Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4497 *главное для любви к Богу -- это ..* 30/VII--3/VIII/24 (вт-сб)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 03-Aug-2024 11:28

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

 

 

 

> Вячеслав Рубский озвучивает проблему прямо в названии книги и раскрывает в предисловии. Перезагрузка необходима, в том числе и <«православному человеку, живущему под покровом традиции и наученному правильному опыту богопознания»>. Необходима даже не для «живой духовной жизни», но чтобы просто полноценно жить, а не существовать под формально человеческой или даже христианской личиной. «Бог ждёт от нас, чтобы мы были начеку, искали Его повсюду и жаждали личной встречи с Ним».

> И с первых же строк введения автор чередует прописные психологические истины с критическими и даже провокативными заявлениями о православии и для православных. Уверен, что его книга будет полезна иноконфессиональным христианам, и даже верующим в Богов других религий. Ведь Рубский здесь говорит не только как православный пастырь, но и как психолог, знаток человеческих душ.

> Автор напоминает читателю, что не сто́ит сталкивать мнения, «правильные» с «неправильными», как то практикуют «христиане с бинарным мышлением». Затем слегка шокирует сообщением, что неверие во многие положения собственной религии, известное по соцопросам, не столь уж зазорно. В нас существует и два и три православия, сообщает о. Вячеслав, но лишь «реальная причастность Господу Иисусу Христу делает это очевидным и даёт смелость себе в этом признаться». Только вот многим ли это под силу?

> Увы, поклонники таинств и богослужений лишены критерия причастности. Потому и внешние ритуалы, и само помышление человека о Боге устроены так, что прекрасно функционируют и в Его отсутствие.

> Рубский видит причину в «духовном устроении нашего подвига», который почти избавился «от Бога как его важнейшего компонента».

> Автор на протяжении всей книги противопоставляет дуалистичному, чёрно-белому, крайне удобному и при том обречённому восприятию мира и человека полифоничность православия. «В доме Отца Моего обителей много», вспоминает о. Вячеслав слова Христа и считает нужным добавить, что и путей к Богу не меньше.

 

> Но не сто́ит спеши́ть соблазниться этой кажущейся либеральной и чреватой экуменизмом мыслью. Автор говорит о богатстве и разнообразии живого и глубокого православия. Но говорит так, что поймёт любой инославный, и даже иноверец. Возможно, потому, что книга Рубского «рождена верой во Христа и надеждой преодолеть одиночество тех, кто идет похожим путём». В отличие от других книг, вдохновлённых разочарованием, любопытством или поиском новых открытий.

> Легко предсказуемую реакцию на иные главы, что могут показаться нигилистическими или чересчур радикальными, автор предупреждает просьбой терпеливо дочитать до обоснований «любви к Богу, человеку, богослужению и обрядам».

 

> И следом ещё один столь известный и не менее печальный трюизм {общеизвестная, избитая истина. — А.П.}. Речь о сопротивлении изменениям, новизне и обвычной склонности к привычному и приятному. Психолог Рубский сообщает: «неприятие так же важно для формирования личности, как и приятие», и более того, советует поставить эту максиму «во главу своего образования».

> Но автор и не думает останавливаться, деликатно указывая на нашу общечеловеческую природу сонных ленивцев: «мы естественным образом вписываем все феномены мира в знакомую ситуацию, чтобы продолжать спать». Однако стереотипное мышление противоречит и мешает самому духу и принципу Благой Вести – сопротивляющееся новизне, оно «совсем не хочет "рождаться заново"».

> Да, «внутреннее преобразование, изменение через кризис, рождение заново и воскресение есть суть христианства, признак его жизни». Более того, по словам Жижека, что цитирует автор в завершение введения, христианство должно принести себя в жертву, чтобы спасти своё сокровище, как это сделал Христос.

> О. Вячеслав замечательно оправдывает свою «говорящую» фамилию, рубя многие известные и привычные, но и потаённые, глубоко сокрытые штампы, комплексы и установки, что мешают верующему напрямую общаться с Богом. Но делает это весьма виртуозно, не увлекаясь в осуждение и озлобление. «Предание – оно, а Бог – Личность. Вот почему вера в оно – священство, сакральное, чудесное и экстазы – не говорит мне ничего про мою веру во Христа. Я верю в Бога и по сравнению с ним не верю ни в философию, ни в богословие, ни в Писание, ни в милые предания. Это всё было и представляет собой потрясающее царство слов, но это не Он. Это только рядом, только возле».

 

> Несмотря на всю мягкость языка и деликатность формулировок, Рубский радикален: главное для любви к Богу  это личная Встреча с Ним и критическое отношение ко всем Его мирским презентациям. Если нет ни того ни другого, то нет даже «начала христианства, а только святая вера в Деда Мороза по имени Иисус, Аллах, Вишну, Даждьбог и т.п.».

> Автор рекомендует трезвый антиклерикализм «как элемент спокойного недоверия и часть православной керигмы (проповеди)», апеллируя к проповеди самого Христа. Он проводит аналогию между «делегатами» Бога и народными депутатами, дабы наглядно изобразить разницу между предстоятелями и Представляемым. «Чтобы благовествовать красоту Бога, священник должен быть отчасти и антиклерикалом» – такой автор делает вывод.

> И в подтверждение своих построений приводит звучную цитату из философа Розанова, злободневную и сегодня: «Лично духовенство, я думаю, прекрасно. Но именно в золотящихся одеждах его, иконообразное – оно ужасно, потому что непоправимо, неисправимо, нераскаянно».

[ Гедеон Янг.
Из Резенции на книгу о. Вячеслава Рубского "Православная духовность: перезагрузка. <Наброски> внутренней реформы" ]

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Да, для зрелых людей мы возвещаем мудрость,
  но не мудрость этого мира
  и не мудрость повелителей этого мира, которых Бог обращает в ничто.
 Мы возвещаем таинственную, сокровенную Божью мудрость,
  предначертанную Богом для нашей славы до начала времен.
 Ее не познал никто из повелителей этого мира,
  потому что, если бы они познали ее,
  они не казнили бы на кресте Господа славы.
 Но, как сказано в Писании:
  "Того не видел глаз и ухо не слыхало,
    того вообразить не может сердце человека,
   что приготовил Бог для любящих Его".
 А нам Бог открыл эту мудрость Своим Духом.
 Потому что Дух исследует всё, даже бездны самого Божества.
 Кто из людей может познать помыслы человека?
 Они познаю́тся лишь духом человеческим, который заключен в человеке.
 Так и помыслы Бога может познать только Дух Божий.
 А мы получили не дух этого мира, а Дух от Бога,
 чтобы познать то, что дано нам Богом в дар.
 И мы возвещаем это
  не словами, которым научила нас человеческая мудрость,
  а словами, которым научил нас Дух.
 Мы духовное объясняем людям духовным.
 Природный человек не принимает того, что исходит от Духа,
  ведь для него это глупость
  и он не способен это познать,
  потому что об этом можно судить только посредством Духа.
 А духовный человек судит обо всём, но о нём судить никто не может.
 Потому что, как сказано в Писании:
 "Кто познал разум Господа и мог бы дать Ему совет?"
 А у нас разум Христа.
 Вот почему, братья, я не мог обращаться к вам, как к людям Духа,
 но как к людям плоти, как к младенцам во Христе.
 Я кормил вас молоком, а не твердой пищей — вы бы не смогли ее принять.
 Но вы и теперь еще не можете, вы всё еще плотские люди.
 Раз среди вас есть соперничество и раздоры,
 разве это не значит, что вы плотские и ведете себя, как люди этого мира?
 Когда один говорит: "Я — Павлов", а другой: "Я — Аполлосов", то кто вы?
 Люди этого мира!
 В конце концов, что такое Аполлос? Что такое Павел?
 Всего лишь слу́ги, благодаря которым вы пришли к вере,
 и каждый исполнил то дело, которое ему поручил его Господин.
 Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!
 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает.
 Значит лишь Бог, который взращивает!
 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.
 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено.
 Мы ведь сотрудники на службе у Бога, а вы — Божье поле, Божье строение.*
                                                         (1Кор.2:6-3:8/&/)

                                * * *
*И пусть никто себя не обманывает!
 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,
 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.
 Ведь мудрость этого мира — для Бога глупость.
 В Писании сказано: "Он уловляет мудрецов в их собственные сети".
 И еще сказано: "Господу ве́домы замыслы мудрецов, Он знает: они пусты".
 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
 Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа,
  и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее — всё это ваше,
  но вы принадлежите Христу, а Христос — Богу.* (1Кор.3:18-23/&&/)

                                * * *
*Итак, пусть видят в нас слуг Христа,
  которым поручено возвещать тайны Бога.
 От них в конечном счете требуется лишь верность.
 Меня меньше всего волнует,
  что меня будете судить вы или любой другой человеческий суд.
 Я даже себя самого не сужу.
 Хотя на моей совести ничего нет,
 это еще не значит, что я тем самым оправдан.
 Но мне судья — Господь.
 Так что ничему не выноси́те приговора до времени,
  пока не придет Господь.
 Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке,
  и сделает явными даже тайные помыслы.
 Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу.
 /.../
 И действительно, кто тебя отличил?
 Что в тебе есть такого, чего бы ты не получил от Бога?
 Ну, а если получил, как можешь похваляться, словно ничего не получал?!
 О да, у вас уже всего вдоволь! Вы уже богачи!
 Вы уже воцарились — и без нас! Хотел бы я, чтобы вы воцарились!
 Тогда и мы царствовали бы вместе с вами.
 Но, думается мне, Бог отвел нам, апостолам,
  место в самом хвосте процессии,
  словно людям, приговоренным к смерти на арене.
 Ведь мы стали зрелищем для всего мира — и для ангелов, и для людей.
 Мы ради Христа дураки, а вы во Христе такие разумные.
 Мы слабы, а вы сильны. Вы в чести, а мы в бесчестье.
 Мы по сей день голодаем и жаждем, мы ходим в отрепьях,
  нас избивают, мы без крова,
  мы в поте лица зарабатываем на хлеб собственными руками.
 Нас бранят — мы благословляем, преследуют — терпим,
  на нас клевещут — отвечаем добрыми словами.
 Мы стали для мира как мусор, мы до сих пор — отбросы общества.*                                              (1Кор.4:1-5,7-13/&&&/)

* * *

*Иисус рассказал им еще одну притчу:
 — Чему подобно Царство небес? Представьте:
 человек засеял отборным зерном свое поле.
 Ночью пришел его враг, когда спали все,
 сорные травы посеял в пшенице и удалился.
 Когда ж поднялись посевы и стал наливаться колос,
 сорняки показались.
 Слу́ги хозяина дома пришли к нему и сказали:
 "Господин наш,
  ты ведь отборным засеял зерном свое поле.
  Откуда взялись сорняки?" —
 "Это дело рук врага", — ответил хозяин.
 Они говорят:
 "Хочешь, пойдем мы и выполем их?"
 Он отвечает: "Не надо,
  иначе во время прополки
  вы вырвете с сорняками пшеницу.
  Пусть и то, и другое растет до жатвы.
  А в жатву я прикажу жнецам:
  'Сперва соберите сорные травы,
   свяжите в вязанки и сожгите,
   а пшеницу свезите в закрома"'.
 Иисус рассказал им еще одну притчу:
 — Чему подобно Царство Небес?
  Представьте себе: вот горчичное зернышко,
  человек его взял и посеял на поле.
  Оно меньше всех семян на земле,
  а потом, когда вырастет, —
  станет больше огородных растений,
  станет как дерево,
  и птицы к нему прилетят
  и в ветвях его будут вить гнёзда.
 И еще одну притчу рассказал им Иисус:
 — Чему подобно Царство Небес?
  Представьте себе: вот горстка дрожжей,
  женщина их взяла и положила
  в целых три пуда муки́ —
  и поднялось всё тесто.
 Всё это Иисус рассказывал народу притчами.
 Он ничего не говорил им прямо, без иносказаний...* (Мф.13:24-34/^/)

* * *

*Чему подобно Царство Небес?
 Вот представьте себе: нашел человек
 зарытое в поле сокровище,
 снова его закопал
 и на радостях идет,
 всё продает, что имел —
 и покупает то поле.
 Чему еще подобно Царство Небес?
 Вот представьте себе:
 ищет купец хороший жемчуг.
  И вот он нашел бесценную жемчужину,
 пошел, продал всё, что имел —
 и купил ее.* (Мф.13:44-46/+/)

*********************************************

/&/ вкл. апостольское чтение среды.
/&&/ апостольское чтение четверга.
/&&&/ вкл. стихи из апостольского чтение пятницы.
/^/ евангельское чтение вторника и часть чтения среды.
/+/ включает стихи из евангельского чтения пятницы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/4497.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное