> Во многих притчах Иисуса действуют три главных персонажа, причем обычно это одна авторитетная фигура и два противопоставленных друг другу подчиненных.
> Авторитетная фигура – царь, отец, хозяин – вершит суд над двумя подчиненными и их контрастными поступками (см. диаграмму).
Хозяин
или
Хозяин
Хороший подчиненный
Плохой подчиненный
Главный подчиненный
Второстепенный подчиненный
> Эти притчи именуются «монархическими», поскольку в каждой из них центральным или объединяющим сюжет персонажем (персонажем, состоящим в непосредственных отношениях с двумя другими) является царь или хозяин.{} Достаточно часто один из его подчиненных, сын или слуга, который с точки зрения евреев I века вел себя вполне правильно, оказывается менее праведным, нежели его с виду испорченный двойник. Иисус переворачивает традиционные ожидания с ног на голову.{}
<.....>
> Великий пир (Лк.14:15-24, ср. Мф.22:1-14)
Хозяин пира
Замещающие гости
Гости, отказавшиеся от приглашения
> В притче о великом пире возвращается прежняя монархическая схема. Мы относим ее к числу сложных, а не простых триадических структур {Имеются в виду "притчи с тремя основными темами". – Пр.р.р.}, поскольку и положительные, и отрицательные второстепенные персонажи подразделяются на несколько групп, – соответственно, на две и три. Тем не менее их символическое значение достаточно привычно: хозяин означает Бога; гости, отказавшиеся прийти, – тех, кто отвергает призыв Царства, а вторая группа гостей символизирует людей, откликнувшихся на призыв. Пир – хорошо известный в иудаизме образ ликования, ожидающего народ Божий в конце времен. Слуги здесь играют исключительно служебную роль исполнителей хозяйской воли, хотя в дальнейшем они могли считаться образом людей, проповедующих Слово Божье.
> Другие детали не столь однозначны. Самое необычное в этой притче – единодушный отказ званых гостей от приглашения. Конкретные примеры отговорок, приведенных в первых трех случаях, иллюстрируют, каким образом «все так же» отказались (ст. 18). Эти примеры необязательно понимать как определенный повод отвергнуть призыв Царства: таких поводов может быть сколько угодно. Если между этими отговорками есть нечто общее, так это их крайняя неуклюжесть. Они поражают своей смехотворностью и тем самым демонстрируют слушателю, сколь абсурден любой предлог, под которым человек отвергает призыв Бога войти в его Царство.{} С точки зрения реального сюжета эти отговорки кажутся невероятными.
> В народной сказке, напоминающей притчу о богаче и Лазаре (см. выше {"Эту притчу близко напоминает египетская народная сказка, несколько видоизмененная и пользовавшаяся популярностью среди евреев, однако в ней отсутствует акцент на покаяние через послушание Моисею и пророкам. В более известной еврейской модификации этой сказки богатый мытарь Бар Хахан умер и был погребен со всевозможной роскошью. В то же время умер бедный ученый и был погребен, как нищий. Однако ученый попал в рай, к изобильным потокам, а Бар Махан сидит у берега реки и не может напиться". – Пр.р.р.}), имеется похожий эпизод. Хамфри Палмер справедливо замечает: «Любой гость мог отказаться от приглашения, и, как правило, кто-то отказывался, так что иной раз могло случиться и такое, что отказались все».{} Однако невероятное совпадение стольких достаточно необычных событий предполагает наличие аллегории.{} Возможно, что перечень причин для отказа от участия в священной войне (Втор.20:5-9) присутствует в подтексте – ради контраста, чтобы подчеркнуть, что законные причины уклониться от службы в войсках Израиля утрачивают действенность, когда звучит призыв вступать в Божьи «войска Царства» (ср. выше {"Например, притча о пире читается в свете Втор.20:5-8, поскольку отговорки приглашенных гостей напоминают правила освобождения от военной службы, допускавшиеся у древних израильтян. Хотел ли Иисус сказать, что причины, позволявшие израильтянам не сражаться с врагами, становятся недействительными, если речь идет о призыве Бога записаться в «войска Царства»? В следующей главе Второзакония обсуждаются наследственные права первенцев и предписывается смертная казнь для непослушных детей (21:15-22)". (Главка "2. Притчи и метод анализа форм >> Классический метод анализа форм >> Критика").– Пр.р.р.р.}).{}
> Не менее удивителен, чем поведение первой группы гостей, и жест хозяина пира, приглашающего за стол бедняков и увечных своей общины. Эти две категории, замещающие первоначально приглашенных, часто понимаются как отбросы общества Израиля и язычники, но образы притчи не предполагают даже намека на язычников. Слуги проводят более широкие поиски приглашенных в само́м Израиле – выходят на улицы города и селений. Ст. 23 не следует воспринимать как анахроническое предвестие миссии к язычникам{} и на этом основании отвергать его как неаутентичный. И если бы даже здесь подразумевались язычники, мы располагаем достаточным количеством ветхозаветных примеров, чтобы считать идею о распространении Царства на все народы вполне естественной в устах Иисуса.{}
> Лука удачно помещает притчу в контекст: Иисус отвечает этой притчей человеку, призывающему благословение на всех, вкушающих хлеб в Царстве Божьем (ст. 15). Человек этот, вероятно, фарисей (ст. 1), и он, конечно же, разделяет предрассудки своей секты и полагает, что вход в Царство открыт исключительно набожным иудеям. Иисус бросает вызов этой узости мысли, как Он и раньше делал во время застолья (ст. 1-14).{}
> Некоторые подробности этого повествования заслуживают дополнительного комментария. Во-первых, кажется странным формальный отказ принять тех, кто сам добровольно отказался от приглашения, однако по тогдашнему обычаю хозяин посылал непришедшим гостям порцию угощения, примерно так, как в современной Британии посылают кусочек свадебного пирога.{} Возможно также, что ст. 24 адресован непосредственно толпе (отметьте форму второго лица множественного числа – «вы») и отсылает к метафорическому уровню значения. Во-вторых, в притче не указано, что между призывом двух групп замещающих гостей прошло много времени, так что нет оснований видеть здесь намек на отсроченную парусию или даже то, что период, когда Евангелие проповедуется евреям и отвергается ими, будет долгим.{}
> В-третьих, двойное приглашение в самом начале попросту следует ближневосточному обычаю, и из него не нужно извлекать дополнительные значения. В-четвертых, приказ слугам «заставить» приглашенных прийти отражает настойчивость, понимавшуюся на Востоке как любезность. Поскольку первоначально приглашенные гости не были приведены вопреки их воле, этот приказ не следует искажать, руководствуясь им при насильственном обращении язычников. {В Лк.14:23 дословно: «заставь всех войти». "Когда-то Августин использовал это предложение для оправдания религиозных гонений. Его толковали как приказ принудительно обращать людей в христианство. Его использовали для оправдания инквизиции, для дыбы и тисков для пальцев, угрозы смерти и заключения, для походов против еретиков — для всего того, чего должно стыдиться христианство". (У.Баркли, цит. по: В.Кузнецова, Комм-й к Лк.) – Пр.р.р.}
> Притча поочередно выделяет действия трех основных групп персонажей: хозяин приглашает гостей (ст. 16-17), гости отказываются прийти (ст. 18-21а), и затем приглашение распространяется на другую группу (ст. 21б-23). Заключительный стих (24) возвращает нас к хозяину, открывая еще одну грань его личности.
> Теперь мы можем сформулировать три «урока» притчи, хотя в первом имеются два подпункта. 1) Милосердие и доброта хозяина свидетельствуют о том, что Бог с постоянным великодушием призывает всякого рода людей в Царство, но наступит день, когда приглашение будет аннулировано и уже поздно будет отвечать на него. 2) Извинения первой группы гостей показывают, как нелеп любой предлог, под которым отвергается призыв Царства. 3) Низкий социальный статус второй группы гостей подтверждает учение о том, что великодушие Бога отнюдь не ограничивается принятыми в социуме рамками, и Он распространяет свое приглашение на отверженных этого мира. Роберт Стейн распределяет содержание притчи по тем же трем рубрикам, однако ошибочно полагает, что их можно свести к единой формуле, чтобы избежать аллегоризации:
> При чтении этой притчи напрашивается истолкование гостей и их заместителей как фарисеев / книжников / религиозных вождей и отверженных Израиля... Притча не является аллегорической, поскольку здесь имеется лишь одно главное основание для сравнения, а именно: Царство Небесное уже наступило, и те, кто надеялись унаследовать его (религиозная элита), не сумели сделать этого, а те, о ком и не думали (мытари, бедняки, блудницы и т.д.), – входят в Царство.{}
> Как и в предложенном Кистемейкером истолковании притчи о сеятеле, «одна» основная тема превращается в сложносочиненное предложение с тремя придаточными – по одному на каждого из главных персонажей. Как и во всех обследованных нами притчах, три темы, безусловно, связаны друг с другом, однако не сводятся к единой формуле. Причем, как продемонстрировал Стейн, эта притча вполне аутентична. Ни тот, ни другой факт опровергнуть невозможно. Персонажи действительно обозначают каких-то других людей, помимо самих себя, то есть притча одновременно является аллегорией.
> Притча Матфея о брачном пире обычно рассматривается как вторичная, более аллегорическая переработка притчи Луки, подобно тому как притча Луки о минах якобы превратилась в развернутую притчу о талантах у Матфея. Но опять же, эти предполагаемые параллели резко различаются по своей структуре. Совсем не так четко изложены извинения гостей, отказавшихся прийти, названа только одна группа «заместителей», и им не уделяется особого внимания. Уничтожение города, из которого были званы гости, в отместку за избиение слуг хозяина (в данном случае – царя) придает повествованию гораздо более резкий тон и трагическое напряжение. И совсем уж мрачная кульминация – враждебное обращение с гостем, явившимся без праздничного одеяния.
> Вопреки заявлению Хантера, – «ни один уважающий себя ученый не станет ныне оспаривать», что эти два текста представляют собой версию одной и той же притчи,{} – вполне уместно рассматривать их как два различных, с точки зрения учения, высказывания Иисуса, произнесенные в разных ситуациях его служения, но использующие схожие образы.{} Хорошенько отредактировав текст Матфея, его можно свести к параллели Луке, но непредвзятая экзегеза предполагает по крайней мере попытку истолковать притчу как единое целое, прежде чем препарировать ее.
> Четыре основных возражения против единства Мф.22:1-14 суть следующее: 1) и приглашенные, и царь ведут себя с агрессивностью, совершенно неуместной в контексте брачного пира; 2) разрушение и сожжение города воспринимается как «пророчество» задним числом о разрушении Иерусалима римлянами в 70 году н.э.; 3) изгнание человека, явившегося без праздничной одежды, кажется бессмысленным, если его только что притащили с улицы, в последний момент заменив им званого гостя: у него попросту не было возможности одеться соответственно случаю; 4) ст. 14 предлагает настолько общую мораль, что едва ли ради нее стоило рассказывать притчу с такими подробностями.
> Есть несколько способов опровергнуть данные возражения. В ответ на 1) мы можем заметить, что эти подробности более реалистичны, нежели кажется на первый взгляд. Поскольку празднуется не просто свадьба, а свадьба царского сына, отказ от приглашения приравнивается к измене. Приглашенные избивают слуг, демонстрируя тем самым свои мятежные настроения и нежелание соблюдать верность монарху.{} Проблема 2) обсуждалась ранее (см. выше). Предполагаемая аллюзия на уничтожение Иерусалима не столь очевидна, чтобы отвергать ее как анахронизм.
> На возражение 3) различные ученые отвечают по-разному. Некоторые полагают, что продолжал действовать обычай, зафиксированный для других эпох Древнего мира, и царь сам раздавал гостям праздничную одежду, так что человек, явившийся без подобающего наряда, сознательно пренебрег царским даром.{}
> Клаус Хаакер находит следы этого обычая и известной палестинской сказке о трех бедных девушках, которые были приглашены во дворец и просили выдать им парадную одежду, поскольку не имели таковой.{} С другой стороны, в отличие от версии Луки, притча Матфея не сообщает, что вторично приглашенные гости были бедны или не имели времени нарядиться должным образом. Следовательно, человек, упомянутый в ст. 11-13, имел возможность явиться в подобающей одежде.{}
> Аллегорический уровень значения здесь легко прочитывается. Если человек предстанет перед Богом, не будучи готов к суду, он напрасно будет рассчитывать на его благодать. Уместную параллель мы находим в сравнении из Мишны, которое приписывается равви Яакову: «Этот мир подобен преддверию будущего мира: приготовься в прихожей, чтобы войти в пиршественный зал» (Авот 4:16).{}
> Что касается возражения 4), ст. 14 лучше рассматривать не как попытку подвести итоги всего содержания притчи, а как весьма уместное обобщение, выведенное из основной структуры притчи: с каждой сценой число участников пира всё сокращается, сначала за счет отвержения многих, потом – за счет изгнания одного.
> Если мы примем Мф.22:1-14 как самодостаточное целое, мы увидим, что в триадической структуре происходит сопоставление не дурных гостей, отказавшихся прийти, с хорошими, которые их замещают, а сопоставление массового отвержения первой группы и индивидуального изгнания человека, пришедшего без <свадебной одежды>.
Царь
Человек без <свадебной одежды>
Гости, отказавшиеся от прийти
> Из этой структуры вытекают следующие основные темы: 1) Бог призывает в свое Царство много всякого рода людей; 2) откровенный отказ от Божьего приглашения навлекает вечную кару; 3) неспособность человека, призванного Богом, приготовиться должным образом оказывается таким же грехом и тоже карается вечной казнью.{} В той обстановке, в которую Матфей помещает притчу, – проповедь в Храме в последние дни служения Иисуса, – первая группа гостей означает враждебных Иисусу евреев, а вторая – будущих учеников, не способных «уплатить цену» ученичества. {Интересно отметить, что учение на эту же тему присоединено к притче Луки о великом пире в Лк.14:25-33, хотя оно отсутствует в самой притче.} Поразительную параллель мы находим в талмудической притче, приписываемой равви Иоханану бен Заккаю:
> Это можно сравнить с тем, как царь приглашает своих придворных на пир, не указав точного часа. Мудрые наряжаются и сидят у дверей дворца. «Ибо, – говорят они, – разве может- чего-то не доставать в царском дворце?» Глупцы продолжают заниматься своими делами, говоря: «Какой же пир без приуготовления?» И вдруг царь требует всех придворных на пир. Мудрые приходят одетыми, а глупцы так и остаются неприбранными. Царь радуется мудрым, а на глупцов сердится. «Те, кто нарядился к пиру, пусть садятся, едят и пьют. – распоряжается он. – А кто не украсился к пиру, пусть стоя́т в стороне и смотрят» (ВТ Шаббат 153а).{}
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb / tg / vk
*Меня меньше всего волнует, что меня будете судить вы или любой другой человеческий суд. Я даже себя самого не сужу. Хотя на моей совести ничего нет, это еще не значит, что я тем самым оправдан. Но мне судья — Господь. Так что ничему не выносите приговора до времени, пока не придет Господь. Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке, и сделает явными даже тайные помыслы. Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу.* (1Кор.4:3-5/*/)
* * *
*Потом Иисус обратился к народу и к Своим ученикам: — Учителя́ Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место. Поэтому слушайтесь их и во всём поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. А если что и делают, то лишь для того, чтобы это видели люди. Потому-то они, когда молятся, надевают на лоб и на руку коробочки шире, чем у других, и кисти на одежде у них длиннее. Они любят на пиру сидеть на почетных местах и в первом ряду в синагогах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях, а люди звали их: "Учитель". А вас пусть не зовут "учитель", потому что вы все братья друг другу и у вас один лишь Учитель. И "отцом" никого на земле не зовите — у вас лишь один Небесный Отец. И пусть не зовут вас "наставниками", потому что у вас один лишь Наставник — Помазанник Божий. А кто из вас самый главный, пусть будет слугой вам. Всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, тот возвысится.* (Мф.23:1-12/**/)