Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
30-Apr-2024 11:28
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
(выпуск посвящен
чтению на утрене вторника Страстной седмицы — Мф.22:15–23:39)
>
<...> религия не должна институциализироваться, так как
в этом случае вера в Бога становится способом получения социального
поощрения.
> Потому Христос говорит: «Не моли́тесь на распутьях…
войди в дом твой и помолись...» (ср. Мф.6:5-6). Ибо когда
вы мo?литесь на виду у других, вы уже получаете выгоду —
социальное положительное подкрепление, определённое удовлетворение от социального
приятия вашего религиозного действия. Это неплохо, но это превращает
акт веры в социально полезное действие, которое само по себе уже достаточно,
чтобы творить молитву на виду снова и снова. Это удовольствие не нуждается
в Боге, это плоскость психологии.
> Во-вторых, когда религия становится
социальным институтом, она (как каждая социальная институция) борется за власть
(влияние), независимо от её содержания. Когда церковная корпорация обретает
достаточно мощи, то какой бы она ни была — христианская или языческая —
она впитывает в себя репрессивный аппарат своего времени.
> И вот
мы видим, что христиане уже в IV веке убивают своих оппонентов
за веру. И дальше — больше: христиане убивают друг друга
за ереси, калечат, изгоняют, сажают в тюрьмы и т.п. Институциональность
делает незначимым своё религиозное содержание, на первое место выступает
обыкновенная борьба церковных партий и сил. И это не совсем то же
самое, о чём говорил Христос, когда говорил: «Больший из вас да будет
вам слуга» (Мф.23:11). Хотя вроде бы всё происходит ради Него
и во имя Его.
> Начало же этой неприглядной истории
в том, что христиане не послушали Христа, когда Он говорил,
что не нужно социализировать свою веру и молитву: «когда молишься,
войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который
втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите
лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём
будут услышаны; не уподобляйтесь им» (Мф.6:6-8). Эта рекомендация —
оставить Бога тайным и молитву свою — тайной — это не скромность
о великих подвигах. Нет, это призыв понять, что это разные удовольствия.
>
Например, я выйду на стадион, скажу прекрасную проповедь, и все
будут мне хлопать в ладоши. Это удовольствие, успех. Но это
не то же самое, что говорить от сердца к сердцу человеку.
Это совершенно другое. Почувствуйте, о чём говорит Христос, когда заповедует:
«Не моли́тесь на распутьях, не трубите перед собой». Он гротескно,
и даже язвительно обо всём этом говорил, но для массовой религии
это не может быть принятым.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*С
любовью, братия, примем Жениха, приготовим
свои светильники, добродетелями
сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть
готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог,
/ в дар всем венец нетленный.* *Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
священники и
книжники коварно по зависти собрав, подвигли
Иуду на предательство; потому он, отправился бесстыдно и
говорил о Тебе беззаконным людям: "Что вы мне", он сказал,
"дадите,
и я вам предам Его в руки ваши?" От осуждения, его постигшего, избавь,
Господи, души наши!* *О часе конца помысли, душа, и
участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись,
несчастная, бодрствуя
и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *Что
в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная́ Что не вовремя
мечтаешь в заботах о бесполезном? Что
занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил,
и предстоит
нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
"Согрешила я
пред Тобою, Спаситель мой, не
сруби меня как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, пожалей
со страхом восклицающую: Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", сказал Ты, Благой, ученикам, "ибо
не знаете, в который час придет Господь воздать
каждому!" При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
сопричти меня к овцам,
справа от Тебя стоящим,
презрев множество моих согрешений.* *Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
но одежды не
имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель
света, и спаси меня.* *В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, одежда
меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду
Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей и
спаси меня, как Человеколюбец.* *От душевного нерадения задремав, не
приобрел я, Жених мой, Христе, светильника,
горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, / во время
работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
но стряхнув
с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный
чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: "Господи,
слава Тебе!"* *Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не
скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный
дар, войти
тебе в радость Господа Твоего.* *Придите, верные, / потрудимся усердно для
Владыки, ибо
Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати
талант: один
мудрость да употребляет на добрые дела, а
другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный / к
слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной:
ведь так мы
взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати
радости со своим
Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей, призвавший
нас на пиршество духовное брачного
чертога Твоего! Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
участием в Твоих
страданиях и, славы одеянием украсив, красоты
Твоей сотрапезником сияющим меня яви в
Твоем Царстве, как Милосердный!* *Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
Со страхом дар прими, отдай
в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и
услышать блаженный глас: "Войди,
раб, в радость Господа Твоего!" Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
по великой Твоей
милости.*
(Из богослужения Великого Вторника/*/)
*********************************************
/*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).