Периодически я заглядываю на сайт международной научной соцсети
Academia.edu, где публикуются в том числе и статьи по библеистике. Как
оказалось, на Западе существует целое направление, сторонники которого
утверждают, будто Иисуса не распяли на кресте, а… посадили на кол. Сначала я
подумал, что это какая-то глупая шутка. Но нет, достаточно большое число
зарубежных ученых на полном серьезе разрабатывают эту концепцию. В качестве
примера можно привести статью Martijn Linssen "The Gospels testify: did Jesus
die on the cross?".
Отправной точкой подобных рассуждений является многозначность
употребляемого в Евангелиях греческого слова σταυρός, основным переводом
которого является «крест». Однако иногда оно может употребляться в значениях
«столб» или даже «кол». В выборе варианта перевода, разумеется, важен
контекст.
Полагаю, нет необходимости подробно разбирать концепцию «колосажания».
Вместо этого предлагаю обратить внимание на те места Евангелий, которые
свидетельствуют о казни на кресте.
Первое свидетельство: «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не
оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, –
просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин 19:31). Иисус и
два разбойника действительно были распяты на кресте. Это следует из намерения
иудеев сломать казнимым голени, чтобы ускорить их смерть. Перебитие голеней
приводило к затруднению дыхания вследствие смещения нагрузки от тела на руки и
грудь, а при утомлении мышц рук происходило удушение.
Второе свидетельство: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа.
Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста
моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю... Потом
[Иисус] говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку
твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:25, 27).
Иисуса действительно распяли на кресте, так как Его руки были пробиты
гвоздями.
Третье свидетельство: «Пилат же написал, и поставили на кресте над головою Его надпись, означающую вину Его. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Соборное Евангелие 171:5; ср. Мф 27:37, Мк 15:26, Лк 23:38, Ин 19:19). Иисуса действительно распяли на кресте, так как во время казни над Его головой была прибита табличка.
Вышеприведенные три свидетельства не могут быть удовлетворительно
истолкованы в рамках концепции «колосажания».