/Духовность —
это независимость от людей или событий/
Представляешь,
что бы произошло, если бы ты действительно это понял? Тогда ты
был бы выше всего этого. Вот хорошее определение духовности. Духовность означает,
что ты больше не находишься во власти события, человека или чего-либо
еще. Я не предлагаю не любить людей. Я говорю: «Ты больше
не в их власти». Ты больше не во власти события, человека
или чего-либо еще. Другими словами, что бы ни случилось, ты больше
не расстраиваешь себя.
Мы тратим годы
на изучение духовности, пишем о ней, читаем книги о ней, посещаем
курсы — но вы всё еще расстроены? Вы всё еще время от времени
расстраиваетесь? Тогда какая польза от такой духовности? Жизнь проходит мимо,
пока ты сидишь в этом концертном зале, не имея возможности наслаждаться
музыкой, не имея возможности запереть машину, оказавшись между ними.
Теперь
посмотрим, сможем ли мы решить эту проблему. Вспомни две-три ситуации или людей,
которые тебя «расстроили». Лучше, если это будет пример, касающийся лично
тебя, но это не обязательно. Это может быть что-то, что испытал ты кто-то
другой.
Например, кто-то умер. Что тебя расстроило?
Смерть этого человека? Нет. Если тебя это расстраивает, значит, ты запрограммирован
расстраиваться, когда кто-то умирает. Не будем торопиться. Это противоречит
всему, чему нас научила ваша и моя культура. Нас учили расстраиваться,
когда мы кого-то теряем. Нас приучили расстраиваться, когда кто-то отвергает
нас, не одобряет нас, бросает нас, теряет к нам интерес. Нас —
готовьтесь услышать скандальный приговор — нас приучили эмоционально
зависеть от людей, быть неспособными жить эмоционально не завися от людей.
Я подчеркиваю — «эмоционально».
Поэтому,
естественно, я расстроен, потому что человек, к которому я был
привязан, умер. Его смерть меня расстроила. В таких случаях меня приучили
расстраиваться. Звучит почти кощунственно, да? Это ужасно. Подумай об этом.
Вот еще
пример. Вы видите на улице человека, которому нечего есть. Кажется,
нам сто́ит расстроиться. Это зло? Как вы думаете? Да или нет?
Очевидно, да. Должен ли я что-то с этим сделать, насколько это в моих
силах? Да или нет? Да. Хорошо, отлично. Пока что вы отвечаете верно, но я вас
поймаю — будьте осторожны.
Нужно
ли мне расстраиваться, чтобы начать действовать и что-то с этим сделать?
Знаете, есть предположение, что если не расстраиваться, если не учить
людей расстраиваться, они ничего не будут делать. Но посмотри́те:
вот кому-то нечего есть, и это беда. Ты ушел и расстроился.
Теперь у нас две беды. Можем ли мы справиться с одной бедой, не прибавляя
к ней еще одну?
/Бросайся в самую гущу сражения…/
Но знаете,
многие люди не могут даже представить себе, чтобы приступить к действию
без того, чтобы сначала не расстроиться. Это выглядит так. Вы стои́те
в очереди. Кто-то лезет без очереди. И вы хотите принять меры.
Это нормально. Вы хотите сказать человеку, что он ведет себя неправильно.
Ты прав. Вы хотите что-то с этим сделать. Вы хотите оттолкнуть
их. Это нормально. Но что ты делаешь? Ты как бы говоришь:
«Ты поступил неправильно, поэтому я накажу себя».
Посмотри,
что ты делаешь. Он поступил неправильно, да? А что ты собираешься сделать?
Повысить себе кровяное давление, потерять душевное спокойствие, лишить себя сна.
Скажи: «Послушай, раз ты поступил неправильно, я собираюсь…». Зачем
тебе наказывать себя? Ты невиновен. Но разве люди это поймут? Я имею
в виду людей образованных, так называемых разумных людей. На этом
построена их культура. Как можно не расстроиться? «Хочешь сказать,
ты не расстроен?» — «Нет». — «Но ты, очевидно,
собираешься что-то предпринять?» — «О да!» — «Но ты
не расстроен?» — «Нет, зачем мне расстраиваться? Почему я должен
наказывать себя за то, что кто-то поступил неправильно?»
Бросайся
в самую гущу сражения, но пусть сердце твое покоится в мире у лотосных
стоп Господа. Но есть страх, понимаете. Люди, которые нас воспитывали,
которые нас программировали, боялись, что, если мы не расстроимся, то ничего
не будем делать. Им не приходило в голову, что когда вы расстраиваетесь,
у вас остается меньше энергии, чтобы что-то сделать, падает острота восприятия.
Вы больше не видите вещи правильно. Вы слишком остро реагируете.
/Не трать
зря дыхание/
Я ничего не знаю о боксе, но мне
рассказывали, что последнее, что должен делать боксер на ринге, —
это расстраиваться или выходить из себя, потому что тогда он проигрывает
поединок. А главное, что пытается сделать его противник, —
это вывести его из себя, чтобы он потерял координацию и остроту
восприятия. Как часто люди, участвующие в социальных проектах —
замечательных проектах, направленных на благо других, — настолько
эмоционально вовлекаются и настолько расстраиваются, что разрушают саму работу,
которую намеревались сделать? Они теряют остроту восприятия. Они слишком
остро реагируют.
Теперь представим, что против
тебя совершено преступление. Разве не сто́ит расстраиваться из-за этого?
Например, у тебя что-то украли. Преступление, совершенное по отношению
к тебе, оправдывает ли то, что ты расстроился? Да или нет?
Нет. Но кажется почти нереальным даже думать таким образом. Теперь вы понимаете,
что я имею в виду, когда говорю, что люди не хотят слышать? Они говорят:
«Ой, уходи, ты сумасшедший, ты безумец. Уходи». Это напоминает вам Евангелия?
«Мы не хотим слышать тебя. Уйди, иди куда-нибудь в другое место». Не тратьте
зря дыхание. Они не хотят слышать. Они не хотят быть счастливыми. Не хотят
меняться. Ну и пусть. Зачем тебе тратить свое дыхание? Есть ли у тебя
потребность испытать приятное ощущение, обратив всех, став причиной их просветления?
Возможно, тебе сто́ит сейчас заглянуть в себя. Ты не будешь счастлив,
если не провозгласишь себя великим мастером, да? Видишь? Они не хотят
слышать? Отлично, всё в порядке. Это их проблема.
Ничто
во всём мире не способно тебя расстроить. Ничто! Собственно говоря,
тебя никогда ничего и не расстраивало. Никто никогда не причинял
тебе вреда. Ты по глупости сам нанес себе ущерб.
Это
подводит нас ко второй части. О, мне не нанесли ущерба, да? Реальность
не нанесла мне ущерба, да? Поэтому у меня нет оснований злиться
на них. Итак, кто нанес ущерб? Я сам. Мне больно? Ага. И я
буду злиться на себя. Я буду ненавидеть себя за это. Понимаете,
что я говорю? Почему я это делаю? Я сержусь на себя. Я расстраиваюсь
из-за себя.
Что ж, у меня для тебя
хорошие новости. Люди не делали этого с тобой. Мир не делал этого
с тобой. Жизнь не делала этого с тобой. И что самое приятное —
ты не делал этого с собой. Разве это не чудесно? Тогда кто это сделал?
Послушайте, честно говоря, мог бы кто-нибудь из вас в здравом уме
сесть и сознательно, добровольно и намеренно расстроить себя? Ну-ка!
Как вы думаете, кто-нибудь из вас сделал бы это? Нет, мы бы не стали.
Мы не собираемся намеренно расстраивать себя. Похоже, это то, что мы
не контролируем, верно? Так что перестань винить себя.
Это
запечатлено в тебе. Ты был запрограммирован на это. Ты был обусловлен
таким образом. Это то, что нужно понять. Видишь ли, тебе не нужно ничего
делать для просветления. Не нужно ничего делать, чтобы стать свободным
и духовным. Всё, что нужно сделать, — это что-то увидеть, что-то
понять. Если бы ты это понял, ты был бы свободен.
/Зрелость
означает никого не винить/
Итак: «Я расстроен.
Я расстроился. Вот как со мной обошлись!» Неверно! «Я сделал это
с собой». Неверно! Это твоя программа делает это с тобой. Это культура
делает это с тобой. Тебя так воспитали, так научили. Тот уроженец
Африки был изгнан из племени, и приговор убил его. Неверно! Он сам
убил себя. Неверно! Именно его программа сделала это.
Знаете,
один из признаков зрелости таков. Очень сложно дать определение зрелости,
но я придумал вполне работоспособное определение: зрелость — это когда
ты больше никого не винишь. Ты не винишь других, не винишь себя.
Ты видишь, что́ не так, и начинаешь это исправлять.
Это очень хороший признак зрелости. Ты удивишься, насколько люди инфантильны.
Они ужасно инфантильные. Представь себе маленького ребенка? Фактически, можно
считать само собой разумеющимся, что в нынешнем безумном мире 99,999 процентов
человечества являются детьми. Понаблюдай полдня и обнаружишь, что наши величайшие
представители человечества предаются ребячеству.
Знаете,
как ведет себя ребенок? Не знаю, как здесь, в Штатах, а в Индии,
ударившись коленом о стол, он кричит: «А-а-а-а!». А все говорят:
«Кто тебя ударил? Стол? Непослушный стол! Непослушный стол! Ой, ой, ой, непослушный
стол!». И тогда малыш чувствует себя лучше. Видите, как это по-детски?
И вот, у тебя спрашивают: «Ну, кто тебя ударил?» — «Моя жена
/ мой муж / мой начальник». — «Разве они не ужасны?
Они ужасны!» И малыш чувствует себя хорошо. А он президент крупной
корпорации, или страны́, или чего-то еще.
Боже,
насколько инфантильными могут быть люди! И они не замечают своего инфантилизма.
Им приходится кого-то винить. Но нет. Зрелость — это понимание
того, что никто не виноват. Или, еще лучше и точнее говоря,
зрелость — это не давать себе инфантильного эмоционального выхода,
обвиняя других или себя, а — увидев, что что-то пошло не так,
приступить к исправлению этого. Что-то с этим делать. Понимаете? Никто
не виноват. Это программа делает это с вами.
Знаю,
что повторяюсь, но это важно. Я предлагаю вам упражнение. Оно займет
всего пару минут. Возможно, это изменит тебя. Подумай о чём-то, что, до сих пор
тебя, так сказать, расстраивало. Я просил тебя подумать об этом некоторое
время назад; вернись к этой мысли. И пойми, что тебя расстроила не то событие
и не тот человек. Это была твоя программа. Это была не чья-то
подлость, не чьё-то неодобрение, не неприятие, не неудача. Тебя
расстроило твоя программа. И посмотри, что́ с тобой произойдет.
Это
можно повторить многократно. Универсальный опыт таков:
Первый
шаг: «Ну и дела! Вот это меня расстроило!»
Второй
шаг: «Ха-ха, меня расстроило не это; меня расстроила моя программа.
Значит, мне не нужно тратить всю свою энергию на борьбу с этим
внешним явлением, верно?» Верно. «Мне не нужно тратить всю свою эмоциональную
энергию, обвиняя что-то внешнее». Совершенно верно.
Забавно,
как это исчерпывается. Оно продолжает сокращаться. Потому что, пока у меня
есть враг, который меня расстраивает, я требую, чтобы мой враг
изменился. Я держусь за свое расстройство, пока ситуация не изменится.
Я достаточно ясно выразился? Если я думаю, что кто-то меня расстраивает,
то пока он здесь и держится той линии поведения, которая,
так сказать, меня расстраивает, я отказываюсь избавиться от своего
расстройства, пока он не исправится, не изменится, не исчезнет,
не уйдет или что-то в этом роде.
Но предположим,
что жизнь продолжает идти определенным образом, и ты продолжаешь расстраиваться.
Теперь, в тот момент, когда ты говоришь: «Эй, погоди! Это не жизнь,
это моя программа!», и хотя кто-то может продолжать делать то, что тебе
неприятно, но тебе удастся избежать расстройства.
/Из
книги Rediscovering Life (≈ "Открыть жизнь заново", с. 72-82,
перевод ред. рассылки, публикуется впервые)/
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*
Каждый день они взывают ко Мне, хотят постичь Мои пути –
словно народ, что поступает по правде, не
забывает законов Бога своего. Просят они у Меня справедливых
решений, хотят, чтобы Бог был ближе. 'Мы
постимся – а Ты и не смотришь, мы смиряем
себя – а Ты и знать не желаешь?!'* * Вы и в день поста творите,
что хотите, угнетаете работников своих. Вы
поститесь – и множатся раздоры и распри, вы жестоко
бьете людей кулаками. Пока вы поститесь так, не
будет голос ваш услышан на высотах! Разве таков пост, которого
Я хочу, день, когда человек смиряет себя? Склонять
голову, словно тростник, лежать на дерюге, в пыли, –
вы зовете это постом, днем, что угоден Господу?
* Пост, которого Я хочу, таков: снимите узы несправедливости
с человека, с его шеи снимите ярмо! Порабощенным
даруйте свободу, всякое ярмо уничтожьте! С
голодным поделись едой, бедняков бездомных к себе домой приведи.
Увидишь нагого – одень его; не
отворачивайся от своих родных. Тогда воссияет твой свет, как
заря, и быстро наступит твое исцеленье. Перед
тобою пойдет избавленье твое, а позади – слава Господа,
как защита. Тогда ты к Господу воззовешь – и Он ответит,
позовешь на помощь – и Он скажет: 'Я здесь!'
* Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь, перестанешь
показывать пальцем и клеветать, и ради голодного пожертвуешь
всем, и дашь угнетенным всё, что им нужно, –
вот тогда вспыхнет во тьме твой свет и твой мрак
превратится в яркий полдень. Будет Господь вести тебя всегда,
даже на землях сухих Он даст тебе всё, укрепит
Он тело твое. Ты станешь как орошенный сад,
как неиссякающий источник. Ты отстроишь города на месте древних
развалин, вновь возведешь строенья былых времен.
Тебя нарекут: Починивший проломленную стену, Восстановивший
улицы для жилья.* (Ис.58:1-11/+/)