Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Российского ISTM

  Все выпуски  

Новости Российского ISTM (Лекция на инициации)


1к-440. Лекция на инициации.

25.09.2011 г.

г.Москва

 

Харе Кришна всем. Мы счастливы вернуться в Москву. Только что мы были на южно-российском фестивале на побережье Черного моря. Там было достаточно хорошо, было примерно 4,5 тысячи преданных. Там было множество старших преданных из российских ятр, множество международных лидеров. Но мы решили на день раньше улететь, чтобы пообщаться с вами. Похоже, что не всем из вас удалось побывать на этом фестивале по разным причинам – финансовым, работа или учеба. Я сказал Госвами махараджу, что мы пожертвуем одним днем фестиваля, чтобы прилететь сюда и провести воскресную программу. Завтра я вылетаю в Польшу и затем в Бразилию, чтобы провести там второй фестивальный тур по всей стране. В нём будут участвовать около тридцати преданных. Это основная группа, с которой мы проводим фестиваль в Польше. По сути дела, это культурная презентация сознания Кришны, один из самых простых способов понять движение. Культура обычно отождествляется с музыкой, песнями, танцами, философией, пищей и так далее. В нашей традиции самая лучшая пища – прасадам. Поскольку мы питаемся прасадом, у нас самая лучшая философия – Бхагавад гита, данная самим Господом. Самая лучшая музыка – воспевание Харе Кришна мантры, никто не устает от духовных звуковых вибраций. Самый лучший театр, потому что всё сосредоточено вокруг Господа. И самые лучшие танцы, потому что мы танцуем в экстазе. Поэтому Прабхупада говорит, что мы завоюем весь мир своей культурой. И за более чем двадцать лет проведения фестивалей, мы увидели, какой эффект оказывает подобная презентация сознания Кришны на окружающих. Существует ведический девиз  - «Всем нравятся фестивали». Людям нравятся праздники, но все они, в основном, основаны на телесной концепции жизни, и всё это недолговечно. Первая шлока «Шикшаштаки» Господа Чайтаньи Махапрабху говорит, что воспевание святого имени дает нам тот самый вкус, который мы всегда жаждем и к которому стремимся. И фестивали, если они правильным образом организованы, могут привлечь много тысяч людей. На наших польских фестивальных турах на программы собирается от пяти до десяти тысяч человек. Это массовая проповедь и множество людей соприкасается со Святым Именем, подобно тому, как весной засеивается поле. Фермеры не знают, сколько зерен прорастет и не знают точно, сколько зерен они посеяли, но они точно знают, что всходы будут. Распространение книг осуществляется в индивидуальном порядке. Харинама распространяет святое имя на несколько кварталов, но когда проводится большой фестиваль, со святыми именами соприкасаются тысячи людей и последствия подобной проповеди непредсказуемы. Несколько дней назад одна девушка пошла ко мне на фестивале и представилась. Ей двадцать пять лет, она посещает лекции, воспевает, я видел, что она серьезно относится к своей садхане. Я сказал: «Да, молодец, ты серьезно относишься к сознанию Кришны. Как ты стала преданной?». Она ответила, что когда ей было двенадцать лет, она с матерью  шла по улице в Санкт-Петербурге и мимо проехала колесница Ратха-ятры.  Она запомнила меня, как я пел Харе Кришна мантру и играл на фисгармонии. Она сказала матери: «Я хочу быть такой же, как эти люди, потому что они выглядят очень счастливыми». Можно себе представить, с первого раза эта девочка двенадцати лет вдохновилась и уже не сворачивала с этого пути. Шрила Прабхупада говорит, что сознание Кришны дает равные возможности всем, но кто как это воспринимает, зависит от готовности личности. Это можно сравнить с тем, как если искры падают на сырую траву, то ничего не происходит, если на полусухую – они начинают тлеть и дымить, но если  искры падают на совершенно сухую траву, то сразу же загорается огонь. Поэтому мы проводим множество фестивалей сознания Кришны для собственного вдохновения и для того, чтобы помочь другим развить сознание Кришны.

Наш духовный путь заключается в пении, танцах, небольшом количестве философии и пирах. Особенно в Бразилии это очень популярно, потому что там люди чрезвычайно вдохновляются пением, танцами и особенно – пищей. Здесь через сорок минут киртана несколько преданных встали и начали танцевать. Если бы мы пели киртан в Южной Америке, то уже после первых слов они все подскакивают и начинают танцевать, у них горячая кровь. А здесь только через два часа кто-то начинает подтягиваться. Я вглядывался и недоумевал – может быть здесь собрание пенсионеров? Нет, люди молодые, но что-то не танцуют. Может быть, все стесняются танцевать? Не стоит стесняться части процесса. Прабхупада говорит, что в бизнесе нельзя стесняться, потому что надо быть напористым, чтобы зарабатывать деньги, и нельзя стесняться в приеме прасада. Бхактивинода Тхакур пишет в одном из своих бхаджанов, что когда он слышит звук караталов и удары мриданги, его радость не знает предела. Следующий раз на киртане мы начинаем танцевать уже с «нама ом…».

Сегодня несколько преданных становятся учениками гаудиа-вайшнава сампрадайи, они официально становятся частью семьи Прабхупады – международного общества сознания Кришны. Я даю посвящение четырем преданным, получающим первую инициацию. Один ученик, получивший инициацию ранее, тоже будет участвовать в ягье. Двое учеников Бхакти Вигьяны махараджа принимают участие в этой ягье. Изображение махараджа есть? На ягье должно быть изображение.

Мы начнем церемонию проведения ачамана – очищения. Эти церемонии жертвоприношения – ягьи предназначаются для удовлетворения Господа Вишну, ягьи Вай-Вишну, помогают нам вступить в общение с Господом Вишну. Огонь в этом случае становится представителем Кришны. Огонь не отличается от Господа. И через огонь сам Господь принимает наше подношение и нашу преданность. Кришна является Верховным чистым, Его называют Пурушоттамой – лучшей личностью. Существует такое слово – пурушадхама – самый низший из людей. Поскольку мы вступаем в ягье в очень близкое общение с Верховным Господом, мы должны очистить себя. Материальный мир является местом полным скверны. Общаясь с материальной энергией, мы оскверняемся внешне и внутренне. Каждый день мы вынуждены совершать омовение один, два или даже три раза, поскольку мы оскверняемся в этом мире. Но кроме грубого тела у нас есть еще тонкое тело. Они оба нуждаются в очищении. Кришна говорит, что тонкое тело состоит из ума, разума и ложного эго. И тонкое тело, не смотря на то, что оно тонкое, является более мощным и долговечным, чем грубое. Когда грубое тело умирает, тонкое тело переселяется в следующее грубое тело. Поэтому тонкое тело намного могущественнее грубого. Это тело тоже оскверняется через соприкосновение с материальным миром. Поэтому мы должны его также очищать, если мы хотим приблизиться к Вишну посредством священного огня. Грубое тело очищается мылом, моющими средствами, а тонкое тело очищается мантрами. Мы всегда должны повторять мантры, потому что мы всегда соприкасаемся с материальной энергией. На фестивале мы проводили церемонию посвящения, и одна девушка получила имя Мантрини деви даси. Вначале она даже не поняла, что это за имя такое, что оно значит. Я ей сказал: «Что бы ни значило это имя, ты должна быть рада, что духовный учитель выбрал его для тебя. Потому что духовное имя – это дар духовного учителя». - «Оно мне очень нравится, только что оно значит?» - «Да, это правильное настроение. Мантрини означает – та, кто наслаждается воспеванием мантр. Нравится воспевать Харе Кришна?» - «Да, очень». - «Ну вот, подходящее имя для тебя».

Нам нравится воспевать Харе Кришна мантру, это не то, что мы себя заставляем, или мы вынуждены повторять, нам нравится этот процесс. Некоторым людям очень нравится говорить о тех, в кого они влюблены. Юные пары постоянно говорят друг о друге. И точно также, поскольку мы привязаны к Кришне, мы хотим постоянно говорить о нем, а не о себе. Преданным всегда нравится воспевать Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. Мантра становится воззванием в стремлении вернуться обратно домой к Богу. Мы не воспеваем механически, мы воспеваем с чувством. Но это очистительный процесс. Мантра, которую мы будем повторять перед ягьей, взята из «Гаруда пураны». Вот её перевод.

Независимо от того, чисты мы или нет. Даже если мы прошли через все виды обусловленности в материальном мире. Если мы сможем вспомнить лотосоокого Кришну, мы сможем внешне и внутренне очиститься.

Мы все будем повторять эту мантру. И после того, как мы повторим мантру, инициирующиеся должны взять ложечку ачамана с водой в левую руку и капнуть три капли воды в правую руку, посмотреть на воду и одухотворить её следующим образом. Всё, что нас окружает, одухотворяется через звуковую вибрацию. Поэтому, посмотрев на воду, мы произносим: «Ом Кешавая намаха». Затем мы выпиваем её. И поскольку губы касались ладони, рука оскверняется. Поэтому мы снова капаем три капли воды в правую руку и сбрасываем эту воду. Обратите внимание, что мы не омовение принимаем. Не надо выливать океаны воды, чтобы вы все сидели в луже. По-русски говориться: «Чуть-чуть».  Мантру могут повторять все, все полезно очиститься. Повторяйте за мной.

ом апавитрах павитро ва  сарвавастхам гато пи ва

йах смарет пундарикакшам са бахйабхйантрах шучих

шри-вишнух  шри-вишнух шри-вишнух

 

Теперь инициирующиеся могут сделать ачаман.  Мы еще раз повторим очистительную мантру и затем вы повторяете «Ом Нараяная намаха».

ом апавитрах павитро ва  сарвавастхам гато пи ва

йах смарет пундарикакшам са бахйабхйантрах шучих

шри-вишнух  шри-вишнух шри-вишнух

 

Еще три капли воды на правую ладонь, посмотрите на неё, «Ом Нараяная намаха». После того, как выпили, очистите руку одной каплей воды. Еще раз эту процедуру проделаем, теперь повторяйте «Ом Мадхавая намаха». Это чистые имена Господа.

ом апавитрах павитро ва  сарвавастхам гато пи ва

йах смарет пундарикакшам са бахйабхйантрах шучих

шри-вишнух  шри-вишнух шри-вишнух

 

Три капли воды на правую ладонь, посмотрите на неё, «Ом Мадхавая намаха». Очищаете правую руку каплей воды.

Сейчас мы скажем несколько слов о славе воспевания святого имени. Поскольку большинство преданных получают харинама-дикшу – посвящение в воспевание святого имени. Это очень важный шаг для тех, кто хочет достичь совершенства в воспевании. Воспевание приносит благо всегда, даже если оно совершается неосознанно, человек получает какое-то благо. Я какое-то время путешествовал с слугой и другом Шри Прахладом прабху, и я иногда был свидетелем того, как он спал и во сне бормотал : «Харе Кришна, Харе Кришна». Это неосознанное воспевание. Конечно, полного блага невозможно получить от бессознательного повторения, но что-то, какое-то благо можно получить. В шастрах описывается, что даже через неосознанное воспевание можно освободиться от последствий грехов и искоренить материальные желания. А если вы хотите прему, если вы хотите любви к Кришне, что является высшей целью воспевания, писания говорят, что в этом случае надо получить мантру от истинного духовного учителя, принадлежащего цепи ученической преемственности. Итак, мы получаем благословения на воспевание мантры Харе Кришна. И мы получаем возможность достичь чистого преданного служения. Это важный шаг для инициирующихся. И для того, чтобы они понимали важность воспевания святого имени, мы скажем несколько слов.

Вначале мы прочитаем стих из «Бхагавад гиты» 9.14.

ом намо бхагавате васудевая

ом намо бхагавате васудевая

ом намо бхагавате васудевая

 

сататам киртайанто мамйатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйанитйа-йукта упасате

Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью.

ом аджнана-тимирнадхасйа джнанаджнана-шалакайа

чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

шри-чайтанйа-мано-бхиштам стапитам йена бху-тале

свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

 

Этот стих из «Бхагавад гиты» описывает определенные аспекты славы святого имени Кришны. И поскольку Сам Господь Кришна безграничен, мы можем понять, что и слава святого имени безгранична. Иногда нам бывает не о чем говорить, тогда мы говорим о славе святого имени или Кришны, об этом можно говорить на протяжении многих дней, недель, месяцев, лет и даже жизней, и никогда не повториться при этом. Но с практической точки зрения слава святого имени начинается с очищения сердца. Оно очищает наше сердце от ужасных материальных желаний, которые препятствуют достижения чистой преданности Кришне. Совершенство в том, к чему мы стремимся – в развитии сознания Кришны заключается в двух моментах. В первую очередь оно очищает наше сердце от материальных желаний, от вожделения, и, во-вторых, оно пробуждает нашу любовь к Кришне.

Однажды Шрила Прабхупада сказал, что вожделение – значит для себя, а любовь – значит для Кришны. Поэтому логически мы можем понять, для того, чтобы развить любовь к Кришне, нам надо отказаться от корыстных желаний. Но, отказываясь, мы ничего не теряем, мы только выигрываем. Мы утверждаемся в своем изначальном положении как слуги Господа. Кришна является очень благородным господином. В «Бхагавад гите» Кришна говорит:

ананйаш чинтайанто мамйе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанамйога-кшемам вахамй ахам

Однако тем, кто всегда поклоняется Мне с любовью и преданностью и постоянно созерцает Мою трансцендентную форму, Я даю то, чего у них нет, и сохраняю то, чем они обладают.    ( БГ 9.22)

Поэтому мы можем не беспокоиться, отказываясь от того, от чего мы должны отказаться в сознании Кришны. И первый аспект святого имени – очищение сердца. Как в сельском хозяйстве, если вы хотите вырастить растение, необходимо пропалывать его, потому что сорняки могут его заглушить. Очищение сердца означает очищение от грехов в сердце и от материальных желаний. Эта тема объясняется в «Бхакти-расамрита-синдху».

Объясняется, что в нашем сердце находятся миллионы последствий грехов и материальных желаний, которые мы накопили в течение бесчисленных жизней. Рупа Госвами приводит очень интересную аналогию. Аналогии нужны для того, чтобы мы могли понять сложную философскую мысль. Он говорит, что последствия грехов сравниваются с семенами. Некоторые из этих семян прорастают уже сейчас, некоторые прорастут в ближайшем будущем, а некоторые остаются в форме семян на протяжении многих жизней. Так же и семена, которые мы сеем в землю: некоторые прорастают быстро, некоторые медленнее, а некоторым требуется несколько месяцев. И в настоящий момент мы испытываем наслаждение или страдание из-за влияния этих семян в сердце. Некоторые из этих семян – наша хорошая карма, а некоторые – плохая карма. И они проявятся в своё время. От всех этих семян необходимо избавиться  для того, чтобы по настоящему продвигаться в сознании Кришны. И в момент посвящения духовный учитель соглашается принять на себя большую часть кармы учеников. Ученики должны быть очень серьезны и понимать, что духовный учитель берет на себя не только плохую, но и хорошую карму. Мы думаем: «Вот здорово, отдам-ка плохую карму духовному учителю». А он хорошую карму тоже забирает. Поэтому ученикам надо подумать, есть время передумать и убежать отсюда. Мы у вас заберем и хорошую карму также. Остается чистый лист, на котором мы можем записывать нашу деятельность в преданном служении. Ну почему же необходимо избавиться и от хорошей кармы тоже в своем сердце?  Хорошая карма естественным образом создает благоприятные условия в этом мире, например красота, разум, долгая жизнь, удача. Но иногда и хорошая карма может быть препятствием в продвижении по прямому, но узкому пути преданного служения. Например, можно видеть, как очень успешные люди в материальном мире, знаменитые актеры, профессора, политики, имеют сильную харизму, выглядят привлекательно и зачастую их трудно склонить начать практиковать сознание Кришны. Царица Кунти говорит об этом в Шримад Бхагаватам, что те, кто опьянены возвышенным положением, красотой, образованием и богатством, не могут воззвать к Господу с искренним чувством. Она говорит, что Кришна является акинчана-гочарой – тот, кто является собственностью материально обездоленных. Но это не означает человека, который материально беден, потому что преданные могут быть и очень богатыми людьми. Но они не используют ничего для себя – юкта-вайрагья, всё, что у них есть, они задействуют в служении. Но молодые преданные могут быть отвлечены от практики сознания Кришны последствиями своей хорошей кармы. Они могут из-за этого забыть о Кришне.

Одно из качеств преданного – это уравновешенность, поскольку преданный всегда сосредоточен на лотосных стопах Господа. Если преданный процветает в материальном отношении, то он не теряет при этом голову. Но если возникают какие-то сложности, то он без необходимости не расстраивается. Каково бы ни было его положение в этом мире, он продолжает своё служение.

Духовный учитель принимает карму учеников, он берет на себя как хорошую, так и плохую карму. Но подождите, мы же видим, что и после инициации с учениками происходит как хорошее, так и плохое. А мы говорим о том, что духовный учитель всю карму на себя берет, все последствия. Но как объясняю ачарьи, в частности Вишванатха Чакравати Тхакур, Господь оставляет некоторые реакции для того, чтобы мы не расслаблялись. Мы прекрасно знаем, что когда у нас начинаются трудности, мы очень склонны предаваться Кришне. Из-за того, что у нас умонастроение неофитов, мы склонны предаваться Кришне, когда у нас начинаются проблемы и забываем о Нём, когда у нас всё хорошо. Поэтому нам оставляется определенная карма, чтобы не давать нам расслабляться и напоминать о том, что наша цель – развить сознание Кришны.

Или другая аналогия, которую любил приводить  Шрила Прабхупада  - вентилятор, шнур которого вынули из розетки, но лопасти еще продолжают вращаться. Это совершенная философия. У нас есть то, чем никто не может похвастаться. Это совершенное знание, совершенная философия.

Что же делать бедному духовному учителю со всей этой кармой? Джива Госвами предупреждает нас, что духовный учитель должен принимать не более учеников, чем то количество, с которым он может справиться. В соответствии со своим уровнем и духовным статусом. Говорится, что если вы способны переварить только три  чапати, то не стоит есть их пять. Но если кто-то может съесть за один присест пятнадцать кусков пиццы, как наш Махаван дас брахмачари, и по прибытии на квартиру принять полный пир Маллики, при этом не испытывая беспокойств, то можно так и действовать, никаких проблем. Но Уттама Шлока прабху говорит, что что-то Махаван состарился, раньше двадцать пять кусков пиццы мог съесть, а сейчас только пятнадцать, он деградировал.

Как же духовный учитель справляется с кармой учеников? В соответствии с философией сознания Кришны, наша практика может сжечь дотла последствия любой материальной деятельности. В «Брихад Вишну Пуране» говорится следующее:

намно хи йавати шактих папа-нирхане харех

тават картум на шакноти патакам патаки

В этом стихе говорится, что, воспевая святое имя Кришны, греховный человек может избавиться от большего количества грехов, чем те, которые он в состоянии совершить.

В шестой Песне Бхагаватам говорится:

 

тасмат санкиртанам вишнор джаган-мангалам амхасам

махатам апи кауравйа виддхй аикантика-нишкритам

 

Шукадева Госвами продолжал: О царь, святое имя Господа способно уничтожить последствия даже тягчайших грехов. Поэтому во всей вселенной нет ничего благотворнее санкиртаны, пения святых имен. Постарайся понять это, и вслед за тобой это признают другие. ( ШБ 6.3.31)

Точно также как ученик благодаря воспеванию святого имени разрушает свою карму, так и духовный учитель, выполняя свои обязанности и благодаря своему воспеванию, сжигает даже карму учеников. Единственная разница между учителем и учеником заключается в том, что у ученика вера  в могущество святого имени еще слабая, а у духовного учителя, благодаря его знанию и опыту, очень сильная вера.

В бенгальской пословице говорится, что ни один грешник не способен совершить больше грехов, чем может разрушить одно святое имя Господа. Для ученика это любопытное утверждение, он говорит: «Гуру-махарадж, неужели это правда?». Духовный учитель, поскольку у него есть опыт, видит, как могущественно действие святого имени, он обладает очень большой верой и, благодаря воспеванию, он может уничтожить карму учеников.

Но, тем не менее, Прабхупада говорит, что можно видеть, что и духовный учитель иногда вынужден страдать. Последствия грехов своих учеников, но это Кришна делает, для того, чтобы ученики стали более серьезными. Другими словами, в наших сердцах очень много последствий грехов. Однажды Шрила Прабхупада сказал, что если бы я указал на все грехи в ваших сердцах, вы бы в обморок попадали: «О Господи, сколько же работы у меня впереди!».

 Однажды, когда я был маленьким мальчиком, бабушка и дедушка пригласили меня на свой садовый участок и сказали: «Выруби тут несколько деревцев, а мы тебе за это заплатим». Я решил чуть-чуть поработать, а потом отправиться на пляж. Они привезли меня на свой участок и показали, что надо расчистить опушку леса под постройку. Я решил, что тут работы на всё лето. Они согласились и сказали, что лучше мне работать, чем проводить время на пляже. И когда мы видим, что происходит в нашем сердце, мы можем тоже решить, что всё лето уйдет на выкорчевывание сорняков. Кто-то может сказать, что сердце размером с кулак, у мужчин кулаки крупнее, значит и сердце больше, у женщин сердце меньше. Как же можно поместить последствия грехов за миллионы жизней в таком маленьком пространстве? Но если даже обычный ученый материалист может поместить массу информации на маленьком компьютерном чипе, то сколько же информации может поместить Верховный ученый в сердце.

Конечно, Кришна очень добр и Ему не нравится, что мы находимся в таком падшем состоянии. Как матерям не нравится, когда дети постоянно приходят грязные, матери пытаются их отчистить, а дети постоянно снова пачкаются. И Кришна, будучи Верховным отцом и матерью всех нас, постоянно заботится о нас, пытается нас очистить, чтобы видеть нас в чистом состоянии. В ведических писаниях, которые являются вечным руководством для всех живых существ, говорится о том, что очистительный процесс для нас называется праяшчита – покаяние. Веды отличаются, при всём нашем уважении к другим писаниям, очень сильно и от Корана, и от Библии, и от Торы тем, что это санатана дхарма  - вечное знание для всех живых существ. Праяшчита – это процесс, который аннулирует последствия грехов. Как на вашем компьютере, если вам не нравится картинка, то вы нажимаете на одну кнопку и всё, картинка стирается. Обычно последствия грехов надо испытать на себе, чтобы избавиться от них. Но есть также безболезненный способ устранения последствий грехов. Например, в ведах говорится, что если кто-то нанес вред животному, то праяшчита – это совершить омовение в священном водоеме. Если вы солгали, то вы должны послужить правдивому брахману и так далее. Последствия грехов уйдут. Если вы украли что-то ценное, праяшчитой было сделать пожертвование. Процесс праяшчиты всё облегчает, не надо проходить сложные процедуры. В Кали-югу у нас даже на это нет времени. У многих из нас время для духовной жизни ограничивается воскресным пиром раз в неделю. Но этого может быть недостаточно для очищения нашего грязного сердца. Поэтому в Кали-югу дается очень простой процесс покаяния.

В «Падьявали» Рупы Госвами говорится, что листик туласи, предложенный лотосным стопам Нрисимха-шалаграма, очищает даже грехи убийцы. Вода, которая омыла лотосные стопы Нрисимха-шалаграма, разрушает грехи вора. Пища, предложенная Нрисимха-шалаграму, нейтрализует грехи пьяницы. Затем говорится очень интересно. Говорится, что искреннее предание лотосным стопам Нрисимха-шалаграма, нейтрализует последствия греха разврата с женой духовного учителя. Дальше ещё более интересно. Общение с преданным Нрисимха-шалаграма, нейтрализует последствия оскорбления преданных. Это необычная слава поклонения Нрисимха-шалаграму. И этот стих можно найти в «Падьявали», хотя этот сборник посвящен славе преданного служения Кришне, преданным и, в конечном счете, развития нашей преданности Радхе и Кришне. Поэтому всё очень просто, если мы хотим очистить сердце и развить сознание Кришны, можно просто завести Нрисима-шалаграм. У кого из вас есть Нрисимха-шалаграм? Что же делать? Хотя Нрисимха-шалаграму должны поклоняться тьяги – отреченные личности. Поклонение шалаграму находится на очень высоком уровне. В наше время это становится очень популярным в ИСККОН, но стандарты Прабхупады были намного выше. В 1976 году Шрила Прабхупада говорил, что никак не соберется познакомить преданных ИСККОН с поклонением шалаграмам, потому что он не чувствует, что их стандарты достаточно высоки, что они готовы принять такое поклонение. Традиционно, в ведической культуре брахманы поклонялись одному шалаграму. «О дорогой Господь! Ты не камень, ты являешься сыном Нанды-махараджа!».

Те преданные, которые получают благословения духовного учителя на поклонение Нрисимха-шалаграму, должны четко осознавать, что это из себя представляет. Это не игрушка и не кукла: «Ой, какой ты красивый, я тебя так люблю!». У нас должны быть не такие отношения с божествами. Мы должны поклоняться Господу с почтением, Он господин, а мы – слуги. Слуга должен чувствовать себя всегда в небольшом напряжении перед господином, понимая, что не должен совершать ошибки, выполняя свои обязанности. Однажды, преданные ИСККОН пошли к одному из духовных братьев Шрилы Прабхупады, который  не завидовал Прабхупаде, поддерживал его, чтобы пообщаться с ним и спросить, каковы последствия оскорблений, нанесенных в поклонении шалаграму. И этот преданный сказал, что если кто-то совершает оскорбления в поклонении шалаграма- шиле, то еще большой вопрос, останутся ли у него целыми руки-ноги. Это говорится не для того, чтобы кого-то из вас напугать, а для того, чтобы помочь понять, насколько серьезное занятие – поклонение Господу в этой форме.

В «Нектаре преданности» целая глава посвящена оскорблениям, которые необходимо избегать в поклонении божеству, поэтому мы должны понять, что Господь на нашем уровне не просто наш друг, а это наш господин. Особенно в отношении Нрисимха-шалаграма. В шастрах говорится, что Он всё у вас заберет. Это может быть очень благоприятно для санньяси, всё потерять, но для грихастхи, который совершает неуклонный, но постепенный прогресс в сознании Кришны, это может быть не очень желанно. Поэтому, если мы рассмотрим наше положение, то, похоже что нам не так легко избавится от последствий грехов, как принять махапрасад или выпить чаринамриты Нрисимха-шалаграма. А что же нам делать? Ведь анартха-нивритти наступает до уровня бхавы или премы, это научный процесс. Шраддха, садху-санга,  бхаджана-крия, анартах-нивритти. Мы следуем процессу духовного развития постепенно, от шраддхи переходя к общению с преданными, затем к выполнению практического служения, очищению сердца, развитию вкуса, любви. Каким же образом мы будем очищать своё сердце, если мы не можем поклоняться шалаграма-шиле? Но мы должны помнить, что Кришна описывается как лучший друг всех живых существ. Как, например, мать и отец особым образом будут относиться к ребенку- инвалиду. По сравнению с теми, кто жил в предыдущие эпохи, мы реальные инвалиды в духовной жизни. Просто какие-то огрызки прошлых великих цивилизаций. Мы можем судорожно копаться в священных писаниях в поисках метода, с помощью которого мы могли бы духовно развиваться. В поисках решения нашей дилеммы мы можем наткнуться на следующее: сосредоточьтесь на Шримад-Бхагаватам, это наше самое важное писание. И мы можем через одиннадцать Песен Шримад Бхагаватам пройти и так и не найти решения наших проблем. И читая двенадцатую Песнь, прочитав первую и вторую главу так ничего и не найти. Но в третьей главе мы можем найти, в полном отчаянии дочитав до  51 текста, в котором говорится о решении всех проблем. Что мы, жители Кали-юги, можем достичь того же совершенства, что и святые прошлых эпох, благодаря знанию, содержащемуся в одной шлоке.

Мой дорогой Царь,  хотя Кали-йуга и является океаном нечистого,  у  этой  эпохи все же есть одно хорошее качество:  Просто  воспевая  славу  Кришне, каждый  может освободиться от материального рабства  и вознестись в трансцендентное царство.

 

Как опытные юристы могут найти средство, как обойти  любой закон. Они могут выиграть безнадежное дело, найдя какое-нибудь  исключение из правил, маленький закон, благодаря интерпретации которого, они побеждают. Кто-то из ведических ученых может возмущаться: «Что происходит в Кали-югу, ведь эти западные люди не должны возвращаться домой назад к Богу!». Это происходит благодаря тому, что сам Господь пришел как юга-аватара и  дал нам самый могущественный процесс духовного развития – воспевание святого Имени, благодаря которому человек может не просто очиститься, а вернуться домой назад к Богу. Это не происходит в каждую Кали-югу. Эта Кали-юга очень особенная. Стопы Господа Чайтаньи Махапрабху освятили эту планету и нам надо пользоваться этим преимуществом. Например, перед каждым Рождеством происходит лихорадка покупок, все покупают подарки для друзей, знакомых, родных. Все тратят свои деньги. Но некоторые люди, очень сообразительные, знают, надо подождать, когда пройдет Рождество и цены сразу упадут. Те же самые вещи будут стоить гораздо дешевле. Разумные люди в Кали-югу понимают, сейчас особенное положение, сам Господь пришел в роли преданного и дает самое высшее благо – чистую любовь к Богу, которая доступна через воспевание Харе Кришна мантры. Это подобно распродаже, когда что-то очень ценное можно приобрести практически даром. И надо пользоваться этой возможностью пока не поздно. Мы знаем одну из песен вайшнавов на бенгали, в которой говорится, что Господь Нитьянанда, который является генералом армии Господа Чайтаньи, открыл рынок святого имени и единственная цена, которую надо заплатить, это вера. Поэтому наш энтузиазм выражается в том, что мы повторяем не менее 16 кругов в день. И когда появляется возможность петь святое имя и танцевать, то мы сразу ею пользуемся. Если мы знаем об этой возможности, но ею не пользуемся, то это еще хуже, чем если бы мы о ней вообще не знали.

Конечно, я вижу, что вы замечательно развиваетесь в сознании Кришны, но каждый из нас, тем не менее, должен думать, что мы недостаточно серьезны в духовной практике и нам надо улучшиться. Как мы можем улучшить своё сознание Кришны? Увеличив количество и улучшив качество нашего воспевания, потому что воспевание это основа всего. Джапа – означает воспевание для собственного блага, киртан – воспевание для блага окружающих преданных, а харинама - воспевание для блага всего мира. Всё в нашем процессе построено вокруг воспевания святого имени, поэтому это самый важный вид деятельности, которым мы занимаемся. Поэтому свободное время мы должны использовать для того, чтобы постигать славу святого имени и осваивать науку воспевания. Мы обсуждаем славу святого имени в обществе преданных, мы воспеваем в обществе преданных и распространяем славу святого имени на благо всех. И если мы будем сосредоточены на воспевании святого имени, то даже в этот неспокойный век кали мы всегда будем находиться в безопасном положении. Я недавно подумал об одной аналогии. На детских площадках дети катаются на карусели и чем сильнее вращение, тем больше детей из неё вылетает, но вылетают те, кто находится близко к краю, а тот , кто находится ближе к центру вращения, не вылетает, как бы быстро карусель не вращалась. Наша жизнь тоже похожа на такую центрифугу, нас бросает туда-сюда, но в самом центре, с Кришной, повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна  Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама , Рама Рамам Харе Харе, какая бы круговерть вокруг нас не была, мы будем находиться в безопасности и будем совершенно спокойны.

Рупа Госвами в «Падьявали», прославляя Нрисимха-шалаграм, говорит¸ что его слава совершенно удивительна. В этой лекции мы говорим о славе святого имени и мы можем сказать, что слава святого имени также совершенно поразительна. Обсуждение этих тем приносит благо всем – говорящим, слушающим и окружающим. Вера говорящего и слушающего возрастает, а те, кто находится вокруг, все живые существа получают благо от хари-катхи. Поэтому нам надо продолжать обсуждение этих тем до самого конца, пока мы не оставим этот мир, тогда мы получим максимальное благо.

Спасибо большое. Харе Кришна.

Сейчас мы попросим тех преданных, которые получают первое посвящение у Его святейшества Индрадьюмны Свами махараджа, подняться на сцену и, взяв микрофон, перечислить, те обеты, которые они обязуются соблюдать до конца жизни. После того, как все кандидаты получат новые духовные имена и начитанные четки, мы проведем ягью, а затем – прасад. У нас будет завершен процесс. Когда преданные будут получать новые духовные имена, все свидетели этого события должны дать свои благословения и поприветствовать их громкими аплодисментами. Потому что всем нам нужна максимальная помощь в возвращении в духовный мир. Нам нужна милость не только Господа и духовного учителя, но и милость вайшнавов.

 

 

 


В избранное