Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'24U (4506) *миметизм* 9-11/IX/24 (пн-ср)


` Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 11-Sep-2024 9:48

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 29 августа 2024 г. ст.ст., среда.
  Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

  литургические чтения: (праздника) Деян.13:25-35; Мк.6:14-30.

 

 

 

Вопреки обыкновению, сперва поясню ключевое понятие, много раз встречающееся в основном тексте выпуска.
Миметический — "подражательный". Идея миметического желания "заключается в том, что человек желает не сам по себе, а заимствует желания у других людей, вступая с ними в сложные отношения медиации (опосредования), которые могут вылиться в соперничество и взаимное насилие"@. Миметизм в этом контексте — само такое заимствование.

 

 

> <Христиане> усматривают в суде над Иисусом, во вмешательстве толпы, в распятии событие, уникальное само по себе — в качестве исторического события. Евангелия же, напротив, говорят, что Иисус находится в том же самом положении, что и все прошлые, будущие и нынешние жертвы. Богословы видят здесь только метафору, более или менее метафизическую и мистическую. Они не понимают Евангелия буквально и склонны фетишизировать Страсти. Сами того не сознавая, они продолжают дело своих противников и дело всякой мифологии. Они ресакрализуют насилие, десакрализованное евангельским текстом.

> Ошибочность такого подхода доказывается тем, что в само́м тексте Евангелий <присутствует> еще один пример коллективного убийства — отличающийся в фактических деталях, но по своему механизму и по отношениям между участниками совершенно идентичный Страстям. Я имею в виду убийство Иоанна Крестителя. Я разберу рассказ о нём у Марка. Хотя это текст относительно краткий, он поразительно четко изображает миметические желания, а затем миметические соперничества и, наконец, вытекающий из рассказа в целом эффект козла отпущения. Невозможно считать этот текст простым отражением или дублетом Страстей. Различия слишком велики, чтобы мы могли заключить, будто у двух рассказов один и тот же источник или даже что они друг на друга как-то повлияли. Сходство между двумя рассказами объясняется, во-первых, идентичной структурой изображенных событий и, во-вторых, предельным мастерством обоих евангелистов в проведении общей для них концепции индивидуальных и коллективных отношений, составляющих эти два события, — миметической концепции.

<.....>

> <...> мы все — Иродиады, одержимые каким-то Иоанном Крестителем. Пусть даже все петли желания у каждого свои, пусть даже у каждого индивида свой образец-преграда, но механизм всегда один и тот же, и это тождество облегчает замещение и замену. Танец <...> завлекает всех участников пира, он фокусирует все желания на одном и том же объекте — голове на блюде, голове Иоанна Крестителя на блюде Саломеи.

<.....>

> Едва воцарившись, миметизм поглощает все измерения, которые казались способны с ним конкурировать на уровнях меньшей интенсивности — сексуальность, амбиции, психологии, социологии, сами ритуалы. <....>

> Даритель никогда не ожидает того пожелания, которое слышит в итоге. Он испытывает горестное изумление, но сопротивляться он неспособен. Узнав, что плясунья требует у него голову Иоанна, «царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел нарушить слово» (Мк 6,26&). <....> Ирод хочет защитить жизнь Иоанна, тогда как Саломея хочет ее погубить. Желание делается всё более убийственным, по мере того как ширится и затрагивает всё большее число индивидов, например, толпу пирующих. Побеждает самое низкое желание. Ирод не имеет смелости сказать «нет» гостям, число и престиж которых его устрашают. Иначе говоря, он миметически подчинен. Гости включают всю элиту иродова мира. Несколько выше Марк позаботился перечислить их по категориям: «вельможи, тысяченачальники и старейшины Галилейские». Он хочет передать огромный потенциал их миметического влияния; точно так же рассказ о Страстях перечисляет все власти мира сего, вступившие в альянс против Мессии. Толпа и власти объединяются и смешиваются. Именно из этой массы поступает прибавка миметической энергии, необходимая Ироду для решения. Наш текст двигает вперед всегда и везде одна и та же энергия — откровенно миметическая.

> Марк вводит эти подробности не ради украшения рассказа, а чтобы объяснить решение относительно головы́ пророка. Все приглашенные реагируют одинаково. На высшей стадии миметического кризиса они образуют толпу, которая единственная способна на решительное вмешательство. Если есть единодушно убийственная толпа, то решение всегда остается за этой толпой. Подчиняясь страшному давлению, Ирод лишь волей-неволей ратифицирует решение этой толпы, как немного позже — Пилат. Уступая этому давлению, он сам теряется в этой толпе; он всего лишь последний из составляющих ее индивидов.

> И здесь снова не следует искать психологию главных персонажей. Не следует верить, что Иоанн и Иисус умерли, потому что попались в руки особенно зловредных заговорщиков или особенно слабых правителей. Это слабость всего человечества по отношению к искушению, идущему от козла отпущения, — эту слабость нужно и разоблачить и заклеймить.

> Пророк умирает, потому что высказал правду об их желании тем людям, которые не хотели ее слышать; никто никогда не хочет ее слушать. Но эта произнесенная им правда — еще недостаточная причина убийства, она — лишь один из признаков виктимного отбора, самый иронический из всех. Она не противоречит <рискованному> в сущности характеру миметического выбора, отлично проиллюстрированному запозданием в выборе жертвы, который происходит лишь после пляски.

> Этот надолго отложенный выбор позволяет Марку проиллюистрировать альфу и омегу желания — его миметическое начало и его виктимное завершение, тоже миметическое. Вопрос Саломеи «Чего нужно желать?» показывает, что в этот момент Иродиада или кто угодно могли бы ей указать на кого угодно. Но хотя жертва указана только в самый последний момент, идею этой жертвы страстно усваивает сперва Саломея, а потом и все пирующие. На этой стадии неспособны сопротивляться даже самые решительные тираны.

Рене Жирар. Пер.: Григорий Дашевский.
Изкниги "Козел отпущения", из гл. "Усекновение главы Иоанна Предтечи" ]

аудиоверсия книги

 

 

см. тж.:
 + + + "Миметическая теория" в Большой росс. энциклопедии
 + + + Сергей Зенкин. Чужие желания и исток всех человеческих конфликтов
 + + + Р. Жирар о причинах убийства Предтечи (см. "За что убили Иоанна?")
        (+ссылки)

 + + + Посредника между Законом и благодатью согласно восхвалим!
 + + + В.Н. Кузнецова: Смерть Иоанна Крестителя
 + + + свящ. Александр Мень: трагическая судьба пророка (+ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: обезглавленный Предтеча -  живее нас с вами
                             messia.info/rasylka/007/1958.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Мы, зная, что такое страх Господень,
  пытаемся убедить других ...
 Ведь любовь Христа заставляет нас заключить,
 что, раз один Человек умер за всех, значит, умерли все.
 Он умер ради всех,
  чтобы те, кто живет, жили уже не для себя,
 но для Того, кто за них умер и был воскрешен.
 Следовательно,
 отныне мы уже никого не можем мерить человеческими мерками.
 Если раньше мы и Христа мерили такими мерками,
 то больше этого не делаем.
 Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение.
 Старое прошло – и вот настало новое.
 А это всё от Бога,
  который через Христа примирил нас с Собой
 и дал нам задачу – примирять других.
 Я имею в виду, что Бог через Христа
  примирил с Собой весь мир,
 не вменяя им больше в вину их преступлений,
 и поручил нам нести весть о примирении.
 Следовательно, мы – полномочные представители Христа
 и в нашем лице сам Бог обращается к людям.
 Мы умоляем от имени Христа: примиритесь с Богом!
 Того, кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом,
 чтобы сделать нас, в единении с Христом,
  Божественной праведностью.
 Как сотрудники Бога мы просим вас:
 пусть Божья доброта, данная вам в дар, не будет напрасна.
 Ведь Он говорит:
 "В благоприятное время Я услышал тебя,
  в день спасения Я помог тебе".
 И вот теперь оно – то благоприятное время,
  теперь день спасения!
 Мы никому не ставим никаких препон,
 чтобы не навлечь нареканий на наше служение!
 Напротив, мы во всём проявляем себя
  истинными служителями Бога:
 терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья,
 побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд,
  бессонные ночи, голод.
 Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой,
 Святым Духом, неподдельной любовью,
  словом истины, Божьей силой.
 Наше оружие – праведность, мы им и нападаем, и защищаемся.
 Мы готовы к чести и к бесчестью,
  к клевете и к доброй славе.
 Нас принимают за лжецов, а мы искренни;
 за людей безвестных, а нас знают все;
 за умерших, а смотри́те – мы живы.
 Нас казнят, а мы не убиты.
 Нас печалят, а мы всегда радуемся.
 Мы бедны, а многих делаем богатыми.
 У нас нет ничего, а мы владеем всем.
 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами,
 наши сердца для вас распахнуты настежь!
 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.
 Я говорю вам, как собственным детям:
 ответьте нам тем же, распахните сердца́!*
                           (2Кор.5:11,14–11/*/)

*********************************************

/*/ из апостольского чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/_24U.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное