Обычно
притча о злых виноградарях говорит нам о том, что мы неблагодарный народ,
что Бог нам дал и виноградник, и точила, и изгородь,
то есть все заповеди, всё, что нам, может быть, пригодится, а мы вот,
люди, но мы не виноваты — Он нас так создал... мы хотим
всё больше, и больше, и больше... Нам дали виноградник —
мы хотим на нём не только работать, но и им владеть.
И так далее... И в ситуации, в которой находятся виноградари,
то есть работники виноградника, — откуда должна быть у них благодарность?
Благодарность обычно рождается от того, когда сравнивают, сравнивают, что
им подобает — и что они получают. Когда то, что́ получают,
больше, люди благодарны, а когда они сравнивают и наоборот получается,
то люди неблагодарны. Вот и скажи́те, эти люди должны быть благодарны?
Не должны быть благодарны. Потому что они работали, работали на винограднике,
а кто-то придёт и собирает... А почему так? Один работает,
другой собирает — это ж несправедливо. Поэтому эти люди решились
постепенно... Сначала побили, потом одного убили, потом решились убить этого мажора,
который приходит забирать у них плоды их труда. Они работали, работали,
а кто-то просто приходит и говорит: "Дайте! Вот тебе 2 копейки,
дай мои 100 рублей". И эти люди по-настоящему оценили ситуацию,
они решились на убийство, потому что... ситуация такова, что она несправедливой
им показалась. И мы находимся в той ситуации, когда до́лжно
решить вопрос об убийстве, а не о притязании. Каждый из нас притязает
на лучшее, только убить не может. А эти люди могут, вот и вся разница.
Поэтому нет драмы вокруг убийства как такового. Есть драма вокруг ситуации,
в которой оказывается каждый человек, где бы он ни оказался: на фазенде
у хозяина, или он сам окажется хозяином, — всё равно
он хочет большего, большего и большего. С чего началась эта притча?
Зачем Христос ее вообще произнёс? Вы ж помните, Он до того зашёл
в Храм, раскидал столы меновщиков, всех голубей опрокинул, волов выгнал
плетью... И сказал им эту притчу, смысл которой заключается в том, что
вы сделали из дома молитвы себе тут частный бизнес, а Бог отнимет
у вас этот бизнес и отдаст православным. И Он так и сделал,
потому что теперь в храмах торгуют православные. И всё. А что?
Но мы говорим: "Господи, так неужели скоро и нас Ты так вот
выгонишь что ли и отдашь бизнес кому-то еще? А Он спрашивает:
"А кому?" Лютеранам? Баптистам? Католикам? Кришнаитам? Они все
одинаковые. Можно отнять бизнес у плохого человека и отдать хорошему...
но нет плохого и хорошего! Это только низкому кажется высокие высокими,
а он невысокий, он такой же самый, просто он находится на другой
полочке. Если их перемешать одних с другими, то одного поставить
наверх, то другого, то смысла никакого нет. И вот Бог поэтому и перестал
это делать. Потому что нет в этом смысла. Мы уже усвоили этот урок.
Мы должны усвоить урок, что трагедия распятия Христова —
не в том, что Его распяли, а в том, что Его не могли
не распять, и в том, что этот акт не могли не одобрить.
Все одобрили — и христиане, которые говорили, что это распятие
очень было нужно... сами Небеса решили Его распять — и Его распяли,
потому что вот так было необходимо. То есть мы похожи на виноградарей,
которые убили сына, потом сделали икону и позолотили её и поставили
над виноградником, и сказали: "Здесь был сын! Вот, можно приложиться
к месту, где его убили". И культ сделали из убитого сына.
Какая разница, это благодарные виноградари. Пусть это благодарные виноградари,
но они убийцы всё равно. Ситуация гораздо плачевнее, и о чём
Христос им говорит? Он им говорит: "Вы выгнали Меня, как бы
думая, что у вас попран бизнес, как бы думая, что Я оскорбил ваши
религиозные чувства или деловые какие-то расчёты... но, на самом деле,
Я затронул ту струну, которая играет вечно. Тот, кто считает, что
он внизу, намеревается оказаться вверху, и дело только в средствах.
Кто-то распнёт другого, кто-то толкнёт локтем, кто-то так по дружбе пройдёт
наверх, кто как... но каждый идёт наверх. И невозможно быть Христом,
не сопротивляющимся и не распятым, в нашем мире, где всё
так существует. Это совершенно предопределено. И мы с вами, слушая
эту притчу, должны видеть результат наших чаяний: когда мы желаем большего,
то вот нарисовано, куда оно ведёт — оно ведёт в пустоту.
Вот это желание большего, ангельское желание быть возле Бога, человеческое
желание быть возле Бога, человеческое желание быть как можно выше —
оно сегодня в человеческом мире работает против него, работает так,
что травмирует его. И наше желание иметь больше, жить лучше —
это очень травматичное желание: оно травмирует Бога, оно травмирует
нас. И может быть, пусть воскресный день будет день такой особенный, когда
мы отказываемся, чтобы нам было лучше, когда мы говорим: "Господи,
как хорошо, что есть так, как есть, без планов на завтра,
без того, чтобы завтра было лучше". Вот хотя бы 1 день в неделю
мы отменим вот эти планы на улучшение жизни, на улучшение
самочувствия, улучшения состояния, улучшение духовности. Зачем нам улучшать духовность?
Вот у нас есть какая-то духовность, да и слава Богу! А всю неделю
мы будем улучшать духовность... Вот это будет хороший план на неделю!
Если мы так вот решимся, неделя пройдет не зря. Всю неделю мы улучшаем
духовность, а в воскресенье говорим: "Слава Тебе, Господи, за то,
что есть у меня какой-то там виноградник, какое-то точило... что-то у меня
есть, и я не хочу больше, поэтому не буду третировать рабов
Твоих, убивать Сына Твоего, потому что мне не надо больше. Но если
мне надо больше, я уже убийца всех на свете, и не убиваю только
потому, что не могу. Ну в общем, такой смысл.
[
прот. Вячеслав Рубский. Расшифровка проповеди "О
меркантильности и благодарности" (22.10.2017): видео
/ аудио. Публикуется впервые
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*И
снова Иисус у моря, и снова Он учит людей. Собралась вокруг Него такая
толпа, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была в море, а весь народ
стоял на берегу. Иисус долго учил их притчами и в Своем учении говорил: –
Слушайте: вот вышел человек сеять. И когда он сеял, одна часть
зерен упала у дороги – прилетели птицы и склевали всё. Другая
часть упала на каменистую почву, где земли было мало, – и
тотчас зерно проросло, потому что оно было неглубоко в земле, но
когда взошло солнце, оно его опалило, и росток, не имея корня, завял. Другие
зёрна упали среди колючек – колючки выросли и заглушили их, и
они не дали колоса. А другие зёрна упали в землю добрую, стали
расти и подниматься – и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный
и стократный. Иисус сказал: – У кого есть уши, пусть услышит!*
(Мк.4:1-9/*/)
*
* *
*Фарисеи ушли и сговорились, как им поймать Иисуса
на слове. Они подослали к Нему своих учеников с иродианами. —
Учитель, — говорят те, — мы знаем, что Ты человек прямой, что
Ты прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог, потому что никого не
боишься и никому не угождаешь. Скажи нам, как по-Твоему: позволительно
платить подать цезарю или нет? Иисус, разгадав их злой умысел, ответил: —
Что вы Меня испытываете, лицемеры? Покажите монету, которой платится
подать. Они принесли Ему денарий. — Чье здесь изображение и
чье имя? — спрашивает их Иисус. — Цезаря, — отвечают они. —
Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье — Богу, — говорит
им тогда Иисус. Услышав эти слова, они изумились и, оставив Его, ушли.*
(Мф.22:15-22/#/)