Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
25-Sep-2022 10:07
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
* 12 сентября
2022 г. ст.ст., воскресенье 15-е по
Пятидесятнице, воскресенье перед Воздвижением.
Литургические чтения: (рядовые) 2Кор.4:6-15;
Мф.22:35-46; (перед
Воздв.) Гал.6:11-18;
Ин.3:13-17.
>
Задачей богословия является развитие данных Писания и предания в богословие
Святого Духа. При этом речь идет не о том, чтобы из данных
Писания и предания как из посылок выводить следствия, которые вели бы
из области обязательного для веры в область необязательных частных
спекуляций. Напротив, речь идет о том, чтобы глубже вникнуть во внутренний
дух и смысл предметов веры, чтобы таким образом прийти к пониманию самих
предметов веры (intellectus fidei). Это происходит за счет того,
что мы стремимся понять внутреннюю взаимосвязь различных форм опыта и толкований
веры (nexus mysteriorum — связь тайн) и их взаимного
соответствия (analogia fidei — аналогия веры), чтобы таким образом
понять тайну, излагающую себя в различных тайнах веры. Таким образом, тайна
не должна быть разрешена рационалистическим путем, но должна быть глубже
понята именно как тайна.
> Понимающее проникновение в глубины
Божества для человеческого духа невозможно своими силами, а есть дело
одного только Духа Божьего (1Кор 2:11). Поэтому и само богословие
является духовным процессом, происходящим в Святом Духе. Ведь если бы
мы были в состоянии понять Божью тайну нашими конечными познавательными
силами, мы ослабили бы Божественность Бога; познавая Его, мы не узнали бы
Его; желая постичь Его, мы согрешили бы против Него. Если Бог должен
оставаться в нашем познании Богом, а не самодельным, сконструированным
по нашим собственным масштабам идолом, тогда Он должен не только
«объективно» открывать себя нам, но и «субъективно» давать нам способность
познавать Его; тогда Он должен дать нам Святого Духа как Духа веры (2Кор 4:13),
который просветит очи сердца нашего (Еф 1:18). Он есть Дух премудрости
и разума (Ис 11:2). Только через Святого Духа для нас возможно
обращаться к Богу как к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6). Таким образом,
Дух дает нам силу и возможность познать любовь Бога, сообщающую себя
нам в Иисусе Христе, и возрадоваться ей. В Святом Духе как Боге
в нас мы можем познавать Бога над нами, Отца — как Того,
кто в Сыне есть Бог среди нас. Дух позволяет нам познать Божью благодать
как благодать; через Него мы можем постичь Божий дар как дару Его любовь —
как Его любовь; Он есть субъективная возможность откровения.
{К.Barth. Die Kirchliche Dogmatik I/2, S. 264 и далее.}
>
Поскольку Дух Божий открывает эсхатологический дар и эсхатологическую
любовь Бога в нас и для нас эсхатологически-окончательным образом,
Он также должен быть Божьим милосердием в себе самом. А именно, если бы
Он не был любовью и даром Божьим «сначала» в себе, а только
для нас, Он не смог бы открыть для нас Божественность Бога,
которая, как уже указано, состоит в свободе Его любви, сообщаемой
нам. Тогда Он открыл бы не Бога таким, как Он есть, но таким,
как и насколько Он проявляет себя в истории. Чтобы Святой Дух мог быть
субъективной возможностью эсхатологически-окончательного откровения любви и, тем самым,
Божествечности Бога, Он должен быть этой свободой в любви, т.е. Он должен
быть любовью Бога собственной персоной. Он должен быть не только даром Божьим,
но и подателем этого дара; Он должен своим личностным образом воплощать
то, чем Бог является по своему существу. Это положение —
не своевольное обратное заключение от действия Бога в истории спасения
к Его личностной Божественной сущности. Такое обратное заключение обязательно
потерпело бы плачевную неудачу из-за таинственности Духа. Мы не могли бы
сказать и слова о внутренней Божественной сущности Духа, если бы
она не была открыта нам самим Духом и засвидетельствована в Писании.
Наша единственная возможность состоит в том, чтобы под руководством
и в озарении Духа познавать внутреннюю взаимосвязь и внутреннее
соответствие между высказываниями откровения о действии Духа в истории
спасения и высказываниями откровения о Его Божественной природе.
[
кардинал Вальтер Каспер. Изкн.
"Бог Иисуса Христа", из гл. "Святой Дух —
Господь животворящий" >> "3. Богословие
Святого Духа" >> "Подходы к богословию
Святого Духа" ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Те,
которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям: они
не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов. Они, хотя и обрезаны,
сами не соблюдают Закон, а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать
этим. А я ничем не хочу хвастаться – одним лишь
крестом Господа нашего Иисуса Христа, благодаря которому мир распят
для меня, а я – для мира. Ведь неважно, обрезан ты или нет.
Важно одно: стал ли ты новым творением Божьим? Мир и милость тем,
кто следут этому правилу, и им, и всему Израилю Божьему! ... Милость
Господа нашего Иисуса Христа да будет с духом вашим, братья! Аминь.*
(Гал.6:11-16,18/+/)
*
* *
*Бог этого века ослепил разум неверующих, и они не видят
света Радостной Вести о славе Христа, который есть образ
Бога. Ведь мы не самих себя возвещаем, а Иисуса Христа
как Господа, а себя лишь как ваших слуг ради Иисуса.
Потому что Бог, сказавший:
"Из тьмы да воссияет свет",
воссиял в наших сердцах, озаряя их светом познания Божьей
славы на лице Иисуса Христа. Мы
же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое
сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит
от Бога, а не от нас. Нас теснят со всех сторон,
но мы не загнаны в угол.
Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии.
Нас преследуют, но мы не брошены на
произвол судьбы. Мы
сбиты с ног, но не уничтожены. Мы всегда носим в своем
теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем
теле. Нас, живых, постоянно предают смерти ради Иисуса,
чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей
смертной плоти. Итак, в нас действует
смерть, а в вас жизнь. А
так как в нас тот же дух веры, о котором
сказано в Писании: "Я поверил
и поэтому стал говорить", мы верим,
а потому и говорим. Мы знаем:
Тот, кто поднял Господа Иисуса из мертвых,
и нас поднимет вместе с Иисусом и поставит
перед Собою, рядом с вами. Ведь
всё это делается
ради вас, чтобы Божья доброта, умножаясь, достигла множества
сердец и хлынула из них потоком благодарности во славу Бога.
(2Кор.4:4-15/*/)
*********************************************
/*/
содержит рядовое апостольское чтение воскресенья.