Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Глубинность праздника Ту би-Шват
Этот праздник является очень выразительным примером творчества еврейских мудрецов. В нем проявился глубинный мистический, символический и ритуальный талант величайшего кабалиста Аризаля, создавшего этот праздник на базе нескольких аспектов иудаизма.
Мы сейчас увидим подходы и процессы, которые очень важны нам в нашей жизни.
Человеку
в жизни очень важны ритуалы. Они поднимают нас над рутиной будней. Хотя они сами могут стать будничными, если они происходят часто и мы их делаем машинально. Поэтому праздники годичного цикла, которые происходят раз в год - не успевают "застыть" в рутине. Но при этом они дают "аромат" (flavor) каждому месяцу.
Также нам важны символы. Наше подсознание и надсознание понимает символ как "конверт" внутри которого скрывается послание - "таинство"
и подключение к глубинным слоям психики и мистики.
Ритуал - это практическое действие, символ - это интеллектуальный образ.
Если же мы их подключаем к идее Вс-вышнего - максимального Авторитета в нашем мире, то и мы сами - "возносимся" над материальными ограничениями и обретаем "крылья" для "полета".
Также нам важно "подключение" к "старине" - к древним корням, чтобы через "корни"
питаться "архаической" энергией.
Аризаль взял древнюю дату календаря - 15 Швата, которая имела прикладной смысл - точки расчета годичного периода для вычисления налогов от урожая плодов во время жизни евреев в Израиле.
После изгнания евреев римлянами эта дата потеряла прикладную актуальность, но "точка" на календаре осталась (как бы "пенек" с корнями от "срубленного" дерева - к которому привили новое растение).
Нахождение даты Ту биШвата - в день полнолуния (середина еврейского лунного месяца) дает этой дате также энергию полной луны.
Западный мир и его календарь - потеряли связь с Луной, евреи эту связь сохранили.
Семь плодов страны Израиля - пшеница, ячмень, маслины, виноград, финики, инжир и гранат - их список взят прямо из Торы, где говорится о плодах, которыми славится Земля Израиля.
Аризаль использовал
в ритуале Ту биШвата два Пасхальных "инструмента".
Во-первых, идею Седера - упорядоченного процесса еды - как ритуала.
Во-вторых, идею четырех бокалов вина, выпиваемых во время Седера.
Обычно в праздники регламентировался только первый "бокал" вина или сока в виде кидуша, который освящает трапезу, начиная ее.
Остальные бокалы вина (в другие дни) имеют неформальный
статус.
В нашем случае Ту биШвата - мы вносим четыре бокала как четыре освящающих элемента.
Одно из мистических объяснений (но есть и другие) - мы осознаем то, что мы живем в четырех мирах - асия, йецира, брия и ацилут - или материальный, психологический, творческо-интеллектуальный и духовно-религиозный.
И каждый из бокалов - освящает один из этих миров.
И мы как бы "входим" во все четыре мира,
осознаем свое присутствие в них и освящаем все четыре своих "измерения".
Для большей образности мы берем красное и белое вино. Красное - символ материи, белое - символ духовности.
Первый бокал - полностью красное вино, второй - красное с добавлением белого, третий - белое с добавление красного, четвертый - чисто белое.
Не обязательно пить полный бокал вина каждый раз, важно налить хотя бы по чуть-чуть. Более
важно не столько выпить, сколько осознать что мы поднимаем себя по ступеням духовных миров.
Также мы используем орехи и плоды с косточками.
Орехи символизируют сокрытие (внутри скорлупы).
Плоды с косточкой символизируют сокрытие внутри внутреннего мира (двойное сокрытие). Косточка - выглядит еще более "неприступной" чем скорлупа ореха. Но в ней прячется семя, которое может вырасти в целое дерево.
Очень
важно серьезно отнестись к идеям - ритуала и символа.
Иногда они нам кажутся детскими, как "новогодние утренники".
Но объясняют мистики, что человек проходит по жизни в три этапа - сначала в детстве ребенок искреннее включается в символы и ритуалы, но не осознает их. Потом наступает возраст критичности (от 13 до 40 лет), когда от ритуалов и символов отказываются, как от "детскости". Но потом - наступает период "раскрытия
мистика" в нас. И мы снова обращаемся к ритуалам и символам, но уже воспринимаем их как глубинные ресурсы нашего духовного мира, мы включаем осознанность и наша душа настраивается на связь с Высшей реальностью.