Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

тело-храм. Православие и культура тела.


Письмо 6

Два способа познания.

О методе нашего исследования.


Есть два дополняющих друг друга способа познания:

Первый способ, прививаемый нам всеми способами современного образования, - научный, в котором всегда есть три элемента: познающий, познаваемое и инструмент познания.

Второй способ (онтологически он – первый, научный способ познания - только его тень) описан в Библии, во второй главе кн. Бытия, когда Господь САМ !!! – своим присутствием готов был и поддержать и исправить Адама. Вспомним, как Он приводил животных к человеку, чтобы видеть, как он их наречет.

Человеку  дана Богом способность, непосредственно воспринимая суть всех животных, давать им соответствующие имена.

Имя-логос – всегда отражает суть и человека, и географического названия, и животного и названия одежды, предметов обихода, частей тела и пр. Кто-то точно сказал, что пределы моего мира есть пределы моего языка.

Библия показывает, что человеку было дано такое познание - видение, в котором проявлялось единство человека с миром и Богом. Т.к. именно через причастие к Божественной благодати человек мог видеть логосную1 суть живых существ.

Потому змей и не обратился со своими богохульными речами к Адаму, т.к. имея такое видение сути, тот бы и слушать его не стал. Тогда искуситель  обратился к жене, которая не имела такого дара непосредственного видения  и могла только научиться такому познанию от мужа, если бы не поспешила в своем своеволии…

У жены, как у новорожденного младенца, был пока только дар чувственного восприятия, которым она и злоупотребила по наущению сатаны: «Увидела жена, что дерево ХОРОШО ДЛЯ ПИЩИ и ПРИЯТНО ДЛЯ ГЛАЗ и ВОЖДЕЛЕННО, потому что ДАЕТ ЗНАНИЕ (причем - вне Божьего присутствия, руководства и благословения, как это было с Адамом при наречении им имен животных).

И, хотя второй способ стал после грехопадения менее доступен, но все же оставлен человеку, наряду с другими качествами Образа Божьего, ради его дальнейшего общения с Богом, ради его будущего спасения.

Ведь именно второй способ познания - есть откровение сокровенного, так ярко явленный нам уже в Ветхозаветных патриархах и пророках. Нерелигиозный человек назовет его вдохновением, интуицией…

Именно к этому способу сразу обращается Адам, ведь первое, что он делает, потеряв рай - познает свою жену, т.е. - ее внутреннюю суть на тот момент. И «плод познания» этой внутренней двойственности: близнецы–братья Каин и Авель.

Они и символизируют эти два вида познания. С них начинается удивительная череда Ветхозаветных обращений, когда последний оказывается первым – младший брат обретает первородство, благословение, которое мог бы получить старший…

Причем благословение всегда подается через телесное прикосновение руки отца к голове сына.

Это брачное познание Адамом жены (жизни, материи, чувствительности), имеет своим предметом и инструментом именно двойственную душевно-телесную природу человека.

Здесь начало самопознания и познания другого (ближнего).

Каин2 - есть символ второго вида познания ради своего желания приобретать, которое разделяет, отчуждает познающего от познаваемого, человека от Бога и природы, брата от брата... После убийства брата именно Каин становится родоначальником цивилизации, надеющейся более на прогресс, чем на Бога: « и построил он город…» (Быт.4,17)

Авель3символ познания не ради того, чтобы стать богом без Бога, а ради богопознания и служения своему Творцу.

Близко общаясь с животными, он мог задаваться и таким вопросом: «В чем сходство и различие человека от животных?

Что означает для человека его собственное тело, и чем является для него тело другого человека?».

И может быть ради правильных вопросов, было дано ему откровение о важности принесении в жертву Богу овна, что, несомненно, было труднее, чем ради общения с Богом принести земные плоды, как это сделал Каин.

Ведь мясо тогда еще люди не ели, и, заботясь, как пастух, о своих овцах, Авель был привязан к этим божьим тварям, как мы привязаны к своим домашним животным и к «внутренним стадам» – чувствам, мыслям…

Присутствуя при  рождении ягненка, его  развитии, умирании… он чувствовал единство плотской жизни человека и животного и проникал в тайну жизни и смерти, тем самым, глубже постигал от Кого, Кем все сотворено, к Кому все рождается, движется, дышит… и умирает.

Через рассечение животной плоти, он мог всмотреться через это жертвоприношение и в свое устроение?

Зная от родителей о случившемся грехопадении, Авель видел, насколько, по природе прекрасное животное - плотское начало в человеке, вместо служения его духу, стало  легко преобладать над ним после грехопадения…

Познание этот темной стороны животной природы и принесение в жертву овна – было, возможно, символом его покаяния, как готовность принести в жертву все плотское в себе, ради воскрешения в себе прежней первозданной природы…

Каин же, со своим рассудочным умом, видя что Богу угодна жертва Авеля, все же так,  по- человечески понятно-сентиментально, пожалел принести в жертву овна, но, тоже так увы, по-человечески, не пожалел пролить кровь брата…

 

Итак, именно второй, Авелев способ познания, и позволяет нам иначе подойти к человеку и его телу, чем это делает применение только научного метода.

Задача этого метода не просто что-то понять и по-своему переделать, но, как заповедано - творчески окультурить, возделать внутреннюю «землю из которой он взят» (Быт.3,23), для созидания телесного храма и стяжания Духа Святого.

И делать это с молитвой, следуя заповеди евангельской: «Вникай в себя и в учение».

Как настройщик настраивает инструмент, так и мы настраиваем свои душу и тело на постоянное усилие, собирание себя на восхождение, преодолевая постоянную тенденцию к неосознанному падению.

Не случайно медики называют привычную осанку «остановленным падением». Но каждый ребенок, пытаясь встать на ноги, ища равновесие, еще не может найти идеальное стояние и формирует свой индивидуальный мышечный дисбаланс и двигательный стереотип, т.о. «падает» на свой манер и при этом сваливает свою небрежность, на Бога: «Ну, таким уж меня Бог создал».

Так же Адам свалил свой грех на Бога.

Следует осознать свою меру ответственности, т.к. каким бы по форме и состоянию здоровья не оказались наше тело-душа от рождения - мы никогда не спутаем человека с животным – «иная плоть человека, иная у скотов…». (1Кор.15:39).

Важно понять, что если Господь подает нам телесную жизнь и разум, то есть и возможность координации и выбора из  этих двух путей самопознания и содержания (само-ДЕРЖАВИЯ!) в общении с миром и Богом.

Это будет нашей ответственностью, нашим ОТВЕТОМ на поданный нам дар – жизнь души и тела.


Автор рассылки: Алешина Е.Д.

1 Логос с греч.слово, идея, образ, мысль, причина. Учение Гераклита о Логосе схоже с учением Лао-цзы о дао.

2 Имя Каин на иврите означает - «приобретение»

3 Имя Авеля – « дыхание, пар, нечто преходящее»

 


В избранное