В Талмуде сказано: «За сорок лет до разрушения Иерусалима синедрион был изгнан [из Палаты Тесаных Камней] и расположился на месте, где производилась торговля» (Шаббат, 15a). Взятие Иерусалима и разрушение Иерусалимского храма произошло в 70 году, следовательно, речь идет о 30 годе н.э., когда был распят Иисус. Вероятной причиной переселения синедриона явилось землетрясение при Распятии, разрушившее здание для заседаний.
В другом месте Талмуда говорится: «зa сорок лет до разрушения храма жребий [козлов] не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища [ворота храма] открылись сами по себе…» (Йома, 39b).
Жребий козлов является частью иудейского обряда отпущения грехов: «И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения» (Лев 16:7-10). Оба жребия вынимались из урны двумя руками. Выпадение жребия «для Господа» в левую руку считалось недобрым знаком, свидетельством большого греха Иудеи. Согласно преданию, от 30 года до разрушения Иерусалимского храма этот ежегодный жребий «для Господа» ни разу не выпал в правую руку.
Багряная лента или красная нить привязывалась к голове или к рогам козла отпущения, а также к шее козла для заклания Господу (см. Талмуд, Йома). По традиции, часть красной ленты вывешивалась у ворот храма или прикреплялась к скале близ пропасти в пустыне, в которую низвергался козел отпущения. Если на следующий день лента у ворот храма становилась белой, люди радовались, а когда она не изменяла свой цвет, они печалились (см. Рош ха-Шана, 31b). Это знамение соотносили с пророчеством: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис 1:18). Но чуда не случилось в год Распятия и в остальные годы, лента оставалась красной.
Чудо западного света или западного светильника («Нер а-Маарави») происходило с одним из светильников храмовой Меноры. Вероятно, имелся в виду средний светильник, ближайший к западу от трех восточных лампад (см. Раши к Шаббат 22b). Этот светильник назывался также Нер Элохим («Лампа Всевышнего») или Шамаш («Служка»). В него наливали столько же масла, как и в другие светильники, но священник, приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник еще горящим, а шесть остальных – погасшими. После казни Христа данное чудо прекратилось.
В год Распятия сами по себе, без видимых причин, открылись восточные ворота Иерусалимского храма. Здесь исполнилось пророчество: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены [пока не выйдет]» (Иез 44:1-2).
Даже последующее разрушение Иерусалимского храма римлянами, как великое горе, меркнет на фоне потери иудеями Божией благодати. Поэтому и современные иудейские богослужения безблагодатны.