Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4502 *Бог -- безусловный зов, без репрессивной силы* 20-24/VIII/24 (вт-вс)


` Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 25-Aug-2024 10:57

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 12 августа 2024 г. ст.ст.,
  воскресенье 9-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.3:9-17; Мф.14:22-34.

 

 

 

 

> <.> "Слабая теология" выступает против Бога как высшего объекта среди объектов, <...> против репрессивного понимания Бога, который рождает, соответственно, репрессивную религию.

> В контексте лабой теологии" только с большой долей условности можно говорить: «Бог является таким», или «Бог является другим». Бог не может быть качественно представлен! "Слабой теологии" мыслит только реакцию человека на Бога. В этом ключе Бог является безусловным зовом, но без какой-либо репрессивной силы.

> Капуто говорит, что наша задача – описать Бога не в терминах логических абдукций {абдукция – процедура выдвижения гипотез, иногда называемая также «выведение наилучшего объяснения»; метод логического мышления, цель которого – дать максимально правдоподобную интерпретацию тому, что считается истинным. – Прим. ред. рассылки.}, а в соответствии с нашим личным опытом, в котором мы воспринимаем Бога как едва-едва уловимого. Причащаясь, мы можем спросить себя: «Вот сейчас я причастился в суд и в осуждение, или во спасение, или это осталось без значений?» "Сильная" теология стремится дать здесь твёрдый ответ, лабая теология" снимает сам вопрос. Метафизическая конструкция «достойных» и «недостойных» не может быть удостоверена, потому остаётся мягкой надеждой (лабой теологии").

> Эта неопределённость и есть правда нашего духовного опыта. И описание Бога должно соответствовать скудости нашего духовного опыта. В Библии Он описан очень по-разному. Нередко как насильник: встретил Павла – и развернул его на 180 градусов; встретил братьев, чинящих сети – и сказал: «Идите за мной», и они тут же встали и пошли; встретил Матфея, сказал: «Иди за мной», тот тут же встал и пошёл. Была ли эта директивность исторической – не важно. Важнее то, что мы описываем Бога директивно.

> "Сильное" богословие представляет Бога сильным и очевидным через чудеса, визионерство и проч.: «Дух Святый сказал: отдели́те Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2); «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деян.8:29); «Между тем, как Пётр размышлял о виде́нии, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя» (Деян.10:19); «Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян.16:7). Оно так и было, конечно. Но это описание не соответствует тому, как мы воспринимаем Бога – едва-едва-едва, что-то там ощущаем, но мы точно не знаем. Более зависимые идут к бородатому старцу, который тоже ничего не знает, но вынужден отвечать твёрдо на конкретные вопросы: «Отче, что это было? Как поступить?»

> Возвращаемся к Капуто. Он говорит, что "сильное" богословие идёт по пути простой логической операции. Оно слишком полагается на логику, предполагая, что логически обоснованное является истиной. Так, "сильное" богословие приходит к описанию Бога через простое умножение на бесконечность: Бог совершенно добр, вездесущ, всемогущ, и т.п. Всё умножили! Это, в свою очередь, приводит во многие логические тупики, например, к проблеме зла в мире и, соответственно, необходимости оправдания Бога (теодицее).

<.....>

> Джон Капуто прослеживает реакцию на присутствие Безусловного в области науки, литературы, истории и т.п. Слабая теология призывает проявить духовную чуткость к себе и анализировать нашу реакцию на настойчивость Бога. В этом смысле Капуто говорит: «Бог не существует, Бог настаивает» (тут игра слов: God does not exist, God insists). Бог есть настойчивое приглашение в мир любви, надежды, прощения или, как Капуто говорит, hospitality, то есть всякого гостеприимства, открытости.

> Богом мы называем наше прикосновение с Некто/Нечто и т.п. или (если быть более точным) нашу интерпретацию этого прикосновения/соприсутствия. По Капуто Бог как бы просится к существованию в нашу жизнь. Мы можем феноменологически фиксировать эту настойчивость, но не можем фиксировать существование.

> Ключевой особенностью нашего отклика является то, что мы не знаем ни значений, ни последствий того, что мы пошли за Богом («что же [за это] будет нам?» (Мф.19:27)). Возможно, не будет ничего. Нам не сто́ит сочинять проекты вознаграждений, ибо это будет лишь голосом нашего прагматизма.

> Капуто пишет: «Голос Божий, Слово Божье, Дух Божий – это призыв, который призывает нас без причинности, силы или престижа, призывая <лучшее в нас>». То есть Он, как бы обращаясь к нашему сердцу, зовёт наше лучшее. И если мы отзовёмся, то мы не знаем, что́ будет в конце.

> Если убрать саму эсхатологическую предпосылку о завершении мира и позволить богословию говорить в дискурсе перманентного движения Божества и человечества, вечного взаимопопечения и т.п., то тогда можно было бы снять блок эсхатологических проблем в целом. Скорого Пришествия не произошло, среднего – тоже. Возможно, мы имеем право снять не только вопрос о времени, но и о содержании Эсхатона. Если убрать панентеистический имманентизм в теологии процесса А.Уайтхеда († 1947) и Ч.Хартсхорна († 2000), то мы получим некоторый черновик неэсхатологического богословия. Известный православный богослов Хри́стос Яннара́с (род. 1935) выступает с ярким тезисом: «Когда Церковь говорит о «последних» событиях, то показывает свою веру-доверие и надежду на Христа… Церковь ничего не знает о последних днях. Она, вверяет себя любви Божией и надеется».{} Он представляет в целом православную эсхатологическую мысль как молитвенное упование, освобождённое и от логики суда, и от всепомилования. «Мы не можем даже одного слова сформулировать об эсхатологическом уповании Церкви без радикального апофатизма церковного языка. Если мы отвергнем апофатическую выразительность и захотим быть честными и последовательными с помощью языка общечеловеческого опыта, то должны идти на компромисс со скромным агностицизмом. Мы ничего не знаем о том, что будет после смерти».{} Таким образом, честное богословие Х.Яннараса снимает комплекс проблем через «скромный агностицизм» по поводу «конца истории». И даже, более того, «Нас не интересует, вечным ли будет наше я. Нам достаточно, что существует Тот, которого мы любим».{}

 

к апостольскому чтению см. тж.:
 + + + архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): Церковь как храм Божий
 + + + В.Н.Кузнецова: Божье поле; Божий храм
        messia.info/rasylka/008/2275.htm (+ ссылки)
 + + + митр. Антоний (Блум). Проповедь 1990 г. об апост. и еванг. чтениях

 

 

к евангельскому чтению вс:
+++ прот. Вячеслав Рубский: экспериментальное доверие (+ ссылки)
+++ его же. 4 проповеди (видео/текст)
+++ прот. Александр Мень: риск нашей веры (+ ссылки)
+++ Энтони дe Мелло: Решиться видеть реальность

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!
 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает,
  ни тот, кто поливает.
 Значит лишь Бог, который взращивает!
 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.
 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено.
 Мы ведь сотрудники на службе у Бога,
 а вы – Божье поле, Божье строение.
 По данному мне Богом дару
 я, как мудрый мастер-строитель, заложил фундамент,
 а кто-то другой возводит на нём дом.
 И пусть каждый смотрит за собой, как он строит.
 Никто не может заложить иного фундамента,
 кроме того, что уже заложен, а это Иисус Христос.
 И строит ли кто на этом фундаменте
 из золота, серебра, драгоценных камней или из дерева,
 из сухой травы или соломы,
 работа каждого станет видна потом:
 ее покажет тот День, потому что он явится в огне.
 Огонь испытает работу каждого, какова она.
 И чья постройка выдержит огонь,
  тот получит свое вознаграждение,
 а чья сгорит в огне, тот понесет ущерб.
 Правда, сам он будет спасен,
 как человек, которого вытащили из пламени.
 Неужели вы не знаете, что вы – храм Бога
  и в вас живет Божий Дух?
 И кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог.
 Потому что храм Бога свят, а вы и есть тот храм.
 И пусть никто себя не обманывает!
 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,
 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.
 Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ...
 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
 Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа,
 и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее -
  всё это ваше,
 но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу.*
                         (1Кор.3:6-19,21-23/&&/)

* * *

*Есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу. И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог. Каждому дано проявление Духа для общего блага. Одному Дух дает дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему, тем же Духом — дар веры; или дар исцелять болезни — тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет; у этого дар языков, у того — истолкования сказанного на языках. Но всё это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению.
 Возьмем для сравнения человеческое тело — оно одно, а органов в нём много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос — ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа.
 Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих. Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу этому телу", разве от этого она перестанет быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз, я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело — ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот в результате органов много, а тело одно. Глаз не может сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь". Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь". Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы, которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые. Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге. И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются этому и все остальные.
 Вы все вместе — Тело Христа. Каждый из вас — один из его органов и часть Тела. В Церкви Бог, во-первых, назначил апостолов, во-вторых — пророков, в-третьих — учителей; потом идут те, кому дана сила творить чудеса; потом — дар исцелений; потом — помощи, руководства, дар говорить на неведомых языках. Разве все апостолы? Все пророки? Все учителя? Все творят чудеса? У всех дар исцелений? Все говорят на языках? Или все способны их истолковывать?* (1Кор.12:4-29/*/)

* * *

*Представьте себе, братья,
 что я пришел к вам и говорил на неведомых языках.
 Какая была бы вам от меня польза?
 Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл,
 ничему не научил, ничего не возвестил,
  ни в чём не наставил. ...
 Жаждете даров Духа –
 добивайтесь изобилия тех даров,
  что способствуют созиданию церкви. ...
 Если я молюсь на таком языке,
 Дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом.
 Как же быть?
 Буду молиться и так, как побуждает меня Дух,
 но буду молиться и разумом!
 Буду воспевать Бога духом,
  но буду воспевать Его и разумом! ...
 Благодарение Богу, я лучше вас всех говорю на языках,
 но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных,
 чтобы наставить и других,
 чем тысячи на непонятном языке! ...
 Когда вы собираетесь вместе,
 пусть у одного из вас будет гимн,
 у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога,
 у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование.
 Но всё должно иметь целью созидание Церкви. ...
 Пророки же пусть говорят двое или трое,
 а остальные пусть проверяют, что они сказали.
 А если кому-то другому из сидящих
  вдруг будет откровение от Бога,
 то пусть первый тогда замолчит.
 Ведь вы все можете по очереди пророчествовать,
 чтобы всех чему-то научить и всех ободрить.
 Пророки должны уметь управлять своим духом,
 потому что Бог – это Бог не беспорядка, а мира. ...
 Итак, братья, добивайтесь дара пророчества,
 но не препятствуйте говорить и на языках.
 Но всё должно происходить благопристойно и чинно.*
              (1Кор.14:6,12,14-15,18-19,26,29-33,39-40/++/)

* * *

*Один считает, что какой-то день важнее остальных дней. Для другого все дни равны. Пусть каждый поступает по своему разумению. Тот, кто особо чтит какой-то день, делает это в честь Господа, и тот, кто ест, ест в честь Господа, потому что благодарит Бога за пищу. И тот, кто не ест, в честь Господа не ест – он тоже благодарит Бога. Ведь никто из нас не живет только для себя, и никто не умирает для себя. Если мы живем, для Господа живем. Если умираем, для Господа умираем. Живы мы или мертвы, мы принадлежим Господу. Потому что Христос умер и снова стал жить, чтобы господствовать над мертвыми и над живыми. Что же ты осуждаешь своего брата? А ты? Что ты презираешь своего брата? Все мы предстанем перед судом Божьим. Ведь Писание говорит:
   "Клянусь Моей жизнью, – говорит Господь, –
   всякое колено преклонится предо Мною,
   и всякий язык воздаст хвалу Богу".
Итак, каждый из нас сам о себе даст отчет Богу.
 Так не будем судить друг друга. Лучше будем стараться ничего не делать такого, что могло бы смутить брата или ввести его в грех. Я знаю, я твердо уверен благодаря единению с Господом Иисусом, что нет ничего, что было бы само по себе нечисто. Только то, что человек считает нечистым, становится для него нечистым. Но если ты огорчаешь брата тем, что ешь какую-то пищу, ты уже не живешь по закону любви. Так не губи своей пищей того, за кого умер Христос.
 Итак, пусть то, что вы считаете хорошим для себя, не вызывает дурных толков. Ведь Царство Бога не есть нечто, относящееся к еде или питью. Оно — справедливость, мир и радость, которые дает Святой Дух. И если человек так служит Христу, он угоден Богу и почитаем людьми.
 Итак, мы должны стремиться к тому, что несет нам мир и взаимную поддержку. Не разрушай ради пищи дело Бога. Есть можно всё, но плохо, если ты вводишь человека в грех пищей, которую ешь. Лучше не есть мяса и не пить вина, если этим ты вводишь брата в грех. Держи свои убеждения на этот счет про себя, пусть о них знает только Бог.* (Рим.14:5-22/&/)

* * *

*<Иисус сказал>: "Верно вам говорю: то, что вы запретите на земле, запретят на небе и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе. И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им всё, о чём они ни попросят, потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я".
 Тогда подошел к Нему Петр и спросил: "Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?"
 "Нет, не семь, а семьдесят раз по семь", — отвечает ему Иисус. ...
 ... к Иисусу принесли детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился. А ученики их бранили. "Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им! — сказал им Иисус. — Царство Небес принадлежит таким, как они".
                                              (Мф.18:18-22,19:13-14/**/)

* * *

Иисус сказал:
"Ведь Царство Небес можно сравнить вот с чем.
 Один хозяин пошел рано утром
  нанимать работников в свой виноградник.
 Сговорившись с работниками о том,
 что он заплатит им за день одну серебряную монету,
 он послал их в виноградник.
 Придя в девять часов утра на рыночную площадь,
 он увидел, что там стоя́т еще люди без дела.
 Он сказал им:
 "Ступайте и вы в виноградник.
  Я заплачу вам, что будет причитаться".
  Они пошли.
  И в двенадцать часов, и в три часа дня
   он делал то же самое.
  И уже около пяти часов он еще раз пришел на площадь,
  увидел стоявших там людей и говорит им:
  "Что вы стои́те весь день без дела?"
  Они отвечают: "Никто нас не нанял".
  Он говорит им: "Ступайте и вы в виноградник".
  Когда настал вечер, хозяин говорит своему управляющему:
  "Созови работников и расплатись с ними.
   Начни с тех, кого наняли последними, и закончи первыми".
  Пришли нанятые в пять часов вечера,
  и каждый получил по серебряной монете.
  Первые, придя, решили, что они получат больше.
  Но и они получили по денарию.
  И, получив, стали негодовать на хозяина:
  "Эти последние час один проработали,
   ты же приравнял их к нам,
   а мы ведь целый день надрывались под палящим солнцем".
  Но он ответил одному из них:
  "Я тебя не обидел, приятель.
   Разве ты сговорился со мной не за один денарий?
   Получай свое и уходи.
   А я хочу и этому, последнему,
    дать столько же, сколько тебе.
   Разве я не вправе поступать со своими деньгами, как хочу?
   Или тебе завидно, что я щедр?"
  Так последние станут первыми, а первые – последними".
                                            (Мф.20:1-16/+/)

*********************************************

/*/ содержит апостольское чтение вторника.
/**/ из рядового еванг. чтения вторника.
/+/ рядовое евангельское чтение среды.
/++/ содержит часть апостольского чтения четверга и чтение пятницы.
/&/ содержит апостольское чтение субботы.
/&&/ содержит часть воскресного апостольского чтения.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/4502.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное