Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Душа и тело на Синае


Мы только что закончили изучать главу Торы "Итро" в которой говорилось о Даровании Торы. Преподавая на уроке этот сюжет, я понял, что у слушателей вызывает много вопросов эта тема, так как нет четкого описания событий. Я решил разобрать ситуацию, чтобы прояснить подход наших мудрецов к этой истории. 
Если мы рассмотрим всю Тору как текст - от сотворения мира до подхода к границам Земли Израиля, то понятно, что в таком виде Тора не могла быть дана "в готовом виде" у горы Синай. Существуют расхождения в деталях описания всего процесса у разных мудрецов, поэтому мы опишем наиболее общие аспекты. 
Мы отмечаем День Дарования Торы в праздник Шавуот. Что же было даровано в тот День?
Наиболее принятая версия разделяет процесс получения Торы на три этапа. 
Полное получение текста Торы (третий этап) - было завершено при подходе к Земле Израиля. С Дарованием Торы также связывают получение скрижалей на которых были начертаны Десять Заповедей (второй этап). Но и скрижали были получены несколько позднее, после нахождения Моше сорок дней на самой горе. 
Какое же событие наши мудрецы связывают с моментом Дарования?
Согласно нашей традиции, это было "всенародное откровение" Б-га всему еврейскому народу, стоявшему под горой Синай (первый этап). 
Что же входило в содержание откровения и в его форму?
Как объясняют наши мудрецы, Б-г сообщил народу две первые Заповеди из списка Десяти Заповедей. 
В самом общем виде они содержат две идеи. Первая представляет самого Б-га и звучит примерно как "Я - Б-г, который вывел вас из Земли Египетской..."
Вторая говорит о сути монотеизма "Не будет у вас других богов...". 
Как объясняют мудрецы детали и смысл этого откровения?

Во-первых, важно подчеркнуть, что в этом таинстве участвовал весь народ. Этим иудаизм отличается от других религий, которые начинались с откровения одному человеку и только позднее постепенно выходили на глобальные просторы. 
Наш сюжет подчеркивает, что с самого начала весь присутствовавший под горой народ - удостоился Б-жественного откровения, то есть был соучастником процесса. 
Интересно, что предложено два взгляда на описание этого опыта - с точки зрения тела и с точки зрения души - людей, находившихся под горой. 
Мудрецы объясняют, что в каждом человеке есть душа, дарованная нам Вс-вышним. И во время раскрытия Б-га - души евреев "устремлялись" ко Вс-вышнему. То есть для души человека - это было особенно притягательным феноменом. Но душа связана с телом, она дает ему жизнь. 
И если душа покидает тело, то тело умирает. И с точки зрения тела, этот опыт напоминал "клиническую смерть" или по крайней мере "обморок". 
То есть когда душа "выходила на связь" она одновременно как бы "выходила" из тела. И объясняют мудрецы, что народ на уровне "инстинкта самосохранения" испугался этого опыта и попросил Моше, чтобы дальнейший "сеанс связи" совершал сам Моше и потом "пересказал" услышанное народу из своих уст. 
И далее Моше получил две вещи. Во-первых, Десять Заповедей - как квинтэссенцию системы Заповедей Торы. И, во-вторых, библейское описание истории от Сотворения Мира до подхода к горе Синай. 
Чему же хочет научить нас эта история с точки зрения фундаментальных идей иудаизма?
Дарование Торы - это больше напоминает "Дарование Вс-вышнего" еврейскому народу, то есть - выход евреев на связь с Творцом Мира. 
Евреи почувствовали две ключевые вещи. 
Во-первых, так как Б-га воспринимала душа еврея, то евреи почувствовали феномен души, как "органа" отвечающего за "духовную связь". 
Также они почувствовали, что их тело не смогло участвовать в "сеансе связи" и происходил как бы "разрыв" между душой и не готовым телом. 
И мистики говорят, что должен существовать способ/путь подготовки тела, чтобы оно было готово тоже (хотя бы частично) участвовать в "сеансе духовной связи". 
Таким телом обладал Моше, который мог общаться с Б-гом не теряя связи между душой и телом. И в рамках иудаизма как духовно-мистической практики существуют пути подготовки тела к возможности совместного с душой - соучастия в таком опыте. 
И с другой стороны, во время Откровения Б-г как бы "спустился", сделав Себя относительно "доступным" восприятию всего народа. 
Этот опыт описан мудрецами как "встреча" на которой Б-г спустился, а люди поднялись - в духовном смысле. И эта точка - духовный старт нашего народа.

В избранное