> 1Иисус,
проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения.
>
2–Рабби, почему он родился слепым? – спросили Его
ученики. – Кто согрешил: он сам или его родители?
>
3–Не согрешил ни он, ни родители, – ответил
Иисус. – Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными
дела Божьи.4Пока длится день, мы должны исполнять
дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, когда никто не сможет трудиться.
5Пока Я в мире, Я – свет миру.
>
6Сказав это, Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей,
помазал ему глаза этой грязью 7и сказал:
>
–Ступай к Силоамскому пруду (Силоам значит «посланный») и умойся.
>
Тот пошел, умылся и стал зрячим.
> 8Его соседи
и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить:
>
–Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню?
>
9–Да, это он, – отвечали одни.
>
–Нет, он просто похож на него, – возражали другие.
>
–Это правда я, – сказал сам человек.
>
10–А как ты стал видеть? – спросили они.
>
11–Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей,
помазал мне этим глаза́ и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», –
ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть.
>
12–Где Он? – спросили они.
>
–Не знаю, – говорит он.
>
9.1 человека –
в некоторых рукописях: «сидящего человека». > 9.4 мы должны –
в некоторых рукописях: «Я должен»; Того, кто послал Меня –
«Того, кто послал нас». > 9.6 помазал ему глаза этой
грязью – в ряде рукописей: «положил ему на глаза эту грязь». >
9.8 просившим милостыню – во многих поздних рукописях:
«слепым».
>
Ст. 1 – Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп
от рождения – Не совсем понятно, связана ли эта сцена
с предыдущей и где всё это происходит. Как следует из 8.59,
Иисус покинул Храм. Скорее всего, Он мог встретить слепого, выходя из него,
ведь слепые, как и другие калеки, жили за счет милостыни. Во все времена
нищие обычно устраивались неподалеку от ворот Храма, где проходило много
паломников. В синоптических Евангелиях рассказывается о том, что Иисус
возвращал слепым зрение (Мк 8.22-26; 10.46-52; Мф 9.27-31; 12.22-23;
15.30; 20.29-34; Лк 18.35-43), но нигде не говорится об исцелении
слепорожденного.
> Ст. 2 – Рабби,
почему он родился слепым? – спросили Его ученики – Люди всегда
верили, что болезнь – это наказание за грех, причем
считалось, что слепотой наказывался очень серьезный грех. Как говорится
в Талмуде, нет смерти без греха и нет наказания без вины.
В первой части Евангелия ученики играют столь малозначительную роль,
что об их существовании даже забывается. Так, например, неизвестно,
двенадцать ли это или какие-то другие ученики, присоединившиеся к Иисусу
в Иудее и Иерусалиме. Они разделяют это распространенное убеждение
о непосредственной связи греха с болезнью. Кто согрешил: он сам
или его родители? – Так как человек родился слепым, казалось бы,
вопрос излишен, потому что он сам не мог совершить греха. Но в раввинистической
литературе утверждается, что человек может согрешить во чреве матери.
Например, если беременная женщина поклоняется языческому божеству, зародыш тоже
в этом якобы участвует. Борьба близнецов в чреве Ревекки (Быт 25.22)
объяснялась их желанием убить друг друга, а также тем, что, когда
беременная Ревекка проходила мимо синагог, Иаков порывался выбраться из чрева,
чтобы поклониться Богу, а когда она шла мимо языческих храмов, безбожный
Исав якобы стремился наружу, чтобы почтить идола. Дети также могли расплачиваться
физическими недостатками за грехи родителей.
>
Ст. 3 – Не согрешил ни он, ни родители, –
ответил Иисус – Он не уподобляется друзьям Иова и отрицает наличие
прямой причинной связи между грехом и болезнью, хотя, конечно же,
болезнь и смерть связаны с грехом, потому что смерть вошла в мир
после греха Адама. Во многих библейских книгах ставится тема невинного
страдания. Так, Иов предстает абсолютным праведником, хотя он поражен страшной
болезнью – проказой; целый ряд Псалмов
говорит о невинном страдальце. Но особенно важно помнить 53-ю главу
пророка Исайи, которая была понята Церковью как пророчество о страданиях
самого Иисуса.
> Слепота его для того, чтобы благодаря
ей стали явными дела Божьи – В раввинистической литературе довольно часто
встречается утверждение, что Бог иногда наказывает людей «наказаниями любви»,
и если человек переносит их кротко и терпеливо, то потом он получает
в награду долголетие, процветание и прощение всех грехов. Но Иисуса
здесь не занимают теоретические вопросы о причине невинных страданий,
и она остается для нас неизвестной. Он говорит лишь об этом
конкретном случае и о том, какая связь существует между страданием
слепорожденного человека и Его собственным служением. Их встреча
состоялась для того, чтобы Иисус исцелил страдальца и тем прославил
Своего Отца. Ср. 11.4; Исх 9.16; Рим 9.17. Чтобы благодаря ей стали
явными... – возможно понимание: «так что благодаря ей станут явными...».
Ведь в греческом языке этого времени целевой союз «хи́на» приобретает
также значение следствия.
> Ст. 4 – Пока
длится день, мы должны исполнять дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь,
когда никто не сможет трудиться – День и ночь – это синонимы
света и тьмы, жизни и смерти, спасения и гибели. В 8.12 Иисус
торжественно объявил себя светом миру, в 8.56 Он говорил о Своем
дне как о дне спасения. Пока длится день – то есть пока
человек живет; ср. 12.35, 36. Ср. изречение Талмуда: «День короток, задача велика,
труженики ленивы, плата изобильна, хозяин дома спешит», где день означает
жизнь. Мы – Казалось бы, более естественным было бы здесь местоимение «Я»,
как в некоторых рукописях. Но практически все комментаторы, полагают, что «Я» –
это попытка переписчиков сделать текст понятнее. Почему же здесь употреблено местоимение
множественного числа? По мнению одних толкователей, Иисус включает в «мы»
Своих учеников или отождествляет себя с раннехристианской общиной времен
евангелиста (). Но другие, как, например, Ч.Додд,
видят здесь пословичное выражение, которое Иисус прилагает к Своей деятельности.
Мы должны – То же ощущение долженствования присутствует в Лк 13.33.
Грядущая смерть Иисуса означает наступление духовной ночи (ср. 11.10;
13.30).
> Ст. 5 – Пока Я в мире
– то есть пока Иисус живет этой земной жизнью. Я – свет
миру – «Здесь еще яснее, чем в 8.12, видно, что «свет» –
это не метафизическое определение личности Иисуса, но описание Его воздействия
на вселенную: Он – свет, который судит и спасает. Только
благодаря Ему в мире есть день, когда люди могут ходить безопасно (12.35),
Его отсутствие – это тьма». {С.К.Barrett,
The Gospel according to St. John, p. 357.} Ср. Мф 5.14;
Ис 49.6.
> Ст. 6 – Сказав это,
Иисус плюнул на землю, смешал слюну с землей, помазал ему глаза
этой грязью – Иисус не дожидается просьбы со стороны слепого, но
сам выступает инициатором исцеления. В Евангелиях редко рассказывается о том,
что Иисус применял какие-то средства для лечения. У Марка есть
две истории (7.33; 8.23), где также использовалась слюна. В древности
считалось, что она обладает целебными свойствами, но, так как ее употребление
обычно сопровождалось магическими заклинаниями, евреи с подозрением относились
к ней и прямо запрещали в субботу смазывать слюной глаза в лечебных
целях. Некоторые толкователи видят здесь аллюзию на сотворение человека в Быт 2.6-7.
>
Ст. 7 – И сказал: – Ступай к Силоамскому пруду
(Силоам значит посланный) и умойся – Этот пруд был расположен недалеко
от Храма (Ис 8.6; Лк 13.4); из него зачерпывали воду для торжественных
возлияний в праздник Шалашей (см. коммент.
на 7.37). Силоам значит «посланный» – По-еврейски он назывался
«Шило́ах», народная этимология истолковывала это слово как «посланный».
Евангелист Иоанн обычно объясняет негреческие слова (ср. 1.38,41,42). Здесь
он видит смысловую перекличку между названием пруда и тем, что Иисус
послан Богом.
> Тот пошел, умылся и стал зрячим
– Иисус посылает туда слепого омыться, как пророк послал Наамана омыться
в Иордане, и тот очистился от проказы (4Цар 5.10-14).
Несомненно, евангелист придает этому событию и символическое значение: дар зрения
также означает свет откровения, принесенный в мир Иисусом. В святоотеческой
экзегезе этот эпизод понимался как указание на крещение во имя
Иисуса.
> Ст. 8-9 – Его соседи
и другие люди, которые видели его просившим милостыню, стали говорить –
Как? Это тот самый человек, который сидел и просил милостыню? –
Да, это он, – отвечали одни. – Нет, он просто похож
на него, – возражали другие. – Это правда я, –
сказал сам человек – Соседям трудно поверить в то, что слепорожденный
теперь видит. Просившим милостыню – Слепые были нищими, жившими за счет
милостыни (ср. Мк 10.46).
> Ст. 10 –
А как ты стал видеть? – спросили они – дословно: «Как были
открыты у тебя глаза?» Это не означает, что глаза слепого были раньше
закрыты, просто они ничего не видели; это распространенное выражение (ср. Ис 35.5).
>
Ст. 11 – Человек, которого зовут Иисус, смешал слюну с землей,
помазал мне этим глаза́ и сказал: «Пойди в Силоам и умойся», –
ответил он. – Я пошел, умылся и стал видеть – Духовное
прозрение совершается в несколько этапов, бывший слепой знает имя Того,
кто вернул ему зрение, но больше ничего о Нём не знает.
>
Ст. 12 – Где Он? – спросили они. –
Не знаю, – говорит он – Соседи не замышляют ничего враждебного
против Иисуса, их вопрос вызван любопытством. Ср. 5.12-13.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm (paypal,
qiwi, ю-money/яндекс-деньги, vkpay, tinkoff).
*После
долгого спора встал Петр. – Братья! сказал он.
Как вы знаете, прошло уже немало времени с тех пор,
как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и язычники услышали
из моих уст слова Радостной Вести и уверовали. И Бог, знающий
сердца людей, показал Свою милость к язычникам, даровав
им Святой Дух, как и нам. Он не видит никакой разницы между
нами и ими, потому что очистил верой их сердца. Так
зачем же вы теперь испытываете Бога, раз хотите надеть на шею
ученикам то ярмо, которое было непосильным и для наших предков,
и для нас? Ведь мы верим, что спасены
одной только любовью Господа Иисуса. И они спасены так
же! Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса через них совершил
Бог среди язычников. Когда они умолкли, заговорил Иаков: –
Братья, выслушайте меня! Симеон поведал нам о том,
как Бог впервые проявил Свою заботу о язычниках, избрав из них
народ, который будет носить Его имя. С этим созвучны и слова
пророков, потому что в Писании сказано: "И
потом Я вернусь и отстрою рухнувший дом Давида,
Я воздвигну его из руин, Я
отстрою его. И тогда остальные все люди, и язычники
все Господа будут искать, ибо
Я их призвал стать народом, носящим Имя Мое.
Так говорит Господь, возвестивший
об этом издавна". Поэтому я считаю: нам не следует
обременять язычников, которые обращаются к Богу. Мы
должны послать им письмо и предписать им воздерживаться
от пищи, принесенной в жертву языческим богам и ставшей
нечистой, от разврата, от мяса удавленных животных,
а также от крови. Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом
городе и каждую субботу читается вслух в синагогах.
Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью решили избрать
из своего числа несколько человек и вместе с Павлом и Варнавой послать
их в Антиохию. Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
людей, пользовавшихся у братьев авторитетом, и написали письмо,
которое те должны были передать: "Апостолы и старейшины приветствуют
всех своих братьев из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии.
Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает
и расстраивает вас своими предписаниями, на что мы им полномочий
не давали. Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями
Варнавой и Павлом, людьми, посвятившими жизнь
служению имени нашего Господа Иисуса Христа. Итак, мы послали
к вам Иуду и Силу, они то же самое изложат вам на словах.
Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим, кроме следующих
обязательных предписаний: воздерживаться от употребления в пищу
того, что принесено в жертву языческим богам, от
крови и мяса удавленных животных, а также от разврата. Поступайте
так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!" (Деян.15:7-29/+/)
*
* *
*В полночь Павел и Сила молились Богу
и пели псалмы, а остальные заключенные слушали. Вдруг началось
сильное землетрясение, от толчка тюрьма сотряслась, в тот
же миг все двери распахнулись и со всех заключенных спали цепи.
Тюремщик проснулся и, увидев распахнутые двери тюрьмы, выхватил
меч и хотел покончить с собой: он думал, что заключенные разбежались.
— Ничего над собой не делай! — закричал
громким голосом Павел. — Мы все здесь! Тот,
потребовав света, вбежал в тюрьму и припал к ногам Павла и Силы,
весь дрожа. — Повелители мои, что мне делать, чтобы обрести
спасение? — спросил он, выведя их наружу. —
Поверь в Господа Иисуса и будешь спасен и ты, и дом твой! —
ответили они. И они возвестили Слово Господа ему и всем его домашним.
И в этот поздний ночной час тюремщик вывел их из тюрьмы, омыл
их раны и тут же принял крещение вместе со всеми близкими. Он
привел их к себе в дом и пригласил к столу. И они всем домом радовались
тому, что поверили в Бога.* (Деян.16:25-34/&/)
*
* *
*Павел, как обычно, пришел к ним и три субботы
подряд объяснял и доказывал им на примерах из Писания, что Помазанник Божий
должен был, после многих страданий, воскреснуть из мертвых. "Иисус, которого
я вам возвещаю, и есть Помазанник", – говорил он". (Деян.17:2-3/#/)
*
* *
*<Иисус сказал:> -
Говорю вам истинную правду: кто исполнит Слово Мое,
смерти вовек не увидит. - Вот теперь мы точно
знаем, что в Тебе бес, - сказали они Ему. -
Авраам умер, умерли и пророки. А Ты говоришь:
"Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер? Или пророков,
которые умерли? Кем Ты себя выставляешь? - Если Я сам себя прославляю,
слава Моя - ничто, - ответил Иисус. - Но Меня
прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом! Вы Его никогда
не знали, а Я Его знаю. Если бы Я сказал, что не знаю Его,
Я был бы лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю
Его Слово. Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
Он увидел его - и был счастлив! - Тебе нет и пятидесяти,
и Ты видел Авраама?! - возмутились они. Иисус ответил:
- Говорю вам истинную правду: Авраам еще не родился,
а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ. Тогда они схватили камни, чтобы
побить Его. Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59/++/)
*
* *
*Иисус сказал:
"Мои овцы слышат Мой голос, и Я знаю их, / они
за Мною идут, Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки,
их никто у Меня не похитит. То, что дал Мне
Отец Мой, / больше всего, и этого у Отца никто
не может отнять, а Я и Отец одно". Они
снова схватили камни, чтобы побить Его. Иисус сказал: "Много
добрых дел Я вам показал от Отца. За которое из них вы хотите побить
Меня?" Они ответили Ему: "Мы не за доброе дело хотим побить
Тебя, а за кощунство, за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
Иисус ответил: "А разве не написано в вашем Законе:
"Я сказал: 'Вы боги'"? А Писание непреложно.
Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово, Он называет богами,
как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь", когда Я говорю:
"Я Сын Бога", Мне, кого освятил и послал в
мир Отец?! Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
А если Я делаю их, можете не верить Мне, но делам Моим
верьте! И тогда вы узнаете и поймете, что Мой Отец
во Мне, а Я в Нём". (Ин.10:27-38/*/)
*
* *
*Старшие священники и фарисеи
собрались на заседание Совета. — Что нам делать? – говорили
они. – Этот человек совершает много чудес. Если
мы позволим Ему продолжать, все поверят в Него. И тогда придут
римляне и уничтожат и наше святое место, и наш народ. Один
из них, Кайафа, первосвященник того года, сказал им: — Ничего вы не
понимаете! Неужели вам не ясно, что для вас будет лучше,
если один человек умрет за народ, чем если все евреи погибнут?
Это он сказал не от себя: будучи первосвященником того года,
он изрек пророчество, что Иисус умрет за народ, и не только за
этот народ, но и для того, чтобы собрать воедино всех рассеянных
по земле детей Божьих. И с того дня они стали думать, как погубить Иисуса.*
(Ин.11:47-53/##/)
*********************************************
/++/
евангельское
чтение вторника.
/+/ из апост. чтения пятницы. /*/
ев. чтение субботы. /&/ из воскр. апостольского
чтения. /#/ из апост.
чтения понедельника 6 седмицы.
/##/ из
еванг. чтения понедельника 6 седмицы.