммерческому идеалу порождает ненависть к себе, которая тоже сводится к войне с телом. Чего стоят одни рекламные слоганы: «Объявите войну (!) целлюлиту, болезни, старости и пр».

Озабоченность телом превратилась в социальную манию, своего рода наркоманию внешности.

3. одержимость здоровьем тела.

ОРТОРЕКСИЯ — вид психического расстройства, одержимость здоровым питанием и здоровым образом жизни. Страдают от него не только сам стремящийся к идеалу, но и его близкие, которых пытаются активно вовлечь в процесс и клеймят за непонимание.

«Об орторексии впервые заговорили лет 10 назад в Америке, где за своим здоровьем принято следить более тщательно, чем в России — говорит психолог Денис Рогачёв. — «Считается, что там этому заболеванию подвержено около 6% населения, в основном женщины после 35.»

В Европе цифры примерно те же — 6–7%. В нашей стране эта проблема пока стоит, конечно, не столь остро, поскольку что-то делают для своего здоровья только процентов 30 населения, притом не постоянно, а время от времени. 

На протяжении длительного времени орторексики выглядят спортивными и здоровыми. Орторексия вырастает из обыденных и правильных вещей, доведенных до абсурда.

Ее особенность - и одновременно сложность ее лечения - уверенность больного в том, что он поступает правильно, действует на благо своего организма и живет здоровее других. В первую очередь орторексия опасна тем, что может перерасти в анорексию - полный отказ от пищи.

4. Крайний случай – якобы «духовная брань» с телом, со ссылками на пример юродивых или отшельников, когда пренебрегается предупреждение апостола о том, что «наша брань не против крови и плоти, но … против духов злобы поднебесной».

Классический пример – оскопивший себя Ориген.

Во всех указанных случаях мы обращаемся с телом не, как с преданным от первого да последнего вдоха другом, но навязываем ему свою (часто самоубийственную) власть.

Когда мы перестаем слышать тело, мы постепенно забываем, как слышать и Бога и других партнеров.

Многие живут с такими физическими проблемами, как постоянно сжатые челюсти, головные боли, язва, боли в спине или астма, потому что научились сдерживать чувства.

Не чувствуя свое дыхание, которое контролирует болезненные чувства, мы позволяем себе их «забыть».

Есть очень известное выражение: «Я плохо себя чувствую», с которым мы обращаемся к врачу, чтобы он нас «почувствовал» лучше нас самих, понял причину недомогания и помог нам почувствовать себя лучше.

Не зря слово «врач» происходит от древнего корня «врать», т.е. уметь разъяснить, рассказать, уговорить, внушить, направить внимание, чувство…

Доверяя мнению врачей больше, чем Промыслу нашего Создателя, чем само-чувствованию. Нам все труднее вспомнить о Нем и благодарить Его за то, что дивно нас сотворил и попускает нам переживать болезни только для нашего блага.

Сейчас развивается особое направление терапии, возвращающее способность к самочувствию – телесная психотерапия, но без понимания истинных корней нашего небрежению плотью, она может предложить только, до некоторой степени, адаптацию, саморегуляцию и самоупование.

А в чем истоки всех форм отчуждения тела и души ?

Библейское видение этих истоков таково:

Пренебрежительное отношение к плоти и телу - следствие грехопадения человека, не достигшего в раю полноты своего воплощения.

Оно внесло раскол во все отношения человека: с Богом, с другим человеком, с природой, с самим собой, с собственным телом.

Но, если раскол с ближним и природой легко сознается и является предметом заботы самого человека и общества в меру понимания, то раскол с Богом и с самим собой сознается куда труднее.

А порой человек за всю жизнь так и не признает этого, невидимого глазом, основополагающего раскола.

Вспомним: первое, что видят открывшиеся после грехопадения плотские глаза прародителей – телесная нагота, которая теперь разделяет, бывшее по воле Божьей целомудренное единение мужа и жены во «одной плоти», на две плоти.

Они стали видеть теперь, как бы «вниз» - разделяя все тело на «чистые» и «нечистые» части.

Это разделение символически выражают повязки из листьев, которые скрывают часть тела не только от друг от друга, но и, как Адаму и Еве кажется, – от Бога, но для себя самого.

Эта самозащита через отделение, ограничение - разделяет тело на «хорошие и плохие» его части. Т.о., все тело, теряя целостность, попало под подозрение.

С тех пор, «фиговым листиком» оправдания разрыва между «духовным, душевным»и «физическим» стало убеждение, что, т.к. душа бессмертна, а тело смертно, то с ним можно поступать по воле своей души.

Безблагодатное, бездуховное, плотское видение наготы тела стало символом стыда, страха, разделения не только друг от друга, но в самих себе.

Вспоминается греческий миф о царе Эдипе, который сам выколол себе глаза, когда понял, к чему они его привели… И понял, что слепой пророк видел его душу и судьбу , лучше чем телесно здоровый Эдип.

Пророки и ясновидцы нередко были слепыми телесно, но зрячими духовно, т.е. воспринимали сквозь наш расколотый мир целостную ткань бытия иного…

«Я закрываю глаза, чтобы видеть». (Поль Гоген)



Автор рассылки: Алешина Е.Д.

 

 


В избранное