16 Повторяю
еще раз: не принимайте меня за дурака! А если принимаете,
то дайте мне еще немножко* побыть дураком
и чуть-чуть побахвалиться! (17) То, что
я сейчас скажу, конечно, не от Господа. В этой затее с хвастовством
я буду говорить как* дурак. (18) Раз многие
считают допустимым хвалиться, как это делают люди этого мира, похвалюсь и я.
(19) Вы же такие мудрые и с удовольствием
те́рпите дураков! (20) Те́рпите,
когда вас закабаляют, когда обирают, когда вами помыкают, когда чванятся,
когда угощают пощечинами... (21) К стыду
своему, призна́юсь, тут мы, как видно, оказались слабоваты!
Пусть
кто угодно претендует на что угодно — я всё еще говорю
как дурак* — я претендую
на то же! (22) Они евреи*?
И я! Израильтяне? И я! Потомки Авраама? И я! (23) Служители
Христа? Может, я в уме помешался, но всё же я говорю: я больше!
Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета, не раз
смотрел смерти в глаза. (24) Пять раз
получал по тридцать девять ударов плетью от евреев*;
(25) трижды меня били палками римляне; однажды
побит камнями; трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом
море. (26) Я постоянно в пути, постоянно
в опасности: от разлива рек, от разбойников, от соплеменников,
от язычников. А опасности в городах, в безлюдных местах, в море,
от лжебратьев... (27) Изнурительный труд,
бессонные ночи, голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота... (28) И кроме
всего этого и того, чего я не перечисляю — еще каждодневный
груз забот обо всех церквах... (29) Кто-то
ослабевает — разве я не слабею? Кто-то спотыкается и падает —
разве я весь не горю́?
30 И если
всё-таки надо чем-то похвалиться, похвалюсь тем, в чём видна моя слабость.
(31) Бог и Отец Господа Иисуса —
да будет Он благословен вовеки! — знает, что я не лгу.
(32) В Дамаске правитель
царя Аре́ты сторожил все ворота Дамаска, чтобы схватить меня,
(33) но меня спустили
в корзине через отверстие в стене, и я от него спасся.
121 Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям
и откровениям, что были даны Господом. (2) Я знаю
одного христианина+, который четырнадцать
лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее*
небо. (3) Да, я знаю такого человека.
Наяву или в видении — не знаю, один только Бог знает — (4) он был
перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя
разглашать. (5) Вот таким человеком похвалюсь,
а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями. (6) Ведь
даже если я захочу похвалиться, то не буду говорить как дурак,
а скажу чистую правду. Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит, что я лучше,
чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит. (7) Мне ведь
были такие откровения! И потому, чтобы я не заносился, Бог дал
мне занозу в тело — ангела Сатаны, он меня колотит, чтобы
я не заносился. (8) Трижды взывал
я к Господу, моля избавить от него. (9) Но Он сказал
мне: "Тебе достаточно Моей любви*. Ведь
сила сильнее всего проявляется в слабости". И вот мне всего приятнее
хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа.
(10) И поэтому я доволен, когда
я слаб, когда меня оскорбляют, доволен лишениями, гонениями, горестями
ради Христа! Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!
11.32Арета — Арета IV был царем арабского царства Набатея с 9
г. до н.э. по 40 г. н.э. Ирод Антипа развелся с дочерью Ареты,
чтобы жениться на Иродиаде.
11.33
В толстых городских стенах были жилые помещения. Павла спустили в корзине
через окно такого помещения. События, о которых упоминает Павел, могли происходить
между 37 и 40 гг.
12.2Я знаю одного христианина... — Апостол имеет в виду себя,
но не говорит об этом прямо из скромности (прим. в СРП).
12.2третье небо — по древним представлениям, небо состояло
из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: три,
семь и десять. Здесь третье небо рассматривается как высшая сфера —
место, где расположен рай.
12.4Рай (греч. пара́дейсос) означает сад. Так переводчики Ветхого
Завета на греческий язык перевели еврейское слово "э́ден"
(в русский язык вошло как "эдем"). В книге Бытия рай находился
на земле, но позже он начинает пониматься как место блаженства
и покоя верующих, дожидающихся Дня Суда Божьего, расположенное на небесах.
12.7заноза в теле — скорее всего, имеется в виду какое-то
хроническое заболевание, которым страдал апостол.