>
Я за единство православных. Оно может стоиться на разных посылках:
> 1) Всеобщая одинаковость как условие взаимоприятия > 2) Приятие
различий как рецепт подлинного единства. Т.к. одинаковость невозможна.
> Когда человек слушает другого человека,
которого уважает, то почему-то считает своим святым долгом согласиться с ним.
Если же тот говорит нечто неправильное, с точки зрения собеседника, то он
на него как бы обижается за то, что тот его подводит в этой
обязательной задаче согласия.
> Узкое сознание <вместо того, чтобы>
прямо сказать «не думайте», произносит: «давайте думать одинаково» = призыв
к единству, понимаемый как единство слов и мнений.
> Императив
единомыслия исходит из того, что несогласные не могут быть вместе.
Не могут быть подле Христа.Обязательное единомыслие усиливает антагонизм
мнений, если они различны. Оно делает из доброго и даже святого
человека того, кто готов послать несогласных в ад. Как писал Иосиф
Бродский: «правота разделяет беспощадней греха» (Стансы).
>
Ментальная ксенеласия {Практика изгнания чужеземцев (в древнем
дорийском Крите и Лаконии), считающихся нежелательными для общественного
благосостояния. Здесь – в переносном значении. –
Прим. ред. рассылки.} не позволяет другому быть другим
в зоне моего влияния. Вначале единомыслие стало условием, а затем и заменителем
христианской любви и единства.
> И вовсе не надо обязательно
соглашаться с любым кривославием. Любовь может возражать, переубеждать и уговаривать.
>
Надо отбросить идею согласия как условия дружбы, любви и православия.
По-христиански было бы принять человека с его всяческой немощью, в т.ч.
интеллектуальной и духовной. Если православный не кажется православным,
то сто́ит вспомнить, что Христос принимал и самарянку, мытаря
и разбойника, а фарисеи распяли Того, с Кем не могли согласиться.
>
Кто-то мыслит иначе. Ну, что ж, значит его искажённость зрения непохожа
на мою. А мы все косоглазы, и разве не «от нихже
первый есмь аз»?
> Гордость не мирится с тем, кто не является
услужливым зеркалом нашего величия и правоты, мы в гневе разбиваем его
как в сказке А.С.Пушкина («Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»).
Иначе говоря, для узкого сознания тот, кто не подпевает нашему мнению
уже неугоден, уже виноват.
> Поэтому-то ап. Павел, зная
об этой немощи христиан, пишет: «Бог же терпения и утешения да дарует
вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» (Рим.15,5).
«Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте
единодушны и единомысленны» (Фил.2,2). И у него же находим
и другое измерение разномыслия: «Надлежит быть и разномыслиям между вами,
дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11,19). «Итак, кто из нас
совершен, так должен мыслить; если же вы о чём иначе мыслите, то и это
Бог вам откроет» (Фил.3,15).
> Считается, что разномыслия не должны
распространяться на церковные догматы. Здесь все должны превратиться в отражение
мнений свв. отцов (иногда того периода, когда они ещё не были святы).
Что ж, с этим спорить не буду. Только спрошу: разве не оказывается
Святая Церковь, в такой версии, врагом мысли, поиска и вообще живого
сознания? Разве правду кричали все её оппоненты, что Церковь есть рассадник
немыслия и догматизма? Французские «вольнодумцы» противопоставляли Церкви
свободу, коммунисты разум и учёность. Неужели они были правы?
А ведь получается так, если свобода для православных сводится к «свободному»
нахождению на полке книги «Точное изложение православной веры», а разум
и учёность к тому, чтобы точно воспроизводить её текст.
>
До кучи приведу мнение <трех> авторитетных <священослужителей Православной
Церкви>.
> Свящ. Александр Ельчанинов <.>:
«Наша терпимость к инославным и вообще терпимость к различию богословских
мнений должна питаться, прежде всего, Евангелием и Церковью ведь
христианство Иоанна совсем не то, что христианство Петра, и христианство
Франциска Ассизского не то, что христианство ап. Павла. Так же
и с отдельными странами и народами. Полная истина есть нечто абсолютное
и потому совместимое с миром. Мир и человек по существу своему
ограничены, и потому ограниченно принимают истину христианства, а так как
у каждого народа и человека своя ограниченность, то и христианство
в их восприятии выходит особым, оставаясь по существу тем же.
И дары Духа также различны, как в отдельных людях, так и в народах».
<(Записи)>
> Прот. А. Шмеман: «Богословие
слишком легко само себя выдает за Истину, не видит своей "символичности".
Религиозная мысль бродит кругом и около Истины, брожение это и искание
выдавая за "суть" религиозного опыта. Богословие начинает с того,
что всё уже найдено, и отрицает искание как непреложный путь
к Истине. Религиозная мысль пуще всего боится "нахождения".
Тогда как особенность "Истины" в том, что, с одной стороны,
она открывается только исканию, жажде хотя, открываясь, отлична
от искания, а с другой стороны порождает большее искание
и более глубокую жажду. Крах богословия от его "статики".
Неудача религиозной мысли от неукорененности ее "динамики"
в уже данном, открытом и потому неизменном. Богословие
отрицает вопрос. Религиозная мысль считает всякий "вопрос" оправданным,
не видит их "иерархии", отрицает аскетизм мысли и сознания,
в пределе лишена смирения. Богословие оказывается слишком часто
отрицанием свободы сынов Божиих, религиозная мысль павловского
порабощения Христу» (Дневники. Среда, 12 февраля 1975, <стр. 151>).
>
Митр. Антоний Сурожский: «Помню, как я был смущен, когда Николай Зернов пятьдесят
лет назад мне сказал: "Вся трагедия Церкви началась со Вселенских
соборов, когда стали оформлять вещи, которые надо было оставлять еще гибкими".
Я думаю, что он был прав, теперь думаю, тогда я был в ужасе.
Это не значит, что Вселенские соборы были не правы, но они говорили
то, до чего они дожились. И с тех пор богословы тоже
до чего-то дожились» («Я хочу говорить только о том, что созрело
у меня в душе»).
> Основные принципы
отношения к инославию РПЦ, § 1.5: «В Церкви преодолевается враждебность
и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества
по образу Единосущной Троицы». > <§ 1.17>:
«<.> устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит
суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии,
считая это тайной Промысла и суда Божия».
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm (paypal,
qiwi, ю-money/яндекс-деньги, vkpay, tinkoff).
Иисус
сказал: 'Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю –
это Отец, который во Мне, совершает Свои дела. Верьте Мне: / Я –
в Отце и Отец Мой – во Мне. А не верите Мне, / из-за дел
этих верьте. Говорю вам истинную правду: тот, кто верит в
Меня, / будет делать те же дела, что и Я, и даже бо́льшие
сделает, / потому что Я отправляюсь к Отцу. Всё, о чём ни
попро́сите, призвав Мое
имя, / Я исполню, чтобы был прославлен Отец через Сына.
Если Меня вы о чём-то попро́сите,
призвав Мое имя, / Я исполню. Если Меня вы лю́бите,
/ то исполните то, что Я вам заповедал. И Я Отца попрошу,
/ и Он даст вам другого Заступника, чтоб он навеки остался с вами.
Тот Заступник – Дух Истины, / мир его принять не способен,
потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, /
ведь он теперь с вами и останется в вас. Я сиротами вас не оставлю,
/ снова к вам возвращусь. Еще немного – / и мир Меня уже
не увидит, а вы Меня будете видеть, потому что живу Я, /
и вы будете жить. И в тот день вы узнаете, / что Я – в Отце
Моем, вы – во Мне, и Я – в вас. Кто
хранит Мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня'.
(Ин.14:10-21 – чтение субботы)