Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4498 *"Святыня" в христианстве & Заключить Бога в слова? & Как возвещать Весть? & Верить ли в ад?* 4-5/VIII/24 (вс,пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 04-Aug-2024 15:22

 

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 22 июля 2024 г. ст.ст.,  воскресенье  6-е по Пятидесятнице.

  литургические чтения: Рим.12:6-14Мф.9:1-8.

 

 

 

A.

* * *

В одном чате у меня возникла дискуссия в связи с недавним якобы "кощунством", "оскорблением религиозных чувств" христиан на открытии Олимпиады в Париже. Я заметил там, что и Иисус занимался тем, что оскорблял религиозные чувства соотечественников... И очень печально, что "христианская культура", кажется, лелеет эту идею — нежных, легко поддающихся оскорблению, "религиозных чувств"... Причем, именно своих, конфессиональных. Ведь мало кто будет думать о чужих... например, православный не будет переживать о том, что икона может оскорбить чувства неопротестанта или мусульманина (т.к. они иначе понимают "не сотвори кумира")...

Зашла речь о понятии "святыни" в христианстве, о понимании заповеди о любви к Богу... Я сказал, что святыней для христиан должен был бы стать именно человек, "ближний", но фактически в мейнстримном христианстве всё осталось на дохристианском уровне: материальные святыни, святыни-символы и святыни-образы... Как-то историческая Церковь умудрилась проморгать, что святыней после вочеловечения Бога должен был бы стать человек. Стал "несколько позже" — для (полу)атеистов-просвещенцев прежде всего, потом уже некоторые христиане подтянулись... но не все... А христиане сделали себе обычную религию — со священными предметами, местами, днями...

Один из собеседников заметил, мол, ну как человек может быть "святыней", если он убийца, скажем? Абсурд ведь! Другой сказал, что деятели эпохи Просвещения перегнули палку с возвеличиванием человека... Человек — лишь образ Бога, а не Бог, и для того, чтобы "стать богом", нужна метанойя, он должен радикально измениться.

Собеседнику показалось, что, делая такой акцент, я немного чересчур "деконструирую" учение Христа и ранней Церкви, и что "отталкивание от традиционалистов" таит в себе опасность "скатиться в нигилизм". И мы обратились к теме новых течений в богословии, ориентированных на ценность человека.

Якобы они в основном критикуют традиционные подходы в богословии, вместо них ничего не предлагая... И неправильно сносить то, что "до нас положено", ничего не предлагая взамен...

Ну так-то, по жизни, такой тезис не всегда верен. Если, скажем, здание грозит обрушиться, то лучше его снести, даже если его обитателям придется где-то ютиться...

"Мыслить — это хорошо, но мыслить всякую ерунду — не очень хорошо" — заявил мой оппонент. Пояснив позже: "Мыслить всякую ерунду — т.е. мыслить, отрываясь от действительности, уходя в абстрактную философию. Мне всегда казалось, что христианство — реально и объективно". На что я возразил:
'Простите, но... именно классическое богословие (схоластика в широком смысле, "школьное богословие") — это и есть уход от конкретики в абстракцию. Абдукция: смотрим на "дано" (в Писании и Предании), делаем логические выводы, и объявляем их истиной!
Верно ли отождествлять всё христианство с таким вот богословствованием?
Конкретный опыт верующих разве интересует нынешних богословов? Зачем он им? Всё уже "дано" и выведено...'

Я привел пример утверждения из официального Катехизиса Католической Церкви (а этот собеседник — католик), которое мне видится абсурдным:

Иисус Христос, единожды и навсегда вступив в святилище неба, неустанно предстательствует за нас как Посредник, Который постоянно дарует нам излияние Духа Святого. /667/

Не могу себе представить себе Отца, пред которым нужно "предстательствовать" Сыну... чтобы что?.. А, пресловутый "гнев Божий"!!!

Но Бог свят и поэтому может простить человека, который осозна́ет, что он — грешник перед Ним... /208/

Ну т.е. богословы снова напоминают нам, что у Бога проблема с прощением? У того, кто учит нас прощению???

И мы "верим" в это, потому что нас с вами приучили в это "верить"!

* * *

Итак, новомодное богословие, отрицая привычный способ говорить о Боге, якобы оставляет человека ни с чем... Меня просят показать "конкретные пути, по которым можно придти к Богу и осознанию истин о Нём", если традиционное богословие — это тупик...

Таких путей/методов нет  Бог открывает себя разным людям по-разному по своей благодати. Нет и быть не может. Иначе Бог оказался бы объектом/существом в мире других объектов/существ, которые с помощью тех или иных методом можно познавать/изучать.

"Неужели всё, чему учит Церковь — пустой звук и нужно всё снести до основанья?" — Нет, сносить не надо. Но и полагать, что Бога можно заключить в слова — крайне наивно.

О Боге можно говорить "что угодно" — или только дозволенные речи... Нас приучили верить, что именно "дозволенные речи" приближают нас к Богу... вплоть до смешения понятий "вера" как отношения с Богом и "вера" как доктрина, убеждения. Хотя каждый век убеждает нас в том, что те, кто сегодня еретик или просто сомнительный элемент, кому запрещено преподавать в конфессиональных учебных заведениях, завтра может запросто оказаться светочем веры... А что вчера было обычной религиозной практикой, сегодня — дикость, о которой стараются не вспоминать лишний раз. Но — то же самое "учительство" (в Католической традиции этим словом называют тех, кто учит от имени Церкви) всё еще представляет себя хранителем Истины!

* * *

И вот еще один виток дискуссии: как же нам возвещать миру о Боге, если мы отказываемся от "катафатики", твердых и конкретных утверждений о нём? Якобы, 'радикализм, когда человек полностью отказывается от какой-либо "презентации" Бога', исключает "момент, когда люди делятся своим опытом". Нет, cовершенно не исключает. Просто чужой опыт перестает быть чем-то ультимативным, как это происходит сейчас — вот канонизированный опыт, это эталон. Так или иначе, люди всегда передают свой опыт другим. Никто ведь не предлагает как-то изолироваться и/или табу на разговоры на темы веры/духовности наложить. Другой вопрос — традиционная "система веры", где всё разложено по полочкам и расфасовано. Как в писанном катехизисе.

Сегодня на литургии читаются слова́: "И в соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение: кому дано возвещать Божью Весть, пусть делает это так, как внушает ему вера...". В связи темой о передаче веры подумалось: разве Церковь как организация восприняла всерьез эти слова? Нет, она ставит благовествование на поток, превращая его в нечто механическое. Ну хорошо, утрирую. Пусть будет "полумеханическое". Готовим людей, пишем катехизисы и другие книжки (где всё по полочкам)... Можно сказать: ну да, мы так делаем... но со Св. Духом и посредством его даров! Но — когда всё налажено, как производство или работа офиса, как кто-то может понять, только ли тут человеческая "механика" — или Дух тоже как-то активно участвует? Как с литургией: мы верим, что если делаем всё правильно, то Дары освящаются, причастники приобщаются Богу. Убедиться в этом нельзя, надо просто верить! А это вот "надо верить" — это евангельское или "слишком человеческое"?

 

 

B.

* * *

> Достаётся <в книге> и самой популярной мотивации среди христианской апологетики и миссионерства. Да, банальными и старинными, как и само человечество, кнуту и прянику. В нашем случае — адским мукам и райскому блаженству. И то и другое — вечно. «Теологи такого типа невольно выдают своё неверие в привлекательность Бога Самого по Себе своим нежеланием общаться с Ним без крайней необходимости. Они предлагаю нам Христа только под дулом автомата, в перспективе вечного ада, иначе им самим Он кажется бессмысленным и ненужным. Христианская сотериология во многом пропитана этой адской мотивацией: иди в объятия Христа, иначе погибнешь вечной погибелью!» Однако такая апология скорее унижает Господа, считает о. Вячеслав. Конечно, в ней есть и своя, «мирская» логика — «количество привлечённых к Христу через спасение страхом (Иуд.23) при таком выборе возрастает раз в сто».

> Но это не просто низкопробная риторика для самых простых и неискушённых. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что и такой Христос в своей ипостаси Спасителя от вечной погибели необходим определённому типу подвижников. Рубский как психолог соглашается со святителем, но продолжает крамольной для поверхностного православного сознания мыслью: в этой перспективе Иисус «не сможет избавить от чувства отверженности, а будет только участвовать в процессе избавления, всё увеличивая у Своих чад состояние угнетённости».

 

> Получает свою шпильку и тяжелый иудейский фундамент христианства. Всю «адскую сотериологию» автор называет «рудиментом послеплённого иудаизма», вспоминая популярный анекдот о разнице между англичанами и евреями. «Вот и иудаизм из христианства никак не уходит, хотя они давно попрощались».

> Думается, многим будет интересно — почему так? Ведь Христос не просто «вывел батальон праведников» из ада, а вообще уничтожил его — «еврейский «шеол», римский «хадес» и греческий «аид» стёрты как понятия».

 

> Увы, человеческая психология такова, что бояться Бога (а в его отсутствие чего-либо иного — отца, царя, мнения окружающих, закона кармы, судьбы) естественно для человека. «…Бог в определённой степени опасен. В Ветхом Завете об этом написано прямо, в Новом Завете также есть упоминание об аде», куда, возможно, вместе с грешниками пойдём и мы. Да, на естественном страхе перед Сильным и Непредсказуемым можно выстроить миссионерскую проповедь. Но ведь мы не иудеи и не язычники, а братья Божьи, поэтому нужно преодолеть этот страх, вразумляет нас Рубский. И подкрепляет свою мысль пространной цитатой из апостола Иоанна про любовь, в которой нет страха.

 

к апостольскому чтению см. тж.:
 + прот. Вячеслав Рубский: смысловой центр Послания к римлянам
 + митр. Сурожский Антоний:
    Что нас связывает с Христом (+ссылки)
 + члены Церкви: у каждого свое назначение!
    messia.ru/rasylka/008/2256.htm (+ссылки)

 

 

к евангельскому чтению см.:
+++ прот.Вячеслав Рубский: Встань и неси традицию (+ссылки)
+++ Всегда ли нужен Бог человеку?
     (проповедь 2021 г.: видео, конспект, расшифровка фрагмента)

+++ он же: Вера, соединённая с любовью — прощает грехи
+++ др. проповедь свящ. Вячеслава Рубского, аудио
+++ свящ. Яков Кротов: здоровье и святость. (стт. 1 и 2)
            messia.ru/rasylka/008/2257.htm (+ ссылки)
+++ власть прощать грехи
     
(о. Георгий Чистяков; P. Ellingworth) (+ ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбукаличное сообщение в Vkличное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

 

*Я вам написал в письме,
  чтобы вы не общались с развратниками.
 Но я не имел в виду людей этого мира –
 развратников, стяжателей, мошенников, идолопоклонников.
 Иначе вам пришлось бы покинуть этот мир!
 А пишу я, чтобы вы не общались с теми,
 кто зовется братом,
 а сам развратник, стяжатель, идолопоклонник,
 клеветник, пьяница, мошенник.
 С такими даже не ешьте за одним столом!
 Да и мое ли дело судить посторонних? Их будет судить Бог!
 Но почему вы не су́дите своих?
 В Писании сказано: "Удалите от себя порочного человека!"
 И как смеет тот из вас, у кого тяжба с другим братом,
 судиться у грешников,
 вместо того чтобы передать дело на решение святого народа Божьего?
 Или вы не знаете, что народ Божий будет судить мир?
 И если вам судить мир, неужели вы не способны разрешить мелкие тяжбы?
 Неужели не знаете, что мы будем судить даже ангелов?
 Что уж говорить о житейских делах!
 И если возникли споры о таких делах,
 зачем вы отдаете их на суд людям, не принадлежащим к церкви?
 Как вам не стыдно!
 Неужели нет среди вас ни одного мудрого человека,
 который мог бы рассудить братьев?
 Так нет, брат судится с братом, и притом у неверующих!
 Полный провал уже одно то, что у вас есть тяжбы друг с другом!
 Не лучше ли остаться несправедливо обиженным?
 Не лучше ли остаться обкраденным?
 А вы и обижаете, и обкрадываете...
 И кого? Собственных братьев!
 Неужели вы не знаете,
 что люди порочные не получат наследия
  в Царстве Бога?* (1Кор.5:9-6:9/*/)

*********************************************

/*/ содержит фрагмент рядового апостольского чтения понедельника.

 

 

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/4498.htm

 

Поделиться:

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП»вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное