> В пророческих книгах мы уже можем найти мессианские
пророчества в точном смысле этого слова. Пророки писали в период монархии,
когда народ, включая самих пророков, начал понимать, что ни один из царей
не соответствует великому замыслу Бога. С помощью пророков Бог начал
направлять надежды народа на грядущего царя из дома Давидова. Именно
к нему относятся подлинные обетования прихода Мессии, помазанника, который
совершит искупление своего народа. Приведем несколько примеров из самых известных
отрывков такого рода.
> Ис 9:2–7. Это пророчество
содержит прямое упоминание престола Давидова (стих 7), что указывает
на его мессианский характер. Но с точки зрения новозаветных представлений
об Иисусе наиболее поразителен здесь набор титулов в стихе 6: «Ибо младенец
родился нам… Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, <Владыка Благоденствия>».
Иудейские вожди во времена Иисуса не могли принять притязаний Иисуса
на его божественную природу. Они могли думать о великом потомке Давида,
но обычно считали его человеком, который установит Царство Яхве́.
Когда Иисус говорил, что он и человеческий Мессия, и Бог, иудеи
испытывали замешательство. Однако у Исайи предвещается, что грядущий младенец
станет могущественным Богом.
> Ис 11:1–9.
Это пророчество говорит о том, что «отрасль от корня Иессеева»
установит в будущем великое и мирное царство. Дух Божий почиет
на нём (стих 2), и он будет судить бедного по справедливости
(стих 4). И вот кульминационный момент: земля будет наполнена ве́дением
Яхве, как во́ды наполняют море (стих 9). Кто бы мог, услышав
такое пророчество, не загореться надеждой на приход Мессии?
>
Иер 23:5–6. Иеремия жил во времена трагического конца южного
царства Иуды и видел, как погибали или отправлялись в Вавилонский
плен последние цари. У него были все причины для глубокого разочарования.
Но этот человек Божий говорил о великом будущем царе из рода Давидова:
Яхве восставит Давиду праведную Отрасль (стих 5), которую будут называть
«Яхве оправдание наше». Мысль о человеке, который становится царем и носит
имя самого Яхве, должна была смущать традиционных иудеев. Однако этот отрывок,
среди прочих, стои́т за словами Иисуса: «Я и Отец —
одно» (Ин 10:30). Или, если мы парафразируем другое известное речение:
«Видевший Меня видел Яхве» (Ин 14:9).
> «Царские»
псалмы (то есть Псалмы, в которых речь идет
о царе) были плодородной почвой для других «мессианских» пророчеств
отчасти потому, что в них говорится о мессианской фигуре грядущего царя.
Эти псалмы постоянно называют царя помазанником и нередко говорят о его особых
отношениях с Яхве (см. Пс 2:7). В очень популярном среди авторов
Нового Завета — хотя не среди иудеев — «мессианском»
Пс 109 мы найдем знаменательные слова: «Ты священник вовек по чину
Мелхиседека» (стих 4). Мы не найдем развития темы священника‐царя
в Ветхом Завете, но здесь содержится намек, который необходимо было
внимательно рассмотреть в свете креста Христова.
>
Сто́ит упомянуть о еще одном отрывке из третьего раздела
еврейского канона, из Писаний, который также принадлежит к «мессианским»
свидетельствам Ветхого Завета: это Даниил 7:13. Здесь появляется <сверхъестественная>
фигура «сына человеческого». Титул «сын человеческий» авторы Нового
Завета часто прилагали к Иисусу, и фактически сам Иисус чаще всего
называл себя именно так. Вокруг точного значения выражения «сын человеческий»
в Новом Завете до сих пор кипят споры, которые мы не будем
хотя бы и бегло разбирать, для нас же важно, что «сын человеческий»
в 7 главе Даниила представляет собой неземное существо, сходящее с небес.
И потому образы Даниила готовят путь для слов Иисуса о его небесном
происхождении.
> После краткого обзора ветхозаветных
свидетельств мы можем убедиться в том, что во времена Христа мессианские
надежды опирались на прочные основания. Сам Новый Завет говорит нам о том,
что тогдашние люди с нетерпением ждали Мессию. Так что в I веке н. э.
они вряд ли много спорили, придет ли Мессия или не придет.
Они уже верили в то, что Мессия должен прийти. Скорее их занимал
другой вопрос, который особенно остро поставил Иисус перед своими слушателями:
«Какого Мессию вы ожидаете?». Евангелие от Иоанна рассказывает
о том, как после насыщения пяти тысяч народ был готов провозгласить
Иисуса царем (Ин 6:14–15). Но когда Иисус открыл духовную природу своего
Царства, множество людей от него отвернулось (Ин 6:66).
>
И действительно, при поверхностном чтении «мессианских» пророчеств можно
прийти к выводу, что Мессия будет царем‐завоевателем, который
разгромит врагов Израиля. Таковыми и были популярные представления о Мессии,
но они основаны на поверхностном изучении Писания. Когда мы целиком
посвящаем себя праведности, истине и Богу, Писание оживает и наполняется
таинственной славой, которой не замечает случайно открывший его читатель.
Именно так должен был читать его Иисус. По мере того как он рос в познании
Бога, он всё яснее понимал свою уникальную миссию. Даже в двенадцать
лет глубина его познаний приводила в изумление ученых раввинов (Лк 2:47).
Но тогда нужное время еще не наступило; Иисус возвратился в свой
дом и жил в повиновении родителям (Лк 2:51).
>
Вероятно, в Назарете происходило много событий, которые готовили Иисуса к его миссии.
Библия хранит загадочное молчание об этих годах жизни Иисуса, но мы,
думая о судьбах других людей, наделенных духовной силой, можем с уверенностью
сказать, что Иисус жил в тесных взаимоотношениях со своим небесным Отцом.
Его молитвенная жизнь и размышления над Писанием были необычайно глубокими,
поскольку когда он, наконец, вышел в мир, чтобы возвестить о своей вселенской
миссии, народ «дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий» (Мф 7:29–30).
Что придавало его словам такую удивительную власть? Разумеется, его особые
взаимоотношения с Отцом, однако нас сейчас больше интересует не то,
как он учил, но чему он учил. Иисус принес
свежее понимание мессианских пророчеств с иной расстановкой акцентов, которое
его ученики просто не были способны вместить, несмотря на то, что
считали Иисуса Мессией. <...>
[
Алден Томпсон. Из кн. Who's
Afraid of the Old Testament God? (= "Кто боится ветхозаветного
Бога?"; русский пер. озаглавлен: "Библия без цензуры. Ключ к самым загадочным
текстам Ветхого Завета" // М.: Эксмо, 2010; из главки 7.1)
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Уста
праведника источают мудрость, / а зловредный язык будет отрезан. Устам
праведника ведомо пригодное, / а устам нечестивых – превратное.
Лживые весы мерзки
ГОСПОДУ, / а верные гири Ему угодны. За
дерзостью по пятам идет позор, / а за смирением следует мудрость. Прямодушных
ведет их непорочность, / а вероломных губит их коварство. Не поможет
богатство в День Гнева,
но
праведность избавит от смерти. Праведность и непорочность ведут прямой
дорогой,
а нечестивец падет в своем злодействе.
Праведность спасает прямодушных,
а
вероломные – в силках своих желаний. Вместе с нечестивцем
умрет его надежда,
ожидания
людей недобрых сгинут. Праведник
избежит беды, / а попадает в нее нечестивец. Уста
безбожника погубят ближнего, / а праведных избавит познание. Хорошо
праведнику – и радуется город, / погибли нечестивцы –
ликует. Благословениями честных возводится город
и рушится речами нечестивцев.
Глупец бесчестит ближнего, / а
кто понимает – промолчит. Сплетник раскрывает чужие секреты,
а верный человек и словом не обмолвится. Без
наставления народ погибнет,
а если советников
достаточно – спасется.*
(Пр.10:31-11:14/+/)