>
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, > в Иудею,
в город Давидов, называемый Вифлеем, > потому что он был из дома
и рода Давидова, > записаться с Мариам, обрученной ему, Которая
была беременна. (Лк 2,4-5)
>
Подвергнуть женщину перед самыми родами трудностям путешествия значило идти на риск.
К тому же в списки обычно вносили только мужчин, и Мария могла
оставаться в Назарете. Видно, какие-то иные причины побудили Иосифа взять
Ее с собой.
> Скорее всего, он поступил так, желая совсем переселиться
из Назарета, чтобы оградить жену от нареканий. В маленьком поселке
все хорошо знали друг друга; преждевременное рождение ребенка могло вызвать пересуды
и насмешки окружающих. Ведь еще недавно и сам Иосиф готов был тайком
расстаться с Нареченной. Мариам не осмелилась открыться мужу, и только
сон, яркий, как виде́ние, вернул мир в душу цадика. Быть может,
с этого момента он решил, что необыкновенное Дитя должно появиться на свет
в городе предков.
> Так или иначе, Иосиф во время переписи
покинул Назарет и пустился в дорогу, «восходя» в Иудею, как было
принято выражаться в тех краях. {Лк 2,4. Анэ́бэ
дэ́ ка́й Иосэ́ф — оборот
весьма характерен для еврейского языка и свидетельствует о семитическом
подтексте евангельского рассказа.} В Евангелии Иакова говорится, что
он забрал с собой и сыновей. {Евангелие Иакова, XVII,2
(по одной из его версий).} Это вполне правдоподобно, если считать,
что Иосиф действительно задумал никогда больше не возвращаться в Галилею.
>
Марии было нелегко перенести недельный переход. С этого полудобровольного
изгнания, в котором Она разделила участь всех отверженных, начались
годы Ее испытаний. Но Она была готова к ним, сохраняя верность
Своему обету: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему…».
>
Путники шли, то спускаясь в долины, то преодолевая крутые подъемы.
Им пришлось обойти враждебную Самарию, называвшуюся теперь Себастой, миновать
шумный Иерусалим, пока наконец в окружении садов и полей не показался
впереди Бетлехем, Вифлеем, — отечество царя Давида.
> Обычно
считается, что Иосиф вынужден был просить ночлега
на постоялом дворе, однако вероятней всего слово каталюма, употребленное
Лукой, означает просто горницу, и, следовательно, семья плотника могла остановиться
у его близких или родных. {См.: К.Гейки. Жизнь
и учение Христа, в. I, с. 287. Пер. с англ. Слово ката́люма
в Новом Завете обычно означает не гостиницу, а горницу, комнату
для гостей. См: Мк 14,14; Лк 22,11.}
>
Было же пока они находились там, > исполнились дни, когда Она должна была
родить, > и родила Сына Своего первенца, > и спеленала Его,
и положила Его в яслях. {Лк 2,6-7. «Первенцем»
в Израиле (и в других странах) называли первого мальчика в семье,
даже если он и оставался единственным.}
>
Ясли — кормушка для скота, устланная сеном… Она находилась в пещере,
высеченной прямо в скале, к которой примыкал дом. Обычно в ней
держали овец и коз, привязывали вьючных животных. {То, что Рождество
совершилось в пещере, известно из древнего предания (см.: св. Иустин.
Диалог..., 70,8). Оно подтверждается упоминанием в Евангелии яслей.
Они могли быть только в хлеву, который на Востоке часто помещался в пещере.}
>
Там, в сумраке подземелья, впервые взглянуло на наш мир Дитя, «похожее
на всех детей земли».
> Кто мог ожидать такого? Кто мог думать,
что вхождение Сущего в творение совершится столь неслышно и тихо? С первых
мгновений жизни Мессия становится братом обездоленных. Никакие рождественские
огни не могут заставить нас забыть эту картину: Мать-изгнанница
с Ребенком на руках, лишенная человеческого жилья, укрывшаяся в деревенском
стойле… Ему не нашлось места. «Пришел к своим, и свои Его не приняли».
Таков пролог истории Сына Человеческого, Его борьбы, страданий и конечной
победы.
> В мир, обуреваемый слепыми страстями, в царство духовного
и физического рабства, обманутых толп, демагогии, распутства и бесчеловечности
пришла божественная Любовь. Звезда Вифлеема зажглась в небе, когда
военные марши заглушали плач матерей, когда мостовые улиц и песок арен заливала
кровь, когда одни люди задыхались в каменоломнях и корчились в агонии
на крестах, а другие — упивались властью, топтали чужие земли,
изыскивали новые способы наслаждений. Цивилизация в который раз пожирала
саму себя. И настоящим чудом кажется, что люди не изверились, не утратили
способности надеяться.
> Они спрашивали: когда же? Они ждали
карающего меча Бога-Мстителя, а вместо этого нашли Младенца в пещере.
Он явился без космических потрясений и опаляющего огня. Любовь
пришла под покровом вифлеемской ночи, как робкая гостья и бесприютная
странница. Ее могущество обернулось беззащитностью Ребенка, ее величие —
умалением. В Богоявлении не было ничего от насилий, творимых людьми,
оно свидетельствовало о тайне свободы и долготерпения Божия.
>
Как же встретили люди своего Мессию? Сказания о пастухах и Симеоне,
волхвах и Ироде передают целую гамму чувств — от веры до страха
и ненависти, но символично, что прежде всего в них говорится о людском
равнодушии и эгоизме. Конечно, те, кто в этот поздний час берёг свой
покой, не предполагали, что участвуют во всемирном событии, что Родившийся
в хлеву станет «Светом народов». Однако они знали Божий Закон, повелевающий
давать кров странникам, и всё же не захотели его исполнить.
>
Но вот в пещеру входят пастухи, пришедшие с соседнего поля. Они взволнованы
и наперебой рассказывают о «великой радости, которую возвестил им Господь».
{Лк 2,10. «Я возвещаю тебе великую радость» — традиционные
слова, которыми на Востоке сообщают отцу о рождении сына.}
>
Их появление словно воскресило далекие библейские времена. О людях,
живших со стадами Священное Писание не раз говорило как о наиболее
близких к Богу. У костров под звёздами Авраам, Моисей и Амос
внимали велениям Творца и, отбросив сомнения, шли туда, куда Он их вел.
Так же и теперь пастырям первым суждено было увидеть Мессию.
>
Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню солнцеворота, к 25 декабря,
поклонение пастухов связано в нашем представлении с зимним пейзажем.
Действительно, в Палестине снегопады в эту пору иногда бывают,
однако, как ни жаль расставаться с укоренившейся традицией, надо признать,
что Евангелие ее не подтверждает. Св. Лука говорит, что Вифлеемские
пастухи «жили под открытым небом и стерегли ночью стадо свое». А в декабре
овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они находились
с марта до ноября; следовательно, Иисус родился в этот промежуток
времени.{}
> Разумеется, сам праздник для нас —
не просто календарное воспоминание, в нём заключен глубокий духовный
смысл. Тем, что он справляется в день солнцеворота, Церковь свидетельствует
о явлении в мир «Света разума» и «Солнца правды».
> Еще
не наступило утро, как многие в доме уже знали о чудесном
видении. «Услышавшие, — говорит евангелист, — удивлялись
сказанному пастухами». В их глазах пророчества о великом Вожде
плохо вязались с этими бедными людьми из Галилеи. В Марии же
еще больше укрепилась вера в Ее предназначение, и Она навсегда
сохранила в сердце весть, принесенную с полей в ту священную ночь.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Многократно
и многообразно говоривший в прошлом с нашими отцами через пророков,
Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына. Ему
Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.
Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
Он управляет вселенной Своим могучим словом. Совершив очищение
грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.
Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог: "Ты
— Мой Сын, сегодня Я стал Отцом Тебе"?!
И еще: "Я буду Ему Отцом,
а Он будет Мне Сыном". И
опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:
"Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"
Об ангелах Бог говорит: "Он Себе
назначает в вестники ветер и в слуги
— пламя огня". О Сыне же Он говорит: "Престол
Твой, о Боже, на веки веков. Жезлом
справедливости правишь Ты в Царстве Своем.
Ты праведность любишь, порок ненавидишь. И поэтому
Бог Твой, о Боже, возвысил Тебя над сподвижниками,
елеем восторга помазав Тебя". И еще
Он говорит: "Это Ты, о Господь,
изначально заложил основанья земли, небеса
— это тоже дела Твоих рук. Погибнут они
— но Ты остаешься. Они,
как плащ, обветшают, Ты свернешь их, подобно
одежде, переменишь, как плащ, их — они переменятся.
Но Ты всегда тот же, и годам
Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)
*
* *
*...пока мы были детьми,
мы были в рабстве у стихий мира. Но когда исполнилось
назначенное время, Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной и подвластного
Закону, чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить
нас. И в подтверждение того, что вы – сыны, Бог послал
в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий: "Абба! Отец!"
Значит, ты больше не раб, ты – сын. А если сын, то и наследник,
им тебя сделал Бог.* (Гал.4:3-7/**/)
*
* *
*В то время вышел указ, в котором
император Август повелевал провести перепись по всей земле. Это была
первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квириний. Все пошли
на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился — из Галилеи,
из города Назарета, в Иудею, в город Давида под названием
Вифлеем, потому что он был из рода Давида, его потомок. Он пошел
на перепись с Мариам, своей нареченной, которая была беременна. И когда
они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца,
спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице
места им не нашлось. Неподалеку от тех мест были пастухи,
они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними
предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил
великий страх. Но ангел сказал им: — Не бойтесь! Я несу вам
радостную весть — великую радость для всего народа. Сегодня в городе
Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! Вот вам знак: вы найдете
ребенка, который лежит спеленутый в яслях. И вдруг рядом с ангелом
предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога: —
Слава Богу в вышних небесах! Мир на земле
людям, которых Он возлюбил! Когда
ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: "Пойдемте
в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём поведал
нам Господь". Они поспешно отправились в путь и нашли
Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали
то, что им было сказано об этом ребенке. Рассказ пастухов
удивил всех, кто его слышал. Но Мариам всё запоминала и размышляла
об этом. А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя
Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было
так, как сказал им ангел. Через восемь дней, когда наступило
время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус — имя, которым назвал Его ангел
еще до зачатия.* (Лк.2:1-21/***/)
*********************************************
/*/
апост. чтение навечерия Рождества. /**/
включает апост. чтение Рождества. /***/
вкл. еванг. чтение навечерия Рождества.