Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
03-Jan-2019 15:33
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
3 января
2019 г. / 21 декабря 2018 г. – 37-й день Рождественского
поста (по юлианскому календарю).
>
«Всё суета и суета сует» — так сказал царь Соломон.
Или так сказал не Соломон… Или он сказал не совсем так…
>
Эти слова взяты из библейской книги Екклесиаста (еще говорят «Экклезиаст»).
В Библии есть несколько книг, которые обычно называются «книгами Премудрости», —
в них рассказано, как устроен этот мир. Книга Притчей утверждает: если
вести себя хорошо, у тебя всё будет хорошо, и наоборот. Книга Иова на примере
истории страждущего праведника показывает: нет, бывает и так, что ведешь
себя очень хорошо, а тебе при этом —
очень плохо. А книга Екклесиаста говорит: хорошо ли ты себя ведешь
или плохо, всех ждет один конец. Всё — суета.
>
Никакая на самом деле не суета. Суетой по-русски называется бесконечное
мельтешение, судорожные усилия. А вот еврейское «хевель» — звукоподражательное
слово, оно обозначает легкое дуновение. В нём нет поспешного топота,
мельтешения рук, сбивчивых слов. Это неприметный ветерок, даже выдох —
он сдвинет с места пушинку или листик, но не более.
>
Всё в этом мире — легкое дуновение, всё, к чему стремятся
люди, — погоня за ветром. Это почти буддизм, но это Библия.
«Летит ветер к югу, поворачивает к северу — кружится, кружится
ветер и возвращается на кру́ги своя. Все потоки бегут к морю,
но море не переполняется, и где бежали потоки, там побегут они
вновь». Кто-то видит в этом первое в мировой истории описание круговорота
воды в природе, но книга эта — не учебник
естествознания — она, скорее, ворчание разочарованного жизнью старика.
Впрочем, только на первый взгляд.
> Старик был молодым и видел
в своей жизни славу и богатство, он познал любовь многих женщин, наслаждался
вином и весельем, он строил дома и насаждал виноградники, он приобретал
рабов и рабынь, он сочинял песни и притчи, он наслаждался
заслуженной славой, а теперь… настали дни, когда он просыпается от первого
крика птицы, но больше не слышит песен.
> Кто прежде молол,
уже не мелет, кто прежде глядел в окна — ничего не видит,
отяжелел кузнечик и осыпался каперс. Так поэтически описывается беззубая
и подслеповатая старость со всеми прочими немощами (каперс, кстати,
считался в древности афродизиаком). И вот уже скоро «человек уходит
в свой вечный дом, и плакальщики по улице кружатся…».
>
А при чём тут царь Соломон? Да, в общем-то, ни при чём.
Его имя ни разу не названо в книге. Слово «Екклесиаст» означает
«проповедующий в собрании», оно заимствовано из греческого языка,
а по-еврейски автор книги назван словом «Кохелет». О нём, правда, сказано,
что он сын царя Давида и царь в Иерусалиме, но так мог назваться
любой потомок Давида, сидевший на престоле, а не только его непосредственный
сын Соломон.
> А еще логичнее думать, что Соломон —
лирический герой этой книги. Если нужно найти пример человека, который действительно
испытал в этой жизни все мыслимые наслаждения и не платил за них
сколь-нибудь серьезной цены, лучше царя Соломона никого не найти. Его отец,
царь Давид, построил великое царство, его мать Вирсавия устроила небольшой
заговор, чтобы сделать наследником именно Соломона, и даже печальные последствия
его ошибок — раздел царства на две части —
наступили уже после его смерти. А сам Соломон беспрепятственно
наслаждался жизнью.
> И главное, ему для этого совершенно не нужно
было суетиться — едва ли не единственный подобный случай
в Библии. Всё было ему дано сразу, в готовом виде, причем бесплатно,
и богатства он приумножил, а к славе предков добавил новую
славу. Всё было дано, кроме вечной жизни и вечной молодости. И всё это…
нет, не суета, а легкое дуновение ветра.
> Но эта книга далека
от мрачного пессимизма. С одной стороны, «в Божьей
власти — праведники, и мудрецы, и их дела́. Любовь
или ненависть ждет его — ничего человек не знает». А с другой —
«Пусти свой хлеб по воде — через много дней его найдешь.
Раздавай, что имеешь, семерым или восьмерым: не знаешь, какая беда
на землю придет».
> Во́ды не могут наполнить мо́ря
и возвращаются к истокам — это образ нашей текучей и переменчивой
жизни, в которой ничего на самом деле не меняется, если присмотреться
внимательнее. Во́ды, их не удержишь в горсти, их не вернешь
вспять, дважды не войдешь в одну и ту же воду —
и всё равно до конца своих дней будешь всегда и везде входить в ту же
самую воду, потому что другой просто не существует.
> И вот
эта переменчивость, непредсказуемость, повторяемость жизни становится в книге
Екклесиаста поводом творить добро другим людям. Пускать хлеб по водам —
значит отдавать, что можешь, не контролируя, кому достанутся твои дары.
Кому-нибудь они пригодятся, а через много дней — тебе самому.
Невозможно предвидеть все беды: войны, мятежи, стихийные бедствия, —
и хотя бы один из семерых или восьмерых воспользуется твоей помощью.
>
Чем такой подход к жизни отличается от привычной нам суеты? Пожалуй,
твердым пониманием собственного масштаба в этом непредсказуемом и жестоком
мире. Самый великий и могущественный царь ничего не может предвидеть —
и делает то, что может сделать, спокойно, неторопливо. «Утром выходи
сеять, да и вечером не давай отдыха рукам, ведь не знаешь ты, что
на пользу — то или это, либо то и другое хорошо».
>
Позднее эти слова будут раскрыты в евангельской притче про сеятеля:
он бросал семена куда попало, часть была растащена птицами, часть не дала
всходов на каменистой земле, часть заглушили сорняки. Но те зерна, которые
принесли урожай, оправдали все его усилия.
> Может быть, суета —
это попытка добиться урожая от каждого зерна?
> Всё-таки Библия —
книга не о суете, а о Боге. О нём Екклесиаст говорит
как бы между делом, но очень определенно, в совсем иной тональности:
«С юности помни Творца, пока еще не настали злые дни и годы, о которых
скажешь: не хочу их». Обычная, кстати, для нашей жизни картина: «пожив
для себя», человек вспоминает о Боге в те годы, которые и доживать-то
ему не хочется. Теперь наслаждаться поздно, пора подумать и о переходе
в вечность…
> Екклесиаст советует не откладывать. Казалось
бы, тут ему нужно было бы подкрепить свои советы вескими аргументами: ведите
себя хорошо, дети, тогда после смерти попадете в рай. Но ничего
подобного в этой книге нет. «Выслушаем заключение: бойся Бога и заповеди
Его соблюдай, ибо в этом — весь человек». Не потому,
что потом тебе за это будет что-то особенно хорошее, а потому,
что только так ты и станешь человеком.
> Может быть, суета —
это еще и попытка выгадать, выпросить, заслужить для себя что-то
от Бога? «И прах станет пылью земною, которою был, дух же вернется
к Богу, который его дал». Такой итог подводит человеческой жизни этот
странный автор, проповедующий в собрании, и проповедующий вовсе не о суете.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Неверные
люди, разве вы не знаете, что приязнь к миру означает вражду к Богу?
Тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу. А может
быть, вы думаете, что Писание напрасно говорит: "Жаждет Он духа,
что поселил в нас, жаждет ревниво"? Но Он дал нам еще бо́льшую
милость. Ведь Писание говорит: "Бог противится гордецам,
но любит смиренных". Так покоритесь Богу! Воспротивьтесь
дьяволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится
к вам. Омойте руки, грешники, очистите сердца, двоедушные люди!
Скорбите, рыдайте и плачьте! Пусть ваш смех обратится в рыдание,
радость — в уныние. Принизьте себя перед Господом, и Он вас
возвысит. Не оговаривайте друг друга, братья! Кто оговаривает
или осуждает брата, тот говорит против Закона и осуждает Закон.
А если ты осуждаешь Закон, ты уже не исполнитель Закона, а судья. Но
есть лишь один Законодатель и Судья, который может и спасти, и погубить.
А кто ты такой, чтобы судить ближнего? Теперь послушайте меня
вы, те, кто говорит: "Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то
город, проведем там год, будем торговать и заработаем много
денег". Вы не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!
Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же пропала. Вам бы
говорить вместо этого: "Если захочет Господь, то поживем и сделаем
то-то и то-то". А вы теперь хвастаетесь, зано́ситесь. Всякое
такое хвастовство порочно! Итак, тот, кто знает, что должен делать добро,
но не делает, повинен в грехе. А теперь послушайте вы, богачи!
Плачьте, вопите от бед, что на вас надвигаются! Богатство ваше
сгнило: одежда ваша побита молью; золото ваше и серебро покрылись ржавчиной.
Эта ржавчина — свидетельство против вас, и она, как
огонь, пожрет ваше тело. Вы скопили себе сокровище на последние дни!
Вот вы присвоили плату работников, убравших ваши поля, и они вопят
к Богу, и жалобы жнецов дошли до ушей Господа Саваофа! Вы жили на земле
в роскоши, предавались наслаждениям, вы откормили себя ко дню убоя,
вы осуждали и убивали невинных, а они не сопротивлялись вам. Так
запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа! Смотри́те,
как терпеливо дожидается земледелец, когда земля принесет драгоценный
урожай. Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей! Запаситесь
терпением и вы, укрепляйте сердца, потому что день возвращения Господа
уже близок. Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил
вас. Смотри́те, Судья уже стои́т у дверей! Братья,
пусть примером терпения и стойкости перед лицом страданий станут для
вас пророки, говорившие от имени Господа. Вы знаете, мы называем счастливыми
тех, кто был стойким до конца. Вы слышали о стойкости Иова и знаете,
какой конец жизни дал ему Господь, потому что Господь милосерден и сострадателен.* (Иак.4:4-5:11/*/)