Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


 

 Сонастраивание  тела  по образам  храма и лествицы.  

 «вот, лестница стоит на земле, а верх ее кacaется неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят с ней" (Быт.28:12)

«тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19).

Через  Деву Марию, как по лествице,  Сын Божий,  нисходит,  воплощается в обычном человеческом теле и живет среди людей,  сначала как дитя и как Сын Человеческий. Господний призыв: «Будьте как дети» - есть для нашего исследования отправная точка и по сюжету программы и по методике. Нам важно, как  бы заново пройти путь ребенка  от первого вдоха,  осознать, исследовать и принять это  дыхание и тело со смирением и доверием к  его мудрому устроению, к  тому что «закон Твой   посреди  чрева моего» (пс.37, 9)  и «вся – внутренность моя – имя святое Его» (пс.102,1).

С  Крещения во Иордане начинается  Восхождение    Иисуса к Отцу, проходя по ступеням служения от искушения в пустыне до  креста и  вознесения.   Следуя за  Господом, который сказал:«Я есть Путь ...» и  за прообразом лествицы Иакова, уведенной  им во сне, христианские подвижники  по разному описывали число ступеней лестницы духовной практики. Взятое.  равным 30 ступеням  в  трактате св. Иоанна Лествичника, не считается точно закрепленным.[1]   Но оно вполне соотносится с числом позвонков  нашего хребта (без копчиковых позвонков).   Духовные ступени, как и позвонки, есть условие нашего  выпрямления и восхождения человеческого  духа и тела к бессмертию и обожению.

 При этом   3  уровня позвоночника:  таз (чресла), грудной отдел,  череп – соотносятся  тремя уровнями устроения человека -  физической (плотский) душевный, духовный, которые пронизывают друг друга, как огненный меч есть и огонь и металл, а  не отделены непроходимыми перегородками.

 

Постановка  тела и его движения, голоса, дыхания  по образу храма -  есть результат само настраивания по образам и осуществляется в несколько  этапов.   В нашей программе  она  основана по образу  телесной лествицы или  храма,  открытому через Священное Писание:

Итак  в программе есть 4 этапа:

  1. Дыхание.

«Всякое дыхание  да хвалит Господа» (Псалом 150)

«Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение». (Иов 32.8)

«Дыхание есть естественный путь к сердцу» (препод. Никифор Уединенник «О трезвении…»)

Если я не научусь правильно дышать, то неверной будет и моя жизнь, и молитва и все остальное  (Афонский старец архм. Эмилиан «Богопознание»)

Освобождение дыхания улучшает  чувствительность, контакт с телом и увязывание его с центром тяжести, влияет на  кровообращение.

 На надо осознать возможность дыхания носом,   типы и стратегии дыхания,  возможность   в теле «певческого» дыхания, тогда оно может стать и  трехфазным (вдох, выдох, пауза),   как трехфазна работа сердца. Это   налаживает ритмы дыхания, сердца и мозга. Именно такое дыхание ставит голос , осанку и все внутренние органы на место

Феофан Затворник: «В сердце жизнь, - там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет, это дело всех начинающих искать Господа. Тогда только и начало жизни, когда в сердце покажется сосредоточенная неугасимая теплота. Се есть огонь, который Господь пришел извести на землю».

2.    «Нисхождение» от макушки до стопы (горизонты-пояса)

-Верх правит (руководит) низом.

-Осознание  и  ощущение  целостности и соборности  тела,

-Телесный смысл сказки про репку.

-Отладка тела из положения «лежа»: на спине,  на животе, «сидя» на полу  и «на четвереньках».

  1. «Восхождение» от  до стопы до макушки

- Собирание, воз-движение  и  рост тела по  оси восхождения  из поклона, как упругой лозы.  Выстраивания новым молитвенным дыханием  живого  телесного храма от стопы (паперти) до макушки (маковки)

- Символика храма тела и храма рукотворного.

- Воплощение  призыва:  «Препояшьте чресла ваши!», и «Премудрости, прости»

  1.  «вперед и вверх» (походка)

-  Биомеханика походки, бега. Внутренний  «скрестный вос-ход.»

 - Отладка тела  в общеукрепляющих и повседневных движениях.

- Развитие вкуса к такому переживанию связности в теле - мышечная радость или «игра мышц».

-  Осознание связности внутренней телесной атмосферы  с атмосферой души

 

 ближайшие мероприятия:

семинар-тренинг:"Православие и культура тела . Тело-храм"

1. в Санкт-Петербурге:   17- 19.09. 2010 г.
Вводное занятие 17 сентября с 18 до 20 часов ВХОД СВОБОДНЫЙ!!!
Время занятий: 18-19 сентября с 10 до 17 часов.

 Для участия необходима регистрация: klubmam@gmail.com Справки по  тел. 8 911 023 30 80. организатор – Ирина

 Иногородним  посоветует  места проживания.

 
2. в Казани:    24-26 сентября

Вводное занятие 24 сентября с 18 до 20 часов ВХОД СВОБОДНЫЙ!!!
Время занятий: 25-26 сентября с 10 до 17 часов.

  : nmrprof@rambler.ru Телефон: +79872952059 Маргарита.

На вводное занятие прийти могут все желающие, но оно рассчитано на то, что чтобы ввести в тему и поставить конкретные задачи для каждого (с использованием тестирования) с тем , что бы следующие два дня практически исследовать возможности переобучения стереотипов своего привычного образа тела: его восприятия, биомеханики движения, осанки, дыхания.. И далее воплощать все " схваченное" в повседневной жизни, при этом передавая полученные знания и умения ближним.

Цель нашего семинара - раскрыть православное учение о целостности человеке, о его теле как о храме Духа святого. Исследовать и определить практические подходы к сфере телесного ОБРАЗ-ования для преодоления существующего разрыва между духовным и телесным развитием личности, опираясь на;

- идеальный образ человека - Господа Иисуса Христа,

-на поданные нам в Свв. Писании и Предании телесные образы

-на святоотеческий аскетический опыт

-на современные антропологические исследования ( в том числе в изучении биомеханики движения , физиологии, телесно ориентированной терапии)

 

- на традиции  телесного воспитания  православной Руси.

Мы исследуем телесные образы Священного Писания и вы сможете лучше понимать образный язык Библии. Православных молитв  и на практике воплощать  полученные знания и навыки,  что повлияет на повседневный образ жизни, на здоровье и на внешний вид, "препояшет" нас в служении Богу, в общении с собой, ближними.




[1] Но точно и твердо определена общая структура исихастского пути восхождения, характер и содержание его основных участков, блоков: покаяние (обращение);  борьба со страстями («играми разума») ; исихия;  сведение ума в сердце ; бесстрастие; чистая молитва; созерцание нетварного Света - преображение и обожение

 


В избранное